Отечественная война застала меня, авиационного техника, в 30 километрах западнее города Станислава (Ивано-Франковск) на полевом аэродроме. В первый день войны наш аэродром 12 раз подвергался массированному налету авиации противника. Большая часть самолетов еще на земле была выведена из строя, треть всего воинского состава сразу же оказалась небоеспособной. Оставляя один аэродром за другим, наша часть закрепилась, наконец, в Ростове-на-Дону. С ростовского аэродрома наш полк вылетал на боевые задания, отсюда началось и наше продвижение на запад. За два месяца до Курской битвы мы получили задание вести круглосуточное наблюдение в прифронтовой полосе за передвидением войск противника. На бомбодержателях, в плоскостях самолетов были укреплены фотокинопулеметы, с помощью которых фотографировали дороги, станции, леса и поля. За участие в боевых действиях на Курской дуге я был награжден орденом Красной Звезды. В октябре 1944 года нашу группу летно-технического состава откомандировали в Польскую армию. Перед тем, как туда поехать, сдали все свои документы. Нам выдали обмундирование Польской армии, мне было присвоено офицерское звание подпоручика. Выдали новые документы, поставили на вещевое и денежное довольствие. Я получил назначение в воинскую часть на должность техника эскадрильи. Надо заметить, что Польское правительство ценило воинские кадры, офицерам платили высокое жалование. Наш 9-й истребительный авиационный полк Польской армии участвовал в форсировании Одера, освобождал Варшаву, громил немцев в Берлине. Я прослужил в Польской армии до февраля 1947 года, был награжден там "Серебряным крестом заслуги", тремя боевыми орденами. Маршал Польши пан Жимерский объявил мне благодарность. Предлагали мне и Польское гражданство, и высокие должноости в народном хозяйстве. Но без Родины я жить не мог, поэтому при первой же возможности вернулся в Россию. |