Ночь. В алой полоске зарева на юге видны клубы дыма. Доносятся глухие отголоски взрывов.
Ветер с юго-востока принес едкий запах пороха - запах смерти. Сырой блиндаж, затухающий костерчик. Солдаты в ожидании нового наступления коротают ночь молча.
В углу, рядом с примусом, спит раненный в ногу лейтенант. На вид ему лет тридцать, у него русые волосы с прядью седых волос на левом виске. Мышцы на скулах время от времени дергаются, веки полузакрыты. Волевой подбородок, высокий лоб и правильные черты лица этого человека позволяют с уверенностью говорить о его сильном характере, о смелости и отваге.
Других солдат я вижу очень расплывчато. Вокруг костра сидят молодые ребята лет двадцати, чуть поодаль, у стены, двое мужчин в возрасте, с огромными пышными усами, курят и о чем-то думают, иногда перекидываясь взглядами или парой фраз...
Через мгновенье все начинает рушиться. Я оказываюсь в сыром, узком окопе. Темно. Видны только светящиеся очереди куда-то в небо. Гул немецких самолетов и огромное количество взрывов то справа, то слева, то совсем - рядом. За спиной раздается оглушающий взрыв...
Я проснулась, в холодном поту. Вокруг тишина и рассвет. Как странно. Я, человек двадцать первого века, который так далек от событий Великой Отечественной войны - и такой сон. Что стало предпосылкой сновиденью? То ли, что так часто приходится сталкиваться со злыми агрессивными людьми; то ли, то, что была свидетелем мальчишечьей, безжалостной драки, то ли новая информация по телевидению о положении дел в Чечне. Но как бы то ни было страх, вкравшийся в мою душу во сне, долго не исчезал.
Война - это наглядный пример невероятной жестокости, ярости и агрессии. Ненависть овладевает мной, когда я думаю о тех, кто убивал и убивает людей. Нет, это не ненависть! Это обида и боль за невинно убитых, за искалеченных и измученных агрессорами людей. Ненавидя их, мы уподобляемся им, которые погубили и губят невинные души ради своих целей. Одной из таких целей в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов являлась « теория расизма», которая пропагандировала превосходство арийской нации над остальными. Первым ударом этой теории в тридцатые годы двадцатого столетия в Германии явилось массовое уничтожение евреев.
Распространение фашизма в Европе привело к расколу общества на две половины: «за» и «против». Многие страны приняли позицию нейтрального государства, которые, являясь неким зрителем в «театре боевых действий» на территории Европы.
Советский Союз занимал нейтральную позицию вплоть до 1941 года. Но когда трагедия обрушилась на страну, которая была не готова защитить себя в стратегическом плане, единственной надеждой на победу и разгром фашистской армии стал героизм солдат, патриотизм людей разных наций, живших на этой земле.
Не легко порой читать хроники военных лет. Сколько невинного населения стран, оккупированных Германией, было уничтожено, замучено в концентрационных лагерях, сколько солдат, ополченцев, партизан и людей, стремившихся остановить это ужасное, безжалостное войско, было погублено! Дети, старики, женщины становились «рабами», сжигались в собственных домах, расстреливались и зарывались заживо в землю...
В первые дни войны погибло огромное количество людей. Виной этому были идеологические взгляды политиков, стоящих у руля власти. Аресты, репрессии (которые не прекращались и во время военных действий) держали в страхе каждого человека, особенно образованного и прогрессивного. Это принесло свои плачевные результаты : враг дошёл до Москвы. Враг торжествовал: ещё одна победа, да над кем - над Россией! Но не тут - то было. Как сказал великий русский поэт Ф. И. Тютчев:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать - В Россию можно только верить.
Именно вера в торжество справедливости, вера друг в друга помогла одержать победу в тяжелейшей военной ситуации.
Нo какой ценой досталась победа! Сколько искалеченных тел и судеб. Сколько молодых, полных энергии девушек и юношей не дожили до своего первого свидания, первого поцелуя. Сколько мальчиков и девочек, умерших от голода или от вражеских пуль, пришлось похоронить матерям. Сколько... этих «сколько» можно перечислять долго. К счастью это уже история. И мы, молодое поколение, должны бы извлечь из этого "уроки": уроки мужества, самоотверженности, патриотизма... но, увы, всё чаще приходиться сталкиваться с мнением о том, что если бы Россия была побеждена фашистами, то сейчас мы жили бы лучше, и у нас было бы так же хорошо, как в Германии.
Об этом говорит российская молодёжь, которая в случае новой опасности должна будет защитить страну.
Мне страшно вверять свою судьбу таким «защитникам». Но я всё - таки надеюсь, что перевелись ещё богатыри на Руси».
© Оргкомитет фестиваля. 2004 г.