Вернуться назад Основное меню

Воспоминания Цельман Софьи Максимовны

Цельман Софья Максимовна * Война началась для молодой симпатичной Софочки Цельман (теперь ее фамилия по мужу Мясникова) в маленьком городке Западной Белоруссии, куда восемнадцатилетняя выпускница фельдшерской акушерской школы была направлена на работу.

В первый день войны ее вызвали в военкомат и вручили приказ направиться в Молодечное, где шло формирование полевых госпиталей. Но когда она туда явилась - все вокруг было в огне. Молодечное горело, и ей был дан новый приказ: самостоятельно, любыми путями, добираться до "своих". Армия отступала под неожиданным натиском, дороги были забиты. Софочке удалось забраться в повозку, однако долго ехать с комфортом не пришлось.

"Паники не было, но чувство опасности и страха не покидало нас ни на минуту, - рассказывает Софья Максимовна. - Мы проехали совсем недолго, как вдруг солдат, сидящий рядом, закричал не своим голосом: "Танки!" Все бросились кто куда. Я оказалась одна в лесу. Бежала что есть сил, потом упала и слышу совсем рядом немецкую речь. Утром, когда рассвело, пошла в противоположную сторону и попала в деревню, где немцев не было. Мне дали воды и кусок хлеба и сказали, как правильно выйти к своим. Скоро повстречались солдаты, которые тоже искали наши части. Стали пробираться в сторону Борисова вместе, а когда увидели солдат, которые роют оборонительные сооружения, подумали, что самое страшное позади. Но мои испытания только начинались...

Сначала шла пешком, потом меня взяли танкисты, и я ехала внутри танка буквально скрючившись... Приходилось добираться и на попутках... Видела все - и разбитую с ранеными машину на переправе, и раненых, которым негде было оказать помощь... Честно говоря, было очень страшно - и от бесконечных бомбежек, и от стрельбы, а больше всего -от страха оказаться в руках немцев, и еще от неизвестности. Куда идем, где наши - все так неопределенно... Но по дорогам в то время шло много людей - и военных, и мирных жителей".

Все шли на восток. В сторону Москвы. Каким-то необъяснимым чутьем эти усталые безоружные люди верили в то, что обязательно найдут своих.

Софье повезло трижды. Во-первых, что в начале войны ее не было в родном Витебске - там немцы убили всю ее семью: мать, братьев и сестер -всего от рук фашистов погибло 22 родственника... А вот отец оказался в далекой Перми. Но она узнает об этом позже. Второй раз ей повезло, когда ее взяли (без документов!) в отдельный минометный батальон: "Нам медики нужны". Здесь она немного "отошла" от шока, но вскоре опять ей пришлось отправиться в путь - сопровождать раненого в тыл. Снова эти ужасные фронтовые дороги... И только ближе к Москве юной Софочке удалось выйти в самый раз к сортировочному пункту, где фельдшера наконец-то направили по прямому назначению - а именно в медсанбат.

"Наш медсанбат, - вспоминает Софья Максимовна, - находился при 50-й пехотной дивизии Западного фронта, и мы шли вслед за наступающими частями. Теперь уже в обратном направлении - от Москвы на запад. Нам "доставались" самые свежие раненые, которым надо было срочно оказать помощь. Оперировали круглые сутки. Но это уже была моя работа, и фронтовая жизнь постепенно налаживалась. Одно угнетало: было жалко молодых солдат, которых мы спасали, да не всех удавалось спасти... Выжить помогала фронтовая взаимовыручка. Нас было три подружки, и мы всегда были вместе, и все, до последней конфетки, делили на троих. К тому же в то время никто никого не делил ни по национальности, ни по другим признакам. Жили как одна фронтовая семья. Жили для Победы".

Сколько потом было пройдено фронтовых дорог, сколько дней и ночей, но тот страшный день отступления она не забудет никогда. Судьба пощадила молодую девчонку, да и солдаты, встречавшиеся ей на той дороге, помогали, как могли: разве могла бы она одна, без поддержки, пройти по тем страшным дорогам? Делили одну краюху хлеба на всех, спали в одном сарае, прятались в одних ямах. Все выдержали. Всего насмотрелась, но сердцем не озлобилась.

Войну Софья Максимовна закончила в ста километрах от Берлина - по чужой столице ей погулять так и не удалось. А вот в родном Витебске после войны побывала: красивый стал город! Только вот их дом сгорел, и нет могилы матери и могил семерых братьев и сестер...

"Так случилось, что вторым моим родным городом стала Пермь. Здесь мне повезло в третий раз. Вернулась в сорок пятом, застала еще живым отца, который здесь работал. Здесь я вышла замуж. Более сорока лет проработала в стоматологической клинике мединститута. Часто рассказывала студентам о пережитом..."

Софья Максимовна скромно умолчала о наградах - а их у нее немало: орден Красной Звезды, несколько боевых медалей, в том числе "За оборону Москвы", "За Победу".

Как это там в знаменитой песне поется?!

"Эх, дороги, пыль да туман. Холода, тревоги да степной бурьян. Знать не можешь доли своей - может, крылья сложишь посреди полей. Выстрел грянет - ворон кружит. Мой дружок в бурьяне - неживой лежит... А дорога дальше мчится, клубится, пылится..."

"Вы просили рассказать только об одном дне, и я выбрала самый тяжелый момент моей военной биографии - отступление, точнее сказать, возвращение к своим. Из песни слов не выкинешь: что было, то было, и те трудные фронтовые дороги не забываются..." *

Вернуться назад Основное меню

© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005

Рейтинг@Mail.ru