Куфонин Сергей Федорович

        

     Куфонин Сергей Федорович родился в 1920 году в селе Троице Пермского района. Окон-чил школу пилотов. В годы Великой Отечественной войны был штурманом 135-го штур-мового авиационного Краснознаменного полка, совершил 162 успешных боевых вылета, лично сбил четыре самолета противника. На фронте в 1943 году вступил в члены КПСС. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-ой степени, Александра Невского. Воевал на Юго-Западном фронте, участвовал в битве под Сталинградом, затем на Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах.
Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года.

После войны окончил Военно-воздушную академию, 12 раз принимал участие в воздуш-ных парадах над Красной площадью. Ныне живет в Москве.

Еще в школе Сергей Куфонин начал увлекаться авиацией. В 1938 году с комсомольской путевкой переступил порог Пермского аэроклуба.

Начало Великой Отечественной войны застало его на западной границе. Трудно было мо-лодому летчику бороться с опытным и сильным врагом, но от боя к бою крепло мастерст-во Куфонина. И к началу Сталинградской битвы он стал умелым воздушным бойцом. В те дни ему приходилось совершать по нескольку боевых вылетов в сутки. Затем последовали бои по освобождению Орши, Витебска, Минска, Каунаса и других городов. Но особенно памятны Куфонину бои под Вильнюсом.

Однажды ночью группу Сергея Куфонина в составе 18 экипажей штурмовиков вызвали на командный пункт и поставили боевую задачу: вывести из строя вражеский аэродром в районе Шауляя.

Взлетели ещё в темноте, с таким расчетом чтобы нанести удар в предрассветных сумер-ках. Радиосвязью не воспользовались, чтобы противник не перехватил разговоры и не приготовился к обороне. Подошли к аэродрому в тот момент, когда противник готовил самолеты к вылету. Вражеская зенитная артиллерия начала беспорядочную стрельбу лишь тогда, когда наши летчики уже делали второй заход на аэродром. Дежурные самолеты-истребители взлететь не сумели. Их уничтожили при первом же заходе. А во время второ-го проштурмовали остальные машины на стоянке, а также склад боеприпасов и взлетно-посадочную полосу.

Аэродром противника был полностью выведен из строя. При этом были уничтожены са-молеты, склад с боеприпасами, десятки солдат и офицеров.

С того дня вражеские самолеты уже не появлялись над нашими войсками. Это дало воз-можность наземным частям перегруппировать свои силы и перейти в решительное насту-пление.

Вскоре эскадрилья получила новую задачу: нанести удар по противнику, который стал оказывать яростное сопротивление нашим наступающим частям.

Куфонину, как ведущему двадцати четырех штурмовиков, было приказано обеспечить прорыв наших танковых и стрелковых частей в районе станции Вилкавишкис.

Противник к моменту наступления наших частей подтянул в этот район крупные силы танков, артиллерии и пехоты. Очевидно, гитлеровцы рассчитывали сломить наше наступ-ление и перейти в контрнаступление.

Под ураганным огнем зенитной артиллерии штурмовики Куфонина нанесли сокруши-тельный удар по танкам, артиллерии и пехоте врага. Его замысел был сорван. Советские войска продолжали стремительное наступление и вскоре вошли на территорию Восточной Пруссии.

23 июня 1944 года началась Белорусская наступательная операция советских войск по окружению и разгрому группы фашистских армий "Центр". После мощного авиационного и артиллерийского наступления вперед пошли наземные войска. И вот здесь исключительную роль играла наша штурмовая авиация. Наши летчики непрерывной штурмовкой опорных вражеских узлов в глубине обороны противника расчищали путь советской пехоте и танкам.

Активное участие в Белорусской операции принимал и 135-й Краснознаменский авиационный штурмовой полк, где штурманом полка был Сергей Куфонин. Несмотря на ненастную погоду в начале операции, советские летчики не знали перерыва в своей работе. Много летал и Сергей - и один, и в группах с однополчанами. Вот только два рядовых эпизода из его биографии, О которых рассказывается в книге "Навечно в сердце родном", изданной Белорусским издательством. 23 июня 1944 года. У деревень Жабыки, Брюховцы и Батраковцы Дубровенского района Витебской области Сергей Куфонин подавил огонь зенитной батареи, взорвал склад с боеприпасами, уничтожил пять автомашин.

24 июня 1944 года возле деревень Малая Выдрица и Малая Оршитца Оршатского района Витебской группы штурмовиков, ведомая С. Куфониным, взорвала склад с боеприпасами и бензосклад, уничтожила три автомашины, три повозки и около взвода вражеской пехоты.

И так каждый день - всю Белорусскую операцию, продолжавшуюся до 30 августа 1944 года. Краснозвездный ИЛ-2 Сергея Куфонина участвовал в освобождении Борисова и Орши, Витебска и Минска, Каунаса и Вильнюса, и очередную огневую "встрепку", Куфонин возвращался на свой аэродром. Это не было простым везением, это было и результатом его высокого мастерства воздушного бойца.

Путь в авиацию Сергея Куфонина не был случаен, подтверждением тому его биография.
Родился С.Ф. Куфонин в 1920 году в селе Троица пермского района Пермской области. В двадцатых годах семья переехала в Мотовилиху, где глава семьи Федор Иванович устроился на работу на Мотовилихинский завод подсобным рабочим в один из горячих цехов. Местом для жительства выбрали Висим - поселились в доме в начале Республиканской улицы, наискосок от большой деревянной, двухэтажной школы.
Детей было четверо: Василий, Соня, Георгий и самый младший - Сергей. Первым связал свою жизнь с армией Василий. Отчаянный кавалерист, заслуживший в схватках с басмачами орден Красного Знамени, в один из приездов в отпуск, прибыл со своим сослуживцем по полку Филиппом Зяблицевым и вскоре Зяблицев стал родственником семьи Куфониных, женившись на Соне. Став кадровым военным, Василий избрал для себя профессию политработника, и после участия в боях на Хосане имел звание полкового комиссара.

Не отстал от старшего брата и средний - Георгий. Правда, влекла его уже не кавалерия, а авиация, и свои первые шаги в небо он начал делать в Пермском аэроклубе. После окончания школы Георгий работает на заводе в механическом цехе, а потом путевке аэроклуба уезжает в военную школу летчиков.

За Георгием потянулся в небо Сергей. Сергей по примеру Георгия также по комсомольской путевке приходит в Пермский аэроклуб и успешно его заканчивает. В тридцать девятом году, после окончания запрудской школы №50, Сергей Куфонин поступает на завод, контролером в цех №2. А с осени этого же года он - курсант военного авиационного училища. Учиться пришлось немного, и с июня сорок первого молодой летчик начал практически осваивать жестокую науку воздушного боя в смертельных схватках с фашистскими стервятниками. Враг был сильным и опытным противником: в тех первых боях пришлось познать всю опасность свалившейся на страну беды, испытать на себе душевную и физическую тяжесть отступления, прыгать с парашютом из горящего самолета. Не радовали вести из Перми. Все Куфонины начали воевать с первых дней войны, и они, эти первые дни, принесли в дом на Республиканской улице свои первые горькие похоронки: пал в неравном бою комиссар полка Василий Куфонин, погиб, защищая родное небо от фашистских стервятников летчик-истребитель Георгий Куфонин, не вернется больше домой лихой кавалерист Филипп Зяблицев. Но есть еще он - Сергей Куфонин, их младший брат, и он обязан сполна отплатить фашистским захватчикам за разбой на родной земле, за смерть боевых товарищей, за гибель старших братьев…
С каждым боевым вылетом крепло и совершенствовалось его профессиональное мастерство; накапливался опыт, и к началу Сталинградской битвы Сергей Куфонин был уже настоящим асом-штурмовщиком…

Однажды группе штумовщиков Сергея Куфонина поставили боевую задачу: вывести из строя вражеский аэродром в районе Шауляя. Восемнадцать самолетов взлетели в темноте, с таким расчетом, чтобы нанести удар в предрассветных сумерках. Радиосвязью не пользовались, чтобы противник не перехватил разговоры и не приготовился к обороне. К аэродрому подошли в тот момент, когда противник готовил самолеты к вылету. Вражеские зенитчики начали беспорядочную стрельбу лишь тогда, когда наши летчики делали второй заход на аэродром. Дежурные самолеты-истребители взлететь не успели, их уничтожили при первом же заходе. А во время второго, проштурмовали остальные машины, находящиеся на стоянке, уничтожили также склад боеприпасов и взлетно-посадочную полосу: аэродром противника был полностью выведен из строя. Это дало возможность командованию перегруппировать свои силы и перейти в решительное наступление на шауляйском направлении.

Напряженные бои развернулись в районе станции Вилкавишкисе. Подтянув сюда моторизованные части, гитлеровцы рассчитывали во что бы то ни стало остановить успешно развивающееся наступление.

Группе из двадцати четырех штурмовиков было приказано нанести огневой удар по противнику. Группу вел капитан Куфонин. Под ураганным огнем зенитной артиллерии противника штурмовики Сергея Куфонина нанесли уничтожающий удар по танкам, артиллерии и пехоте гитлеровцев и обеспечили дальнейшее наступление наших войск.
За время Великой Отечественной войны С.Ф. Куфонин совершил 162 боевых вылета на штурмовку, в воздушных боях лично сбил четыре вражеских самолета.

Родина высоко оценила его боевой подвиг: 23 февраля 1945 года Сергей Федорович был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Александра Невского, медалью "За боевые заслуги" и другими медалями. После войны он окончил военно-воздушную академию, 12 раз принимал участие в московских воздушных парадах.

В ознаменование ратного подвига нашего земляка, героя советского союза Сергея Федоровича Куфонина, штурмана авиационного полка штурмовиков, совершившего 162 боевых вылета, исполком пермского городского совета народных депутатов переименовал улицу 1-ю Мулянскую в Дзержинском районе (жилой массовый парк) В улицу Куфонина.

Война застала его на западной границе. Молодые летчики, в числе которых был и младший лейтенант Сергей Куфонин - выпускник Пермской Военной школы пилотов, осваивал новую технологию, которой вооружался их полк. Доучиваться пришлось в жарких боях с гитлеровцами. К началу Сталинградской битвы Сергей был уже штурманом 135-го авиаполка, вооруженного знаменитыми "летающими танками" - Илами.
А потом были штурмовки позиций и скоплений войск, техники врага на Орловщине, в Прибалтике и в самом логове фашистского зверя. И вылет за вылетом совершенствовались мастерство, тактика действий Сергея Куфонина. Ведь можно, скажем, еще на подлете к позициям гитлеровцев пустить в дело реактивные установки, пушки, потом быстренько сбросить бомбы и сразу ложиться на обратный курс. А можно и зависнуть над врагом на длительное время, ведя строго прицельный, экономный огонь по огневым точкам, производя выборочное бомбометание и тем деморализовать противника, нанести ему наиболее ощутимые потери. Во втором случае чувствуется почерк отважных и опытных бойцов, умеющих к тому же "обхитрить" и противовоздушную оборону врага, оборонится от "фоккеров" и " массершмиттов". Именно такие эффективные действия штурмовиков, ведомых Сергеем Куфониным, зафиксированы в его наградных листах.

В полку образцом действий стал, например, налет на вражеский аэродром под Шяуляем. Действия 18 экипажей были так спланированы и выверены штурманом полка, что в условиях полнейшего "радиомолчания" (чтобы не обнаружить своего подхода к цели) удалось подойти в предрассветной мгле точно к аэродрому с неожиданной для противника стороны в то время, когда самолеты противника готовились к вылету, а у зенитчиков и пилотов дежурных истребителей шла пересменка.

Огненная лавина обрушилась на врага. Немецкие зенитчики начали беспорядочную пальбу только при втором заходе Илов. При этом заходе были уничтожены на стоянках остальные вражеские машины, взорванные склады боеприпасов и горючего, разрушена взлетно-посадочная полоса…

Нет, не случайно на груди у Сергея Куфонина прибавился еще один орден - Александра Невского, отличающий умелое руководство боевыми операциями.

На его личном счету значатся уничтоженными 38 вражеских танков, множество орудий, авиамашин и… четыре истребителя, вознамерившихся было сбить советского аса . За мужество, отвагу и героизм майору авиации Сергею Федоровичу Куфонину в феврале
1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

А истоки этого характера бесстрашного бойца и летного стратега лежат на нашей прикамской земле. Сергей Федорович родился в 1920 году в селе Троица, но с трехлетнего возраста вместе с семьей жил в Мотовилихе, на 1-й Висимской улице в доме № 2. Его отец работал слесарем на Мотовилихинском заводе.

Сергей учился в 47-школе, где окончил семь классов. По проторенной дорожке своих висимских сверстников пошел на Мотовилихинский завод. Здесь в цехе № 2 овладел слесарным ремеслом, стал активным комсомольцем, курсантом Пермского аэроклуба. Ведь стать летчиком было наизаветнейшей мечтой всех тогдашних ребят!
Сергей окончил клуб с отличными оценками и в 1939 году становится курсантом Пермской военной школы пилотов.

После Отечественной войны С. Ф. Куфонин с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, стал полковником авиации, занимал в ней командные посты, был участником 12 воздушных парадов в московском небе.

Проживая в последние годы жизни в Москве, Сергей Федорович не терял связей с родной Пермью - часто приезжал на родину, проводил в школах и техникумах уроки мужества, встречался с молодыми рабочими. Был почетным членом одной из бригад коммунистического труда цеха № 2 завода имени В. И. Ленина, почетным курсантом Пермского речного училища, почетным пионером школы № 47, ребятам которым часто слал посылки с книгами для библиотеки.

Вот таков он, наш земляк, именем которого названа теперь бывшая улица Мулянская.