Цена Победы слишком высока. Потомки военного времени не должны забывать об этом. Необходимо продолжать в школах, вузах, других учебных заведениях работу поисковых экспедиций по Уралу, устанавливать связи с ветеранами фронта и тыла, чтобы успеть, пока не поздно, записать их воспоминания, уточнить факты и события по истории Великой Отечественной войны.
Поисковая работа краеведческих отрядов позволяет восстановить имена неизвестных героев и погибших воинов, помочь захоронению останков тех, кто не был своевременно предан земле, увековечить их память, установить связь с родными и близкими погибших.
Пермское отделение Российского фонда мира и главное управление народного образования Пермской области организовали с 1990 года соревнование учащихся Прикамья в честь юбилея победы в Великой Отечественной войне. В нем участвовали 14 учебных заведений Перми, Кунгурского, Ильинского, Пермского районов и поселка Майский пригорода Краснокамска. Победители ежегодно определяются по четырем критериям: организация поисковой работы; оказание помощи ветеранам; участие в работе музеев боевой и трудовой славы; пополнение Фонда мира заработанными средствами.
В 1993/94 учебном году лучшим был признан ученический поисковый отряд «Кама» из поселка Майский пригорода Краснокамска (руководитель Е.С. Полушкин), члены которого побывали в Новгородской области; там, где противостояли врагу тысячи пермяков, где все еще достают из непроходимых болот сбитые шестьдесят лет назад боевые самолеты. К тому же, именно здесь, в суровом 1942 г. были подписаны документы о беспрецедентном социалистическом соревновании между воинами Северо-Западного фронта и трудовыми коллективами Молотовской области.
   Поисковый отряд «Кама» с 1989 г. по 2004 г. совершил 17 экспедиций по поиску и захоронению останков погибших советских воинов на территории Старорусского района Новгородской области, в зоне боевых действий Северо-Западного фронта и 27-ой артиллерийской дивизии. За эти годы бойцами отряда стали 111 учащихся школы и 5 учащихся учебных заведений г. Краснокамска. Обнаружено и торжественно захоронено 685 останков погибших защитников Отечества.
   Поисковый отряд "Кама" тесно сотрудничает с Музеем Боевой Славы, расположенным в Майской средней общеобразовательной школе. В апреле-мае 2003г. и 2004г. отрядом совершено 2 поисковые экспедиции на территории Старорусского района Новгородской области (зона боевых действий Северо-Западного фронта). Экспозиции Музея пополнились вещественными экспонатами (солдатский нож, часы, ножницы сапёра и т.д.). По итогам каждой экспедиции оформляются текстовые и фотоотчёты в специальном альбоме. За 2 экспедиции найдено и захоронено 42 останка защитников Отечества. Ведётся розыск по записке, найденной 1 мая 2003г. в проржавевшем металлическом медальоне (часть текста устрачена) «Узб… ССР, Ташкентская обл., Голодная Степь, Мирзачуль, к-з им.Кирова, Шубиной Агафии…» Поиск осложнён тем, что сейчас нет единой структуры на постсоветском пространстве, осуществляющей координацию этих вопросов. Запрос сделан в июне 2003г. через Международную ассоциацию поисковых отрядов
    В содружестве с другими поисковыми отрядами (п/о «Взвод» г. Коломны, п/о «Неунывайки» г. Липецка, п/о «Возрождение» г. Подольска) найдены останки погибших солдат с медальонами, позволившими установить личности уроженцев Молотовской (Пермской) области, числившихся пропавшими без вести по областной Книге Памяти, это:
1)    Подвинцев Фёдор Григорьевич (Чусовской р-он);
2)    Ушаков Афанасий Кузьмич (Суксунский р-он);
3)    Мальцев Василий Николаевич (Кунгурский р-он);
4)    Симонов Дмитрий Елизарович (Куединский р-он).
   Информация о месте гибели и захоронения этих солдат направлена в соответствующие РВК и в редакцию областной Книги Памяти. У Подвинцева Ф.Г. установлены и оповещены родственники, 2 его дочери 17 августа 2003 г. побывали в Музее школы. 2 ноября 2004г. пришёл ответ на запрос из Суксунского РВК с указанием адреса дочери погибшего Ушакова А.К. Волковой В.А., проживающей в г.Перми. Ей направлено письмо и 10.11.2004г. получен ответ от неё с благодарностью в адрес Музея и п/о «Кама».
   Краснокамские школьники опровергли мнение о том, что современная молодежь не проявляет интереса к ратным подвигам своих дедов, заслужив всеобщее одобрение своей поисковой работой.
В историко-краеведческом музее г. Чусового, действующего в школе № 6, из учащихся создана группа «Поиск». В 1994 году группа «Поиск» за участие в областном конкурсе получила путевку в г. Мурманск. Учащиеся прошли по местам боев Северного фронта, встречались с моряками Северного флота, привезли и оформили из материалов экспозицию из предметов, собранных по местам боев: патроны, стабилизаторы от мин, осколки снарядов, фляжка, пробитая пулей и многое другое.
   Более 800 экспонатов сосредоточены в школьном музее: награды, документы, оружие, военные каски, фотографии, воспоминания, альбомы с редкими материалами, макет бронепоезда, который был построен Чусовскими рабочими и прошел от г. Перми до Прибалтики в годы войны. Все экспонаты музея собраны членами группы «Поиск», другими учащимися школы, родителями, учителями и друзьями музея, - ибо музей открыт для жителей города, района, области.
Учащимися военно-исторического музея школы № 5 г. Кудымкара был проведен розыск места захоронения комиссара полка Гуляева Якова Малахеевича, т.к. в похоронке оно указано не было, и его жена очень просила помочь ей в этом вопросе. В 1987 году архив г. Подольска сообщил, что Гуляев Я.М. похоронен в братской могиле Духовщинского района д. Степанове Смоленской области. Это была большая радость как для вдовы, так и для детей, занимавшихся поиском.
   
С момента открытия музея велась помощь ветеранам войны и вдовам: вдове комиссара полка Я.М. Гуляева Анне Ивановне, Салову Николаю Васильевичу, Панову Андрею Павловичу, Попову Михаилу Яковлевичу, Плотникову Ивану Ильичу, супругам Боталовым Любовь Андреевне и Алексею Кирсановичу, супругам Зелениным Николаю Ивановичу и Анне Евлампиевне и др. Надо заметить, что тимуровская работа не прекращается и в летнее время. Все объединения обязательно оказывают помощь ветеранам войны или труда.
В музее Боевой Славы дважды Краснознаменного Балтийского флота и защитников военно-морской базы Ханко (Гангут), действующего уже около 30 лет при школе № 132 г. Перми, был сформирован Совет Зала в составе 15 человек. Совет организует встречи ветеранов - гангутцев, участвует в акциях, посвященных Дню Победы (заботиться о состоянии солдатских могил на Егошихинском кладбище). В составе совета действуют несколько групп: поисковики (сбор документов, работа в ГАПО, ГАИИОПДПО), экскурсоводы, исследователи (участвуют с сообщениями, рефератами на районных НПК), техническая группа, обладающая навыками работы на компьютере.
Члены совета историко-краеведческого музея при Лобановской общеобразовательной школе выявили погибших воинов села Лобаново и окрестных деревень. Их имена записаны на стеле у памятника
погибшим землякам.
Создана Книга Памяти участников войны (жители Лобаново и окрестных деревень) - 222 фамилии. Материалы по военной истории были собраны во время
поездок по городам нашей страны, во время работы в военном архиве, в областном
архиве (новейшей истории) и областной библиотеке имени Горького.
Ежегодно 9 Мая в селе Лобаново проводится митинг в честь Победы, где выступают учащиеся школы, возлагают гирлянду славы к подножию памятника погибшим землякам.
Штаб «Подвиг», действующий при музее боевой славы 359-й Ярцевской Краснознаменной ордена Ленина стрелковой дивизии (школа №3, г. Чайковский, руководитель - ветеран дивизии Орлов Михаил Степанович), путешествуя по местам боевой и трудовой славы дивизии, совершил экспедиции по следующим населенным пунктам: Москва, Ленинград, Вильнюс, Минск, Львов, Хатынь, Киев, Кишинев, Бендеры, Тирасполь, Одесса, Курск, Ярцево, с. Донница, с. Красное, с. Андреевка, Ульяновск, Железногорск, пос. Зюкайка, с. Вознесенское, Верещагино, Пермь.
    Благодаря учащимся, музей приобрел 600 экспонатов: личные вещи ветеранов, военная форма, шинель, парадный мундир с наградами, книги, награды, планшеты, каски, фонари, отстрелянные гильзы снарядов, снаряды, штыки, стволы винтовок, автоматные гильзы, хвосты мин, ремни, «магазины» автоматов, фляжки, портсигары, мины, саперные лопаты. 11 экспонатов переданы в государственный городской краеведческий музей.
    В музее собирается картотека сведений о ветеранах дивизии, где отмечены важнейшие данные о них: факты из жизни, места боев, награды и послевоенный труд на благо Родины.
    В настоящее время ведется переписка с 278 ветеранами дивизии, с их родственниками почтовой связью и через Интернет. Продолжается связь со школами страны, имеющими музеи 359 дивизии (г. Пермь - школы № 60, 68, 102; г. Верещагино - школа № 1; г. Ярцево - школа № 3, школа села Покыровщина Ярцевского района, г. Москва - школа № 394), с краеведческим музеем г. Старица Тверской области.
Следопытами школы № 42 г. Перми пройдено, проехано сотни километров по местам боевой славы наших земляков. Из каждой экспедиции они возвращались не с пустыми руками, а с полными рюкзаками новых экспонатов.
   За 20 лет поиска следопыты побывали в Волгограде, Москве, Орле, Петербурге, Харькове, Луганске, Белгороде, Курске, в Крыму, в Прибалтике. О своём поиске, о подвигах земляков рассказывают в школьном музее ребята-экскурсоводы своим одноклассникам, младшим школьникам, учащимся других школ города.
   Собраны сотни экспонатов, представляющих большую историческую ценность. 82 взяты на учёт областным краеведческим музеем.
   Продолжается переписка с ветеранами. Музей хранит сотни писем со словами благодарности и добрыми пожеланиями детям. За каждым письмом - своя фронтовая дорога, своя фронтовая судьба. Рядом - анкеты участников войны. Их в музее - 337. В них отражены ратные и трудовые подвиги наших земляков.
   Пополняется фонохрестоматия. Записать живую речь фронтовика и сохранить её - большая честь для следопыта.
   Идут года... Ветераны стареют и уходят из жизни, а их воспоминания, голоса живут с нами, учат любить Родину, воспитывают волю, мужество, умение с честью переносить трудности нашей жизни.
Люди старшего поколения не забыли, как играли в "Зарницу", как с помощью отцов вытачивали "почти настоящие автоматы", а с помощью матерей учились бинтовать "раны" и оказывать первую, самую срочную помощь. И вот в 2004 году "Зарница" вернулась в Пермскую область.
"Зарница" — это не просто "игра в войну". Это весомая часть военно–патриотического воспитания, это обучение выдержке и терпению, это самые необходимые для подрастающего поколения навыки. А еще — это командные соревнования, это воспитание "чувства локтя", это рождение дружбы...
   В мае 2004 года в Перми прошел финал областной военно–спортивной игры "Зарница–2004" среди учащихся общеобразовательных учреждений. Организатором игры "Зарница" стал департамент образования области. А помощь в ее проведении оказали областной военкомат, управление государственной противопожарной службы главного управления по делам ГО и ЧС области, Пермский военный институт внутренних войск МВД России, комитет по молодежной политике Пермской области, главное управление внутренних дел Пермской области, управление здравоохранения области, Пермский областной совет РОСТО, образовательно–методический центр "Школа медицин катастроф" государственного областного учреждения здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф Пермской области" и многие другие.
   В игре "Зарница" участвовали команды из 17 городов и районов области. Согласно Положению о проведении игры в соревнованиях принимали участие команды десятиклассников: по 7 юношей и 4 девушки. В программу игры "Зарница" были включены конкурсы на знание военной истории Отечества, правовых основ военной службы, международного гуманитарного права, первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Были и творческие конкурсы, такие, как "Разрешите представиться" (визитная карточка команды), патриотической песни, боевых листков.
Отдельно проходили соревнования по физической подготовке, преодолению полосы препятствий, рукопашному бою, стрельбе из пневматической винтовки. Был проведен комбинированный военно–спортивный марш–бросок "Вперед, юнармейцы!".
   Но ребята не только продемонстрировали свои умения и навыки. Они встретились с ветеранами Вооруженных Сил, провели экскурсию по областному центру, для них был организован вечер бардовской песни — встреча с членами областного клуба авторской песни, посещение филиала Центрального музея внутренних войск МВД России.
   По решению организаторов "Зарница" вновь станет традиционной игрой для школьников. И в этом, 2005 году, команды уже готовы к новым соревнованиям.
Вот уже третий год в области проводится весенний региональный телекоммуникационный конкурс-проект "Они Защищали Родину". Школьникам и педагогам предоставляется возможность участвовать в создании страниц истории нашей Родины с рассказами об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о работниках тыла, "ковавших" Победу на колхозных полях и в производственных мастерских.
Дается возможность ветеранам Великой Отечественной войны и тыла с помощью школьников описать свой вклад в дело победы над фашизмом, засвидетельствовать свои воспоминания для потомков.
   И сотни учащихся воспользовались предоставленной возможностью. Они в своих рассказах повествуют о жизни членов своей семьи, соседей, знакомых в период Великой Отечественной войны, узнают незнакомые для них факты из биографии дедушек и бабушек.
   В 2003 году на подведении итогов конкурса-проекта присутствовали представитель областного Совета ветеранов Рудометова М.С., представители гороского Совета ветеранов Севастьянов П.Д., Тимошин А.И., Облеванцев В.П., Михайлов М.И., член бюро Совета юнг ВМФ и акции "Бескозырка" Колпаков В.В., председатель комиссии по работе с молодежью гороского Совета ветеранов Кобаров Г.В., участник ВОВ и член одной из команд-участниц Шулаков А.П., председатель Департамента образования Пермской области Зимин А.Л., члены оргкомитета и большинство участников конкурса-проекта.
   Гости познакомились с Web-страницами, созданными учащимися. Было сказано много теплых и добрых слов как в адрес ветеранов, так и в адрес школьников, учителей и организаторов конкурса-проекта. Единодушно было принято решение продолжить начатое дело.
А.Л. Зимин сказал: "Вы, ветераны, - дети эпохи радио. Мы, среднее поколение, - дети эпохи телевидения. А наши дети, - дети эпохи компьютера и телекоммуникационных технологий. Здесь, в библиотеке, произошла связь времен."
*