Бои за Паневежис в июле 1944 года были особенно ожесточенными. Противник упорно оборонялся, потому что этот город был хорошо укреплен и является узловой станцией. Падения Паневежиса открывало перед нашими войсками прямой путь в Восточную Пруссию. В одном избоев два ниши танка - мой и лейтенанта Алексеева - попали в окружение. Позиция у нас была самая невыгодная - застряли в какой-то заросшей кустарником низинне. Немецкие пушки садят по нам сверху, по броне, словно град в грозу, со скрежетом лупят осколки и пули. К тому же от разрыва снаряда танк Алексеева "обезножел" - порвалась учсеничная лента. Мы понимали, что надо как можно скорее вырваться из этого капкана. Промедлишь немного, подберуться вплотную фрицы, забросают гранатами или подожгут фаустпатроном. Но как быть с экипажем второй машины? Она крутится на месте, и хотя орудие пока стреляет, не дает пока немцам приблизиться, но долго ли усидишь так в бронированной коробке? И тут механик-водитель кричит мне: А что? Неплохо придумано! Правда, маневренность у нас будет нулевая, малоподвижная мишень для бронебойщиков. А что если сцепить танки кормами? Как в драке, когда двое прижимаются друг к другу спинами, бьются, не опасаясь нападения с тыла. - Подгоняй задним ходом! - командую водителю. Вот наши танки уже встали спина к спине. Но как протянуть буксир, если огонь такой, что невозможно высунуться из люка? Механик-водитель и тут нашел выход - выбрался з нижнего люка, ползком по-пластунски добрался до подбитого танка, закрепил намертво стальной трос. Мы выползли из низины, одновременно ведя огонь из танковых орудий. Этакий бронированный тяни-талкай, к которому не подступиться ни с фронта, ни с тыла. Так мы и двигались около двух километров, пока не добрались до наших основных сил. За находчивость и взаимовыручку в этом бою командование наградило меня орденом Красной Звезды, а моего лихого миханика-водителя - медалью "За отвагу". |