Почему мы победили?

В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым "общевойсковым" танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях.

Первым танком этого класса был танк Т-18 (также известный под названием МС-1), сконструированный и выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Позже появились танки Т-19 и Т-20, которые должны были стать в ближайшем будущем основными танками. Однако проблемы с доводкой этих машин – прежде всего из-за отсутствия подходящего двигателя - привели к тому, что вместо их выпуска была куплена лицензия на английский легкий танк "Виккерс E".

Средний танк Т-34. История создания Западные специалисты, даже наши противники во второй мировой войне, до сих пор с восторгом отзываются о Т-34. «Т-34 был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники, — писали уже после войны в одном журнале ФРГ. — В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты». «Т-34 превосходил все другие типы танков» (немецкий генерал Зенгер-унд-Эттерлин).

А вот из воспоминаний немецкого генерала Гудериана: »....южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить».«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности» (немецкий генерал Шнайдер).

«Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны» (немецкий генерал Меллентин). «Их Т-34 был лучшим в мире» (немецкий генерал-фельдмаршал Клейст). Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, — лучший танк второй мировой войны, был основным и, по существу, единственным средним танком Красной Армии на протяжении Великой Отечественной войны. Его предшественниками можно считать экспериментальный колесно-гусеничный танк Т-29 (тактические характеристики) и легкий танк БТ (общая компоновка, ходовая часть, подвеска).

В 30-е годы советские конструкторы занимались разработкой средних танков для танковых и механизированных соединений, предназначенных для действий в оперативной глубине противника. Средний Т-28 отвечал требованиям, предъявляемым к такой машине по вооружению и защите, но его скорость и проходимость были уже недостаточными.

В то время считался перспективным колесно-гусеничный движитель, поэтому в 1934 — 1936 годах у нас занимались опытным танком Т-29, в сущности колесно-гусеничным вариантом Т-28. От него Т-29 отличался только ходовой частью: четыре пары опорных катков, причем все ведущие. Скорость на колесах достигала 57 км/ч, на гусеницах 55 км/ч. Т-29 оказался очень сложным по конструкции и не пошел в серийное производство, но его разработка явилась важным этапом создания нового среднего танка.

Опыт эксплуатации в войсках танкеток Т-27 показал, что для эффективного использования оружия оно должно размещаться в башне кругового вращения. Кроме того, для выполнения задач по разведке желательно, чтобы боевая машина была плавающей. В 1933 году такая машина была принята на вооружение Красной Армии под названием "малый плавающий танк Т-37А". Танк имел клепаный (или сварной) герметический корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса; боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель располагался слева, командир - справа по ходу движения. Автомобильный двигатель "Форд-АА" располагался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование - рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая таким образом реверс хода на плаву. За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой.

Легкий танк Т-60 производился сразу на четырех заводах. На базе этой машины выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82 мм. Всего за годы войны советской промышленностью было выпушено около 6045 танков Т-60, которые принимали участие в сражениях начального периода Великой Отечественной.

Самоходная установка была разработана в рекордно короткие сроки: в октябре 1942 года Государственный Комитет обороны постановил начать работы по созданию на базе танка Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года, а в декабре она уже была принята на вооружение Красной Армии и к производству. СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Новая машина поступила на вооружение самоходно-артиллерийских полков средних СУ (по 16 установок СУ-122 в каждом). Констуктивно самоходная установка представляла собой шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала закрытая со всех сторон броней рубка. Здесь была смонтирована гаубица М-30. Для защиты противооткатных устройств гаубицы использовалась выступающая вперед массивная бронированная маска. Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100 мм. На самоходной установке монтировалась радиостанция 9Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка обладала вполне удовлетворительными боевыми характеристиками, но скорострельность ее из-за использования выстрелов раздельного заряжения была невысока. Она выпускалась в течение 1942-1943 гг., всего было выпущено 638 таких машин.


АВТО


В 1933 году подписывается договор с фирмой "Форд", по которому американская сторона передает техническую документацию на производство нового поколения легковых автомобилей Горьковского завода - ГАЗ-М1. Глава завода А. А, Липгарт и группа инженеров начинают работу над внесением ряда изменений в американскую модель. Во-первых конструкторы взялись за двигатель, который был форсирован до мощности 50 л.с. (4-х цилиндровый). Новый двигатель стал активно внедряться в производство.

Теперь автомобиль мог развивать на шоссе скорость до 100 км/час, а расход топлива составлял 14,5 л на 100 км. Затем решили изменить американское шасси, которое оказалось не пригодным для тогдашних дорог страны. Были созданы рама повышенной прочности (на четырех рессорах вместо двух поперечных), спицевые колеса были заменены дисковыми. Был увеличен размер шин. В связи с этими техническими новшествами был изменен и внешний вид машины: изменены крылья, капот. Кузов автомобиля был цельно металлическим. На базе ГАЗ-М1 выпускался и бронеавтомобиль БА-20. Помимо этого на производстве находился и пикап ГАЗ-М-415. "Эмки" широко применялись в частях Красной армии в качестве штабных автомобилей. На 1943 год (конец производства) было выпущено 62888.


АВИАЦИЯ


Впервые будущий основной истребитель Як (пока еще модель 1) поднялся в воздух в январе 1940 года. Уже в конце года истребитель пошел в серийное производство. Конструкция самолета была смешанной - использовались деревянные детали и детали из легких сплавов. На базе Як-1 производилась и модификация Як-1Б - без гаргрота, каплевидной кабиной, которая открывала пилоту лучший задний обзор. Модификация имела улучшенное вооружение - вместо 7,62-мм пулеметов устанавливались 12,7-мм пулеметы и 20-мм пушки. Вместо двигателя М-105ПА устанавливался двигатель М-105ПФ. Новый двигатель позволял истребителю увеличить скорость. Производство Як-1Б было начата в сентябре 1942 года. Всего было изготовлено 4188 истребителей данной модификации. Существовала также модификация Як-1М - облегченная улучшенная модель с более высокими летными качествами. На данных модификациях иногда устанавливались бомбы и ракеты.

В 1938 году военное руководство СССР объявило конкурс на создание нового высотного и скоростного истребителя-перехватчика. В конкурсе победила совместная работа конструкторов Артема Микояна и Михаила Гуревича (будущее КБ МиГ). Новый самолет оснащался 12-цилинровым V-образным двигателем АМ-35А конструкции Микулина мощностью 1350 л.с. Машина имела рабочее название И-61, но на конкурсе была представлена как МиГ-1. Самолет обладал большой скоростью и имел практический потолок 12000 км. Впервые МиГ-1 поднялся в воздух в апреле 1940 года. Последовал заказ на первую партию в 100 машин. Затем выяснилось, что истребитель очень сложен в управлении во многом из-за короткого фюзеляжа и задней центровки, самолет легко входил в штопор. Конструкторы преступили к модернизации истребителя и улучшению его летных качеств.МиГ-3 обладал лучшими качествами. Была увеличена дальность полета, улучшилась бронезащита. В итоге живучесть истребителя увеличилась. Выпуск МиГ-3 продолжался до 1943 года. Всего было изготовлено 3322 истребителя МиГ-3.

В серии МиГ-3 также выпускались и некоторые отличные от основного типа модификации. Модификация МиГ-3уд (удлиненный) - длина фюзеляжа была увеличена, что улучшило устойчивость машины. Улучшена аэродинамические характеристики самолета. Данная модификация стала самой массовой в серии МиГ-3.


Модификация МиГ-3У. Выпуск истребителей МиГ-3У начался в 1942 году. Истребитель получил новое вооружение (две 20-мм пушки). Улучшена термодинамика водорадиаторов. Увеличена скорость истребителя. Модификация была построена малой партией в 6 машин и находилась на Калининском фронте.


В 1936 году конструктор С.В. Ильюшина представил проект нового бомбардировщика под рабочим названием ЦКБ-26. После проведения первых испытаний машина получила одобрение и название - ДБ-3. Самолет представлял собой моноплан с цельнометаллическим корпусом. Шасси убираются в гондолы двигателей. В качестве силовой установки испольовался французский двигатель Gnome-Rhone 14K (в то время он производился в СССР по лицензии). Экипаж состоял 4 человек (пилот, штурман, два стрелка). Затем появилась модификация - ДБ-3Б. От первоначальной модели (только один экземпляр) отличался внешне - закрытая кабина - закрытая кабина и т.д. Новый двигатель М-85 позволял бомбардировщику развивать приличную скорость (немаловажный плюс по тем временам) - до 415 км/час. Машина могла взять до 2500 кг бомб. Вскоре посли принятия машины на вооружение ВМФ (кроме армии), несколько десятком машин были переделаны в торпедоносцы. В самом конце 30-х годов на свет появляется новая модификация самолета - ДБ-3Ф. Новая машина получила два двигателя М-88Б мощностью по 1100 л.с. Такая силовая установка давала возможность развивать скорость до 445 км/час (на высоте в 5000 м). Констукция самолета позволяла кроме бомб, мин и торпед использовать еще и реактивные снаряды, что привело к широкому использованию бомбардировщика во флоте. Дальность полета составляла 3600 км, а при дополнительных баках - до 4265 км. Первые испытания были проведены в 1939 году. Серийный выпуск начался в 1940 году. В то время бомбардировщик еще имел название ДБ-3Ф, но в 1942 году получил официальное название - Ил-4. В отличие от ДБ-3 Ил получил усиленное защитное вооружение. Первоначальный 7,62-мм башенный пулемет был заменен на 12,7-мм пулемет. На некоторых машинах в верхней башне стрелка устанавили 20-мм пушку, но в "массы" такое изменение не пошло. Выпуск Ил-4 продолжался до 1944 года. Всего было изготовлено 5256 штук.



ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ


В конце 30-х годов стало очевидным, что бурное развитие авиации приведет к значительным проблемам в будущем в случае противостояния авиации и сил противовоздушной обороны. Таким образом, уже имевшиеся средства противовоздушной обороны не могли в должной степени гарантировать достаточную эффективность. Появилась необходимость дать армии зенитное орудие с большим радиусом действия, орудие должно было быть достаточно мощным, чтобы поражать высоколетящие бронированные цели.

Было принято решение взять за основу 76,2-мм пушку фирмы "Рейнметалл" и уже из этого исходить при создании зенитного орудия. Этим и занялись конструкторы завода №8 в 1937-1938. 76,2-мм пушка обладала большим запасом прочности, заложенными в кожухе, казеннике и лафете. В итоге была разработана пушка нового на то время (не считая появлявшихся единичных экземпляров) клибра 85-мм. 85-мм зенитная пушка образца 1939 года также известна как КС-12. Новая пушка обладала хорошими характеристиками - 800 м/сек начальной скорости снаряда весом 9,2 кг и дальность поражения в 10,5 км - позволяли новой зенитной пушке очень эффективно бороться против бронированных и высоколетящих целей. Орудие имело инерционную полуавтоматику затвора. Высокие результаты должна была показать и стрельба из зенитной пушки по наземным бронированным целям. Таким образом, еще до начала боевых действий зенитная пушка КС-12 пошла в массовое производство. В ходе применения пушки в боевых условиях было принято решение оснастить орудие ПВО бронированным щитом. Вместо ствола, состоящего из свободной трубы с кожухом, введен ствол-моноблок, применен затвор с полуавтоматикой копирного типа. Расчеты пушек использовали полуавтоматические приборы управления зенитным огнем ПУАЗО-2 обр. 1934 года или ПУАЗО-3 обр. 1940 года и стереоскопический дальномер. А с 1943 года в батареи пошли станции радиолакационного слежения РУС-2 "Редут".


Условия новой войны требовали от любого оружия простоту производства и надежность. ППД в принципе требовал должного ухода и был сложен в производстве. Разработки подобного ПП была начата еще до начала войны. Над новым ПП работали Г. С. Шпагин и Б.Г. Шпитальный. К ноябрю 1940 года были проведены полевые испытания, которые показали высокую надежность ПП при относительной легкости производства. Кроме уменьшения числа деталей, они сами стали производиться из дешевых материалов. В декабре 1940 года пистолет-пулемет был принят на вооружение Красной Армии. Устройство ППШ-41 было аналогичным ППД-40. Основным отличием было то, что многие его части изготавливались путем штамповки. При неполной разборке затвор вынимается после сдвигания вперед пружинящего колпачка затыльника и поворота вокруг шарнира ствола вместе с кожухом и верхней крышкой затворной коробки. Впереди кожух выступает за пределы дульного среза ствола и имеет скошенный срез. Этот срез закрыт наклонной пластиной с отверстием для прохода пуль. Вырезов в этой части кожуха три - два по бокам и один сверху. Такое несложное устройство оказалось эффективно действующим тормозом отдачи и компенсатором. Вырывающиеся из канала ствола вслед за пулей пороховые газы, воздействуя на наклонную плоскость пластины, толкают оружие не только вперед, но и вниз, уменьшая тем самым подбрасывание вверх дульной части ствола, возникающее в силу наличия так называемого плеча отдачи - то есть расстояния между воображаемой прямой, обозначающей направление отдачи, и точкой упора в плечо стрелка. Понижающему эффекту компенсатора способствует и реактивная сила. ПП сразу был поставлен на массовое производство. Вскоре было принято решение модернизировать ПП - устанавливались простые и надежные магазины на 35 патронов, также были упрощены прицельные приспособления.


К началу войны в СССР появилось достаточное количество автоматических винтовок, позволяющих одному стрелку создавать плотность огня, доселе доступную только группе стрелков из 3-4 человек. После удачного использования в частях РККА винтовки АВС-36 появилась необходимость создания новой винтовки. 22 мая 1938 года Народный комиссариат обороны и Народный комиссариат промышленности издали приказ о проведении конкурса на разработку самозарядной винтовки. В приказе указывались и общие требования к новой винтовке: высокая живучесть оружие в любых возможным в условиях войны ситуациях, надежность и безопасность действия механизмов, а также возможность ведения огня из оружия всеми штатными и суррогатными патронами. Помимо этого указывалось на необходимость создания винтовки, которая могла бы стрелять при любых естественных температурных условиях, при запылении. Конкурс проводился с 25 августа по 3 сентября 1938 года. На конкурс были предоставлены винтовки системы Симонова, Рукавишникова и Токарева. Все винтовки данных систем были основаны на использовании отвода пороховых газов. Устройство винтовок позволяло вести только стрельбу одиночными выстрелами. Коробчатые магазины с шахматным расположением патронов на 10-15 штук. Способность ведения прицельного огня на расстояния до 1500 метров.

Конкурсная комиссия заключила, что ни один образец не отвечает выдвинутым требованиям. Но по некоторым качествам (живучесть и надежность) винтовка системы Токарева оказалась лучше других опытных образцов. Однако было указано на необходимость внесения некоторых изменений, что и было сделано. 20 ноября 1938 года были проведены повторные испытания. На этот раз винтовка системы Токарева показала лучшие результаты и решением от 26 февраля 1939 года была принята на вооружение под наименованием "7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)".

По сравнению с АВС-36 СВТ-38 отличалась иным устройством запирающего приспособления, ударно-спускового механизма, большей компактностью, большей простотой производства.

Впервые в военных действиях СВТ-38 использовалась во время войны с Финляндией. После обобщения опыта применения в бою и полевых испытаний было принято решение о модернизации винтовки. СВТ-40 среди самозарядных винтовок мира отличалась простотой. Был снижен вес за счет укорочения штыка, облегчения кожуха и других частей. В итоге СВТ-40 стала легче предыдущей модели на 0,5 кг. Но несмотря на улучшения ряд недостатков сохранились - чувствительность к загрязнению и запылению, густой смазке; недостаточное крепление магазина. Несмотря на это, 13 апреля 1940 СВТ-40 была принята на вооружение по наименованием "7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева. Производство СВТ-40 было начато с 1 июля 1940 года с одновременным свертыванием производства магазинных винтовок образца 1891/30 годов.




Вернуться на главную страницу


Молодежный антифашистский фестиваль 2003 г.