Вернуться назад Основное меню

Шулаков Аркадий Петрович

Жизнь Аркадия Петровича Шулакова связана с нашим городом уже более 60 лет. Мало кто из его близких, друзей, соседей знает о том, что он участник Великой Отечественной войны, перенёсший много страданий, лишений на фронте и в тылу. Его рассказ о войне необычен - это подробное описание отдельных эпизодов, лишённое оттенков пафоса и героизма.

Война снится ему до сих пор. Спустя 58 лет во снах он до сих пор защищает от фашистов своё родное село. . .

Аркадий Петрович Шулаков родился 1 декабря 1922 года в селе Водзимонье Вавожского района Удмуртской республики в крестьянской семье. Его отец Пётр Иванович рано умер. Матери Анастасии Ивановне пришлось одной воспитывать 6 детей: 4 сына и 2 дочери. Все братья: Алексей, Николай, Аркадий, Сергей принимали участие в Великой Отечественной Войне. Старший Алексей погиб недалеко от Старой Руссы, а остальные вернулись живыми и невредимыми. Годы войны стали тяжким испытанием для матери - тяжёлый труд в колхозе и постоянные переживания за судьбы своих сыновей. Анастасию Ивановну спасала только вера в Бога, ежедневные молитвы. Первые весточки от своих сыновей были получены уже во второй половине войны.

Шулаков В 1939 году Аркадий Петрович становится студентом Пермского Педагогического института. В декабре 1940 года был призван в ряды Красной Армии. На сборы дали два дня. Местом службы Аркадия Петровича стала Западная Украина, город Стрии Львовской области, расположенный недалеко от границы с Польшей. Новоиспечённые солдаты столкнулись с украинской культурой, новым языком, газовым отоплением. Жили в казармах, оставшихся с времён Первой Мировой войны. Одеждой для новобранцев тоже была необычной: солдатские галифе, гимнастёрка, тонкая шинель, ботинки с портянками. Сначала солдатам - первогодкам трудно давался подъём, никак не получалась одеться по учебной тревоге без заимствования ботинок и портянок у своего соседа. В воинской части часто проводились военные учения, на которых солдат обучали стрелять из винтовки учебными патронами, ползать по - пластунски. Нередко совершались походы, сопровождающиеся ночёвками в лесу в палатках.

Ранним утром 22 июня 1941 года в части объявили тревогу. Чувствовалась какая-то напряжённость, нервозность, странным событием показалась выдача боевых патронов. О начале войны сообщили только днём. По приказу командира мотополка людей погрузили в машины-полуторки, и колонна отправилась в путь. В небе то и дело мелькали вражеские самолёты, вокруг раздавались взрывы. Машины остановились на возвышенности, отделению, в котором служил Аркадий Петрович, был дан приказ идти ночью в разведку. Вереница немецких танков, увиденная разведчиками на шоссе, привела солдат в смятение, хотя разговоры о грядущей войне часто велись в части.
Первая встреча с противником состоялась в селе, расположенном неподалёку. До селения воины добирались вплавь, держа в руках навесу пистолет-пулемёт Дегтярева. Преодолев переправу, солдаты попали под шквальный огонь немцев. Сержантом Князевым была поставлена задача устранить огневые точки неприятеля. Аркадия Петровича поразили узкие траншеи, вырытые немцами (вместо широких русских окопов), танки, снабжённые огнемётами, немецкие сигареты, разбросанные по земле (вместо привычных русских папирос). Отделению удалось добраться до самой высокой огневой точки, находившейся на колокольне. В подвале церкви обнаружили пять немецких солдат. Расстрелять живых людей, пусть даже врагов, оказалось делом непростым. Преодолев душевные муки, и не высказав в слух сомнений, солдаты привели приказ в исполнение.
Советские войска отступали. Очередная встреча с немцами состоялась через несколько дней. Неожиданная атака неприятеля застала отделение врасплох, ничего не оставалось как спасаться бегством. Укрытием для Аркадия Петровича, отставшего от товарищей, стало поле спеющей ржи. На солнцепёке молодого солдата мучила жажда, от заснул, держа палец на курке автомата. От местного жителя с белой повязкой на руке, собиравшего трупы на поле, узнал о сборе уцелевших воинов в одном из ближайших домов. От 12 человек отделения уцелели только 4. От командира узнали, что один из солдат специально прострелил себе ладонь левой руки. Смертный приговор "самострелу" не вызвал осуждения и сочувствия окружающих. Остатки мотополка продолжали отступление. Воины постоянно испытывали чувство голода. Однажды запас продовольствия был пополнен маслом с разгромленного немцами маслозавода и сахаром. Щи со свининой, сваренные одним из солдат - хохлов на найденной полевой кухне, надолго запомнилось изголодавшимся бойцам.
После многочисленных кровопролитных боёв войска Юго-Западного фронта под командованием Будённого отступили за Днепр. Переправа через реку на барже сопровождалась непрекращающимися атаками немцев, которые становились все смелее, использовали минометы, снаряды, бомбы. Русским солдатам пришлось уничтожать свои машины, чтобы они не достались врагу.

В одном из боёв Аркадий Петрович был ранен в бедро, первую помощь оказал сам из-за отсутствия санитаров. Попал вместе с товарищами в плен. Колонна с пленными двигалась по шоссе. Путь долгий, изнурительный, пленные шли еле-еле, от изнеможения падали на обочину. Упавших немцы расстреливали. Ради забавы, чтобы отличиться перед начальством, били пленных палками. На одной из остановок к колонне присоединили группу примерно из 50 евреев. Вид этих людей шокировал - раздетые догола, озябшие на сквозном ветру (на улице конец сентября), на лицах - уныние и обречённость. Помочь им не представлялась возможности, даже попытки вести разговор пресекались. Колонна добралась до города, в котором располагался немецкий гарнизон. При тщательном осмотре решалась учесть пленных, отдельно отбирались евреев и комиссаров. Дальнейший путь некоторых, в том числе и Аркадия Петровича, лежал в Германию.

В Германии молодого солдата пленили красоты природы, необычными казались узкие железные дороги, машины, работающие на газе. Конечным пунктом стал небольшой городок Ноймарк, недалеко от Нюрнберга, лагерь для военнопленных, в котором находилось более 100 человек. Пленные работали без выходных на местном деревообрабатывающем заводе, в основном разгружали штабеля древесины. Жили в старых бараках, примерно по 20 человек в каждом, спали на двухярусных нарах. Одеждой военнопленных становились вещи людей, ставших узниками концлагерей. Кормили однообразно, в основном картофелем, выращенным неподалёку. Основную массу пленников составляли украинцы, но был и француз, с которым Аркадий Петрович вёл беседы о политике, экономике, русской литературе.
На заводе работали и местные жители. К пленным они старались относиться нейтрально; многие получали скорбные повестки о потере близких с Восточного фронта. Хозяин завода Пфляйдерер, служивший в Первую Мировую войну лётчиком, довольно хорошо относился к заключённым, за что его неоднократно упекали немцы. Пленных, пострадавших при бомбёжках, проводимых американцами, лечили в местном госпитале. Военнопленные получали информацию из газет (в основном религиозных), позднее в лагерь провели радио. Несколько раз по железной дороге заключенных вывозили в Нюрнберг для зарывания воронок, оставшихся после американских бомб. Вместе с товарищами Аркадий Петрович побывал на стадионе, где в тридцатые годы неоднократно выступал Адольф Гитлер, любивший устраивать "партайтаге".
Освободителями для военнопленных в мае 1945 стали американцы. Сигареты, розданные американской колонной, казалось, имели неземной аромат, позднее военнопленные подбирали даже окурки. Теперь бывшим узникам разрешалось свободно перемещаться в черте города. Аркадию Петровичу, как старшему по лагерю приходилось решать вопросы снабжения продовольствием, конфликты между бывшими военнопленными и местными жителями.
Но однажды и он вместе с товарищем провёл сутки в каталажке за нарушение порядка в городе, а именно за громкое распевание песен о Катюше, Климе Ворошилове в ночное время. Случайно найденный в лесу велосипед хозяин завода уговорил Аркадия Петровича поменять на золотые часы.
Весть о победе над фашисткой Германией была объявлена по лагерному радио на русском языке и вызвала бурю радости и восторга. Американцы передали бывших военнопленных советскому командованию.

В мае 1945 года бывшие русские военнопленные попали в столицу Австрии - город Вену, в 108 Интернациональную комендатуру сборного пункта. Аркадию Петровичу запомнились весёлые французы, нередко устраивающие импровизированные концерты в столовой. Те отказывались верить в отсутствие многочисленной современной техники у русских.
Аркадий Петрович благодаря свободному владению немецким языком и незаконченному высшему образованию стал корректором центральной группы войск редакции газеты "За честь Родины". Газета выходила довольно большим тиражом, поэтому штат сотрудников был многочисленным, около 50 человек. Однажды Аркадий Петрович с другим корректором пропустили букву "с" в слове "французский", за что держали ответ перед главным редактором А. Жуковым (позднее известным политическим обозревателем, автором книги "ЦРУ против СССР").
В свободное от работы время Аркадий Петрович изучал Вену и её окрестности. Город, поразивший обилием красивых зданий, парков, памятников, музеев, пострадал во время войны несильно. Особенно понравился солдату собор Святого Стефания с двумя башнями, Дворец Наций.
На старинном венском кладбище солдат посетил могилы классиков музыки - Гайдна, Моцарта, Шуберта, Штрауса. Запомнились на всю жизнь слова, высеченные на памятнике Ф. Шуберта: " Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды". Недалеко от Вены, в Гейлигенштадте, Аркадий Петрович видел дом Л.Бетховена, дорожки, по которым гулял великий композитор.
Кроме изучения достопримечательностей сотрудники газеты купались в Дунае, ходили в кинотеатры, посещали кафе. Деньги за проданные золотые часы очень пригодились для развлечений.

Шулаков В 1946 году Аркадий Петрович демобилизовался и, по возращении в Пермь, продолжил учёбу на историческом факультете педагогического института. Затем работал в Облоно инспектором школ, директором школы, заочно учился в аспирантуре. С 1961 года по 1992 год жизнь Аркадия Петровича связана с Пермским Государственным Университетом. Ассистент кафедры политэкономии - старший преподаватель - доцент - таковы основные вехи карьеры учёного.

2003 год*

P.S. В феврале 2005 года Аркадий Петрович умер...

Вернуться назад Основное меню

© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005

Рейтинг@Mail.ru