Вернуться назад Основное меню

Воспоминания Кудряшева Николая Александровича

* Родился в 1919 году. Пограничник морского поста 103-го погранотряда Ленинградского округа. Был ранен в боях. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, многими медалями. Подполковник в отставке. Николай Александрович Кудряшов - член районного Совета ветеранов.

Николай Александрович Кудряшов Я служил на границе в Прибалтике. Здесь меня застала война. Был политруком 1-й погранзаставы 103-го пограничного отряда. Летом мы на бронированном катере БК-3 патрулировали свой участок Балтийского моря, а зимой - на мотосанях и пешком проходили по 40 километров в день. Приходилось ходить и на лыжах.

Когда началась война, наш отряд нес обычную патрульную службу на катерах. Неожиданно морское погрансудно обстреляли снарядами финские артбатареи, находящиеся на островах. Командир бронекатера капитан III ранга Решетников отдал приказ: "Ответить огнем семидесятишестимиллиметровых пушек и крупнокалиберными пулеметами". Под прикрытием огня мы высадили десант, 12 пограничников. На острове захватили орудия, взорвали стволы, а замки пушек утопили. Шесть финнов взяли в плен. Теперь мы точно узнали, что Германия и Финляндия находятся в состоянии войны с СССР. Прибыли на морской пост - погранзаставу, а она вся в огне. 65 человек личного состава находятся на огневых позициях в дзотах.

Немецко-финские части рвались в Выборгский залив, в порт Транзунд, нанесли удар по Выборгу с моря, но наш погрангарнизон не давал возможности прорваться в пролив и подойти к острову Тейкарсаари. Тогда немцы решили высадить два батальона десантников и уничтожить заставу. Лейтенант Владимир Девятых принял решение занять круговую оборону острова. Начался неравный бой. Два батальона морских десантников против 65 пограничников, но наша оборона была надежной. Мы буквально расстреляли десант противника, а пытавшихся уйти, спастись в море, добивали. В ходу были береговые пушки, минометы, крупнокалиберные пулеметы. В бою был тяжело ранен старшина заставы Иван Макарович Усольцев, убит любимец заставы повар, пулеметчик расчета Николай Шлашков. На юго-западном участке острова пограничники отбили атаку двух рот противника. Остров держался, хотя и нес потери.

26 июня "юнкерсы" начали бомбить погранзаставу. Немцы выбросили второй десант. Захватить остров им не удалось. Целый месяц бомбили нашу цитадель...

На 2-й заставе погиб начальник. Меня послали вместо погибшего. Я прибыл, когда его хоронили. Никитюк, начальник 103-го отряда, прислал в подкрепление стрелковую роту 115-й стрелковой дивизии для обороны подступов к Выборгу на островах залива. Морская дальнобойная артиллерия Краснознаменного Балтфлота громила морские суда противника. Во взаимодействии со 115-й дивизией и погранотрядами порт Транзунд отстояли.

А я в это время держал оборону на полуострове Ревансаари. 2-я застава задержала десять шпионов-радистов, уничтожила около двух взводов морских десантников. Немцы прорвались в глубину страны, Выборгу угрожало окружение. По приказу командования форт был взорван. Личный состав дальнобойных батарей вывезли морским путем, а мы прикрывали их отход и эвакуацию. Штаб 103-го погранотряда передислоцировался на остров Бьерки, а 2-я застава, срубив плоты, тоже перебралась на остров. Вскоре сюда прибыл лейтенант Девятых со своими пограничниками. К этому времени Выборг пал. Погранзаставам пришлось отходить. 2 сентября мы прибыли в Ленинград, который был уже в окружении. Немцы блокировали город.

Меня назначили старшим политруком 1-го батальона 104-го погранполка. С остатками пограничных отрядов нам было приказано занять оборону на участке от правого берега Невы до крепости Орешек. Ладожское озеро только начало замерзать. Доставка продовольствия и боеприпасов пока была невозможна даже с воздуха. В октябре немецкая авиация уничтожила все склады и арсеналы с трехлетним запасом. Средств для обороны явно не хватало. В Ленинграде начался голод. Единственным спасением тогда было строительство на льду Ладоги "Дороги жизни". Наш батальон провел ледовую разведку. Оказалось, на пути в 35 километров посреди озера - полынья. Разведка нашла обход, и началось строительство ледовой дороги. Мне пришлось участвовать в этом строительстве. Сначала тянули телефонный провод на волокуше. На 17 человек - три буханки хлеба. Привязавшись спасательными веревками друг к другу на дистанции 10-15 метров, мы ночью шли цепочкой по азимуту и тянули кабель.

Наутро нас обнаружили "мессершмитты". Стали бомбить. Несколько разведчиков погибло. Но мы успели выполнить задание. Когда похоронили героев, прибыли зенитчики для охраны трассы. Теперь стервятники боялись летать над озером и бомбить трассу. С первой партией обоза по льду наша группа первопроходцев-разведчиков прибыла в батальон. Привезли муку, продовольствие, боеприпасы. И пошли обозы ночами - до 500 подвод за сутки. Недаром эту Ледовую дорогу назвали "Дорогой жизни". *

Вернуться назад Основное меню

© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005

Рейтинг@Mail.ru