|
В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым "общевойсковым" танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях.
Первым танком этого класса был танк Т-18 (также известный под названием
МС-1), сконструированный и выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Позже
появились танки Т-19 и Т-20, которые должны были стать в ближайшем будущем
основными танками. Однако проблемы с доводкой этих машин – прежде всего из-за
отсутствия подходящего двигателя - привели к тому, что вместо их выпуска была
куплена лицензия на английский легкий танк "Виккерс E". |
Средний танк Т-34. История создания
Западные специалисты, даже наши противники во второй мировой войне, до сих пор с восторгом отзываются о Т-34.
«Т-34 был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники, — писали уже после войны в одном журнале ФРГ. — В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты».
«Т-34 превосходил все другие типы танков» (немецкий генерал Зенгер-унд-Эттерлин).
|
|
|
А вот из воспоминаний немецкого генерала Гудериана: »....южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить».«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности» (немецкий генерал Шнайдер).
|
«Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны» (немецкий генерал Меллентин).
«Их Т-34 был лучшим в мире» (немецкий генерал-фельдмаршал Клейст).
Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, — лучший танк второй мировой войны, был основным и, по существу, единственным средним танком Красной Армии на протяжении Великой Отечественной войны.
Его предшественниками можно считать экспериментальный колесно-гусеничный танк Т-29 (тактические характеристики) и легкий танк БТ (общая компоновка, ходовая часть, подвеска).
|
|
|
В 30-е годы советские конструкторы занимались разработкой средних танков для танковых и механизированных соединений, предназначенных для действий в оперативной глубине противника. Средний Т-28 отвечал требованиям, предъявляемым к такой машине по вооружению и защите, но его скорость и проходимость были уже недостаточными.
|
В то время считался перспективным колесно-гусеничный движитель, поэтому в 1934 — 1936 годах у нас занимались опытным танком Т-29, в сущности колесно-гусеничным вариантом Т-28. От него Т-29 отличался только ходовой частью: четыре пары опорных катков, причем все ведущие. Скорость на колесах достигала 57 км/ч, на гусеницах 55 км/ч.
Т-29 оказался очень сложным по конструкции и не пошел в серийное производство, но его разработка явилась важным этапом создания нового среднего танка.
|
|
|
Опыт эксплуатации в войсках танкеток Т-27 показал, что для эффективного использования оружия оно должно размещаться в башне кругового вращения. Кроме того, для выполнения задач по разведке желательно, чтобы боевая машина была плавающей. В 1933 году такая машина была принята на вооружение Красной Армии под названием "малый плавающий танк Т-37А". Танк имел клепаный (или сварной) герметический корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса; боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель располагался слева, командир - справа по ходу движения. Автомобильный двигатель "Форд-АА" располагался сзади, вдоль оси танка.
Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование - рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая таким образом реверс хода на плаву.
За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой. |
Легкий танк Т-60 производился сразу на четырех заводах. На базе этой машины выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82 мм.
Всего за годы войны советской промышленностью было выпушено около 6045 танков Т-60, которые принимали участие в сражениях начального периода Великой Отечественной. |
|
|
Самоходная установка была разработана в рекордно короткие сроки: в октябре 1942 года Государственный Комитет обороны постановил начать работы по созданию на базе танка Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года, а в декабре она уже была принята на вооружение Красной Армии и к производству. СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Новая машина поступила на вооружение самоходно-артиллерийских полков средних СУ (по 16 установок СУ-122 в каждом). Констуктивно самоходная установка представляла собой шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала закрытая со всех сторон броней рубка. Здесь была смонтирована гаубица М-30. Для защиты противооткатных устройств гаубицы использовалась выступающая вперед массивная бронированная маска. Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100 мм. На самоходной установке монтировалась радиостанция 9Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ.
Самоходная установка обладала вполне удовлетворительными боевыми характеристиками, но скорострельность ее из-за использования выстрелов раздельного заряжения была невысока. Она выпускалась в течение 1942-1943 гг., всего было выпущено 638 таких машин. |