Конкурс-проект "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Эпохою к подвигам призван

Писатель Ф.П. Архипов, 1926 года рождения, в годы Великой Отечественной войны молоденьким красноармейцем, недавним девятиклассником печатался во фронтовых газетах «Вперёд за Родину», «Часовой Севера», «В бой за Родину», в журнале «Сквозняк». Приняв участие в конкурсе «дивизионки» в 1942 году, он за стихотворение «Медсестра» и рассказ о пулеметчике завоевал первую премию - походную библиотечку.
Он печатался во многих журналах страны: «Советский воин», «Смена», «Аврора», «Волга», «Уральский следопыт», «Сибирские огни», «Север», «Дальний Восток», в изданиях Групп советских войск в Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, в центральных и местных газетах. Его книги прозы, поэзии, сказок, рассказов, стихотворений для детей выходили на Урале, в Хабаровске, в Москве, Владивостоке.

За годы службы в армии он окончил Учительский институт в Уссурийске и Педагогический в Хабаровске. Ветеран участвовал в боях в составе войск Севере - Западного, Карельского, Первого дальневосточного фронтов. Он подполковник в отставке, инвалид войны 2 группы. Живет в городе Екатеринбурге, является членом совета ветеранов, литературного клуба «Новая библиотека».

Знаменательна встреча Фёдора Петровича с Константином Симоновым: два фронтовика, два поэта, два мужчины понимали друг друга без слов. Федор Петрович бережно хранит томик стихов с автографом К.Симонова. Их судьбы во многом перекликались, их творчество напоминает нам о цене той Великой Победы, о людях, подаривших Победу потомкам.

Сам Ф. Петрович как - то сказал : « У каждого из произведений, как и у людей, своя судьба. Одно из них , родившись, вскоре погибает, так и не выйдя в свет. Другое безотлагательно начинает своеобразную, порой удивительную жизнь.» Разве вот такие строки прошли мимо читателя, не стали песней - признанием в любви?
Пожелай - и для тебя достану
в море отраженную звезду,
согласись, твоей судьбою стану
и ни в чем тебя не подведу.
Не таись, прошу тебя, не надо,
От кого скрываться нам двоим?
Принеси мне солнечную радость
Смелым откровением своим.

Эта нежность, неисчерпаемая мужская доброта появились в творчестве поэта не просто так. Они выношены «солдатом с котомкой и русской винтовкой в руках». Вот как Ф.П. Архипов изображает войну:
От взрывов нам жарко было,
Огонь никого не щадил,
И только у мертвых стыла
Ярость борьбы в груди.
«Эпохою к подвигам призван»

В стихотворении «На Курской дуге» автор описывает столкновение двух видов металла: «друг друга таранили уральская и крупповская сталь, броня России и броня Германии». Нелегко приходилось и живым, имеющим душу морякам:
Нас дым душил, слепила гари мгла,
и в кожу густо впитывалась копоть,
На раскаленных дождь шипел стволах,
И кровью исходили мы в окопах.

В «Исповеди уральца» Ф. Архипов серьёзно говорит о том, что целью русских на Курской дуге было показать врагам, что Дуга для них катастрофа. «И потому - то в огненных метелях ни капельки себя мы не жалели».

Как и в жизни, на войне были подлецы и герои, прямых характеристик отрицательных бойцов нет, но если кому - то был дан срок для исправления, значит были такие, которые творили паскудное и злое, а значит товарищи вправе потребовать: «Ты стань таким». Много стихов Архипова Ф.П. стали песнями. Чем это объяснить? - Особой лиричностью, напевностью, особым строем стиха, использованием 2-х и 3-х-сложных размеров. Да и тематика стихотворений близка чаяниям народа: «Фронтовики» композитора Л.Гуревича, «Ни за что, никогда» композитора Н.Менцера, «Свадьба» и «Без вести пропавший» композитор А.Ляпина и др.

Человек, прошедший войну... Отразилось ли в его сознании тяжёлое воспоминание? Для этого мы проанализировали стихотворения Ф. Архипова и провели своеобразный спектральный анализ. Оказалось что в его стихах присутствуют упоминание о всех цветах радуги: «радужные», разноцветные, «яркое цветенье», но иногда упоминаний нет, а есть определённые цвета: например, больше всего желтого цвета: «желтые кувшинки», «желтая морошка», «желтые колоски», «желтые блики костра», «золотые струи», «желтая метелица». Даже есть стихотворение «У Желтого яра», где упоминание о желтом цвете встречается 5 раз! А ведь у Ф.М.Достоевского это цвет безнадёжности, рока.

Совсем иное значение желтого цвета у Ф.П.Архипова. Это цвет радости жизни, её зрелости, счастья, тепла. Соседствует с этим цветом голубой, переходящий в синий цвет: «голубеют ленты», «голубая шаль», «лазурные глаза», «простор голубой», «синь» и т.д.

Фиолетовый цвет с оттенками светлыми встречается при описании буйства сирени.

Оранжевый цвет соседствует с желтым, а красный вовсе не сигнал опасности: «красный кушак на елочной игрушке», «щечки горят», «звезды на Кремле», «красные от стужи руки», «брусника, словно заря».

Таким образом, автор использует все цвета радуги, он впитывает в себя всё разнообразие жизни, упоминает часто и белый цвет - цвет целомудрия и непорочности. Избегает же черного, серого цветов. Они появляются только при воспоминаниях о войне, например, «На Курской дуге»

Кстати, семь сборников его произведений красного, розового, синего, голубого, зеленого и оранжевого цветов.

С тех давних пор прошли годы. Если Федор Петрович был красивым танкистом, молодым и сильным, с задорно заломленной набок фуражкой, то сейчас это убеленный сединой мудрый человек с проницательным взглядом. И беззащитный... Потому что он эту беззащитность и неприкосновенность выстрадал своей героической судьбой, выстрадал уважение и преклонение. Но страшно то, что, ожидая ответ на наше письмо к писателю, мы получили не совместимую с человеческими представлениями вещь: какой - то юный подлец подстерёг Федора Архипова в подъезде, избил его и отнял пенсию. В тяжелейшем состоянии он находится в больнице. Можно сейчас много говорить о причинах нашего жесточайшего времени, но дело не в этом. Дело в том, что мы неблагодарны к тем, кто вершил историю, к тем, кто подарил нам мир. Наше дело найти свое место в этом мире: быть необходимым, нужным Отечеству или вести паразитический образ жизни, быть потребителем и вандалом ко всему святому. Странно, что есть такие, кто относится ко второму разряду. Эти люди (если их так можно назвать!) не заслуживают нашего внимания, пусть их судьбу решает суд. Мы будем говорить о тех, кто
Шел на выстрелы по приказу,
Там, где взрывы за валом вал...

Закончилась война, но события, переживания военных лет оставили глубокий след в сознании людей. Тема «жестокой памяти» , по Твардовскому, стала главной в творчестве многих писателей.

Память о Великой Отечественной воине глубоко, разносторонне и разнообразно воплотилась в творчестве поэтов фронтового поколения. К этому поколению обычно относят не всех участников войны, а людей, родившихся в первой половине двадцатых годов. А.Недогонов, П.Шубин, М.Дудин относятся к фронтовому поколению поэтов, так как их творческое формирование пришлось на военные годы.

Некоторые поэты фронтового поколения П.Коган, Н.Майоров, М.Кульчицкий и др. погибли на войне, не успев сказать о ней главного слова.

Широкую известность, начиная после второго послевоенного десятилетия, получили их предвоенные стихи, в которых они, предчувствуя близость схватки с фашизмом, выразили твёрдую решимость отдать свои жизни в борьбе за идеалы Родины. Во 2-ом послевоенном десятилетии было подсчитано, что из каждых ста воевавших человек этого поколения осталось в живых только трое. Из числа тех немногих, оставшихся в живых, вышло много талантливых писателей, кинорежиссеров, актёров, ваятелей, живописцев, людей и др. творческих профессий. Это свидетельствовало о том, что прожитое на войне в высшей степени способствовало росту самосознания человека, раскрытию творческих способностей личности. Они входили в литературу не все сразу, а как бы волнами. П.Шубин, М.Дудин, А.Фатьянов, С.Гудзенко, Г.Суворов, М.Луконин, С.Наровчатов, Г.Поженян, Ю. Левитанский и др.

Новая и, вероятно, самая высокая волна поэзии фронтового поколения возникла сразу после войны. В это время заявляют о себе А.Межиров, С.Орлов, Ю.Друнина, Г. Николаева, В.Тушнова, А.Чепуров, Ф.Архипов. В стихах молодых поэтов-фронтовиков, появившихся сразу после окончания войны, наметились три основных мотива, характерные и для всей поэзии того времени, но приобретшие в силу их возраста и особенностей воспитания специфическое звучание.

Первый из них, выражавший радость возвращения к миру, наполнялся в лирике молодых поэтов особой страстью, которая находила своё воплощение в любви к женщине и красоте природы, в полноте и остроте восприятия жизни вообще.

Второй мотив в молодой послевоенной поэзии был связан с воспоминаниями о войне, в которых осознавалась индивидуальная значимость каждого фронтовика в борьбе за жизнь Родины и всего человечества. Поэт вместе с читателями смотрит на недавно прошедшее как бы из глубины будущего времени, в котором память о подвиге простого солдата останется, как и сегодня, живой и неостывающей, сохраняющей тепло дружеских чувств.

Третий мотив в лирике молодых поэтов фронтового поколения можно отчасти определить словами из стихотворения С.Гудзенко «Мы не от старости умрем...», в котором солдат, вернувшийся с войны и видавший немало разных стран и городов, хочет знать, «что было здесь, когда мы были там».

Кто такие солдаты?- Люди, защищающие наш покой, но несмотря на то, «что в грозу им неплохо спится», для них дороже мирная жизнь, пробуждение жизни весной, шелест косых дождиков, тянущиеся к солнышку колоски. Профессия - защитник Родины - благородная, гуманная, которая «чужой и старой жизни вопреки». Здесь нет прямых лирико-публицистических интонаций, но изображение, построенное на контрастном сопоставлении солдат и чужой старой злобы, приобретает агитационные и монументально -обобщенные свойства.

Стихотворение «Гармонист» по тональности и ритмике очень похоже на песню. Вспомним стихотворение Исаковского « В лесу прифронтовом»
С берез - неслышен, навесом-
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
играет гармонист.

У Ф.Архипова:
В открытое настежь окошко
Влетает медлительный лист
Опять на колени гармошку
Кладет мой знакомый танкист.

И опять же солдат со своей «потертой хромкой» вызывает пред лирическим героем разные картины и звуки: это и трель капели, девичий вздох, рой свинца в бою. Автор восхищается талантом солдата, душа которого признается в любви родимым раздольям. По своему строю стихотворение имеет двух деятелей – гармониста и лирического героя, который не остается безучастным , в его душе возникают различные картины жизни, они как будто соединяют в единое целое музыку и её восприятие.

Военные годы вызывали невиданный расцвет гражданской поэзии. Образ Родины стал центральным в патриотической лирике тех лет. Этот образ не даёт покою автору и в мирное время. Душу щемит память о двух обелисках на левом и правом берегу реки. Эти обелиски - совесть солдат, воздвигнувшая их. Для чего нужны они?- Чтобы хранить славу и покой соратников. И как же близки строки об обелисках строкам А.Твардовского о переправе! Это о погибших автор с гордостью говорит: «России верные сыны»

Родина, Отчизна, Россия - дорогие для солдата слова и, говоря о героях, нельзя не вспомнить о Родине:
Эпохою к подвигам призван,
Для мира он жаждал побед,
С надеждой святою Отчизна
Глядела солдату вослед.

Иногда понятие Родины восходит к понятию космическому, ведь раз мир воцарился на земле - значит, спасена солдатами вся планета:
Отчизна славит подвиги солдат,
И люди доброй верою согреты,
Что не дадим спалить мы жизнь планеты
«Исповедь уральца»

Часто в стихах Ф. Архипова встречается образ дороги. Это образ уходит истоками в русскую классическую литературу и искусство, где жизнь человека - трудный путь, связанный с историческими путями русского народа.
Она не такую бы
Вынесла пытку –
Лишь только дождаться
Сынка на побывку.
Не в силах унять
Затаенной тревоги,
Все смотрит и смотрит
На змейку дороги.
«Осинка»

В годы войны отношение ко всему родному приобрело не только личный, но и глубоко интимный характер. В лирике тех лет интимность сказывалась не только в любовных отношениях между людьми, но и в восприятии отчего дома, Родины, ее исторического прошлого, природы, жизни в целом. Образ Родины мог вызвать разные представления: одни могли вспомнить родные места, речушку, милую с детства, для других оживали страницы школьного учебника, третьи возвращались в недавнее предвоенное время.

Тема «Зои» - это тема мужества в испытании. Стихотворение «Мужество школьницы» - лирический рассказ о человеке, обнаружившем не просто душевную стойкость в общих для всех тяготах войны, но совершившем подвиг самопожертвования ради высокой идеи - любви к Родине. «Зоя» - это героика, воплощенная в искренней беседе с юной школьницей, окруженной волчьей стаей. Нет, она не успела поджечь, или разрушить, или взорвать то, что ей было положено. Но она сумела нечто неизмеримо более грандиозное и существенное. Она сумела так умереть, что смерть её, сила в страшный час подожгла, взорвала, разрушила представления врага о его могуществе, о нашем страхе перед ним.. Врагов Зои забыли, а она осталась навеки бессмертной, и - с народом в большой дороге, и «любимой нами безмерно!».

Мягкостью и задушевностью интонации, сосредоточенностью исключительно на поэтической стороне любви отличаются стихотворения «У нее простое имя Валя...» «Поселок Лесной», «На танцах», «Ну хотя бы из чувства жалости...», «Наедине с гитарой»

Чувство любви настолько сильно в стихах поэта, что иногда кажется совсем незащищенным.
Ну, хотя бы из чувства жалости-
Щедро и напропалую –
Полюби меня, пожалуйста,
Полюби меня, молю я.

Вспоминается заклинание - признание и у другого военного поэта -Е.Винокурова:
Что же? Я любил тебя когда - то.
Оказалось: нет тебя милей.
Вот она - больничная палата.
Ты меня возьми и пожалей.

Любовь, по мнению Ф.Архипова, излечивает любую рану, дает возможность даже воскреснуть:
Я возьму это слово на память,
Буду в сердце носить всегда.
На ночлеге ли у границы,
В блиндаже ли на передовой –
Мне улыбка твоя приснится.
И увидится образ твой.

Восприятие природы в русской лирике военных лет накладывало отпечаток не только на интимные и патриотические чувства: любви к женщине, к Родине и отчему дому, но и на восприятие жизни и смерти, времени и вечности, смысла человеческого существования - и в этих случаях приобретало философский характер. Таковы стихотворения «У Желтого яра», «Река», «Сирень», «Фонтаны на Исети», «В хороводе огней», «Поселок лесной», «Желтая метелица и т.д. Интересно, форме диалога построено стихотворение «Ива». С желтогривой ивой ведется беседа о том, почему её называют плакучею. Уж не несчастливая она? Но ива отвечает, что не считает судьбу свою горькою, наоборот, живет она «не спесиво и ни перед кем не виновата» А плакучая, потому что « ветки опускает в воду, изучает зыби и плачет от прилива чувств». Стихотворение насыщено метафорами, эпитетами. Ивушка очеловечена, так как похожа на Аленушку у пруда, отсюда мечтательность, задумчивость, философичность стихотворения. Любопытство и наблюдательность - это еще не главное, а главное состоит в том, что идеал человеческой жизни в проповеди незлобивости, неспесивости. Вот стихотворение «У Желтого яра». Степь- символ свободы чувств, стремлений, независимости. А желтые здесь плесы, и косы женщин, желтый карьер, желтая пшеница, полосы залиты солнцем. С желтым сочетаются рассветная просинь, радужные арки небесных крепей, зелень кленовых рощ. Автор заменяет перечисленное обобщенным словом «все это». И все это покоряет человека, который хоть раз побывал у Желтого яра. А вообще за любой деталью стихотворения чувствуется любовь автора к жизни, умение видеть в обыденном красоту и неповторимость. А вот стихотворение Ф.Архипова «Река» состоит из 2-ух частей:
1 часть - река - девчонка, одушевленная, все познавшая, влюбленная в труд свой и капризная.
2 часть - река - труженица, которая на рассвете, промыв лазурные глаза, побежит, в комбинезон одета, на свою работу, будет вращать турбинами, напружинит током жилы, поведет по рельсам провода. Река- это символ труда, неуемности энергии, старательности, ответственности за свои деяния.

Другое стихотворение «Тополек» выглядит как мимолетная зарисовка. Начало обычное, незамысловатое: «Посадили люди тополек». 2-е предложение – неопределенно-личное: « А его сломали безобразно». Сколько в нашей жизни мы видим таких горьких картинок! Нас они уже не задевают. Прошло много времени, о топольке же никто не помнит. И вдруг «из земли, оставшейся без снега, сиротливо выглянул пенек, потянулись к солнышку побеги».

Вдруг явный надтекст, глубокий смысл этого явления в таких философских строках: «вновь побеждена на свете смерть». А ведь мы - то помним, кто автор стихотворения - герой войны, сам поборовший смерть. И это, действительно прекрасно и значимо. Но вот неожиданная концовка: почему нельзя вернуть дедушку, погибшего в атаке под Берлином? Конец глубоко философский: необратимо все, невозвратимо, но живет в памяти, и мучит, и роднит с теми, кто пережил такую же боль.

Прилив новой волны в лирике фронтового поколения приходится на второе послевоенное десятилетие, когда вся наша поэзия, плодотворно используя художественный и духовный, нравственный опыт военных лет, особенно связанный с чувством достоинства каждого человека, который оставался мало реализованным в первое послевоенное десятилетне дотоле творческий подъем. Звучат голоса Б.Слуцкого, Е.Винокурова, К.Ваншенкина, Б.Окуджавы, Э.Асадова, С.Баруздина и др.

В третьем послевоенном десятилетии, когда в поэзии выдвигается на первый план так называемая «тихая лирика», обратили на себя внимание стихи С.Сухова, Н. Старшинова.

Пережитое на войне и память об этом пережитом по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого, сказывались на творчестве поэтов фронтового поколения, способствуя развитию у каждого из них своего личностного, неповторимого и своеобразно художественного мировосприятия, прежде всего лирического мировосприятия.

Поэт Ф.Архипов в тяжелых военных условиях создавал свою поэтическую летопись тяжелых дней войны. Формирование поэтических принципов, реалистических в своей основе, началось с выработки своей поэтической интонации. А. Сурков в1942 году пришел к следующему выводу:
«На войне не надо пытаться перекричать пушки. Пушки не перекричать простым человеческим голосом - лопнут голосовые связки, и тебя все равно никто не услышит. Война подсказала: Не ори, говори тише. Это одна из истин, забвение которой должно привести на войне или к срыву голоса, или к потере лица. На войне кричать не надо. Чем ближе человек стоит к смерти, тем больше раздражает его громогласная болтовня! Человек любит прямое слово, прямо соответствующее его жизни на войне. Эти стихи очень возвышенные по чувствам, но все они написаны без крика, проникновенным лирическим голосом». Необходимо было вырабатывать лирическую, доверительную интонацию для разговора с воюющем соотечественником. Лирическое настроение вырастает из какого-либо конкретного наблюдения, из конкретного факта и выражается сдержанно и скупо, и в этой сдержанности особая выразительность, и публицистическая сила.

Вспомним стихотворение «Солдатам и в грозу неплохо спится ...» или «Гармонист». Литературная манepa Ф.Архипова близка к творческой манере поэта-фронтовика Е.Винокурова, тоже ушедшего на фронт со школьной скамьи.

Е.Винокуров в своем творчестве отличается весьма своеобразной философской направленностью. Истоки философичности уходят в годы войны и связаны с восприятием всего простого и обыденного как первоосновы мира и человеческой жизни. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что всех юношей, ставших потом поэтами , война научила прежде всего остро чувствовать прозу жизни, значимость повседневной реальности вплоть до её мелочей, но вместе с тем это чувство прозы жизни у них было разным.

Очень конкретен в лирике Ф.Архипов . Достаточно посмотреть на названия стихотворений : « Осинка», «Матрос», «Звезда на рукаве», «Без вести пропавший». Конкретны и географические названия в стихотворениях: « Чермоз», «Песня о Екатеринбурге», «Фонтаны на Исети», «На Курской дуге». В простом товарище, с которым делился самокруткой и добрым словом, поэт видел настоящего героя:
Пусть высекут на камне времена
На вечную потомкам нашим память
Солдат и офицеров имена,
Прославивших страну и её знамя.
И первого из первых занесут
В тот знатный список для людской истории
Того, кто, почитал военный труд,
Бесстрашным был-
Сабурова Григория.

Аналогично по своей сути другое стихотворение поэта «Ревниво и безмерно жизнь любя» или «Тихоня»
Его в молитвах нарекли святым,
Честь оказал великой он державе...
А в жизни был он скромным и простым
И не стремился к почестям и славе.

Да, поэт видит, что первооснова всего - простое, обыденное, но человек может сотворить великое, возвышенное, но — увы - он может и погубить, уничтожить все то, что сотворил, поэтому всегда нужно быть мудрым и осторожным, ведь мир хоть и великий, но и хрупкий. Этому пример скромное стихотворение «День».
Добротна ласточкина лепка
И мелодичен бег ручья...
Как все же жизнь великолепна! -
С восторгом восхищаюсь я
Но иногда тревожит душу:
Неужто эту красоту
Война сомнет, сожжет, разрушит,
Перелопатит в пустоту.

Изображение России, Родины у Ф.Архипова традиционно похоже на изображение России Н.А.Некрасовым и А.Блоком. У них это женщина, любимая мать:
От избушек убогих
До лучистых дворцов
Шла ты трудной дорогой
И с открытым лицом.

Обращение к Родине и убогой, и сильной сменяется верой, что простые солдаты выполняют свою миссию. В конце стихотворений звучит полифония - не один авторский голос, а голоса тех, кто чувствует ответственность за свою Отчизну, автором используется местоимение «мы»:
И, поганую силу
Сокрушая во мгле,
За тебя, за Россию,
Смерть сомнем на земле?

Поэт тонкими, но вечными узами связан с матерью. Поэтому самые добрые, самые нежные стихотворения посвящает ей:
Я не припомню ни единой ночи,
Чтоб в снах моих не побывала мать,
То вяжет что-то, у плиты хлопочет,
А то белье берется выжимать.

Ф.Архипов хотел бы обратить время вспять, чтобы мать была жива, а он бы все обязанности выполнял сам, однако время необратимо, и где – то в зеленом сосняке покоится родная мама, а в самом сокровенном узелке моей души о ней хранится память.» Сразу почему - то вспоминается Савелий Крамаров, который, уезжая навсегда в Америку, перевез туда и прах своей матери, чтобы ей не было одиноко без него в России. Любовь к матери у всех выражается по-разному, хотя
святая эта память не угаснет,
И будет видеться во сне и наяву
Мне образ матери
Печальный и прекрасный.

Как когда - то мать болела душой за своего сына, так и теперь сам её сын, будучи отцом , беспокоится о судьбе своего чада и мечтает, « чтоб, вдруг в прихожей затрещал звонок, и в дверь влетел, удачею обласкан, защитник наш, мой дорогой сынок».

По - своему мудро относится автор к животным. Достаточно вспомнить произведение повествовательного характера «Наполеон». Наполеон, как мы знаем, из неизвестного бедного юноши стал знаменитым полководцем, проявив мужество и предприимчивость под французским местечком Тулон. А в стихотворении наполеон - это рысак, выносливый, быстрый, боевой, мудрый, смелый. Это ему выпало на долю встретиться с немецким «тигром», и он спасовал, «сдержан шенкелями, мигом встал, железными подковами по тракам , по жалюзям и башне захлестал» Это было последнее сражение живого существа с жестоким железным зверем. Но моральная победа была за рысаком Наполеоном, сражавшимся за все, оберегая всех.

Или вот другое стихотворение «Таежные собаки». Это труженицы. Они охотницы на медведей, но они верно сторожат стойбища, везут с поклажей нарты. Их закрученный хвост очень роднит их с гордыми снежными баранами, живущими у высот безбрежных. Законченность стихотворению придает своеобразное обрамление - повторение в начале и в конце стихотворения:
У лаек хвосты закручены,
Как рога у баранов снежных.

Вернувшийся с войны очень чуток к окружающему, бережен, заботлив. Он тонко чувствует, как пахнет ольхой и сосной, как сирень волнует нежным ароматом, как аромат листочков течет и тревожит, он способен осязать шершавость рук и шуршащие травы, а его зрение способно уловить всевозможные оттенки цвета, а слух улавливает все:
Как взрываются звезды и конфеты на елке, как играет на скрипке поземка, как плещутся весла, свищет ветер, дубасит волною или шепчется листва.

Его любимые лирические герои – великие труженики, мастера своего дела, не умеющие сидеть сложа руки. Поэтому в его стихах так много глаголов:
Мила людская мне страда,
И убежден я без сомненья,
Что нету счастья без труда,
Как жизни нету без движенья
Миниатюры
Или
…нет для тебя на свете горше муки,
чем жизнь без дела, милая моя.

Нередко автор пользуется и иллюстрацией, например, при описании реки и действия ее бурных вод используются звуки «р», «л», «ж».
Завращает тяжкие турбины,
Напружинит током жилы линий,
Поведет по рельсам провода,
Упеваясь радостью труда.

Поэзия Ф. Архипова метафорична, самобытна. Достаточно вспомнить его стихотворения о природе:
Сережек пыльцою завьюжен
Росточек пахучей сосны…
«Буйство весны»

Куполами цветущих яблонь
Забелела моя земля
«Теплынь»

Горизонт – огромнейшие пяльцы…
Золотыми струйками меж пальцев
Льется шелестящее зерно…
«Желтая метелица»

Над полем боя
День и ночь огонь хлестал
«На Курской дуге»

В багровых закатах зимних,
В гремучих седых рассветах
Мы сквозь смертоносные ливни,
Пожалуй, прошли полсвета.
«Фронтовики»

Сирень в цвету, курчавых яблонь пена
«Первая любовь»

Стихотворения могут быть написаны как исповедь, признание, размышление, экскурс в прошлое. А вот это стихотворение соединяет в себе все жанры и просится быть переложенным на музыку.
Я извинения прошу,
Что вам в отчаянье пишу,
Что для меня вы, словно воздух,
Как солнца свет и неба звезды.

Осталось совсем немного – мы будем праздновать великое событие – 60-летие Победы. Ветеранов осталось мало. Мы перед ними чувствуем не только вину, что это люди другой героической эпохи, эпохи – легенды. Хотелось бы, чтобы ветераны никогда не сожалели, что были «эпохою призваны к подвигам», что проливали кровь, рисковали жизнью не зря. А мы гордимся, что являемся современниками ветеранов.

Здоровья Вам, счастья и поздравлений в День Победы! Пусть этот день будет для Вас теплым и добрым!

А Федору Петровичу, бесконечно близкому нам посредством знакомства с его творчеством, желаем здоровья и творческих успехов, так как его талант – связующая нить между эпохой героизма и современностью, соприкасаясь с его творчеством, мы становимся чище, благороднее, добрее, за то Вам низкий поклон!

Вернуться к списку работ

Текст реферата (MS Word) на веб-страницу переложил Самосушев В.Л.
Авторский стиль, орфография и пунктуация сохранены.

© "Они защищали Родину", 2005