Вернуться назад Основное меню

Культура и искусство

* К началу войны на Урале работал большой отряд литераторов, артистов, художников, работников культурно-просветительных учреждений. Ушли на фронт и погибли, так и не написав свои, может быть, лучшие стихи, пермские поэты В. Занадворов, А. Бычков, коми-пермяцкий поэт И. Гагарин. Оставшиеся в городе писатели и поэты выступали в газетах, по радио, на встречах с отправляющимися на фронт бойцами. В годы войны были изданы книжки Б. Михайлова "Ганя Опанасенко", "У Камы", Е. Трутневой "Снежный город" и "Стихи для детей", сборник рассказов о гражданской войне "Преданность" А. Спешилова. Два издания выдержали "Боевые частушки" Б. Ширшова и А. Матросова. В Перми выходил альманах "Прикамье".
Не вернулись с фронта работники Пермского драматического театра: Аплеев И.А., Боронников В.А., Вахрушев И.С., Жизневский Б.С., Калиновский А.С. Коротков И.А., Макеев С.Г., Попырев Г.С., Румянцев А.Е., Соколов С.А., Удавихин И.Е., Фролов Ф.П., Чугунов В.Г., Шабунин И.Н.

В военное время Урал гостеприимно принял и разместил эвакуированных работников культуры, их семьи, создал им необходимые условия. Всеми художественными средствами - пером, кистью, музыкой, художественным словом - работники культуры и искусства вдохновляли советских людей на беспощадную борьбу с фашистскими захватчиками. Среди эвакуированных были прозаики и поэты И. Арамилев, В. Бианки, Н. Вагнер, В. Каверин, А. Первенцев, Е. Полонская, М. Слонимский, И. Соколов-Микитов, Ю. Тынянов, М. Козаков, Г. Гор, деятели литературы О. Брик, Л. Брик. Вера Панова (вторая слева) в редакции газеты *Звезда*. Послевоенная фотография С Украины приехала Вера Панова. Во время войны в Перми вышли в свет ее произведения: пьеса "Девочки", повесть "Семья Пирожковых" и роман "Кружилиха" и, наконец, ее знаменитая повесть "Спутники" - одно из первых произведений о Великой Отечественной войне, написанных по горячим следам событий. В письме в Пермское книжное издательство в дни празднования 250-летнего юбилея Перми (1973 г.) Вера Федоровна Панова писала: "…Я родилась, выросла и значительную часть жизни прожила в Ростове-на-Дону; все послевоенные годы живу в Ленинграде, но город Пермь, где мне довелось прожить меньше двух лет, навсегда остался мне родным. И не только потому, что им, так сказать, вскормлены и пропитаны мои сочинения, но потому, как меня встретили люди этого города, начиная от работников областного издательства и до старушки уборщицы Антониды Андреевны, вечная ей память, приютившей меня и мою семью в трудные годы эвакуации в своем приветливом домике на Артиллерийской улице, дом 6. Никогда не забуду этих людей. И никогда не устану благодарить за широкую искреннюю доброту, проявленную ко мне, человеку, случайному в этом городе…".

Эвакуированных писателей поселили в основном в номерах гостиницы, которую все звали "семиэтажка" (ныне гостиница "Центральная"). Был организован Литфонд, с помощью которого писатели обеспечивались ссудами и решались их бытовые проблемы.
В д. Черной (пригород Краснокамска) в здании школы-семилетки был создан лагерь ленинградского отделения Литфонда для 140 эвакуированных детей писателей, ученых и артистов. Здесь жили семьи композитора Сергея Прокофьева, писателя Льва Успенского, поэта Всеволода Рождественского. Известная писательница Вера Панова отмечала в дневнике: "Все трое моих детей были приняты в детский лагерь в Черной. Ребятам здесь было обеспечено питание, кров, врачебный надзор, школа…". Актер и режиссер Михаил Козаков вспоминает: "Я прожил в Черной три года. Попал туда, когда мне еще не было семи лет, вернулся в Ленинград, когда не исполнилось десяти. Эти годы совпали с тем временным отрезком в человеческой жизни, когда душа формируется. И я благодарен судьбе за эти памятные занозы и рубцы, без которых каждый из нас, и я в том числе, не стали такими, какими нам суждено было стать".

Творческая работа не прекращалась. Смертельно больной Юрий Тынянов писал исторические рассказы и очерки. Вениамин Каверин создавал рассказы о защитниках Ленинграда.

Приезд ведущих писателей совершенно изменил литературную жизнь Прикамья. Из литературного захолустья город неожиданно становится одним из литературных центров.

Важным событием в литературной жизни Урала стала научная межобластная конференция писателей, состоявшаяся в июне 1943 г. и посвященная теме "Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе". В работе конференции, которую организовал пединститут, принимали участие 50 ученых и литераторов из Свердловска, Перми, Челябинска, Москвы, Шадринска, Ленинграда и Киева. Литературная, гуманитарная конференция состоялась на исходе второго года войны, что само по себе говорит о многом. Однако, она имела своей целью и чисто идеологическое давление на творчество писателей, как приезжих, так и пермских. В апреле 1943 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) о работе Пермского книжного издательства, которое, по мнению ЦК, лишь "разбазаривало бумагу на выпуск бессодержательных книг". Речь шла, прежде всего, об исторической трагедии О. Брика "Иван Грозный". Нарисованный образ жестокого и безумного властителя никак не вязался с угодной И.В. Сталину трактовкой Ивана IV как великого преобразователя и мудрого царя.

Резкой критике подверглись повести С. Розенфельда "Гунны" и М. Слонимского "Председатель горсовета". М. Слонимского обвиняли в плохом знании уральского края и в создании нелепых и надуманных образов советских людей. Руководители издательства были сняты с работы, обруганные авторы не печатались до окончания войны.

В августе 1943 г. Пермь и Краснокамск посетили писатели Павел Бажов и Е.А. Пермяк.

Для сплочения творческих сил важное значение имела проведенная 14-20 июня 1943 г. в Свердловске по инициативе Российского театрального общества и управления по делам искусств при СНК РСФСР сессия театральных коллективов Свердловской, Пермской, Челябинской и Кемеровской областей на тему "Театры Урала, Кузбасса в период Великой Отечественной войны". Лозунг "Все для фронта, все для победы!" послужил для всех театральных работников призывом к организации и совершенствованию их деятельности таким образом, чтобы она укрепляла духовную стойкость советских людей, воспитывала патриотизм.

Творчески интересной стала во время войны театральная жизнь Перми. Сюда был эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Уже 13 сентября 1941 г. он открыл свой первый пермский сезон оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин", а 14 сентября коллектив театра показывал один из лучших балетов П.И. Чайковского "Лебединое озеро". Однако, эти спектакли проходили при полупустых залах. Одна из ведущих солисток театра балерина Н.М. Дудинская писала: "Молотовский зритель не сразу отнесся к нам тепло. Его надо было завоевывать". Среди мужчин-актеров, которые имели бронь, и их на фронт не пускали, раздавались реплики: "Стыдно мазать рожу и, одеваясь в пестрые тряпки, паясничать перед страдающими людьми".

Но уже в ноябре 1941 г. все билеты на спектакли раскупались. Несмотря на то, что актеры дежурили в госпиталях, занимались заготовкой дров и овощей, все же главным было искусство. За два года и 9 месяцев пребывания на Урале Ленинградский театр оперы и балета подготовил 27 оперных и балетных спектаклей, 14 программ концертов, дал около 3500 военно-шефских концертов. Государственными премиями были отмечены возобновленная опера "Чародейка", балет "Гаянэ", опера "Емельян Пугачев", поставленная к 25-летию Великого Октября. Коллектив театра внес в фонд обороны 4 млн. руб. Значителен его вклад в развитие культуры Урала: симфонический оркестр оперного театра впервые на Урале исполнил седьмую симфонию Д. Шостаковича.

Пребывание Кировского театра не прошло бесследно. 1 сентября 1943 г. Ленинградское хореографическое училище открыло в Перми свое отделение, куда первоначально поступило 30 человек. Так рождалась знаменитая пермская школа балета, новая балетная легенда - Пермское хореографическое училище. При активном участии артистов Ленинградского театра Пермское концертное объединение в октябре 1943 г. было реорганизовано в областную филармонию.

Партийные и советские организации Пермской области сделали все возможное для сохранения и развития высокого уровня театральной деятельности ленинградских театров: предоставили им помещения для работы, обеспечили жильем и питанием людей, организовывали гастрольные поездки и т.д.

Следует отметить, что прием и размещение эвакуированных театров усложнили работу многих местных творческих коллективов. Продолжали работать Пермский театр оперы и балета, драматический театр. Пермский театр оперы и балета, труппа которого резко сократилась, стал "театром на колесах". Только с октября 1941 г. по 1942 г. он обслужил 500 тыс. зрителей, дав 600 спектаклей и 200 концертов. После реэвакуации в июне 1944 г. Ленинградского театра Пермский театр оперы и балета вернулся в Пермь и в ноябре того же года открыл сезон на своей сцене оперой "Князь Игорь". В 1946 г. театр был награжден орденом Трудового Красного знамени, почетные звания были присвоены 9 артистам, орденами и медалями награждены 18 работников театра, медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны" - 129.

Центром притяжения пермских художников была местная художественная галерея, сохраненная и пополненная в годы войны новыми произведениями благодаря поддержке обкома партии и стараниями хранителя художественного фонда Н.Н. Серебрянникова. Сюда были перебазированы основные фонды Русского музея из Ленинграда и часть фондов Академии художеств СССР под наблюдением академика Б.В. Иогансона. Кроме этого, Пермская галерея пополнилась 400 работами из других государственных фондов и от частных лиц. В галерею поступили картины с межобластной выставки "Урал - кузница оружия", проходившей осенью 1943 г. в Свердловске, Перми, Челябинске.

Уральские художники создавали портреты воинов и передовиков труда, активно занимались агитационно-художественным оформлением площадей, вокзалов, агитпунктов. Только пермское отделение Союза художников выпустило 190 плакатов, в том числе "Урал кует оружие фронту", "Будь бдительным", "Язык на замок", общим тиражом 20 тыс. экземпляров.

В чрезвычайно сложных условиях находились в годы войны библиотеки, избы-читальни, клубы, Дома культуры, музеи. В первые месяцы войны многие из них были закрыты, другие ютились в неприспособленных помещениях. Так, более 300 клубов Пермской области были отданы под военно-хозяйственные нужды. В действующих же культпросветучреждениях не хватало кадров, топлива, освещения. В августе 1942 г. в обкомы партии Урала была направлена телеграмма секретаря ЦК ВКП(б) А.С. Щербакова, в которой предлагалось полностью восстановить деятельность политпросветучреждений на селе, привлечь к работе в них сельскую интеллигенцию, обеспечить избы-читальни газетами и журналами. Работа учреждений культуры стала улучшаться, наметилась тенденция их расширения.

В годы войны заметно выделялась своей интенсивной деятельностью одна из старейших библиотек Урала - Пермская областная публичная библиотека имени А.М. Горького, основанная в 1831 г. В военное время она стала центром культурных сил Прикамья, методическим руководителем библиотек области. Коллектив библиотеки первоочередное внимание уделял Дому Красной Армии, мобилизационным пунктам, отрядам народного ополчения, госпиталям и т.д., привлекая к активной работе научных работников, деятелей искусств и литературы, как местных, так и эвакуированных. С консультациями и лекциями в библиотеке выступали профессора В.П. Городецкий, В.В. Данилевский, С.С. Данилов. Во встречах с читателями участвовали писатели В. Каверин, А. Первенцев, М. Слонимский, гроссмейстер М. Ботвинник. В литературно- художественных вечерах и тематических концертах принимали участие А. Шварц, Д. Журавлев, И. Сербова, Э. Гиллельс, Р. Тамаркина, А. Хачатурян. В 1942 г. такие вечера посетили 4477 человек.

В течение всей войны библиотека держала связь с фронтом. Систематически велась переписка с сотрудниками, служившими в армии - Р.А. Толокновой, В.И. Зыковой, А.П. Старцевой, И.П. Теплоуховой, Н.И. Пищальниковой, И.С. Гочеговым. Коллектив постоянно организовывал посылки, подарки, библиотечки в санитарные поезда, воинские части, госпитали. Для освобожденных районов сотрудники библиотеки вместе с активом собрали 10 тыс. книг, выделяли из необработанных фондов 10 800 книг.

О работе всех культурно-просветительных учреждений Пермской области в военное время дают представление материалы областного съезда политпросветработников, состоявшегося в декабре 1944 года. К этому времени из 41 Дома культуры в области работало 40, сеть районных и городских библиотек была развернута полностью, из 129 сельских библиотек работало 125, в селах действовало 713 изб-читален.

Приобщение советских людей к ценностям духовной культуры неразрывно связано с развитием самодеятельного художественного творчества трудящихся. Художественная самодеятельность на Урале не прекращалась в годы войны. В 1943 г. в Пермской области областной смотр художественной самодеятельности охватил 12 тыс. трудящихся города и села (490 коллективов). Активно прошли смотры в городах Чусовой, Кизел, Березники, Краснокамск, Кунгур, Оса и в Соликамском, Осинском, Краснокамском, Оханском районах. В областном смотре участвовали 44 коллектива - 810 человек. *

Вернуться назад Основное меню

© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005

Рейтинг@Mail.ru