Вернуться назад Основное меню

Федоров Иван Гаврилович

* Мы не помним. Мы не можем помнить, потому что не видели сами... Никакие, даже самые гениальные, фильмы не помогут нам лично почуствовать то, что чуствовали они... Те, кто ушел на войну. И пусть в истории России войн было много, но Война - одна. Священная. Страшная. Кровавая. И День Победы - один. На всех. Наш День Победы!

Мои самые яркие впечатления о войне - это воспоминания моего прадеда. К сожалению, его уже нет в живых. Но еще есть его однополчане, есть ветераны Отечественной войны, которые помнят и готовы поделиться с нами своей памятью. Это нужно не им - нам, чтобы знать, чтобы не допустить никогда повторения прошлого.

Ивану Федорову было 20 лет, когда началась война. Иван Гаврилович учился в Томском военном училище. Вместе с однокурсниками он сразу же пошел в военкомат - хотим защищать Родину. Но мальчишек на фронт не взяли, сначала нужно было закончить училище, получить военную специальность, стать офицером. Армии нужны были подготовленные кадры, а не "пушечное мясо".

На фронт он попал только после окончания училища. Был направлен в танковый корпус спецчасти Второго Белорусского фронта. Шел 1943 год. Переломный год в истории Великой Отечественной. Уже виделась Победа, уже кончились отступления, уже были выигранные битвы... С танковым корпусом Иван Федоров дошел до левобережной Польши. И дальше... И казалось, что пули обходят офицера стороной. Так, легкие ссадины - не в счет. Видно, мать за него хорошо молилась Богу.

В январе 45-го Иван Гаврилович участвовал в Восточно-Прусской военной операции под Кенигсбергом. И здесь война догнала удачливого солдата: проникающее осколочное ранение в грудную клетку. Осколок застрял в ребрах, да так крепко, что врачи побоялись его извлекать. Слишком велик был риск.

- Ничего, - сказал хирург, - поживешь и так. А потом, может быть...

Потом была выписка из госпиталя. И вторая группа инвалидности. Для двадцатичетырехлетнего парня, мечтающего о карьере русского офицера, - практически приговор. Но пришла Победа, была радость и было счастье от того, что мы победили. И осколок в груди не мешал мечтать о будущем, о простом человеческом счастье. И о работе.

После выписки Ивана Гавриловича ожидало очередное военное задание. Его зачислили в войска НКВД и отправили служить в Венгрию. Несколько лет в Будапеште запомнились не яркими мазками проживания в столичном городе Европы, а трудностями послевоенного периода. Сложно пришлось нашим солдатам - после эйфории победы пришло понимание того, что сейчас те, кто еще вчера считал русских солдат освободителями, сегодня признает их за оккупантов. И стреляли. И каверзы подстраивали. Но - выжил, прошел сквозь все испытания русский солдат Иван Федоров.

После демобилизации он вернулся в Томск. Профессию пришлось менять, перестраиваться на мирные рельсы. Иван Гаврилович закончил исторический факультет Томского педагогического института. Но слишком мирная профессия педагога не привлекла молодого и энергичного человека. Хотелось большего. Долгое время работал в Колпашевской геофизической экспедиции Министерства геологии СССР. Позже переехал с семьей в Пермь - здесь началась крупная стройка, закладывали КамГЭС, здесь вершилась История. Не мог Иван Гаврилович остаться в стороне. И жена поддержала его, вместе упаковали вещи - и в неизвестность.

Пермь стала родным городом очень скоро. Город рабочих и ученых, врачей и педагогов, авиастроителей и нефтяников пришелся по душе Ивану Федорову. Офицер и педагог, геолог и физик, он стал строителем и участвовал в создании рукотворного Камского моря. Потом были и другие профессии - работал на железной дороге, на авторемонтном заводе, последней записью в трудовой книжке стала "машинист" на ОАО "Пермнефтегазпереработка". И каждое новое место работы - это новый шаг по пути созидания. Романтик в душе и созидатель по сути, Иван Федоров не искал легких профессий. Ему нравилось, когда его труд был заметен, когда он мог сказать: "В этом есть частичка моей работы".

Недавно Ивану Гавриловичу исполнилось 84 года. Многих близких он потерял. Сейчас живет с внуком Володей. Иван Гаврилович смеется, когда говорит, что внук стал "глазами, ушами и ногами" для него. Частенько по вечерам Иван Гаврилович вспоминает прошедшие годы. И вздыхает - до чего же внук похож на него, такой же неугомонный, любознательный и настойчивый в достижении цели.

Марина Габона, 2004 г. *

Вернуться назад Основное меню

© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005

Рейтинг@Mail.ru