Однажды мой дедушка Федор рассказал мне историю времен Отечественной войны. Шел 1943 год. Люди в колхозе умирали как мухи с голода. И вдруг прошел слух: председатель колхоза празднует день рождение сына. Моему дедушке тогда еще 15 лет было. Он вместе с другими ребятами кинулся к окнам председательского дома. Тогда мальчишки года два не видели хорошей вкусной пищи. У одного из них случился голодный обморок, дед едва справился с желанием выбить окно и схватить со стола хоть что-нибудь.
Чувствовал ли председатель, что совершает грех? Наверное, у него и мысли такой не появилось, он даже не прятался.
А голодавшие женщины работали день за днем, убирали урожай до последнего колоска, чтобы отправить на фронт. Может быть, до фронта хлеб и не доходил.
Когда я заговорила об этом с мамой, она сказала: «Такие люди греха не знают». Я сначала не поняла этого, а теперь понимаю. Таких было много в ту войну. Такие есть в любое время, в наше тоже. У поэта К. Савельева есть такие строки:
А мир не очень справедлив: Домой приходят человеки, Один с войны приносит чеки, Другой – желтуху или тиф. А третий в душной тишине Скрипит протезными ремнями.
Чтобы накормить голодных братьев, дед шел на колхозное поле, на котором уже была выкопана картошка и собирал оставшиеся в земле клубни.
- Вор ли я? – спрашивал он себя и сам же отвечал: «Да, я вор». Но что-то в глубине души сопротивлялось и бунтовало: «Нет, не вор».
- Да как же не вор, если ночью, с оглядкой, выкапываешь картошку на колхозном поле?
- Но ведь это мой колхоз, и потом картошку уже убрали, а эта осталась в мерзлой земле, никому не нужна.
- Но ведь она колхозная, за это судить могут.
- Пусть судят. Мне же двоих братьев кормить нечем. Если они умрут, в какой суд жаловаться?
- А как же заповедь Христа: «Не укради»?
- Но есть и другая: «Не убий»!
- Чем же младенцы-то виноваты?!
Дед все ниже наклонялся над землей, и руки его мелькали все быстрее. А потом, крадучись, - домой, на колени – и молиться, замаливать свой грех.
Да грех ли это? А может быть, подвиг во имя братьев. Отмаливал свой грех дед и просил у Бога: «Не отбирай у меня братьев, не наказывай жестоко!»
Сейчас тоже идет война в Чечне. Кровь, слезы, страданья, гибель детей. Я хочу, чтобы взрослые сделали все, чтобы остановить войну.
© Оргкомитет фестиваля. 2004 г.