Вернуться назад Основное меню

Промышленность

  1. Моторостроение
  2. Оружейная промышленность
  3. Капитальное строительство
  4. Металлургическая промышленность
  5. Химическая промышленность
  6. Угольная промышленность
  7. Электроэнергетическая промышленность
  8. Нефтяная промышленность
  9. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Моторостроение

* Перестройка уральской индустрии в 1941-1942 гг. начиналась с наращивания мощностей ее ведущих отраслей, особенно базисных: машиностроения и металлургии, горнорудной и топливно-энергетической, химической и железнодорожного транспорта, без которых немыслимо было военное производство.

Одной из главных проблем трудового тыла стало обеспечение фронта первоклассными самолетами и моторами к ним. Как уральские машиностроители боролись за превосходную боевую технику, видно на примере Пермского моторостроительного завода им. Я.М. Свердлова - молодого, первоклассно оборудованного предприятия, уже на второй год после пуска (в 1936 г.) награжденного орденом Ленина. Однако и он испытывал большие трудности. Нарушилось межзаводское кооперирование: из 139 предприятий, связанных с ним, в зоне военных действий или оккупации оказались 97. 85% авиационных заводов пришлось эвакуировать, часть из них на Урал. На заводской площади Пермского моторостроительного завода им. Я.М. Свердлова пришлось разместить однотипные предприятия из Москвы, Ленинграда, Харькова Днепропетровска. Потребовалось сразу же налаживать новые производственные связи, строить новые цехи и жилье. В короткие сроки, в ненастье и стужу возводились стены цехов, и, когда коробки были еще без крыш, с незастекленными окнами, рабочие уже выполняли фронтовое задание. Эвакуированное оборудование разгружали после 11-часового рабочего дня. Молодежь за первые 4 месяца войны только на субботниках сняла с железнодорожных платформ и установила в цехах 10 тыс. т оборудования, а для семей эвакуированных построила 10 бараков на 2 тыс. человек. Заработанные на субботниках 20 тыс. руб. (в ценах1941 г.) были переданы в фонд обороны.

За счет приема эвакуированного оборудования на 65% к довоенному уровню расширил производственно-техническую базу Пермский моторостроительный завод, что позволило увеличить производство авиадвигателей для боевых самолетов. Заводской коллектив под руководством директора А.Г. Солдатова, парторга П.А. Лошкарева и генерального конструктора А.Д. Швецова со всеми правительственными заданиями справлялся успешно.

Опытно-конструкторское бюро возглавлял талантливый конструктор А.Д. Швецов, которого еще Нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе назвал первым советским конструктором-моторостроителем, создателем первого авиамотора. Под его руководством заводской коллектив работал над улучшением тактико-технических характеристик, созданием новых авиамоторов.

Производство авиадвигателей На пермском моторостроительном заводе конструкторским бюро под руководством А.Д. Швецова был создан уникальный двигатель (мотор) - "двухрядная звезда" - с воздушным охлаждением, первоначальная мощность которого была доведена с 1850 до 4500 л.с. Как подчеркнул в своих воспоминаниях бывший нарком А.И. Шахурин, "такой мощности в то время не имел ни один зарубежный двигатель".

Мотор Швецова завоевал авторитет среди летчиков. В письме к Советскому правительству летчики одного из гвардейских истребительных полков, который должен был получать английские самолеты, просили: "Дайте нам советские машины с мотором А.Д. Швецова, мы будем еще отважнее громить врага". Бои с врагом подтвердили достижение пермских моторостроителей. В одном из писем А.Д. Швецову летчики писали: "…Во время воздушного боя с "мессершмиттом" после стремительных атак советского летчика вражеский самолет загорелся… и врезался в землю. Победитель благополучно возвратился на свой аэродром. Только здесь летчик увидел, что в нескольких деталях мотора были зияющие дыры. Но даже такие тяжелые "ранения" не помешали работе мотора".

Пермскими моторами оснащались прославленные истребители С.А. Лавочкина (с июля 1941 г. - ЛА-5, затем ЛА-7 с моторами воздушного охлаждения АШ-82ФН), пикирующие бомбардировщики А.Н. Туполева (ТУ-2), дальние бомбардировщики В.М. Петлякова (Пе-2). Эти грозные боевые машины обеспечили превосходство нашей авиации, во многом способствовали победоносному завершению войны. Для организации массового производства таких двигателей на заводе была осуществлена коренная техническая реконструкция цехов. Предприятие за годы войны стало крупнейшим в своей отрасли, наиболее механизированным и передовым по технической оснащенности и культуре производства. Производительность труда в 1944 г. по сравнению с 1941 г. возросла на 87%, отдача на каждый станок - на 54%, себестоимость продукции снижена почти на 40%.

В январе 1942 г. А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За время войны ему четырежды присуждались Государственные премии и многократно вручались другие самые высокие правительственные награды. Возглавляемое им опытно-конструкторское бюро явилось замечательной школой авиамоторостроителей, оно награждено орденом Ленина.

Коллектив машиностроительного завода в мае 1942 г. включился во Всесоюзное социалистическое соревнование, в июне успешно выполнил задание и сверх плана выпустил двигатели для боевых самолетов. Завод занял в соревновании первое место, ему было вручено переходящее Красное знамя ГКО, которое он удерживал 19 месяцев подряд. За совершенствование технологического процесса, успешное выполнение заказов фронта звания лауреатов Государственной премии были удостоены А.Г. Солдатов, А.Д. Швецов, М.А. Колесов, В.А. Глушенков и др.

Мотороресурсы продукции Пермского моторостроительного завода им. Я.М Свердлова в 1943 г. превысили довоенный уровень почти в 2,5 раза. Если в 1940 г. суммарная мощность выпущенных моторов составила 3,5 млн. л.с., а в 1942 г. - 7,5 млн. л.с., то в 1943 г. - уже 8 млн. л.с. Производительность труда в 1943 г. возросла на 72% к довоенному времени.

Вернуться в начало

Оружейная промышленность

Фронту в огромных количествах требовались не только танки и самолеты, но и оружие всех видов. И в этом ведущая роль также принадлежала уральцам. Некоторые типы оружия пришлось модернизировать, другие - снять с производства, третьи - создавать заново, конструируя новые системы пушек, винтовок, минометов, в том числе реактивной артиллерии.

В 1941-1942 гг. были сконструированы и пущены в серийное производство новые образцы 45-миллиметровой противотанковой пушки с высокой проходимостью, скорострельностью и дальностью стрельбы, самоходная артиллерийская установка, а также 85-миллиметровая зенитная пушка.

Производство пушек Одним из крупнейших предприятий по производству вооружения стал Мотовилихинский (артиллерийский) завод № 172 им. Молотова (г. Пермь). В первые дни войны он получил правительственное задание в месячный срок освоить и начать изготовление новой противотанковой пушки. Для этого потребовалось заново разработать технологический процесс, создать необходимое оборудование, инструмент, наладить новые производственные связи. На борьбу за выполнение задания коммунисты подняли весь коллектив. Чтобы преодолеть нехватку рабочих рук, электроэнергии, материалов, была произведена полная загрузка всех механизмов. К станкам встали служащие из управлений, привлечены на завод члены семей рабочих, пересмотрена технология обработки, упрощено производство путем сварки, штамповки литья. Каждому участку, цеху устанавливалось конкретное задание на сутки. Постоянные дежурства руководства позволяли немедленно решать все вопросы, возникавшие в процессе производства. По 3-4 дня не покидали рабочих мест лучшие производственники - В.Н. Целищев, А.И. Найденышев, И.А. Медведев и др. Сталевары И.П. Соснин, Н.П. Быков наладили ежедневный выпуск скоростных плавок стали. Большую роль в освоении нового производства сыграли начальники цехов С.А. Баскаков, С.В. Санкин. Задание ГКО было выполнено досрочно.

Выпущенная заводом знаменитая сорокопятка не имела равных на полях сражения. Германские оружейники так и не смогли изготовить аналогичную по своим возможностям легкую пушку.

Вскоре завод получил еще более сложное задание - освоить выпуск пушки новой системы. В мирное время на его выполнение потребовалось бы 6-7 месяцев, а в условиях войны завод справился за полтора месяца. Лишившись прежних связей с южными заводами, мотовилихинцы наладили изготовление заменителей остродефицитных материалов. При внедрении сталей-заменителей они экономили никеля 98%, ферромолибдена - 12.3, меди - 63, олова - 100, свинца - 97, цинка - 49%. Завод организовал производство электропровода, специальных станков, боеприпасов и другой продукции.

Производство пушек А. Первенцев в статье "Город на Каме" писал воинам Северо-Западного фронта: "Бойцы! Вы знаете полуавтоматическую пушку. Она хорошо показала себя против танков и живой силы противника. Пушки эти выходят из цеха Баскакова и грузятся на фронтовые платформы. Вместе с другими рабочими их делают совсем молодые ребята - Васильков Саша и Фирулев Сережа, 15-летние пушкари-патриоты. Из этого цеха не так давно на артиллерийские позиции Северо-Западного фронта поступило много батарей, сделанных сверхурочно молодежью цеха".

За образцовое выполнение заданий ГКО по производству новых видов вооружения завод, удостоенный ранее ордена Ленина, в июне 1942 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Директору завода А.И. Быховскому присвоено звание Героя Социалистического Труда, конструкторы Ф.Ф. Петров, А.Н. Булашов, С.П. Гуренко, В.А. Ильин, металлурги В.И. Привалов и М.В. Ивановский удостоены Государственной премии.

Коллективы предприятий оборонной промышленности работали в тесном контакте. В начале 1943 г. по заданию ГКО совместно разрабатывалась конструкция самоходной артиллерийской установки конструкторами С.П. Гуренко, Ф.Ф. Петровым (Мотовилихинский завод), Ж.Я. Котиным и другими конструкторами (Кировский завод в Челябинске). Советское правительство отметило особые заслуги мотовилихинцев в создании самоходной артиллерийской установки. В связи с награждением завода орденом Отечественной войны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал директору завода Герою Социалистического Труда А.И. Быховскому: "Своим самоотверженным трудом за время Великой Отечественной войны коллектив завода оказал большую помощь Красной Армии. Ваши грозные пушки и самоходная артиллерия сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и победоносном завершении войны".

Коллектив Мотовилихинского машиностроительного завода внес крупный вклад в научно-технический процесс, в создание и развитие производства артиллерийских орудий. За время войны завод дал фронту 48 600 артиллерийских систем, в том числе большое количество мощных 152-миллиметровых пушек для самоходной артиллерии. Сверх плана завод выпустил вооружения для 116 артиллерийских полков. Произошло снижение себестоимости продукции на 50% против довоенного уровня. Внедрение 15 тыс. рационализаторских предложений дало предприятию 70 млн. руб. экономии.

Уральские металлообрабатывающие предприятия осваивали производство гранат, взрывателей, снарядов всех калибров, мин и патронов. Крупное машиностроительное предприятие - завод им. Дзержинского - наладило производство боеприпасов. Боеприпасы производились еще на нескольких предприятиях области. В том числе и на Лысьвенском металлургическом заводе, освоившем к тому же выплавку броневой стали и изготовление касок для солдат и офицеров Красной Армии.

Судостроительный завод "Кама" перешел от изготовления мирных речных буксиров к выпуску боевых кораблей - бронекатеров. Моряки-десантники прозвали пермские бронекатера "речными танками". Они участвовали в обороне Сталинграда, в освобождении Бухареста, Вены, Белграда, воевали против японцев в Маньчжурии, бороздя речные просторы Камы, Волги, Днепра, Дуная, Вислы и Амура. *

Вернуться в начало

Вернуться назад Основное меню

© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005

Рейтинг@Mail.ru