Конкурс-проект "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Музей в образовательно-воспитательном пространстве школы

Шушпанова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы I категории, руководитель музея "Непобежденный Гангут" МОУ "СОШ № 132", г. Пермь.

Актуальность. Постановка проблемы.

Администрация и педагогический коллектив школы считают патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений деятельности школы.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы” (от 16.02.01), а также подпрограмме МО РФ “Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества” в рамках федеральной целевой программы “Молодежь России (2001-2005 годы)”, в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

В связи с этим проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.

Сегодня мы понимаем определение патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы школы.

Немного истории

Музей Боевой Славы был создан в конце 70-х годов, и до сегодняшнего времени коллектив школы старается сохранять экспозиции и стенды.

В Перми проживало много ветеранов-балтийцев, по разным причинам приехавших в город после войны: это были и ленинградцы, потерявшие своих родных во время блокады; также однополчане, решившие соединиться со своими друзьями. Поэтому на базе школы усилиями учителей Василия Васильевича Подольского, преподавателя НВП, Надежды Владимировны Токаревой, Галины Александровны Воробьевой постепенно был создан музей, посвященный подвигу балтийцев - защитников полуострова Ханко (Гангут) в годы Великой Отечественной войны.

В последние годы музеем Боевой Славы руководили Венера Рюзальевна Шаяхметова, заместитель директора по научно-методической работе, кандидат исторических наук, Любовь Михайловна Сарамотина, учитель истории, в настоящее время руководит учитель литературы и русского языка Любовь Анатольевна Шушпанова.

Все эти годы уже почти 30 лет ребята собирали материалы (фотографии, воспоминания, памятные вещи) о ветеранах-участниках обороны Гангута. Ветераны войны также помогали создать Зал Боевой Славы, присылая фотографии, книги, записи о войне.

По инициативе B.C. Фатьяновой, при оказании спонсорской помощи депутата Законодательного Собрания Пермской области В.М. Чупракова к 55-летию Победы была проведена реорганизация музея, появились новые экспозиционные материалы. Под руководством В.Р. Шаяхметовой силами учащихся были обновлены стенды. Оформлен новый стенд “Михаил Дудин -поэт, защитник полуострова Гангут”.

К 60-летию Победы коллектив школы проводит новую реконструкцию музея при поддержке и участии Председателя Пермской городской думы Игоря Вячеславовича Сапко, планируется создание электронной версии Музея Боевой Славы и видеоролика о сотрудничестве учащихся с ветеранами-балтийцами.

Зал Боевой Славы, посвященный воинам Дважды Краснознаменного Балтийского флота, защищавшим полуостров Гангут (Ханко) в годы Великой Отечественной войны внесен в информационный сборник “Музеи образовательных учреждений Пермской области”, изданный Департаментом образования Пермской области и областным краеведческим музеем. (2002), а также в Каталог-справочник “Возможности самореализации старшеклассников Пермской области и Приволжского федерального округа”, изданный НП “Информационно-методический центр “Гармония”, Пермь, 2002.

Работа актива, совета музея. Научно-исследовательская деятельность

Одним из важнейших звеньев в организации воспитательного процесса являются военно-патриотические молодежные и детские общественные объединения.

В нашей школе таким объединением мы видим совет кружка “Непобежденный Гангут”, который имеет свою программу деятельности и работает на базе Зала Боевой Славы.

Целью деятельности данного объединения является создание условий для социального становления личности ребенка, а также патриотическое воспитание учащихся.

Совет музея является инициатором различных творческих дел, а также организует встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Одной из форм по формированию условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания является деятельности по увековечению памяти защитников Отечества через поисковую и научно-исследовательскую работу.

Данный вид деятельности включает изучение воинских захоронений, работа в Государственном общественном архиве политических и общественных движений Пермской области.

Результатом стали поиски учащихся по выяснению принадлежности безымянного памятника в деревне Мартынове Пермского района. Члены совета зала узнали, что бюст принадлежит дважды Герою Советского Союза Григорию Флегонтовичу Сивкову.

Учащиеся школы защищают научно-исследовательские работы на НПК различных уровней под руководством Шаяхметовой Венеры Рюзальевны.

Многие работы опубликованы:

  • «Город Пермь: прошлое и настоящее», изданный ГКОН, ПГУ, пермским государственным архивом новейшей истории (Пермь, 1999 г.)
    Тезисы доклада: Е. Абдаловой «Депортация отдельных народов СССР на Урал в годы Великой Отечественной войны». Руководитель Шаяхметова В.Р.
  • Сборник «Бессмертный подвиг народа» , изданный комитетом по делам архивов администрации Пермской области, государственным архивом новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области (Пермь, 2000 г.)
    Тезисы докладов: Ульяны Остаховой «Почетный гражданин Перми Г. Ф. Сивков», Юлии Зюльгановой «Наш Зал Боевой Славы». Руководитель Шаяхметова В.Р.
  • «Город Пермь: прошлое и настоящее. Твое родословное древо», изданный ГКОН, «ЦРО имени С.О. Ветлугина», пермским обществом краеведов (Пермь, 2003 г.)
    Тезисы доклада: Венеры Ибатуллиной «Заброшенный Памятник». Руководитель Шаяхметова В.Р.

Результаты данной исследовательской оценены на V городской конференции г. Пермь (декабрь, 2003) - диплом III степени.

Работа учащихся “История захоронений в деревне Верх-Кважва Пермской области” получила 3 место в районной научно-практической конференции в секции “История”.

Традиции школы

Традиционно три раза в год (7 декабря - день Гангута, 23 февраля - день защитников Отечества, 9 Мая - День Великой Победы) ветераны Великой Отечественной войны под руководством Валентины Семеновны Фатьяновой - долгожданные гости нашей школы. В эти дни проводятся интересные встречи поколений, Уроки Мужества, экскурсии по музею Боевой Славы, поздравительные концерты, изготовление подарочных сувениров для гостей-ветеранов руками младших школьников, игровые программы.

Часто членами жюри в конкурсах патриотической песни бывают ветераны, что является очень значимым для ребят. В этом году при проведении данного конкурса победители получили право выступить на концерте, посвященном встрече с ветеранами в честь празднования дня защитника Отечества.

Балтийцы часто бывают и на других мероприятиях школы: юбилейных вечерах, дне Знаний, празднике “Последний звонок” и т.д.

В школьной библиотеке уже более 20 книг, подаренных ветеранами на различных встречах, что помогает изучать учащимся историю, помнить о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, помогает классным руководителям при подготовке уроков Мужества.

Традиционными делами в школе становится месячник спортивно-массовой и военно-патриотической работы и КТД “Защитникам Отечества посвящается”, “Отчизны славные сыны”, “Во Славу Отечества”, а также “Вахта Памяти”, акция «Память».

Очень много интересных и разнообразных мероприятий проходят в эти дни, педагоги творчески подходят к организации этих социально значимых дел, стараются применять новые формы деятельности учащихся:

  • Проводятся радиопередачи: “Старт месячника”, «60 лет победы в Сталинградской Битве», “60 лет непобежденному Гангуту”, “60 лет со дня снятия блокады Ленинграда”, праздничные радиопередачи-поздравления, посвящённые Дню Защитника Отечества.
  • Часы общения: “Отчизны славные сыны”, “Славный подвиг солдата Отечества”, “Нам дороги эти позабыть нельзя”.
  • Беседы на уроках истории различной тематики.
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни и военнослужащими Российской армии.
  • Экскурсии по залу Боевой Славы для учащихся 1-7 классов, которые проводятся советом зала, членами кружка «История Гангута».
  • Выставки литературы в школьной библиотеке, посвящённой Дню Защитника Отечества, знаменательным датам. Дню Победы.
  • Акция для жителей микрорайона “Благодарим Защитников Отечества”. Вывешивание поздравлений и листовок на подъездах своих домов.
  • Фестивали бардовской песни для старшеклассников “Мир без жестокости и войны”.
  • Фестивали патриотической песни.
  • “Весёлые старты”.
  • Соревнования по военно-прикладным видам спорта.
  • Единый урок Мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, воинов, участников современных событий в Афганистане, Чечне.
  • Акция “Память”.
  • Субботники на Воинском кладбище у Скорбящей.
  • Возложение живых цветов, корзин и венков к могилам воинов и памятникам города в День защитника Отечества и в День Победы.
  • Изготовление сувениров — поздравлений для ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных боевых действий, отцов и старших братьев.
  • Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в микрорайоне фабрики Гознака.
  • Совместный районный праздник, посвященный Дню Победы, с ветеранами педагогического труда Индустриального района, тружениками тыла, учителями, участниками боевых действий годы Великой Отечественной войны и воинами-балтийцами.

Организация методической работы.
Основные задачи:
  1. Повышение теоретического научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам методики, психологии и педагогики воспитательной работы.
  2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к патриотическому воспитанию и социализации личности.
  3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы по патриотическому воспитанию .
  4. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей и педагогов школы.
  5. Создание совместно с другими музеями и научно-исследовательскими учреждениями города музейно-педагогических программ, разработок, рекомендаций и методик для детей и юношества различных возрастных групп. Создание условий для материально-художественного творчества детей и их досуга на основе мастерских и новейших компьютерных технологий.

Структура организации методической работы:
  • Педсоветы
  • Научно-методические семинары
  • Совещания при директоре, информационные совещания
  • Обобщение опыта по патриотическому воспитанию
  • Практические открытые занятия
  • Выпуск сборников сценариев уроков мужества, часов общения
  • Индивидуальные консультации
  • Взаимопосещение внеклассных мероприятий, уроков истории
  • Разработка тематических экскурсий

4 марта 2004 года проведен областной семинар-совещание на базе Музея Боевой Славы «Взаимодействие учреждений образования с общественными организациями, занимающимися военно-патриотическим воспитанием молодежи». «День совета ветеранов – одна из форм работы с обучающимися».

Обобщен опыт школы по теме «Военно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений деятельности школы».

Проведены:

  • Экскурсия по Залу Боевой Славы, посвященному воинам дважды Краснознаменного Балтийского флота, защищавшим полуостров Ханко (Гангут) в годы Великой Отечественной войны.
  • Часы общения «Диалог поколений».
    • «Через века, через года…»
    • «Нам дороги эти позабыть нельзя».
    • «Мир памяти, мир сердца, мир души».
    • «Никто не забыт, ничто не забыто»
    • «Есть память, которой не будет конца…»
    • «Медаль за бой, медаль за труд»
    • «Как живешь, ветеран?»
  • Пресс-конференция «Молодежь и ветераны».
  • Научно-исследовательская деятельность учащихся «Память».
  • Совместный концерт ветеранов и учащихся школы «Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные, Вечную Славу поет вам народ!»

Некоторые достижения по организации патриотического воспитания учащихся нашей школы.
1999 год
  • Районный конкурс патриотической песни. III место, композиция «Неуспевшее еще родиться, не должно до срока умереть».
    2000 год
  • Районный конкурс патриотической песни.
    III место, композиция «Время выбрало нас».
  • Районный и областной конкурсы залов Боевой Славы, к 55-летию Победы
    Сертификат участника.
  • Районный конкурс организации военно-патриотической и спортивно-массовой работы.
    Грамота РУО Индустриального района г. Перми за лучшую постановку военно-патриотической и спортивно-массовой работы.
2001 год
  • Конкурс патриотической песни.
    3 место.
  • Смотр-конкурс залов и музеев Боевой Славы Индустриального района г. Перми.
    Диплом победителя.
  • Конкурс на лучшую постановку патриотического воспитания.
    Грамота администрации Индустриального района г. Перми.
2002 год
  • Смотр-конкурс музеев Индустриального района г. Перми, посвященный 30-летию района.
    Диплом главы администрации Индустриального района.
  • Конкурс патриотической песни. Композиция “Восемнадцатилетним не вернувшимся с войны...”
    3 место
  • Конкурс “Допризывник, проверь себя”.
    4 место
  • Конкурс “Безопасное колесо”.
    4 место.
  • На итоговой районной конференции по спортивно — массовой и военно-патриотической работе школа отмечена как одна из лучших в организации патриотического воспитания учащихся. Приказ районного управления по делам образования и молодежи Индустриального района г. Перми.
2003 год
  • Совет зала успешно участвовал в городском конкурсе, посвященном 60-летию Уральского добровольческого танкового корпуса.
  • Конкурс патриотической песни. Композиция “Никто не создан для войны”.
    2 место.
  • Конкурс “Допризывник, проверь себя”.
    3 место.
  • Конкурс “Безопасное колесо”.
    3 место.
  • На итоговой районной конференции по спортивно - массовой и военно-патриотической работе школа отмечена как одна из лучших в организации патриотического воспитания учащихся. Приказ РУО.
2004 год
  • Районный конкурс “Допризывник, проверь себя!”.
    3 место.
  • Военно-спортивная эстафета, в конкурсе представлений команд.
    2 место
  • Конкурс газет, посвященный итогам месячника военно-патриотической и спортивно-массовой работе.
    1 место
  • Конкурс патриотической песни.
    Диплом победителя.
  • Региональный конкурс телекоммуникационных проектов «Они защищали Родину».
    Диплом I степени.
  • Районный смотр-конкурс военно-исторических музеев, посвященных 60-летию Великой Победы.
    II место.


    Вернуться к предыдущей странице

    Текст работы (MS Word) на веб-страницу переложил Самосушев В.Л.
    Авторский стиль, орфография и пунктуация сохранены.

    © "Они защищали Родину", 2005