Управление по делам образования и молодежи

Администрации Индустриального района города Перми

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 136”

Научное общество учителей и учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Информатика

 

 

 

 

 

Медиа-арт: искусство, которое есть.

 

 

 

                                                          Ивуть Елена,

                                                          11 б класс

 

                                                          Самосушев Виктор Леонидович,

                                                          учитель информатики

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь – 2002


Содержание:

1.    Введение                                                                                           3

2.    История развития медиа-техники                                    4

3.    Развитие медиа-арта в Перми                                                9

4.    Основные понятия медиа-арта                                         12

5.    Пермский медиа-фестиваль                                               17

6.    Использованные ссылки                                                        22

 

 

 


Введение.

 

Факт остается фактом: и поныне в Перми ничего не знают ни про российский медиа-арт, ни про фестивали медиа-искусства в Австрии и Германии, да и про московские фестивали сетевого искусства тоже. ( Сергей Тетерин).

В своей работе я хочу рассказать об этом направлении искусства, о его развитии, основных терминах, направлениях.

После лекций сотрудников медиа-арт центра “MACROS-CENTER” Сергея Тетерина и Ольги Горюновой на “круглом столе” было принято решение о создании пермского медиа-арт клуба и разработан план действий.

Пермь выбрана первым, “пилотным” городом для проведения клубно-образовательной программы по медиа-искусству Государственного музейно-выставочного центра “РОСИЗО” Министерство культуры РФ.

Вот что об этом событий говорит Даниил Лебедев, координатор пермского медиа-арт клуба:

«Сегодня большинство Пермских СМИ еще не осознало, что это приезд был первым шагом в работе с пермской молодежью и что все связанное с Интернет и технологиями - интересует наше молодое поколение. Все чаще и чаще человек уже не просто создает или верстает сайты, он превращает его в нечто большее. Но если смотреть шире - на Интернет тоже все не замыкается. По этому, очень странно, что наша пресса не проявляет к этому свой интерес».

 

 

                


История развития медиа-техники.

 

Философы техники рассуждают об истории техники, начиная с орудий древних людей и включая в эту линию компьютер, и не используют термин "медиа"; медиа теоретики смутно представляют себе происхождение медиа технологий, рассуждая, при необходимости исторического обзора, о первых экранах, которыми служили ширмы, устанавливаемые между камином и кроватью, и оптических игрушках.

В свете нынешнего состояния техники и медиа технологий, можно предложить следующую аналогию: техника - это hardware, а медиа технологии - software. Историю техники можно проследить, опираясь на материальные предметы, инструменты, историю же медиа технологий проследить трудно, поскольку начало ее скрывается в том времени, когда определенная медиа технология возникала лишь при работе человека с техникой, в момент применения знаний и умений, хранившихся непосредственно в памяти работника. Именно поэтому среди определений медиа можно встретить и такие: "Медиа - это не фиксированные объекты: у них нет естественных краев. Они представляют собой сконструированные комплексы желаний, верований и процедур, встроенных в сложные культурные коды коммуникации", - К.Марвин.

Большинство же современных исследователей, работающих с феноменами информационного общества, доминантной которого является информация, предпочитают использовать термин "медиа", как обозначающий те технологии, сутью работы которых является запись, хранение и воспроизведение информации. 

В истории западной цивилизации традиционно выделяется четыре типа обществ.

1.    Первый тип - первобытное общество, в котором люди занимались охотой и собирательством.

2.    Второй тип - традиционное общество, земледельческое.

3.    Третий - промышленное, индустриальное общество.

4.     Последний тип - постиндустриальное, информационное общество. Каждому типу общества соответствует своя техника и медиа.

В каждом из этих обществ техника, медиа технологии и их развитие играют разную роль, вопреки провокационным высказываниям М.Маклюэна в стиле: "Коротко говоря, каждая новая технология - это эволюция, биологическая мутация человеческого вида, открывающая двери новым формам восприятия, новым возможностям и сферам действия".

Средневековое общество развивалось крайне медленно. Многие технические устройства (парусные корабли, порох и бумага) были известны, но не применялись.

С переходом от средних веков к Новому времени произошло тотальное изменение масштабов человеческой деятельности. Наступает эпоха производства, - на первый план выдвигается новое использование времени, время связано с повышением скоростей. Начинается соревнование людей; начинается гонка производства; а она предполагает "чистое", а не мистическое, ритуальное время. Если в средние века считается, что природа продолжает существовать по божественным законам, в соответствии с которыми она была создана, то в эпоху Возрождения стали говорить просто о "скрытых" процессах и формах природы, которые можно описать и поставить на службу человеку. Именно с этого времени природа начинает восприниматься как бесконечный резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать для своей выгоды. Начинается новый этап приручения человеком вещей и проникновения в них. Теперь человек может извлекать пользу из отдельных свойств вещей. Он начинает создавать механизмы для переработки конкретных вещей в чистые материалы.

Человек выделяется из среды, его связь с обществом, группой и другими людьми перестает быть прямой, ощутимой. Орудия и техника также отрываются от бытия людей и становятся абстрактными бездушными машинами.

Впервые техника становится светской и утилитарной.
Главная медиа этого времени, без сомнения - печать.

В индустриальное общество. Начинается гонка производства, наступает эпоха повышения скоростей - а она предполагает "чистое", а не мистическое, ритуальное время. 
Важную роль в формировании индустриального общества сыграла торговля. Купцы своими путешествиями создали целые сети, связав разные части мира. Они создали устойчивые пути для коммуникации.

В это время техника и медиа технологии жестко разделены.

Техника - центр промышленности, центр производства, труда.

Медиа технологии работают с информацией, в те времена еще не столь значимой в общественной жизни, и заключены в основном в области культуры.

Развитие медиа напрямую связано с успехами в развитии техники. Но медиа технология все еще остается подчиненной частью техники в целом. При этом сохраняются разграничения в области функционирования. Одна из революционных медиа технологий этого времени:
1.фотография (фотография стала осуществимой, когда соединились три  различных направления: химия, оптика и механика). 
2.кино.

Техника в индустриальном обществе занимает лидирующую позицию. Доминанта этого общества - промышленность, техника - центр промышленности. Техника производит глубокое воздействие на окружающий мир и человека. Все свое окружение она перестраивает по своему, техническому образцу: изменяется как природа, так и система работы общества. Реальность приобретает черты технического.

Человек же во взаимодействии с техникой отчуждается от природы, мира и себя самого. Человек становится винтиком гигантской машины, которая разрастается на весь мир.

Сходные процессы происходят и в медиа. Медиа технологии четко детерминированы техникой. Успехи в технике - успехи в медиа технологиях.

Медиа технологии работают с информацией и заключены в сфере культуры (они не внедрены в промышленность - базис этого общества). Они - часть техники и второстепенны. Медиа технологии, благодаря своему гигантскому росту, производят революцию в культуре и искусстве. Они меняют функцию произведения искусства - на практическую и политическую; способ его взаимодействия с публикой - снаряд, развлечение; выдвигают в качестве видов художественной деятельности репродукционные техники.

Медиа перестают заниматься только словом, - печать отходит на второй план.

В результате, если в обществе машин человек идентифицировался с незначительным винтиком в сложном механизме, то при общении с медиа технологиями у него возникает ощущение нестабильной идентичности, отсутствия идентичности. Впрочем, это происходит уже в постиндустриальном обществе, в котором медиа технологии занимают центральное место.

Постиндустриальное общество.

После второй мировой войны произошла революция в сфере управления, то есть революция в области организации и обработке информации и знаний. 
Произошло слияние науки и техники, изменившее сущность техники.

Именно знание - властитель сегодняшнего информационного общества.

Главные характеристики постиндустриального общества: 
- создание обширной сферы "экономики услуг" (в ней занято 90% населения); 
- резкое увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов,
- центральная роль научного знания как источника нововведений и политических решений,
- возможность самоподдерживающегося технологического роста, 
- создание новой "интеллектуальной" технологии (алгоритмы вместо интуитивных человеческих суждений), то есть software,
Главная медиа и техника этого общества, конечно, компьютер

Доминантой общества является информация - а это объект, с которым работает медиа. Все изменения в обществе связаны с революционными процессами в обработке информации, - деятельность медиа технологий.

Весь социальный уклад построен на (теле)коммуникациях, основанных на работе медиа технологий. Медиа, медийная техника становится центром нового общества.

Кстати, техника и медиа технологии перестают быть жестко разделенными и до некоторой степени сливаются. Практически вся современная техника медийна, она автономна и работает с информацией. Компьютер в первую очередь - вычислительное устройство, устройство для счета.

ХХ век.

Создаются диоды, триоды, появляется электронно-лучевая трубка, продолжается постепенное развитие арифмометров, которые постепенно переходят в компьютеры. Вот только на каком этапе? До сих пор несколько компьютеров борются за звание первого.

Движущая сила развития Интернета, как и компьютеров, - военные действия и война.

В 1982 году компьютер назван человеком года (журнал "Time"). Какие изменения активно развивающаяся и проникающая в жизнь людей технология производит в обществе? Ведущими становятся несколько концептов:

1.           Коммуникация - центральное звено цифрового будущего. 

2.           Вместо физического присутствия - цифровое, электронное присутствие,  создающее новые формы социального взаимодействия.

3.           Новые типы сообществ - micro: маленькие объединения людей вне                 географических и других границ.

4.           Новая форма обмена идеями. Постоянное собирание информации ведет к исчезновению обыденной жизни, к новым формам контроля.

5.           Разрушение privacy, - обычное собирание информации теперь грозит вторжением в частную жизнь.

6.           Глобальная коммуникация - сжатие мира, исчезновение "места" как такового. Исчезновение пространства. 

 

Ускорение времени. Цифровая информация передается со скоростью света.

Глобализация. На электронной фондовой бирже происходит столько торгов в день, сколько раньше происходило в неделю.

Знаменитая формула гласит: первое общество (традиционное) - взаимодействие с природой, второе (индустриальное) - взаимодействие с преобразованной человеком природой, третье (постиндустриальное) - чистое взаимодействие между людьми. Переход от товаропроизводящего хозяйства к сервисной экономике, изменение структуры занятости и ориентиров человека, становление новой мотивации деятельности и т.д., - все это черты характеризуют постиндустриальное общество.

Виртуальный мир - мир не созданный. Это - ассамбляж готовых частей. В цифровой культуре творение заменяется выбором, селекцией; не комплектом значений, а пикселами. Таким образом, виртуальный мир характеризуется вариативностью и автоматизмом: вариативностью медиа объекта, когда на основе одной и той же базы данных может быть создано несколько проектов, и автоматическим характером "работы" проекта.

Искусство как информационная система  (или взаимодействие с информационной системой). В мире существует новая система информации. Соответственно, должны быть выработаны новые стратегии художественной деятельности, которая становится все более ориентирована на модификацию, укрощение, разрушение, обращение против самих себя потоков информации, на создание инструментов для перенаправления этих потоков. Эту теорию пропагандирует в своих работах и текстах Алексей Шульгин.

Поскольку значимо становится уже не столько высказывание, сколько поток высказываний, информационный поток, то то художественное произведение будет иметь ценность, которое позволит его перекрывать, моделировать, модифицировать, перенаправлять. То художественное произведение будет иметь ценность, которое даст возможность игры с этими информационными потоками, а не будет лишь вписываться в один из них - маленькой составной - точкой.


Развитие медиа-искусства в Перми.

 

После лекций сотрудников медиа-арт центра «MACROS - CENTER» Сергея Тетерина и Ольги Горюновой на «круглом столе» было принято решение о создании пермского медиа-арт клуба и разработан план действий. Пермь выбрана первым, «пилотом» городом для проведения клубно-образовательной программы по медиа-искусству Государственного музейно - выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ.

Вот что об этом событий говорит Даниил Лебедев, координатор пермского медиа-арт клуба:

«Сегодня большинство Пермских СМИ еще не осознало, что это приезд был первым шагом в работе с пермской молодежью и что все связанное с Интернет и технологиями - интересует наше молодое поколение. Все чаще и чаще человек уже не просто создает или верстает сайты, он превращает его в нечто большее. Но если смотреть шире - на Интернет тоже все не замыкается. По этому, очень странно, что наша пресса не проявляет к этому свой интерес.»

Арт центр МАКРОС создан в Москве осенью 2001 года при Государственном музейно-выставочном центре Министерства Культуры РФ "РОСИЗО". Это - инициатива, призванная реагировать на новые и интересные явления в сфере медиа-арта - в пространстве пересечения искусства, культуры и новых технологий.

Цели программы:

•информационное содействие художникам и теоретикам, ориентирующимся на медиа-искусство;

•стимулирование в регионах РФ интереса к новым художественным стратегиям и проектам, пропаганда и популяризация медиа-искусства и медиа-пространства;

•содействие развитию и продвижению региональных проектов и инициатив;

•создание коммуникационных каналов между столичными и региональными медиа-деятелями, содействие созданию консолидированного профессионального сообщества.

В рамках программы предполагается:

•создание в городах России Медиа-арт клубов на базе местных культурных институций (или силами энтузиастов медиа-культуры);

•проведение на базе Медиа-арт клубов образовательных, практических и методологических мероприятий в формате лекций, конференций, семинаров и мастер-классов, участие в которых примут деятели медиа-культуры из Москвы и регионов, зарубежные гости;

•организация выставок и презентаций медиа-искусства в партнерстве с местными культурными институциями (музеями, галереями, залами);

•регулярное обеспечение Медиа-арт клубов изданиями "Макрос-центра" и электронными копиями новых поступлений медиатеки "Макрос-центра".

Идея проведения круглого стола по теме "Что есть сетевое искусство и где его Net" принадлежит Анатолию Прохорову - одному из основателей Российской академии Интренета и координатору Национальной Интел Интернет премии, церемония вручения которой состоялась 1 марта 2001 г. Необходимость определения понятия "сетевое искусство" стала очевидной и для членов селекционной комиссии, которые в начале года провели отбор сайтов-номинантов на Национальную Интел Интернет Премию в номинации "Сетевое искусство". Уже тогда уважаемые селекционеры смогли дать определение сетевого искусства лишь "от противного", т.е. через перечисление того, что не является сетевым искусством. Практически единодушно называться сетевым искусством было отказано: сетевым информресурсам, изданиям, выставкам (галереям, музеям) традиционного искусства (включая компьютерную графику), а также сетевому дизайну, сколь бы "навороченным" он не был (сайты дизайнерских студий сотавили 80% претендентов на net-art). На этом единодушие селекционеров иссякло...

Российское общество приобретает черты, информационного запоздало, быстро и неравномерно.Медиа-искусство, реагирующее на радикальные изменения, происходящие в жизни как мировых сообществ, так и обычных людей, также представлено России недавно. Некоторые аспекты актуальной около-художественной деятельности, ориентированной на тесное взаимодействие с новой реальностью, неизвестны вовсе. Более того, в тени остаются одни из самых интересных и актуальных явлений мирового медиа-искусства, и, в целом, медиа-активности.

Основная проблема современного человека - информационная перегрузка. Ежедневно члена современного общества атакует масса самой разнообразной информации - текстовой, звуковой, визуальной, расположенной в городской среде или приходящей по и-мэйлу.

Коллекции ссылок, содержащие сотни линков, лишь усугубляют ситуацию, создавая ощущение не только потерянности, но и невозможности разобраться в происходящем.

Макрос-центр намерен поступить гуманно: он предлогает  ограниченное число ссылок, дающих представление об интересной активности - сетевой и офф-лайновой.

Данные ссылки предназначены для людей, начинающих ознакомление с областью медиа-искусства.

Выставка "Медиа-Арт и Масс-Медиа" проблематизирует взаимодействие актуального искусства (прежде всего медиа-арта) и информационного сообщества. Сегодня общество превращается в особого рода виртуальный конструктор, искусственное образование, представляющее собой глобальное произведение искусства.Авангардное искусство практически отказалось от одной из важнейших функций культуры: предоставлять зрителю возможность "примерить" новый образ.

На сегодняшний день актуальна программа «Колейдоскоп». "Калейдоскоп" - это ряд лекций, семинаров и круглых столов, призванных познакомить интересующуюся и деятельную часть российской публики с яркими, но неизвестными явлениями современной художественной деятельности в области медиа-арта.

Ситуация меняется с развитием электронного искусства в начале 1990-х годов. Оно реабилитирует идею картины как окна в фантастический мир. Компьютер становится лучшим средством конструирования "живых картин". Ольга Тобрелутс принадлежит к числу пионеров этого жанра, первые ее работы такого рода появились в 1993 году. Художница начинала и продолжает работать в русле неоакадемизма, наиболее известного направления в искусстве Петербурга 1990-х годов.

Новый образ и культурное наследие. Оно легко уступило эту функцию фотографии и кино и, таким образом, редуцировало свою территорию и свою потенциальную аудиторию. Ведь желание искусства - это в большинстве случаев именно желание нового образа, другой судьбы. Зритель-обыватель представляет себя прекрасным святым мучеником, разглядывая алтарную картину или властитель видит на своем портрете изображение мифологического героя: оба они перед картиной существуют в другом - виртуальном мире.


Основные понятия медиа-арта.

 

Хорошо эта тема изложена в лекциях Ольги Горюновой: «Традиционное определение гласит: «медиа» - это устройство для записи, хранения и передичи информации. Причем привычно, - устройство именнр технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода, - впрочем, это вопрос крайне спорный.

Три главнейшие функции медиа технологий объединяет одна черта - опосредованность. Значение слова «медиа» (точный перевод с английского) - средство, способ, посредник , промежуточная ступень. Поскольку обмен информацией - необходимая составляющая жизни общества, является одним из способов коммуникаций, условием человеческой активности.

Медиа технологии сопровождают человека давно. Медиа условно делят на пять типов:

1. ранние (письменность),

2. печатные (печать, литография, фотография),

3. электрические (телеграф, телефон, звукозапись),

4. масс медиа (кинематограф, телевидение),

5.  цифровые (компьютер, интернет).

Существует некая терминологическая неразбериха с употреблением понятий медиа технологии и техника».

В сети есть очень интересный сайт- справочник «АРТ - АЗБУКА словарь современного искусства». Словарь современного искусства под редакцией Макса Фрая:

 Медиа искусство, или media art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии – такие, как Интернет, телефонная связь, любой другой вид передачи сигнала по проводам или через эфир. Привычные приборы (такие, как телевизор или пейджер) используются медиахудожниками в необычном ключе – на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции.

В понятие медиа искусства (или "искусства новых медиа") входят такие, например, его разновидности как:

1.    видео арт (искусство работы с видео - и телевизионными имиджами, конечный результат - видео арт фильм);

2.    телекоммьюникейшн арт – в качестве художественного пространства используются различные виды известных нам киберпространств (начиная с телефонного);

3.    искусство видеоинсталляций (публичный показ художественных "конструкций" из телевизионных и видео - приборов, подчиненных единой художественной задаче;

4.    нет - арт, или сетевое - художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой;

5.    интерактивное, вовлекающее аудиторию электронное искусство...

6.    etc.

 

В Советском Союзе эти виды искусств были невозможны ввиду идеологических и культурных ограничений. Первые "медиа арт лаборатории" возникли в Москве в середине 90-х годов. После 1995 года появились первые российские медиа художники - такие, как Ольга Лялина, Алексей Шульгин, Андрей Великанов... Хотя в Западной Европе и США "искусство новых медиа" переживает бурный расцвет, и его история насчитывает не менее 30 лет развития. Работают крупные центры медиа искусства, такие как институт ZKM в Карлсруэ. В Германии и Австрии крупных фестивалей по медиа искусству не менее десяти, из которых самыми известными являются European Media Art Festival в Оснабрюке, Германия, и ARS ELECTRONICA в Австрии. Формулировка профессора Моники Фляйшманн из Института Медийных Коммуникаций, Германия, прозвучавшая на Московском Медиаконгрессе 2000: "Если мы не поддержим электронное искусство и медийную культуру, то мы от господства техники проиграем нашу культурную жизнь".

Поэтому художники, работающие с "новыми технологиями", имеют поддержку со стороны крупных компаний, культурных фондов и государственных структур. Мотивация - медиахудожники выполняют важную социальную функцию, "очеловечивая и одушевляя" через свое творчество технологические новшества, адаптируя их в культуру через искусство.

Игорь Николаевич Дубина, кандидат философских наук, в своей работе Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества отмечает:

«Впервые значимость коммуникационных технологий для творчества отметили художники нового искусства начала века, основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты с только возникшими технологиями, они очень активно осваивали их коммуникативный потенциал  и переносили в них решения из уже существовавших областей творчества.

Радио стало средством массовой коммуникации, открывшим новые пути творчества. В 1928 г. Немецкий режиссер - абстракционист В. Рутман впервые поставил радио - пьесу, которая вначале была принята лишь как акустический фильм без изображения.

Телефон стал еще одним неисчерпаемым источником креативного экспериментирования. В 1922 г. Был осуществлен первый опыт дистанционной живописи, когда художник, выполняя рисунок, одновременно передавал его по телефону путем пикселизации (обозначения положения цвета определенной точки изображения). Этот опыт положил начало многочисленным экспериментам по совместному созданию произведений  с помощью коммуникационных технологий.

... Мы можем дискутировать о значимости коммуникационных технологий для творчества, о том, является ли наша культура культурой репродуцирования или культурой симуляции, но мы можем не признать, что эта культура тотальных коммуникаций. Новейшие коммуникационные технологии уже практически превратились в парадигму человеческого существования в современном мире, и необходимо серьезное осмысление их влияния на культуру и творчество».

В 60-е г., когда появились первая переносная видеокамера,  большое количество художников бросилось осваивать новое экранное пространство.

«Электронное искусство, возникнув позднее всех иных благородных искусств, отличается от них , в числе прочего, одной любопытной особенностью : оно не создает собственного инструментария. Его, однако, как бы и не волнует отсутствие такового. Оно пользуется чужим. Это настораживает , заставляя подвергать сомнению самый факт полноценности существования того, что несколько невнятно именуется «electronic arts».

Насколько наличие собственной технологии вообще что - либо определяет?     Вопрос не «только в качестве средства» , в каком - то смысле безусловно, прав. Уровень художественной работы не определяется используемой технологией. Но есть ли у электронного искусства вообще некая технология, использование которой можно было бы признать его прерогативой?

К настоящему времени «electronic arts» - это долгий список различных его разновидностей, довольно далеко друг от друга отстоящих, начиная с почти традиционной компьютерной графики и заканчивая актуальными на сегодняшний день телекоммуникационными проектами и интерактивными виртуальными инсталляциями.

Интерес художников к компьютерным технологиям сродни любопытству ребенка: «а что получится , если эту штуку взять и что - нибудь такое сделать? »»

«Так появилось направление, носящее название  «медийного искусства»

, - направление, объединяющее все искусства, работающие с медией, то есть использующие какие- либо технические средства - телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее - компьютер.» (Ольга Горюнова.)

«Net арт (Нет арт, нет.арт) - сетевое искусство; произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в Сети.

Необходимо отличить сетевое искусство как от Web дизайна , красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети ( сайты музеев, «вывешенные» на страничках картины, фотографии и т.д.). Надо заметить, что в нашей стране давно уже никто не понимает, в чем заключается разница между масс - медиа и медиа - артом. Допустим, показывают по телевизору, как сливаются две фракции в Государственной Думе или встречаются два министра, руки друг другу жмут, а у людей что на уме? - один сплошной медиа - арт. После этого становится понятно, почему многомиллионное население нашей страны практически не интересуется современным искусством - ему хватает Того медиа - арта, что у него в голове. МАСС МЕDИА АРТ, который плавно трансформируется в АРТ МЕDИА МАСС, и АРТ МЕDИА МАСС, который не менее плавно перетекает в МАСС МЕDИА АРТ. Первую надпись можно читать как "масс - медиа" и "медиа - арт", вторую следует понимать как "Арт - Медиа масс". Третья звучит как признание высокого искусства в полной капитуляции, в то время как четвертая возвращает нам хоть какую - то надежду. Не забудьте, что после четвертой трансформации будет еще и пятая, и шестая, и двадцать пятая, и каждая принесет с собой нечто новое. Графический каламбур, указывающий на отсутствие границы между масс медиа и медиа - артом и, одновременно, их предельную несводимость друг к другу. Искусство не существует в объективной форме и не имеет смысла вне его коллективного восприятия. В то же время, когда масса субъектов его восприятия достигает критического уровня, искусство погибает, растворяясь в массе. (Проект Алексромы (Александра Ромаданова))

Специфические черты нет.арта
1. создание объединений артистов сквозь нации и порядки
2. инвестирование без материальной заинтересованности
3. сотрудничество и применение без присвоения идей
4. привилегированная коммуникация через репрезентацию
5. незамедлительность
6. невещественность
7. временность
8. процесс основан на действии
9. игра и перформанс без интереса или страха перед историческими последствиями
10. паразитирование как стратегия
а. движение от первозданной кормящей земли интернета
в. экспансия в реальную жизнь, опутанную инфраструктурами
11. исчезновение границ между частным и публичным
12. все в одном:
а. интернет как способ производства, публикации, распространения, рекламы, диалога, потребления и критики
в.   дезинтеграция и мутация артиста, куратора, собрата по перу, публики, галереи, теоретика, коллекционера и музея.

Одна из главных особенностей нет арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию. То есть целью художника становится не авторитетное выражение, демонстрация и , значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог.

Другой его характерной чертой провозглашается свобода - от государственных установлений, от ангажированности , от заказа. И необыкновенный оптимизм и развеселость: «серьезных» или депрессивных произведений нет - арта не существует. Произведения нет-арта чрезвычайно разнообразны, - среди них могут находиться: и литературные проекты, например, «Печатная машинка для любовных писем», обширные web объединения, хранящие несколько десятков работ; хулиганские выходки (известные итальянские авантюристы).

Net арт тем приятен,что молод. Молод, обоятелен, заглядывает в глаза, треплет за рукав, - пошли, покажу. Недавно появившись на свет, он предоставляет возможность вовремя проснувшимся и обратившим на него внимание наблюдать за развитием нового направления искусства в новой среде.»

 


Пермский медиа-фестиваль.

 

 Не так давно в Перми началось повальное увлечение проведением разного рода фестивалей, конкурсов, акций связанных с современным творчеством. Все они объединены одним - человек получает приз за то, что он сам смог сделать на компьютере. Помните, наверное, фестивали видео и компьютерного искусства, конкурс "ExtremeSite" и так далее. Здорово, не правда ли? Как мне кажется, появления всего этого - только положительно влияет на жизнь города. Однако, раздача призов, собрания жюри, критерии оценки работ участников на столько сложный и многим непонятный процесс, что стоит подумать о проведении не только "оценочных" акций, но и о простом смотре работ. Говорю это не просто так. Есть такие люди, и они делают такого рода проекты.

Январь 2002 года как раз готовит много таких сюрпризов. Я сказал, что есть люди и есть проекты. Люди: Андрей Михайлов, известный в Перми своими концептуальными проектами и дизайнерскими работами в области компьютерной графики и Олег Кириллов, пермский художник. Проект: фестиваль электронного искусства и медиа-арта. Этот проект - без жюри и критериев оценки работ!

4 пятницы: 11, 18, 25 января и 1 февраля мы сможем перенестись в мир электронных фантазий.

(Даня Лебедев, руководитель пермского Медиа-арт клуба

pr@distar.r)

Российский творческий Департамент культуры администрации Пермской области и исследовательский центр Искусства Нового Времени, библиотека им. М. Горького и компания "Дистар Электроникс" предоставили пермской молодежи принять участие в фестевале электронного искусства и медиа - арта.

Фестиваль электронного искусства и медиа-арта.

Компьютер является весьма интересным инструментом художественного творчества. Во всём мире достаточно большое количество художников используют его, воплощая свои замыслы в новой эстетике электронного искусства. Медиа арт, как соединение возможностей новейших медиа-технологий

и творческих стремлений человека, в последние годы становится одним из передовых направлений искусств. Однако проекты и акции в этой сфере искусства для своей реализации нуждаются в определённом количестве аппаратуры для демонстрации работ и для создания специальной среды, необходимой для восприятия творческого замысла, что достигается включением в процесс инсталляций, театральных перформансов и т.д. В Перми серьёзные и качественные медиа-арт акции пока ещё не проводились. Имело место некоторое количество акций (в ночных клубах города, на выставках), где делались попытки показа компьютерных работ (чаще всего в виде распечаток небольшого формата или при помощи видео проектора на танцполах и в чилаутах). Уже третий год проводится "Фестиваль видео и компьютерного творчества" (однако его организаторов интересует более "конкурсная" сторона этого процесса).

Предлагаемый нами проект способствует достижению четырёх целей:

 

1.    Художественная - соединение классических художественных традиций с современными методами и возможностями медиа-технологий.

2.    Социальная - формирование интереса молодого поколения к современному искусству, медиа-арту.

3.    Исследовательская - проведение культурологического исследования современного электронного и медиа искусства г. Перми, как уникального явления возникшего на стыке тысячелетий.

4.    Информационная - ознакомление широких слоев населения с работами и персоналиями современного медиа искусства.

 

В ходе фестиваля предполагается провести четыре медиа-арт акции.

 

1. "Поклонение Сфероиду" - медиа-перформанс в ходе, которого демонстрируются компьютерные работы (около 10 авторов из Перми, а также Москвы, Уфы, Екатеринбурга) тем или иным образом обыгрывающие символ "сферы".

 

2. "Ритуалы нового века" - демонстрация работ двух авторов, разрабатывающих знаковую систему будущего, сопровождающаяся ритуализированным действом "Школы современного танца" Виталия Перебаскина и группы этнических барабанщиков.

 

3. "В конце современности" - виртуализированный семинар, темой которого является электронное искусство, сопровождающийся показом работ нескольких авторов.

 

4. "Красота Нечеловеческого" - настройка канала визуально коммуникации со зрителем посредством видеарта и авторских видеомиксов.

Вот, что об этом говорит , координатор пермского медиа - арт клуба, Даниил Лебедев:

«Совсем недавно завершился фестиваль электронного искусства и медиа-арта. Для города это, несомненно, очень интересный и полезный опыт. Хотя снова оговорюсь, что слово "фестиваль" для того, что происходило в конференц-зале библиотеки им. Горького, не самое подходящее. Фестиваль - это массовое празднество, показ лучших достижений искусств в какой-либо области. А здесь - показ работ группы единомышленников.

Радоваться есть несколько причин:

1.    во-первых, начнем с наименьшей и одновременно наибольшей величины - что хорошо для авторов: собственно та команда, которая и готовила несколько концептуальных представлений, наконец вышла из ночных клубов и заявила о своих занятиях как об актуальном искусстве, искусстве в чистом виде, которое должно быть воспринимаемо само по себе, а не в качестве дополнения к приятному вечеру. Ребята задались также целью заставить зрителей поработать, включить ассоциативное мышление;

2.    во-вторых, что полезно для библиотеки - хотя, по словам зам. директора Ольги Мальцевой, одобрения действий ребят не произошло и Горьковка как площадка для проведения таких акций признана неудачной, да и библиотека в силу своей компьютеризированности считает себя достаточно продвинутой и на ее имидже это не сказалось - тем не менее в глазах сотен тысяч людей библиотеки продолжают оставаться довольной неповоротливой структурой и проведение нетипичного для Горьковки арт-шоу привлекло в нее совсем иную публику;

3.    в-третьих, что важно для города - произошло, и это несомненно, расширение культурного пространства Перми, состоялся выход из узконаправленной тусовки на открытую площадку и заявление о себе все-таки молодежного, все-таки электронного и все-таки актуального искусства,

4.    в-четвертых, очень здорово, что наконец-то назрела необходимость создания отдельного места для проведения подобных мероприятий.

 

При удачном раскладе именно так дальше и должно получиться. Мы сейчас пофантазируем, а через год-два вспомним и сравним. Для Европы и теперь уже Москвы тоже видеоарт, перформансы, медиа арт, видеоинсталляции не редкость, а составляющая художественной жизни. Где обычно предоставляется возможность их показать? В художественных галереях. Так, например, в столице существует несколько частных художественных галерей, часть из которых привечает у себя художников, работающих с новыми компьютерными технологиями. Это, прежде всего, "Арт Медиа Центр", или "TV Галерея", а вслед за ней "XL-Gallery" и галерея М.Гельмана. Там проходят (цитата) не только выставки, но и лекции с видеопоказами. Часто видеоинсталляция (цитата) - продукт для специалиста и на любителя: какое-то цветастое мелькание в телевизоре в такт электронной музыке, медидативные кадры медленно движущихся теней и картин живой природы, игры с заунывно-статичным изображением, вдруг могущим взорваться на секунду чем-то очень неожиданным. Но встречаются и отличные от вышеперечисленного вещи. Не для клуба и не для театра. Именно для галереи. Пока будет формироваться публика - не совсем та, что присутствовала на фестивале - клубящаяся молодежь с пивом вернется в "Space Jam" и "Болид". Потом дойдет и до открытия галереи или - как вариант - музея современного искусства. »

Даниил Лебедев немного подробней рассказывает об последнем вечере фестеваля :

«На четвертом вечере нам показали видеоинсталляцию "Красота нечеловеческого" - опять с двумя экранами. И мозговым центром посередине: несколько столов с компьютерами замкнуты кругом, а внутри нажимают на кнопочки то ли алхимики, то ли иллюминаты в отливающих зеленым плащах с капюшонами (творчество группы "Кокон" - Мария Бекренёва, Ольга Лесничая). То есть смешение перформанса с видеоинсталляцией. Тут главное ничего не перепутать - это была не акция, не хэппенинг, а именно перформанс, иначе говоря, почти театрализованное представление. На стихийной пресс-конференции Андрей Михайлов (один из двух генераторов идей, второй - Олег Кириллов - появился чуть позже) предположил, что по ходу действия велика вероятность импровизации. Она проявилась прежде всего в музыкальном оформлении - группа "Plkn Prnl Lmnl" (Пеликан принял люминал) и ее лидер Василенко проповедуют интуитивный подход к музыке и создают ее тут же при помощи синтезатора. Второй, видимо, тоже незапланированный ход - выхватывание из зала лиц и проецирование негативов через видеокамеру на экран. Под занавес была использована заготовка - пылесос, томившийся под столом, включили и погоняли им по полу рассыпанную узором красную и синюю бумагу. Что послужило сигналом к выходу из транса от музыки и рассеяния внимания от увиденного на двух экранах: на телевизоре компьютерные примочки, на киноэкране сюжетная линия, исчезающая в крупных планах и наложениях изображений друг на друга. Чтения текстов и общения со зрителями запланировано не было. Это была вторая акция фестиваля, построенная на невербальной коммуникации. По замыслу медиа-художников, в каждый ее момент мы присутствовали при рождении нового.»

 

Пермской молодежи стало известно, что по итогам фестиваля будет выпущен CD-Rom.

Вся работа состоит из высказываний, заметок и статей теоретиков и практиков медиа - арта: Ольги Горюновой, Сергея Тетерина, Дмитрия Шубина, Ольги Тобрелутс, Даниила Лебедева и других.

Надеюсь на ряду этих список будут стоять наши пермские теоретики и практиканты медиа - арта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Использованные ссылки.

1.    http://www.raid.ru/reports.shtml?topic=3&id=70 - Интернет - театр, и все мы в нем актеры.

2.    http://www.macros-center.ru/news - MACROS CENTER. Фестиваль электронного медиа-искусства.

3.     http://www.gif.ru/azbuka/media-art.htm - АРТ-Азбука: словарь современного искусства.

4.    http://www.artpiter.spb.ru/projects/netart/netart.shtml - АРТ-Питер. Круглый стол. "ЧТО ЕСТЬ СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО И ГДЕ ЕГО NET".

5.    http://www.macros-center.ru/links.html - MACROS CENTER. Подбор ссылок.

6.    http://www.dxlab.org/ru/lectures/index.htm - Конспект лекций по основам медиа теории и истории медиа технологий Горюновой.

7.    http://www.proarte.spb.ru/net/ - Ресурс в помощь студентам Про Арте, созданный и поддерживаемый Шульгиным.

8.    http://www.macros-center.ru/news_251001.html - MACROS CENTER. Новости от 25.10.01.

9.    http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/ - Арт-Питер. Главная страница.

10.    http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/autors/teterin.shtml - Арт-Питер. Сергей Тетерин.

11.    http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/exh/ - Арт-Питер. Выставки.

12.    http://www.artinfo.ru/ru/news/main/STeterin-main.htm - СЕРГЕЙ ТЕТЕРИН НЬЮС - новости сети.

13.    http://www.macros-center.ru/what_is_media_art.html - Статья Дани Лебедева “Медиа- Арт?! А что это?”

14.    http://www.distar.ru/fest/ - Фестиваль электронного искусства и медиа-арта.