Полыгалов Василий Афанасьевич

Полыгалов Василий Афанасьевич родился в 1920 году в Губахе. Отсюда в 1939 году ушел служить в Советскую Армию. Воевал на Ленинградском, Калининском, 3-м Прибалтийском и Карельском фронтах. На фронте вступил в ряды КПСС. Командовал 3-й стрелковой ротой 419-го стрелкового полка 18-й Мгинской Краснознаменной стрелковой дивизии.
Звание Героя Советского Союза присвоено 21 июля 1944 года.

Незаметно оглаживая пальцами привинченный к пиджаку новенький значок "Ворошиловского стрелка", Вася Полыгалов ученик школы №47сидит в классе. Идет урок истории. Владимир Николаевич Фокин с указкой в руке стоит у карты России.
Внезапно под горой гулко и раскатисто бухает орудийный выстрел: идут испытания.
Не с этой ли пушкой он, Василий Полыгалов, курсант 1-го Ленинградского артиллерийского училища, в июне сорок первого остановит прорвавшиеся под Лугой фашистские танки? Может быть, и этой.
- Продолжаем, ребята, - прервавшись на мгновение, говорит учитель.
Испытывались мотовилихинские пушки.
Звенели стекла в классах.
Шли уроки.
В музее школы хранится пожелтевший листочек со стихами из стенгазеты предвоенных лет.
Стихи эти - сатирические, в них неизвестный школьный поэт произносит монолог от лица некоего лодыря (видимо, имелся реальный прототип!), не желающего на уроке географии чертить карту Германии:
"Надоели мне занятья
И Людмил Степанны речь.
Уж желаю погулять я!
Так - хоть повеситься, хоть в печь.
Не хочу чертить я карту!
Мне Германия - куда?.."

Далее этот лодырь высказывал свою заветную мечту: пусть вообще исчезнуть с карты все реки, моря, горы и прочие ненужные подробности. Вот тогда очень просто будет ему учить географию. Пусть лишь одни полюса останутся, так уж и быть, - Северный и Южный. А больше ничего не надо.

Газета, наверное, висела в школьном коридоре, перед ней толпились мальчишки и девчонки со значками "Ворошиловский стрелок", ГТО и ГСО ("Готов к санитарной обороне!"), читали стихи, разглядывали карикатуру, а из дверей учительской смотрела на них та самая Людмила Степановна. Она уже знала, что географию этим ребятам придется учить на практике, что многие из ее учеников с боями пройдут через города Германии, карту которой не хотел чертить неизвестный лентяй. А многие и не дойдут до этих городов.

Вспомнит ли все это старший лейтенант Василий Полыгалов в Великую Отечественную, командир 3-й стрелковой роты 419-го стрелкового полка 18-й Мгинской Краснознаменной дивизии?

С детства он мечтал о небе, окончил аэроклуб, пытался поступить в Качинское летное училище, но не повезло - медики не пропустили.

Тогда Василий решил стать артиллерийским командиром. Уехал учиться в Ленинград, стал курсантом военного училища, а доучиться не пришлось. Уже через неделю после начала войны, когда под Лугой прорвались фашистские танки, курсантов-артиллеристов ночью подняли по тревоге и с марша бросили в бой. Многие из его товарищей остались лежать на том рубеже, но танки не прошли.

Потом, уже с кубарями в петлицах, Василий воевал в составе 36-й отдельной курсантской бригады, позднее попал в пехоту.

Последние бои в районе Подпорожья рота провела успешно. Две сильно укрепленные линии обороны противника она прошла без больших потерь. Но перед третьей полосой вражеской обороны рота остановилась. Трудно было одолеть эту третью полосу. Лобовой атакой ее не взять. А если схитрить?

Разведчики доложили: правый фланг обороны "жидковат". Не то чтобы совсем не укреплен. Укреплен, но послабее, чем в других местах.

Видимо, понадеялся враг на болото, к которому примыкал правый фланг его обороны. На карте оно так и обозначено - непроходимое. Полыгалов решил провести своих солдат по болоту.

…Раннее утро. Рванные клочья тумана лежат на болоте. Сквозь него, как сквозь молоко, ничего не видно. Это и учел Полыгалов. Оставить все лишнее, налегке проползти по болоту, навязать белофиннам рукопашную.

Бредет по болоту Полыгалов. За ним - его солдаты. Пузырится гнилое болоту, но солдат держит. А туман весьма кстати: в двух шагах ничего не видно.
Финны были ошеломлены: откуда появились русские? А солдаты Полыгалова уже работают штыками. Пошли в ход ручные гранаты. Дрогнул враг, побежал.
На плечах противника ворвалась рота Полыгалова в населенный пункт Варбичи. А за ним - река Свирь.

В июне 1944 года роте старшего лейтенанта Полыгалова была поставлена задача: переправиться через реку Свирь, захватить плацдарм на правом берегу реки, обеспечив переправу всего полка.

Таков приказ, и он должен быть выполнен. А выполнить его нелегко. Враг сопротивляется отчаянно.

Под ружейно-пулеметным огнем на подручных средствах рота переправилась через быструю Свирь. Крепко зацепились за правый берег, обеспечив переправу всего третьего батальона.

После форсирования Свири пять суток подряд рота ведет кровопролитные бои, продвигаясь к шоссе, соединявшему Олонец с Петрозаводском. Высланная в разведку рота Полыгалова днем 26 июня вышла на шоссе, по которому как раз в это время двигалась колонна вражеской артиллерийской батареи. Раздумывать было некогда, командир первым открыл огонь. После короткого боя артиллеристы были уничтожены, орудия достались нашим бойцам. Полыгалов приказал откатить их с дороги и укрыть за деревьями. Он понимал, что противник не оставит роту в покое, попытается восстановить положение. Нужно занимать оборону. К счастью, рядом оказалась вырубка. Здесь оккупанты валили лес, штабелями лежат бревна и приготовленные для вывозки дрова. Настоящие баррикады. А уже с двух сторон свистят пули - рота попала в клещи.

Укрывшись за штабелями дров, поставив на флангах пулеметы и захваченные пушки, одну за другой отбили восемь атак. Шоссе и обочины покрылись телами вражеских солдат.
Наконец, измотав и обескровив атакующих, Полыгалов пошел в контратаку. В рукопашной схватке он из автомата в упор сразил офицера, завладел его сумкой, в которой позднее обнаружились ценнейшие документы.

Роте удалось оседлать шоссе. Восемь яростных контратак врага отразили бойцы роты, несколько раз поднимались в атаку. Важнейшая коммуникация белофиннов была перерезана.

Рота продержалась на шоссе до подхода основных сил полка.

Командир полка подполковник Удалов, докладывая в штаб дивизии об этом бое, особо отметил мужество и отвагу старшего лейтенанта Полыгалова. Три раза, писал он в боевом донесении, Полыгалов поднимал роту в атаку, чтобы отбить контратаки врага. Когда по шоссе враг бросил свою колонну, Полыгалов внезапно вырвался на шоссе, а за ним последовала вся рота, открыв шквальный огонь. Из автомата Полыгалов в упор сразил вражеского офицера. Завязалась рукопашная схватка. Старший лейтенант насмерть поразил еще одного офицера, захватил его полевую сумку с важными документами. В этой рукопашной схватке рота разгромила колонну противника, захватила три орудия и много стрелкового оружия.

Ровно через месяц после этих боев однополчане поздравили старшего лейтенанта Василия Афанасьевича Полыгалова.

За умелое командование ротой и за личную храбрость, проявленную в этом бою, бывший ученик школы № 47, бывший слесарь разметчик Мотовилихинского завода Василий Афанасьевич Полыгалов 21 июля 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза