Наша особая легкобомбардировочная эскадрилья базировалась в Кутаиси , бомбила и обстреливала с воздуха живую силу и технику горно-стрелковых частей дивизии "Эдельвейс", пробиравшуюся по горным тропам и дорогам на вьючных лошадях, ослах, мотоциклах в горы к перевалам Кавказского хребта. Мы делали завалы на их пути в ущельях, взрывали моты через бурные горные реки. наиболее часто вылетали к перевалам Клухорский, Марухский, Санчарский. В одном из таких вылетов, как нам сообщила разведка, удалось вывести из строя радиостанцию немцев на склоне Эльбруса. Помню, как, обнаружив однажды большую автоколонну на окраине Нальчика, наше звено (три самолета) обрушило на нее весь запас 100-килограммовых бомб. Мы подожгли и разметали около десяти машин с военными грузами и солдатами противника. Приходилось нам атаковать с воздуха и скопления вражеских войск в Теберде, где в мирное время, мы знали, находился знаменитый детский противотуберкулезный санаторий. По пути из Кутаиси к перевалам нас в воздухе встречали возле сухуми истребители. Они прикрывали нас от нападения "мессершмиттов" и одновременно ориентировали на наиболее трудно обнаруживаемые в горах цели. Мы летали на большой высоте, а под нами по ущельям сновали легкие и юркие ПО-2 (У-2). Эти самолеты доставляли наземным защитникам перевалов оружие, боеприпасы, продукты, вывозили в долину раненых, обмороженных в горах бойцов. Самолеты нашей эскадрильи были изрядно изношены. В мирное время на них летать вряд ли кто-нибудь рискнул бы. Но во время войны техники не хватало. Благодаря мастерству технического персонала (один механик - на самолет, два оружейника на все подразделение) и отваге летчиков, самолеты поднимались в воздух, выполняли все боевые задания. Конечно, не обошлось и без потерь. К концу октября1942 года из десяти самолетов в нашей части осталось только шесть. Но хваленая дивизия егерей "Эдельвейса" так и не смогла прорваться к горным перевалам. |