Вернуться назад | Основное меню |
Транспорт* С предельным напряжением работали железнодорожники Пермской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. Мобилизация и передвижение наших войск на фронт совпали со встречным потоком - эвакуацией промышленных предприятий и населения прифронтовых районов на Восток, в глубокий тыл. Среднесуточная скорость движения эшелонов с воинскими грузами была доведена до 800-900 км. Каждый час по железнодорожным магистралям в октябре-ноябре 1941 г. перевозилось до 100-150 тыс. человек. Только за два месяца Пермская железная дорога перевезла почти 3 млн. чел. Особая нагрузка выпала на долю Пермской железной дороги, протяженность которой составляла 1800 км. В поисках резервов для увеличения пропускной способности машинисты удваивали и даже утраивали железнодорожные составы, передвигая их двумя-тремя локомотивами. Инициаторами вождения тяжеловесных составов явились машинисты Чусовского и Пермского отделений дороги. Машинист Чусовского отделения И.Л. Чурин выступил застрельщиком вождения двойных и тройных составов двумя электровозами. Он и его товарищи по депо за 8 месяцев провели 1179 тяжеловесных поездов, из них 116 сдвоенных и 96 строенных (Урал - фронту. 1985 с.140). И.Л. Чурин за этот период был удостоен звания Героя Социалистического труда. Мастерски, на высоких скоростях водили тяжеловесные составы лучшие машинисты Пермской дороги А.В. Архипов, Н.М. Каменских, М.А. Колпаков, И.И. Суменков и др. (Урал - фронту. 1985 с.141). Получил распространение и поддержку почин верещагинского машиниста Н.М. Каменских - ремонтировать паровозы силами паровозных бригад. Железнодорожники Перми сами ремонтировали паровозы, нередко при неостывшей топке. К марту 1942 г. они построили для фронта 4 бронепоезда и 2 поезда-бани (Пермь от основания до наших дней. Книжный мир, 2000. с.240-241). Лучшим машинистом в депо Пермь-II был М. Митрофанов, перекрывавший нормы технической скорости на 8-9 км/ч, используя вместо дефицитного топлива древесные отходы. Его паровоз делал до 12 тыс. км пробега между промывочными ремонтами (Звезда. 1942. 22 марта). В числе передовых машинистов Пермской дороги были И.С. Симонов, П.И. Колпаков, Т.М. Мусихин и др. В целом работники Пермской дороги в сложнейших условиях военного времени сумели достичь рекордных показателей, отгружая ежемесячно до 774 вагонов, сократив тем самым на 16 часов оборот подвижного состава. Воинские составы двигались со скоростью 1100 км в сутки. Н.П. Водважко - диспетчер Зуевского отделения Пермской дороги - внедрил общественный анализ графика исполненного движения, добился согласованности действий различных транспортных звеньев, равномерной расстановки поездов на участке, их скоростного продвижения. Заслуги Н.П. Водважко были отмечены званием Героя Социалистического Труда. В связи с перенапряжением железных дорог возникла необходимость их реконструкции. Маломощный двухосный состав заменялся четырехосным; на грузо-напряженных участках сооружались автоблокировка и вторые линии; на подъемах, склонах гор локомотивы переводили на электротягу. Одновременно велось новое строительство, расширялась и улучшалась сеть железнодорожных путей. В Пермской области было развернуто строительство 260 км вторых путей на главной линии. На горном участке Кизел-Чусовская-Гороблагодатская на электротягу была переведена линия протяженностью 295 км. Вновь электрифицировалась линия Пермь-Чусовская на 132 км. Значительная часть военно-хозяйственных грузов приходилась на долю речного транспорта Урала, представленного тремя пароходствами камского бассейна - Бельским (Уфа), Вятским (Киров), Камским (Пермь). Речники перевозили продовольствие, нефтепродукты и другие материалы, необходимые для снабжения фронта, промышленных предприятий и населения тыла. В связи с резким увеличением объема перевозок Наркомат речного флота передал на Каму и ее притоки суда и буксиры из других пароходств страны, в том числе с Москва-реки. Напряженно трудились для нужд фронта речники Камского пароходства, ускоренными темпами они доставляли производственные грузы промышленным предприятиям, перевозили эвакуированное оборудование и население, водили грузокараваны с продовольствием, нефтью и другими материалами на большие расстояния. Навигационный план 1941 г. камские речники по перевозкам пассажиров выполнили на 138,2%, перевозли грузов 6878 тыс. т, что составило более 10% всех перевозок речного транспорта СССР. По примеру лунинцев судовые коллективы сами ремонтировали пароходы, сокращали сроки ремонта, экономили средства. Расходы на ремонт зимой 1941-1942 гг. снизились на 49,5%, силами экипажей речного пароходства было отремонтировано 84% судов. Речники Камского бассейна активно включились во Всесоюзное социалистическое соревнование. Инициатором выступили коллективы парохода "Дмитрий Фурманов" и пристани Пермь. Всего соревновались более 600 судов самоходного и несамоходного флота, 100 пристаней, 39 промышленных предприятий с персоналом свыше 16 тыс. человек. По примеру команды парохода "Яков Воробьев" в бассейне широкое распространение получил лунинский метод образцового ухода за судами, их ремонта своими силами. Команда парохода "КамГЭС" выступила застрельщиком буксировки большегрузных возов, безостановочного их продвижения на большие расстояния. Инициативу поддержали коллективы парохода "Пятилетка" и других судов. Среди судовых команд, коллективов пристаней, предприятий развернулось движение за экономию топлива, средств, материалов, скоростные методы обработки и продвижения грузов, усилилась борьба с простоями. Женская комсомольско-молодежная бригада Пермского речного порта (бригадир А. Шеина) в 1944 г. предложила организовать ремонт механизмов до окончания навигации. К моменту прихода судов на зимний отстой силами персонала порта удалось отремонтировать 90% перегрузочных машин и двигателей. Экономия составила свыше 10 тыс. человеко-смен и многие десятки тысяч рублей. Почин бригады А. Шеиной получил распространение в Камском и других пароходствах страны. В дни битвы на Волге камские пароходы доставляли защитникам Сталинграда пополнение, оружие, боеприпасы, снаряжение, на обратном пути вывозили раненых, эвакуируемое население. Суда подвергались бомбежкам и обстрелам. Команды действовали мужественно и умело выполняли задания. Вот один из многих примеров. Под Сталинградом вражеские танки обстреляли теплоход "Таджикия"; один из снарядов разорвался в трюме. Начался пожар. Задыхаясь в дыму, люди боролись с огнем, заделывали пробоины, спасая судно и важный груз. За проявленный героизм капитан И.И. Рыбаков, старший помощник В.П. Галанин, механик В.П. Евстафьев и боцман В.Н. Бобылев были награждены орденом Красной Звезды, остальные члены команды - медалью "За боевые заслуги". За навигацию 1942 г. камские речники сделали 191 рейс во фронтовые районы. Водники Камского бассейна успешно справлялись с планами перевозок. В Военные годы они доставили десятки миллионов тонн военно-стратегических и народнохозяйственных грузов - более 10% объема всех перевозок речного транспорта страны. * |
Вернуться назад | Основное меню |
© Всероссийская эстафета "Равнение на Победу!", 2004-2005 |