Шура Якимова в юности мечтала о быстрой езде - с ветерком. Задуманное усуществила. Окончив курсы ДОСААФ, приобрела права шофера-любителя. Только вот не могла предположить, что машину придется водить с боеприпасами и продовольствием по Ладожской трассе, по "Дороге жизни". "Конечно было нелегко, - вспоминает Александра Ивановна. - Дорога находилась под обстрелом и бомбежками. Каждый рейс нужно было, ак говорили, "проскочить" невредимым. Безопаснее было бы под прикрытием темноты, но лед был изранен. Приходилось ездить со светом, чтобы не провалиться.Когда машины попадали в воронки, быстро уходили под лед. И водителю спасения не было. В одном из рейсов мы попали под сильнейший артобстрел, и тут же налетели самолеты, посыпались бомбы. Водители были вынуждены оставить машины и поодаль лежать на снегу. В мороз до 40-50 градусов многие ребята поморозились. И я получила обморожение второй степени рук и ног"... Шуру отправили в Кронштадский госпиталь, а после лечения ей больше не разрешили водить машину. Но старшина 1-й статьи снова заняла на менее опасный пост. Она стала связисткой-корректировщицей огня в артиллерийской части военно-морского флота. Поддерживала связь с дальнобойной артиллерией, которая располагалась на "пятачках" - фортах, обороняющих подступы к Ленинграду. Доводилось ходить в боевое охранение в полном снаряжении - в маскировочном халате, с телефонным аппаратом и приборами наблюдения, - чтобы враг не прошел с моря. - От воспоминаний о пережитом и через полсотни лет становится зябко, - говорит Александра Ивановна. С послевоенных лет А. И. Якимова живет в Перми. Работала на телефонном заводе. За безупречную службу и работу награждена правительственными наградами среди которых главной считается медаль "За оборону Ленинграда". |