Конкурс-проект "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Культурная жизнь Прикамья в годы Великой Отечественной войны

Выполнила: Алексеева Людмила, школа № 127, 11 «А»

Руководитель: Морозова Елена Леонидовна, учитель высшей категории, школа № 127


Оглавление


Введение
Работа библиотек в условиях военного времени
Клубная работа в годы войны
Работа музеев в военное время
Театральная жизнь на Западном Урале в годы войны
Богатая и полнокровная жизнь музыкантов во время ВОВ
Патриотическая работа художников во время войны
Напряжённый труд пермских литераторов во время ВОВ
Политические нападки на литераторов
Заключение
Библиография


Введение

В 2005 году народы нашей страны и всё прогрессивное человечество отметят 60 – летие со дня окончания второй мировой войны, важнейшей и решающей составной частью которой была Великая Отечественная Война.

В каждой нашей семье дети и внуки выживших и победивших хранят драгоценные крупинки памяти, которые совсем скоро могут растаять в будничной реке времени.

Поэтому нужно собирать различные материалы, касающиеся многих сторон жизни того времени, пока не поздно.

Целью этой работы является отражение культурной жизни Прикамья в годы ВОВ.

Каждый человек вступал в бой на том рубеже, где застало его военное время. Одни стреляли из пушек и поднимали в небо боевые самолёты, другие шли на призывные пункты, чтобы записаться добровольцами, третьи стояли у станков, - но все они сражались за Победу.

Вот и деятели искусства и культуры Прикамья вносили свой посильный вклад в дело разгрома фашизма.

Изучая материалы, касающиеся культурной жизни нашего края в годы ВОВ, я пополнила свои знания в области истории и хочу, чтобы мои сверстники познакомились с этим интересным материалом.

Нам время не даром даётся.
Мы трудно и гордо живём.
И слово трудом достаётся,
И слава добыта трудом.
            Я. Смеляков.

Трудности военного времени оказали отрицательное влияние на культурную жизнь Западного Урала.

В первые же дни войны Наркомпрос РСФСР, в ведении которого находились культпросвет учреждения, принял ряд постановлений и директив, направленных на коренные изменения их работы в условиях военного времени. Уменьшилось количество учреждений культуры. Приходилось решать сложные задачи, чтобы перестроить работу этих учреждений.


Работа библиотек

Было необходимо спасать библиотечные ценности. На Урал был эвакуирован практически весь основной фонд Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. В Пермь прибыло 49 вагонов с книгами. Ценный груз приняла областная библиотека им. А.М. Горького и библиотека Мотовилихинского клуба им. Я.М. Свердлова. В обработке и сохранении книжных сокровищ московским коллегам оказали помощь местные библиотекари-энтузиасты.

Областная библиотека в 1942 году провела 12 литературно-художественных вечеров, на которых побывало 3,6 тысяч человек. Темы вечеров отражали текущие события Отечественной войны; отмечались знаменательные даты – юбилеи великих писателей и поэтов: В.В. Маяковского, А.М. Горького и др. В читальном зале выступали ведущие мастера советского искусства Э. Гилельс, Р. Тамаркина, квартет им. Вильома.

Одним из основных направлений в работе библиотек стали литературные и читательские конференции. Они носили ярко выраженное антивоенное звучание. На этих вечерах выступали такие известные писатели, как А. Первенцев, А. Новиков-Прибой, М. Слонимский, Л. Кассиль, В. Каверин, В. Панова и др. Здесь же, в библиотеке им. Горького, состоялось 52 концерта, организованных Пермской филармонией. Своё искусство показали мастера художественного слова А. Шварц, Д. Журавлёв, И. Сербова. Не прекращалась в годы войны и собственно библиографическая деятельность библиотек. Библиотеки шефствовали над воинами частей и подразделений, посылали им подарки, поддерживали постоянную переписку. Так, Пермская областная библиотека шефствовала над 165й стрелковой дивизией, а березниковские библиотеки – над местными госпиталями. Недаром 42 сотрудника Пермской областной библиотеки награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В сельских же районах Урала некоторые библиотеки пришлось закрыть, а их помещения отдать на нужды эвакуированного населения. Резко сократилось число читателей, так как не было читальных залов. Так, зимой в 1942-1943гг. и 1943-1944гг. почти все сельские библиотеки Прикамья прекратили работу из-за отсутствия дров. Почти 2/3 библиотекарей Западного Урала не имели специального образования.


Клубная работа

Многие клубы в годы войны превратились в агитпункты, и главной фигурой в них становился не художественный руководитель, а пропагандист-агитатор.

До 1943 года большинство клубов в Прикамье влачили жалкое существование, и только после апрельского 1943 года постановления ВЦСПС «О состоянии и задачах культурно-массовой работы профсоюзов» наметились сдвиги в этой области. В постановлении предлагалось освободить все клубные помещения, произвести их ремонт, восстановить бездействующие киноустановки и радиоузлы, наладить работу кинопередвижек, обеспечить всё помещение необходимым инвентарём, газетами, журналами и новой литературой.

Важным звеном в жизни клубов продолжало оставаться художественная самодеятельность. В годы войны изменилась тематика выступлений. В репертуаре преобладали произведения, посвящённые войне.

Советский танк пошёл в атаку,
И мёртвый враг на землю пал.
Узнали мы родную марку:
Твоя работа, наш Урал!

Пусть прочь ползут фашисты – змеи,
Их огневой настигнет шквал.
Гремят стальные батареи –
Твоя работа, наш Урал!

Это фольклор того времени. Среди участников самодеятельности большинство составляла молодёжь. Если в 1941 году в Пермской области было 542 кружка художественной самодеятельности, в которых участвовало 10.840 человек, то в 1942 году - 786 кружков (13.350 человек), а в 1943 году – 1.232 кружка (16.000 человек). С 1943 года начали проводиться детские смотры-конкурсы. В январе 1943 года на сцене оперного театра в Перми выступали юные певцы, танцоры, чтецы, акробаты, инструменталисты. Здесь же проходил и заключительный концерт общегородской олимпиады художественной самодеятельности учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО.

В январе 1944 года в течении 5 дней проходил смотр сельской художественной самодеятельности Западного Урала. На итоговый смотр в Пермь съехались 53 коллектива и 300 самодеятельных композиторов. Первое место занял драмкружок клуба моторостроительного завода, поставивший пьесу «Василиса Мелентьева».


Музеи в годы войны

Краеведческие, художественные музеи Урала проводили большую культурно-просветительскую работу в течение всей войны. Часть из них пришлось законсервировать. Из 10 музеев Пермской области в 1942 году работало 4.

На первое место в научно-исследовательской работе краеведческих музеев в дни войны встали вопросы исследования и изучения местных сырьевых ресурсов, полезных ископаемых, лекарственных растений, что имело большое оборонное значение.

Большинство художественных музеев свернули свои экспозиции в связи с размещением в их залах экспонатов эвакуированных музеев и галерей. Поэтому основной формой работы стала организация вне стационарных выставок. Пермская художественная галерея полностью была закрыта для посетителей до 1943 года. Вне её стен работала выставка «Урал в изобразительном искусстве» (в читальном зале библиотеки им. Горького), приуроченная к открытию научной конференции «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе». На выставке было представлено 235 произведений живописи, скульптуры, графики. За период только с 15 июня по 2 июля 1943 года её посетило более 1.300 человек.

Значительную помощь уральцам оказывали сотрудники эвакуированных музеев. В Соликамске хранились собрания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея восточных культур, Музея керамики и «Усадьбы Кусково 18 век», исторического музея-заповедника г.Загорска (сейчас Павловский Посад), музея А.С.Голубкиной, Архитектурного музея, Центрального театрального музея им. Бахрушина, дирекции выставок и панорам Главизо, дома-музея М.Ю. Лермонтова, экспонаты Краснодарского художественного музея, часть сокровищ Русского музея.

Большинство ценнейших произведений Русского музея разместилось в здании Пермской картинной галереи. Здесь же, в отапливаемом помещении, находились шедевры Третьяковской Галереи. Коллектив Русского музея принимал активное участие в общественной жизни Перми и Соликамска. В 1942 году в Перми были открыты небольшие выставки: «Русская культура второй половины 19 века» (для Ленинградского театра оперы и балета), «Произведения мастеров 18-19вв.» (для персонала музеев области). В Соликамске функционировала выставка «Произведения советской графики» и др.

С 1943 года выставки устраивались уже для всего населения. В залах Пермского краеведческого музея работала выставка «Ленинград в дни блокады. Отзывы и отклики об этой выставке звучали как призыв к ещё большему сплочению народа в борьбе с фашистскими захватчиками, к дальнейшим трудовым подвигам уральцев, ковавших оружие для победы над врагом. Только за один месяц выставку посетило более 11.000 человек.

Широко отмечалось 100-ие со дня рождения художника И.Е. Репина. На предприятиях, в госпиталях проводились беседы, доклады, читались лекции о его творчестве. В Пермском краеведческом музее при содействии сотрудников Русского музея была открыта выставка произведений И.Е. Репина, где экспонировалась 51 картина. Посетителям выставки казалось фантастическим видеть суровое время войны шедевры мирового искусства в глубоком Уральском Тылу.

В июле 1944 года в Перми состоялась выставка лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств М.В. Нестерова, на которой были представлены такие известные полотна, как «Пустынник», «Великий татарин», «Портрет дочери художника».


Театральная жизнь

В годы войны на Западный Урал прибыли прославленный Ленинградский Академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова и Ленинградский ТЮЗ.

Пермский областной театр оперы и балета к середина августа 1941 года стал передвижным, драмтеатр в Кизеле был переведён на хозрасчёт, а театры в Березниках, Соликамске, Лысьве ликвидированы.

19 августа 1941 года длинный эшелон из 80 теплушек и 2 классных вагонов увозил прославленный на весь мир бывший Императорский, а в то время Кировский театр оперы и балета из Ленинграда в Пермь. Основная часть коллектива театра в составе 520 человек прибыла в наш город 29 августа. И уже 13 сентября театр открыл сезон оперой «Иван Сусанин», для которой по старым эскизам были сделаны специальные декорации. В пермском театре никакого специального помещения для репетиций не было, поэтому артистам приходилось начинать репетиции в 7 часов утра, а заканчивать их после спектакля в 1 час ночи. Но коллектив, преодолевая все трудности, выпускал по 4 спектакля в месяц.

Однако эти спектакли проходили при полупустых залах. Одна из ведущих солисток театра Н.М. Дудинская писала: «Молотовский зритель не сразу отнёсся к нам тепло. Его надо было завоевать». И пермский зритель не мог пройти мимо такого явления, как театр, и уже в ноябре 1941 года все билеты на спектакли были раскуплены. В августе 1941 года коллектив театра им. Кирова принял в свой ряды солистов из Пермского областного театра, в том числе А.Ф. Алексееву, Н.Т. Измайлову, Л.И. Вдовину. В небывало короткий срок театр поставил новую оперу М. Коваля «Емельян Пугачёв», отмеченную позднее Государственной премией СССР.

Несмотря на то, что актёры дежурили в госпиталях, занимались заготовкой дров и овощей, всё же главным для них оставалось искусство.

Балерина Ленинградского театра Галина Уланова на страницах газеты «Звезда» писала: «Мы живём и работаем в городе, наполненном дыханием героического вдохновенного труда, труда для фронта, для разгрома врагов, во имя торжества героической свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество».

В целом за 2 года и 10 месяцев, проведённых в Перми, театр осуществил постановку 27 спектаклей. Так, в декабре 1941 года ленинградцы возобновили «Травиату» Д. Верди, в январе 1942 года – «Пламя Парижа» Б. Асафьева, в марте показали премьеру оперы Г. Фарди «Щорс», которая прошла в новой музыкальной, литературной и сценической редакции, значительно усиливающей патриотический пафос этой оперы.

Пребывание Кировского театра не прошло бесследно для Перми. С 1 сентября 1943 года Ленинградское хореографическое училище открыло в городе своё отделение, куда первоначально поступили 30 человек. Так родилась новая балетная легенда – Пермское хореографическое училище.

Большое влияние на развитие художественной культуры Прикамья оказал Ленинградский ТЮЗ, явившийся родоначальником целой сети периферийных ТЮЗов. 16 декабря ТЮЗ был эвакуирован в г. Березняки. Прибыв в город, актёры, после 4-месячной блокады и 2-недельного изнурительного пути в теплушках, нашли в себе силы уже через день дать первый шефский концерт, а через 11 дней начали регулярные спектакли. Театр открылся сказкой «Кот в сапогах», весёлой и жизнерадостной. А всего зрители увидели за 3 сезона 943 спектакля, на которых побывало 453 000 человек.

Трудный период переживал Пермский оперный театр. Из-за отсутствия постоянного помещения коллектив был вынужден работать в разных городах области. Но в этих условиях он сохранил в свеем репертуаре крупнейшие работы довоенного времени: «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Дубровский» Э. Направника, «Демон» А. Рубинштейна, «Травиата» и «Риголетто» Д. Верди, «Чио-чио-сан» Д. Пуччини. Начав свои выступления в октябре 1941 года в Кунгуре, театр затем выступал в Березняках, Лысьве, Соликамске и Кизеле.

Пермский областной драматический театр поставил новую пьесу В. Каверина «Дом на холме», первую драму, отражающую героику Великой Отечественной войны.

С большим подъёмом театр работал над пьесой В. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов». Была также поставлена пьеса М. Козакова «Россия, помоги нам!», написанная в Перми. В ней рассказывалось о нарастающем антифашистском движении в странах, оккупированных гитлеровскими захватчиками. Зрители увидели эти спектакли в 1942 году, накануне 1-майских праздников.

Театральная жизнь Прикамья в годы ВОВ была достаточно насыщенной. В это время возрос интерес уральцев к отечественной и зарубежной классике, произведениям советских авторов. Благодаря помощи ведущих мастеров отечественного театра росли и мужали местные театральные коллективы, появились произведения, написанные на темы прошлого и настоящего Урала.


Музыкальная жизнь

Чрезвычайно богатой и полнокровной была в годы войны музыкальная жизнь Прикамья. Пермское эстрадное бюро превратилось в областное концертное объединение филармонического типа.

В 1941 году и первой половине 1942 года в репертуаре преобладали эстрадные и сольные формы музыкального искусства, а к концу 1942 года начались восстановление и организация камерных инструментальных ансамблей (трио, струнные квартеты), значительно увеличилось количество лекций – концертов.

Переломным в развитии музыкальной культуры стал 1943 год. Была разнообразная гастрольная деятельность. Перед уральской аудиторией выступали выдающиеся музыканты: Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Г. Нейгауз, Я. Флиер, Р. Тамаркина, Л. Коган, В. Софроницкий, Б. Гольдштейн, вокалисты П. Паторжинский, и З. Гайдай, Н. Обухова, С. Лемешев, И. Козловский, М. Михайлов, А. Нежданова.

В 1943 году во многих городах Прикамья прошли творческие встречи – вечера композиторов С. Прокофьева, М. Коваля, И. Дзержинского, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, Д. Кобалевского и др.

В промышленных городах гастролировали такие известные музыкальные коллективы, как Государственный симфонический оркестр под руководством Н. Рахлина, Государственный хор Союза ССР под руководством А. Свешникова, Русский народный оркестр под руководством Н. Осипова, хор им. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски им. Александрова, Ансамбль им. Вильома Украинской ССР.

Входили в моду и пользовались успехом эстрадные коллективы: джазовые оркестры братьев Покрасс, Э. Рознера, М. Южного, джаз – оркестры Эстонской, Литовской и Молдавской ССР, цыганский ансамбль песни и пляски, Оренбургский театр эстрадных миниатюр под руководством В.Соловьёва-Седого, Пермский театр миниатюр «Звёздочка», эстрадная бригада А. Шурова.

В Пермской филармонии традиционными стали симфонические концерты, творческие вечера солистов Ленинградского театра оперы и балета. Филармония организовала ежедневные концерты на агитпункте железнодорожной станции Пермь II; специальные бригады выезжали на обслуживание села в дни посевной и уборочной страды, на Камлесосплав.

В 1944 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. В Перми впервые прозвучали его кантаты «Святезянка» и «Песнь о вещем Олеге», был издан сборник избранных романсов и песен композитора.

1945 год творческие коллективы встречали с предчувствием близкой победы. Расширялась и укреплялась сеть музыкальных учреждений: было вновь создано 26 творческих коллективов, в том числе детский сектор при Пермской филармонии.


Изобразительное искусство

Большой вклад в патриотическую мобилизацию населения внесли уральские художники. Во всех крупных городах Прикамья выходили «Окна ТАСС» тиражом 200-300 экземпляров. Широкое распространение получили печатные плакаты, лубки, открытки. В ноябре 1942 года в Свердловске проходила декада «Искусство Урала». Из 85 членов Союза советских художников в выставке «Урал в Отечественной войне» приняли участие 54 человека, представивших 115 работ.

Важным событием художественной жизни в период войны стала крупная зональная выставка «Урал – кузница оружия», главная тема которой – трудовой подвиг уральцев. В Перми всю организационную работу взял на себя бессменный директор картинной галереи Н. Серебренников. Для просмотра и отбора работ было создано авторитетное жюри во главе с лауреатом Государственной премии Б. Иогансоном. В жюри также вошли известные художники Г. Ряжский и Д. Шмаринов, скульптор Н. Томский, искусствоведы М. Сокольников, В. Лобанов, представители местных отделений Союза художников.

Творческий порыв охватил сотни самодеятельных и профессиональных художников. Только в Перми к выставке готовились 89 человек. Некоторые профессионалы заключили договор напрямую с предприятиями. Пермский график Л. Тараканов выполнял заказ Комипермлеса на создание картины «Лесозаготовка на Урале», Е. Хигер работал над темой «Жизнь уральского колхоза», художник Ф. Дорошевич готовил серию этюдов «Лысьвенские металлурги» и т.д.

Серьёзных успехов добились местные художники в пейзажной живописи. Уральские художественные галереи и музеи приняли полотна Н. Альтмана, П. Оборина, картины Ф. Дорошевича «Пейзаж банной горы» и «Пашийский карьер», А. Безукладниковой «Гайва» и «Городской этюд», С. Коновалова «Кама», П. Львова «Комсомольский сад», работы А. Яранцева «Заозерье», «Устье реки Чусовой», «Вечер» и др.

Посвятил Отечественной войне наш известный художник Евгений Широков свои 3 полотна – этот триптих принёс художнику большое признание. Он обошёл пол-Европы и побывал там, где в своё время рядовым солдатом закончил войну писатель Виктор Астафьев. В этот триптих входят такие картины как «Освобождение», запечатлевшее истерзанные страшными муками лица людей, вырванных из фашистского лагеря смерти. Вторая картина «Баллада о солдате». Среди развалин сидит солдат с закопчённым лицом, с натруженными от непосильной работы руками, а рядом с ним, чуть сбоку, - худенькая белокурая немецкая девочка ест из его котелка и с надеждой смотрит на него. Над головой солдата цветёт чудом уцелевшая ветка – символ точного времени: май 1945 года. Третья картина «Портрет писателя В. Астафьева» - ветерана Отечественной войны. В своих произведениях В. Астафьев рисует войну, а художник как бы продолжает его повествование на своих полотнах.

Художественная жизнь Прикамья в годы войны набрала новую силу и самостоятельность, приобрела новое качество.


Литературная жизнь

В дни войны напряжённо трудились пермские литераторы. Василий Каменский, будучи уже тяжелобольным, писал либретто оперы «Емельян Пугачёв» для композитора М. Коваля, цикл стихов «Кама», новую историческую поэму «Ермак Тимофеевич».

Много стихов создали Афанасий Матросов, Борис Михайлов, Евгений Трутнев. А на фронтах великой всенародной войны в кровопролитных боях сражались будущие писатели рядовой А. Астафьев, офицеры Олег Селянкин и Борис Ширшов. В книге контрадмирала Н. Зарембо «Волжские плёсы» рассказывается о том, как старший лейтенант Селянкин во главе 30 моряков высадился во вражеском тылу, взрывал вражеские переправы на Дону и через 3 недели искусно провёл группу через линию фронта к своим.

Военная судьба не всем сулила возвращение. Ушли на фронт и не вернулись поэты Владислав Занадворов и Александр Бычков.

Оставшиеся в Перми писатели и поэты выступали в газетах, по радио, перед отправляющимися на фронт бойцами. В годы войны писатели – пермяки в основном выпускали поэтические сборники. Это две книжки Б. Михайлова – поэма «Ганя Опанасенко» и сборник «У Камы», «Снежный город» и стихи для детей Е. Трутневой. А. Спешилов подготовил сборник рассказов о гражданской войне «Преданность». Б. Ширшов и А. Матросов написали «Боевые частушки».

Гостеприимно приняла Пермь известных прозаиков и поэтов, таких как И. Арамилев, В. Бианки, Н. Вагнер, В. Каверин, А. Первенцев, Е. Полонская, М. Слонимский, И. Соколов – Микитов, Ю. Тынянов, М. Козаков, Г. Гор, О. Брик, Л. Брик, В. Панова.

Приезжие писатели поселились главным образом в номерах гостиницы – «семиэтажки» (ныне гостиница «Урал»). Смертельнобольной Ю. Тынянов писал исторические рассказы и очерки. В. Каверин создавал рассказы о защитниках Ленинграда. В Перми вышли в свет пьеса «Девочки» и повесть «Семья Пирожковых» Веры Пановой и её знаменитая повесть «Спутники» - о Великой Отечественной войне (опубликована в 1946 году).

Последние месяцы войны определили новую тематику в творчестве уральских литераторов, это было возвращение к старой и основной теме в советской литературе – теме мирного строительства.

Надо отметить особенности морального давления на литературу в годы войны, которое угнетало творчество.

Начиная с конца 1942 года и начала 1943 года отношение Комитета по делам искусств при Совнаркомах СССР и РСФСР, отдела пропаганды ЦК ВКП(б) к работникам пера, которые считались «идеологическими бойцами» партии, постепенно менялось. На пленуме Союза советских писателей, с трибун различных конференций и съездов стали раздаваться гневные высказывания в адрес как известных всесоюзному читателю авторов, так и малоизвестных уральских литераторов. Так, при обсуждении кандидатов на Сталинскую премию в самой резкой форме были отвергнуты кандидатуры А. Караваевой (её проза об уральском тыле), В. Кожевникова, Н. Тихонова и др.

В апреле 1943 года вышло постановление ЦК ВКП(б) о работе Пермского книжного издательства, которое, по мнению ЦК, лишь «…разбазаривало бумагу на выпуск бессодержательных книг». Речь шла прежде всего об исторической трагедии О.М. Брика «Иван Грозный». Усердие официально- охранительной критики можно понять, так как образ жестокого и безумного властителя, нарисованный О.М. Бриком, не вязался с угодой И.В. Сталину трактовкой Ивана IV как великого преобразователя и «народного», мудрого царя.

Столь же резкой критике подвергались повести С. Розенфельда «Гунны» и М. Слонимского «Председатель горсовета».

В постановлении бюро Пермского обкома партии, чётко отреагировавшего на начальственный окрик ЦК, помимо повторения выдвинутых сверху обвинений, прозвучало и грозное предупреждение в адрес руководителей книжного издательства А.М. Семёнова и С.Л. Рыкова, допустивших подобные политические «ошибки».

Специальное заседание президиума Союза советских писателей было посвящено книге стихов Н. Асеева «Годы грома», написанной в период эвакуации. В резолюции президиума утверждалось, что такие стихи, как «Надежда», «Будни войны», «Городок на Каме»… «дают исключительно обывательское представление о жизни советского народа в тылу, являются выражением глубоко чуждой и враждебной советскому народу идеологии и могут сыграть на пользу только нашим врагам». Печатать сборник стихов Н. Асеева запретили.

В 1944 году идеологическим нападкам подверглись книги А. Караваевой «Огни», Ф. Гладкова «Клятва», стихи С. Гудзенко, М. Жарова, М. Дудина.

В течение всей войны эвакуированные и местные писатели Западного Урала подвергались постоянному психологическому давлению и политическим нападкам, обвинениям в идеологических шатаниях, антинародности, антипатриотизме.

А в целом Пермская писательская организация в дни Великой Отечественной войны прошла суровую жизненную школу. Творчество писателей значительно расширилось и обогатилось тематически, возросло их художественное мастерство. От публицистики первых лет войны они уверенно переходили к полотнам широкого плана, накапливали материалы для создания крупных произведений о великой победе советского народа.

За годы войны обогатилась культурная жизнь Прикамья. Резко вырос художественный уровень местных творцов.

Пермская земля стала открытием для «художественных звёзд» России.


Библиография
  1. Прикамье. Век XX г. Пермь. 1999 год.
  2. Страницы истории земли Пермской г. Пермь 1997 год.
  3. Город мой Пермь. К 250 – летию Перми г.Пермь 1973 год.
  4. Уральская величальная г. Пермь 1972 год.
  5. Периодическая печать.
  6. Статья С. Коробкова "Чем славится Прикамье". (Текст, сканированный рисунком, - 124 Кбайта)

Отзыв

На работу Алексеевой Люды ученицы 11 А класса школы № 127 по теме: «Культура Прикамья в годы Великой Отечественной войны».

Работа Алексеевой Люды актуальна. В литературе эта тема освещена очень слабо. Люда провела большую поисковую работу по сбору материала, много занималась в библиотеке, работала с периодикой. Материалы этого реферата использовались на уроках истории, МХК, литературы, на классных часах.

Особенно актуальна эта тема в связи с 60 –летием Победы в Великой Отечественной войне.

Научный руководитель: Морозова Е.Л.


Вернуться к списку работ

Текст реферата (MS Word) на веб-страницу переложил Самосушев В.Л.
Авторский стиль, орфография и пунктуация сохранены.

© "Они защищали Родину", 2005