Проект "Молодежный антифашистский фестиваль"

Баннер молодежного антифашистского фестиваля Межрегиональная общественная организация "Центр против насилия и торговли людьми",
Пермская региональная общественная организация "Центр изучения территориального общественного самоуправления", Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия, Пермское отделение общества "Мемориал", Департамент образования Пермской области, Комитет по молодежной политике Пермской области, Пермская областная библиотека им. Горького, Пермское региональное отделение Российской демократической партии "Яблоко", фонд "Нанук", Пермская государственная художественная галерея, Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей, Центр поддержки демократических молодежных инициатив, Центр гражданского образования и прав человека, Грузинский культурный центр, Чеченская община г. Перми, Региональный информационный центр "Инновации и молодежь", Пермский молодежный информационный центр
Информационная поддержка: Пермская гражданская палата / Пермский региональный правозащитный центр
Финансовая поддержка:
2002/03 учебный год - фонд "За гражданское общество" (г. Москва);
2003/04 учебный год - фонд "Точка опоры" (г. Москва)

Гулаг Пермской области

Введение

Репрессивные акции 1937-1938 гг. закономерно рассматриваются историками как высшая фаза политики террора. В этот период мишенью репрессий стал командный состав армии, интеллигенция, но основной удар все же был направлен на номенклатуру. Отправной точкой репрессий 1937 г. стал февральско-мартовский пленум ЦК ВКП (б) 1937 г., на котором Сталин выступил с докладом "О ликвидации троцкистских и иных двурушников", где содержалось обоснование репрессивной политики.

Гулаг в Пермской области

Рассматриваемый период времени - от первых пятилеток до начала Великой Отечественной войны - очень важен для понимания истории ГУЛАГа, причин приведших к широкомасштабному использованию принудительного труда (не только лагерного). Это время становления хозяйственного механизма лагерей, выработки принципов советской экономики во многом базирующихся на использовании внеэкономического принуждения. Выполнение форсированного варианта первого пятилетнего плана столкнулось с рядом трудностей. Низкая оплата труда, плохие условия быта вели к большой текучести кадров и как следствие к хроническому недостатку рабочей силы на стройках, предприятиях. лесозаготовках. На Урале данные факторы были усугублены запланированными высокими темпами строительства индустриальных объектов . Председатель комиссии по пятилетнему плану Пермского облисполкома писал в 1928 году в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова: "вопрос о рабочей силе для химической промышленности на Урале не может стать остро; металлургическая промышленность поглощает не всю рабочую силу, кроме того с повышением жизненного уровня прилив рабочей силы будет обеспечен... ". Но, жизненный уровень, требующий значительных затрат, повышен не был, и следовательно прилива рабочей силы (вольнонаемной) тоже не последовало.

Начатое в мае 1929 года "ударное" строительство Березниковского химкомбината застопорилось из-за недостатка рабочей силы, вольнонаемные рабочие не хотели ехать в Березники, где был жилищный кризис и недостаток снабжения . Газеты 1929 года пестрят заметками о неудовлетворительном ходе строительства Березниковского химкомбината: "Торгово-промышленная газета" № 129 пишет о чрезвычайно медленном строительстве комбината , в другом номере той же газеты написано: "Строительство химкомбината в Березниках испытывает острый недостаток в рабочей силе. Не хватает около 1000 плотников, 500-600 человек чернорабочих, 250 коновозчиков ". Наркомат труда оценивал положение как катастрофическое и требовал принятия самых решительных мер. В городе Перми на основных индустриальных стройках (авиамоторный завод № 19 имени Сталина, Судозавод, Комбинат "К" (взрывчатые вещества), модернизация производства металлургического завода в Мотовилихе. жилые дома и др.) в 1931 году рабочей силы было от 50% до 60% от необходимого числа. И соответственно было выполнение плана -от 30 до 60%.

Эта проблема могла решиться путем улучшения условий жизни рабочих - через строительство хорошего жилья, инфраструктуры, решение проблем снабжения, зарплаты. Но решилась путем административного закрепления рабочей силы и широкого использования подневольного труда заключенных, спецпереселенцев.

Уже в 1929 году Наркомат труда предлагал Коллегии ОГПУ оставить на Березникихимстрое 4.000 работоспособных рабочих (заключенных) УВЛОН (управление Вишерскими лагерями особого назначения).

В 1931 году на строительстве Пермского городского водопровода было всего 47% от необходимого числа рабочих. Главной причиной увольнений был недостаток жилья -имелось бараков на 370 человек, а необходимо на 1150 человек. Решение проблемы начальник Водоканал треста видел только в получении необходимой рабочей силы от Колонии № 5 и Вишерских лагерей.

Об условиях жизни спецпереселенцев свидетельствуют следующие строки из документов: "Наличие огромной скученности, недостатки питания, перебои в доставке воды. отсутствие бань и вошебоек и общее антисанитарное состояние бараков вызвало эпидемические заболевания (тиф, скарлатина, дифтерит, корь) и огромную смертность спецпереселенцев. За один месяц умерло 271 человек, особенно умирают дети. К общему количеству детей до 4-х летнего возраста умерло на Бумкомбинате 25%, Комбинате "К" -10%, Судозаводе - 30%" .

В начале 1930-х годов заключенные работали на пермском заводе "Красный строитель", на строительстве авиамоторного завода, мотовилихинского металлургического и т.д. В 1933 году в пермском порту из 1370 грузчиков 900 человек были заключенные УВИТЛ (управление Вишерским исправительно-трудовым лагерем).

После первых успешных (для руководства ОГПУ и страны) опытов применения принудительного труда на строительстве Вишерского целлюлозного комбината и Беломоро-Балтийского канала уже в начале 1930-х годов эта система стала давать сбои. Сбои были заложены в самом принципе использования принудительного, рабского труда -это не заинтересованность заключенных (рабов) в собственном труде, дешевизна рабочей силы и ее потенциальная враждебная настроенность значительно тормозили развитие и использование новых прогрессивных технологий и техники.

До конца 1934 года в советской системе мест заключения (МЗ) существовало две параллельные структуры - территориальные МЗ, находящиеся в ведении областных управлений НКЮ (народный комиссариат юстиции) и лагеря ОГПУ. В лагеря ОГПУ передавались все заключенные со сроком свыше 3 лет. На срок свыше 3 лет приговаривались рецидивисты и политические преступники, их следовало изолировать в малонаселенных районах страны. На территории Пермской области в начале 1930-х годов действовало 2 лагеря ОГПУ - Вишерский и Кунгурский. Одно из отделений Вишерского лагеря находилось в г. Перми (по адресу - Заимка. 2-я линия). Задачей лагерей была колонизация отдаленных, малонаселенных районов и "эксплуатация природных богатств путем применения труда лишенных свободы".

Вторая структура была создана на основе территориальных мест заключения - республиканских ГУМЗ (главных управлений мест заключения). Заключенные с небольшими сроками лишения свободы, малоопасные, по мнению руководства страны. должны были работать в пределах территории их постоянного проживания в промышленных и сельскохозяйственных колониях.

Мест заключения, подведомственных НКЮ в начале 1930-х годов в городе Перми было два - городская тюрьма (домзак) и исправительно-трудовая колония № 5.

Социальный состав заключенных колонии №5 за 1 полугодие 1933 года в среднем был следующим: рабочих - 15.8%; бедняков - 15,7%; середняков - 49,9%; кулаков - 11,2%; служащих - 7%. В том числе на 1 июня в колонии из 3307 осужденных содержалось 137 человек бывших коммунистов, комсомольцев, делегатов, ответственных работников.

В конце 1934 года все места заключения были переданы ГУЛАГу НКВД. На местах создавались УИТЛК-ОИТК (управления исправительно-трудовыми лагерями и колониями, отделы исправительно-трудовых колоний), которые должны были стать связующим звеном между ГУЛАГом и конкретными местами заключения. Наиболее крупные лагеря остались в прямом управлении ГУЛАГа (понятие "лагерь" в структуре ГУЛАГа того времени обозначало административную единицу, объединяющую множество лагерных отделений, лагерных пунктов и командировок).

НКВД за 1935 год провело ряд мероприятий по изменению производства. Был налажен массовый выпуск стандартных изделий, обеспечивающихся местными сырьевыми ресурсами. Около 4 млн. рублей по всей стране было затрачено на приобретение производственного оборудования и инструментов . Т.е. НКВД рассматривало систему МЗ в первую очередь как прибыльную (или должной быть прибыльной) хозяйственную единицу.

В 1935 году численность заключенных по Свердловской области (территория современной Пермской области тогда входила в состав Свердловской) составила 10.589 человек . Труд заключенных применялся на строительстве заводов и комбинатов, на погрузочно-разгрузочных работах в различных организациях, в колониях имелось собственное производство - обувное, деревообрабатывающее, металлообрабатывающее. В основном заключенные содержались в тюрьмах, при тюрьмах же были организованы и производства.

В 1936 году общее число заключенных УНКВД Свердловской области ненамного увеличилось - до 11.840 человек. На 1 января 1936 года при ОМЗ Свердловской области действовали следующие промышленные предприятия:

Кроме того действовали контрагентские колонии. На территории Пермского края:

В работе ОМЗ НКВД Свердловской области, как, скорее всего и во всех других областях страны, наблюдается тенденция к увеличению производственного потенциала МЗ. Так в течение 1936 года было организовано производство разных гвоздей в тюрьме г. Перми (находилась в здании пересыльной тюрьмы за Сибирской заставой - современное здании кукольного театра), производство рогожных кулей в тюрьме г. Кунгура.

1937 год, год массовых арестов, и следовательно стремительного увеличения контингента з\к, дал новый импульс уже существовавшей тенденции увеличения и расширения производственно-хозяйственной деятельности МЗ.

Количество заключенных в Свердловской области на 1 января 1937 года было 5880 человек, на конец года - 16677 человек , т.е. возросло почти в 3 раза. Такое резкое увеличение количества заключенных по всем МЗ страны - по официальным данным ГУЛАГа в среднем на 36%, а некоторых МЗ до 80%, повысило удельный вес не выводимых на работы по режимным условиям заключенных - до 42% (в Свердловской области - 41,6%, плюс больные, инвалиды и слабосильные, в итоге - 47,5%), что значительно увеличило непроизводительные расходы МЗ. Данный перелимит МЗ сказался в первую очередь на заключенных. Плановая экономика подразумевает конкретное г количество норм питания. В результате средняя стоимость содержания з\к в день с плановых 3,31 руб. была снижена до 2,6 руб.

Только становящаяся экономика ГУЛАГа в 1937 году переживала первый кризис, одной из главных причин которого стал переизбыток заключенных. Наблюдалось падение выполнения плана промпроизводства - если в 1936 год план был выполнен на 103,6% по всем МЗ и 88% по МЗ Свердловской области, то в 1937 году - 96,7% по всем МЗ , а в Свердловской области всего на 62,1%. Но, план подрядных работ в то же время в Свердловской области выполнен на 101% . Т.е. значительное количество неквалифицированной рабочей силы широко использовалась на массовых работах на предприятиях часто не имеющих отношения к НКВД. Падение производства отразилось и на стоимости валовой промышленной продукции произведенной лагерями и колониями НКВД - 1936 г. - 1,1 млн.; 1937 г. - 945 млн..

1938 год - рубежный в истории МЗ Пермской области. Во первых, 3 октября 1938 года из Свердловской области была выделена Пермская область и соответственно было создано Пермское УНКВД. Во вторых, в этом году на территории Пермской области создаются крупные лагеря центрального подчинения - Усольский и Усть-Боровской (позже - Соликамский). И если до 1938 года на территории Пермской области количество заключенных сравнительно было небольшим, то после - начинает стремительно увеличиваться.

Приказом НКВД № 00671 от 10 октября 1938 года были разделены органы НКВД бывшей Свердловской области на Пермскую и собственно Свердловскую.

Приказом НКВД № 020 от 05.01.1938 года (Об организации лесозаготовительных лагерей) был создан Усольский ИТЛ . Лагпункты были организованы на базе лесопунктов треста "Верхнекамлес". Управление лагеря находилось в городе Соликамске. В апреле 1938 года в Усольлаге было 10.740 заключенных . На конец 1938 года лагерь имел 2 отделения, 11 лагпунктов, 30 командировок, 3 перевалочные базы, количество з\к з\к по сентябрь месяц 1938 года - 14000 человек . На 21 октября Усольлаг уже имел -20404 заключенных.

Т.е. из общего состава заключенных 41,6% осужденных за к\р преступления, если к этому % прибавить социально вредных и социально опасных, то получится 70,7%. Можно сравнить с % к\р содержащихся в УИТЛК Свердловской области - осужденных за к\р -35,3%, вместе с СВЭ и СОЭ - 45% .

В категорию к\р (контрреволюционеры, 58 статья Уголовного кодекса) попадало значительное количество интеллигенции. Так в Усольлаге были в заключении архитектор Ф. Тольцинер, поэт М. Танич и др.

Во вновь образуемых лесных лагерях отмечался очень высокий % смертности заключенных :
1938 г. 1939 г.
Лесные лагеря 10,37% 3,5%
строительные лагеря 5,02% 2,54%
сельхоз. лагеря 7,17% 2,76%
Усольлаг 6,85%

В июне 1939 года специальным приказом отмечалась неудовлетворительная работа лагеря и строительства Соликамского целлюлозного комбината. Полугодовой план капитальных вложений за прошедшие 5 месяцев выполнен на 33,7%, "при неудовлетворительном качестве работ". Выработка на 1 человекодень составила почти в два раза меньше запланированного. Плохое питание заключенных привело к большому количеству больных и слабосильных - 720 человек . Систематическое невыполнение планов в начале 1940 года отодвинуло срок пуска завода на 4 квартал 1940 года.

В 1940 году в отчетах Молотовского ОИТК (отдел исправительно-трудовых колоний) УНКВД появляется "спецзаказ" - изготовление "спецукупорки" (ящики для снарядов и мин). Заключенные ОЛП были заняты на строительстве не только основных объектов авиационного завода № 19 имени Сталина (главный корпус, литейный корпус, кузнечный цех, склады), но и на строительстве жилых домов города Молотова - поселок Крохалева, поселок Леваневского, дворец культуры завода №19.

Усольлаг в 1940 году снова был в числе отстающих - план выполнен на 88,5%, при обеспеченности ресурсами: рабсила (з\к) - 107% (24.926 человек); тракторы - 265,4%; 1Гужсила (лошади) - 95% . При средней норме на лесоповале - 3 м3, заключенные давали 2 м3.

На 1 апреля 1941 года УИТК Молотовской области располагал промышленными и контрагентскими колониями и лагерями : в г. Молотове - ПромИТК № 1, ИТК № 4 (Закамск № 2, ст. Химград), ИТК № 5 (Мотовилиха), ОЛП (Сталинский район, пос. Ераничи). Краснокамск - ИТК № 3. Г. Кунгур - трудколония для несовершеннолетних. Г. Березники - ИТК № 6 (ст. Усольская). Заключенные занимались металлообработкой, деревообработкой, лесозаготовками, швейным производством, производством обуви, мебели,-музыкальных инструментов. Работали по контрагентским договорам с Краснокамским Бумкомбинатом, Стройтрестом № 29 (строительство завода № 98 в Закамске), заводом № 172 им. Молотова, Берхимкомбинатом Севуралтяжстроя (содовый и азотно-туковый заводы в г. Березники), заводом "Красный Октябрь'', Госстройтрестом № 12 (строительство завода № 19-33 БИС). Среднесписочное число заключенных ОИТК -8510 человек.

Исключительно редкое выполнение плана заключенными лагерей и колоний также было свойственно в те годы большинству строек и промышленных предприятий Пермской\Молотовской области, использующих вольнонаемный труд. Так полугодовая производственная программа Пермского района в 1 полугодии 1933 года выполнена всего на 83,8% , за 1938 год крупнейшие строительные тресты и строительства выполнили программу:
№ название - %
1. Стройтрест № 29 - 29
2. Севуралтяжстрой - 30
3. Камбумстрой - 42
4. строительство завода № 19 - 78
5. строительство завода № 172 - 83
6. строительство Чусовского завода - 85
7 Бумстрой (Соликамск) - 62,3

Трест Камлесосплав за март 1939 года в среднем выполнил программу на 68,5% и т.д. Но если на гражданских предприятиях основной причиной невыполнения плана был недостаток рабочей силы, то в лагерях и колониях - специфически лагерные причины - нежелание работать, и тем более перевыполнять план, нежелание администрации внедрять новые технологии и простую рационализацию труда (наличие большого количества условно бесплатной рабочей силы объективно не создает предпосылки для развития техники и рационализации производства) и др.

Всего в Молотовской области количество заключенных в предвоенные 1940-1941 годы колебалось в районе 40 - 45 тысяч человек. Руками заключенные строились важные военные заводы - авиамоторные № 19 и 33. пушечный № 172, взрывчатых веществ № 98. Если взять вообще все наиболее значимые индустриальные стройки, крупные промышленные предприятия Пермского (Молотовского) края, то можно увидеть, что почти на всех в предвоенные годы применялся подневольный труд заключенных: Вишерский ЦБК, Березниковские химические заводы, Камский ЦБК, Солика.мский ЦБК, угольные шахты Кизела и т.д. Удельный вес заключенных (40.000) к всем занятым в промышленности Пермской области в 1940 году (124,677 человек ) более 30% говорит о значимости и роли для развития экономики Пермской области подневольного труда.

Заключение

За успешное выполнение заданий Правительства по производству боеприпасов, спецукупорки и другой оборонной продукции, работники лагерей, колоний и центрального аппарата ГУЛАГа дважды награждались орденами и медалями Советского Союза" . Заключенные же изготовили 35 млн. осколочно-фугасных мин, 47 млн. ручных гранат, 15 млн. бронебойных и противотанковых гранат, 10 млн. прочих видов боеприпасов) в том числе авиабомб). Умерли в лагерях и колониях с июля 1941 по декабрь 1944 года- 822.418 , по другим данным за годы войны умерло - 2 млн. заключенных . Труд заключенных так же приближал Победу, как труд и военные подвиги свободных людей. Но, если о свободных людях на войне написаны сотни исследований, то о заключенных до последнего времени писались только секретные доклады.

Малова Ольга, ученица 9 "А" класса школы №10 г. Соликамска Пермской области. Руководитель: Довбий Н.П., учитель истории. 2003г.
Вернуться назад
Контактный адрес: antifashist@hotbox.ru

© Оргкомитет фестиваля. 2004 г.