Война. Какое страшное слово. Особенно дня детей, которые пережили ее. Какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку или сестру? Представьте: вокруг рвутся бомбы, снаряды, мины. Жуткое завывание пикирующего самолета. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама, вдруг охает и падает замертво. Что делать? Куда бежать? Кого звать на помощь? Кричи, не кричи - в этом кромешном аду тебя никто не услышит и не придут... и не спасет... И так длилось с двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года по девятое мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Для детей это время было самым ужасным. Трудно представить как жили дети.
Вот что рассказывает одна женщина, которая во время войны была ребенком:
«Во время войны я жила в Сталинграде. Когда началась война, мне было десять лет. Я не понимала, как страшна война. Я, мама, брат и бабушка бежали из Сталинграда от немцев. Мы нашли безопасное место. Там было немного слегка прогнившей пшеницы. Мама толкла ее, смешивала с водой из лужи, и мы это ели. Нам казалось, что нет ничего вкусней. Однажды маму, которая вышла за водой, ранило осколком бомбы. Мама охнула и потеряла сознание. Мы думали, что она умрет, но она выжила. Тогда я поняла, что война - это смерть.
Фашисты убивали всех подряд: и малых, и старых. Они бомбили города, сжигали села и деревни. Наш дом тоже сгорел, и нам пришлось жить в землянке. Было очень холодно и голодно.
Вскоре с фронта вернулся папа. Мы построили новый дом. Брат и я живы до сих пор. Мама умерла спустя пятьдесят лет после войны. Мне семьдесят лет, и у меня много детей и внуков. Я счастлива, но воспоминания о той войне не. оставляют меня до сих пор».
Ужасная судьба постигла и ленинградских детей, которые перенесли страшный голод. Они питались тем, что находили в помойках. Многие умирали от голода. Ребятишек полуживыми находили в подвалах, окопах, в горящих домах. Их отправляли в детские дома Сибири и Урала. Тогда на территории нашей области было сорок детских домов. Дети поступали в детский дом чуть живыми, изможденными, некоторые даже не могли идти: их несли на носилках Многие долгое время не могли разговаривать. По ночам их преследовали кошмары, и они кричали, в который раз заново переживая свое горе. Сколько надо было времени и усилий воспитателям, чтобы к детям вернулось детство. Многие дети с ранних лет писали стихи о войне, о своем горе, о страшном голоде. Вот какие строки написал поэт Ю. Воронов, переживший блокаду:
Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память, наша совесть, Она как сила нам нужна.
Кажется, все должны помнить это, но коротка оказалась память людская. Забыли, какой ужас, какую боль несет эта война. Забыли горе матерей, искалеченные судьбы детей. Иначе чем объяснить те гражданские войны, ту резню, что идет в Чечне. Вновь захотели почувствовать запах крови? За то ли воевали деды и отцы, чтобы через шестьдесят лет по-прежнему проливалась кровь. Так давайте прекратим войны и будем жить в мире и согласии, чтобы больше никогда не страдали от войны люди, а особенно дети.
© Оргкомитет фестиваля. 2004 г.