Управление по делам образования и молодежи
Администрации Индустриального района города Перми
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 136"
Научное общество учителей и учащихся
Информатика
"Медиа Арт" в Перми
Габдульманова Лилия,
11 б класс
Самосушев Виктор Леонидович,
учитель информатики
Пермь - 2003
Содержание
1. Введение
2. Фестиваль электронного искусства и медиа-арта, 2002 год
3. Медиа-арт фестиваль "Машиниста-2003"
4. Сергей Тетерин - организатор фестивалей медиа-арта в Перми.
o Биография
o Творческие работы
* "Художники электронной утопии"
* "Кибер-Пушкин"
5. Заключение
6.Источники информации
7. Приложения
Введение
В течение нескольких месяцев 2001-2002 учебного года учащиеся школы #136 Ивуть Елена, Селиванова Ирина и Семенов Антон работали над рефератами по Медиа Арту. Были просмотрены десятки сайтов в сети Интернет, учащиеся посетили все мероприятия пермского фестиваля электронного искусства и медиа-арта, помогали сотрудникам медиа клуба Макрос на стенде Медиа Арта во время проведения выставки Арт Пермь 2002. Доклады по Медиа Арту были представлены на городской научно-практической конференции "Интернет и общество", проводимой ГКОН.
Данный реферат является продолжением начатой ими работой, объединённой в единый мега-проект "Медиа-Арт" http://perm.psu.ru/school136/art/artmedia.htm
"Традиционное определение гласит: "медиа" - это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем привычно, - устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода, - впрочем, это вопрос крайне спорный.
Три главнейшие функции медиа технологий объединяет одна черта - опосредованность. Значение слова "медиа" (точный перевод с английского) - средство, способ, посредник, промежуточная ступень. Поскольку обмен информацией - необходимая составляющая жизни общества, является одним из способов коммуникаций, условием человеческой активности.
Медиа технологии сопровождают человека давно. Медиа условно делят на пять типов:
1. ранние (письменность),
2. печатные (печать, литография, фотография),
3. электрические (телеграф, телефон, звукозапись),
4. масс медиа (кинематограф, телевидение),
5. цифровые (компьютер, интернет).
Существует некая терминологическая неразбериха с употреблением понятий медиа технологии и техника".
"Благодаря интересу художников к компьютерным технологиям сродни любопытству ребенка: "а что получится, если эту штуку взять и что - нибудь такое сделать?", появилось новое направление, носящее название "медийного искусства", - направление, объединяющее все искусства, работающие с медией, то есть использующие какие- либо технические средства - телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее - компьютер."
"Электронное искусство, возникнув позднее всех иных благородных искусств, отличается от них, в числе прочего, одной любопытной особенностью: оно не создает собственного инструментария. Его, однако, как бы и не волнует отсутствие такового. Оно пользуется чужим. Это настораживает, заставляя подвергать сомнению сам факт
полноценности существования того, что несколько невнятно именуется "electronic arts".
Пермский медиа-фестиваль.
Несколько лет назад в Перми началось увлечение проведением разного рода фестивалей, конкурсов, акций связанных с современным творчеством. Это фестивали видео и компьютерного искусства, конкурс "ExtremeSite", фестиваль электронного искусства и Медиа-Арта; сейчас - медиа-арт фестиваль "МАШИНИСТА-2003". Все они объединены одним - человек получает удовольствие за свой труд, за то, что он создаёт на компьютере. Здорово, не правда ли? Как мне кажется, появления всего этого - только положительно влияет на жизнь города. Однако, проведение такого рода проектов очень сложный процесс. Но есть такие люди, которые не боятся трудностей, и они проводят эти проекты.
Фестиваль электронного искусства и
Медиа-Арта
Фестиваль прошел в январе-феврале 2002 года в городе Перми. Место проведения фестиваля - конференц-зал Пермской государственной областной библиотеки им. А.М. Горького.
Участниками фестиваля были представлены компьютерная живопись и графика, электронная музыка, видеоарт и флэш-ролики.
Концепция фестиваля
Главная цель фестиваля, стремление к которой, собственно, и двигало организаторов - познакомить зрителя с электронными работами пермских (и не только пермских) компьютерных художников - тех, для кого компьютер стал основным инструментом художественного творчества. При этом, планируя процессы, которые должны были произойти на фестивале, организаторы исходили из некоторых принципиальных соображений. Первое - что электронные работы не всегда разумно транслировать на традиционные носители (бумага, винил и т.д.), ибо они теряют изрядную долю своего воздействия на зрителя (в первую очередь за счёт потери светимости, глубины цвета и части мелких деталей). Отсюда - выбранный основным на фестивале метод показа работ - электронные проекции (посредством видеопроектора или компьютерных мониторов). Второе (впрочем, это применимо к любым визуальным искусствам) - что просто показать работы недостаточно, а необходимо создать специальную обстановку, в которой зрителю будет удобно воспринимать все смыслы и эмоциональную составляющую работ.
Поэтому организаторы задумали концептуальный эксперимент - инсталлировать электронные работы (показываемые зрителю посредством электронных же средств) в особое пространство, созданное по законам театрального перформанса, наполненное светом, музыкой, тонкими вибрациями чувств и переживаний участников действа - актёров и зрителей. Соединить в зале виртуальную реальность (как аллегорию пространства творческого акта) и конкретную реальность нашего бытия, нашего присутствия в этом теле, времени и протяженности.
Весь объём творческих продуктов (работы компьютерных художников, видеоарт и анимация, электронная музыка), собранных организаторами в процессе подготовки к фестивалю, они оформили для показа зрителям в четыре акции. Каждая из акций является отдельным художественным произведением, и, одновременно, специфическим экспериментом, воплощающим ситуации взаимоотношения "виртуальной" реальности и реальности "обыденной" на различных уровнях взаимодействия и взаимопроникновения.
Цели фестиваля
1. Информационная. Главное, чего организаторы хотели бы достичь проведением фестиваля в нашем городе - расширение информационного и культурного пространства. Чтобы все те, кто интересуется современным искусством (и электронным искусством в частности), смогли, наконец, увидеть работы местных компьютерных художников. При этом, в Перми уже прошли несколько фестивалей "компьютерной графики", но они были ориентированы более на конкурсную сторону процесса, чем на показ и общение. По словам организаторов, им важны не призы и ранжирование местных художников и дизайнеров, а желание художников показать свои работы зрителю как объекты искусства, передать им своё "послание", образовать мостик между своим внутренним миром и сферой восприятия окружающих.
2. Исследовательская. Организаторам хотелось снять с электронного искусства ярлык "маргинального", проследить его преемственную связь с другими, давно принятыми всеми, формами художественного творчества, проанализировать его формальную и знаковую составляющую. Найти место электронного искусства в ряду других искусств.
3. Художественная. И, наконец, собственно, желание организаторов сделать из фестиваля художественный продукт иного рода, не сводимый к сумме показанных там компьютерных работ и видеоарта. Продукт, в котором четыре проведённые акции соединились в нечто новое, открывая новое пространство значений, смыслов и восприятий.
ЧЕТЫРЕ АКЦИИ ФЕСТИВАЛЯ
В рамках "Фестиваля электронного искусства и медиа-арта" было проведено четыре акции.
"Поклонение Сфероиду" - Концептуальный медиа-перформанс - моделирование сакрального ритуала "посткибернетической эпохи".
Используя весьма глубокий символ - "шар" или "сферу", организаторы стремились провести зрителя по узкой тропинке парадоксальных (и, зачастую, гротескных) видений и толкований к восприятию природы "целостности", "совершенства", "самодостаточности". При этом основное действие происходило в измерении значений и смыслов, доступ в которое открывали специально подобранные для акции тексты. Компьютерные работы (также изображающие сферы или шары) дополняли измерение смыслов визуальной составляющей.
"Ритуалы Нового Времени" - Разработка знаковых систем будущего и их наполнение ритуальным содержанием и жизненной энергией.
Здесь организаторы поставили себе цель образовать и удержать на протяжении всей акции устойчивый контакт между "виртуальным пространством" электронного искусства и реальным "здесь и сейчас" пространством переживаний зрителей и участников действия. Ритуалы Нового Времени виделись организаторам как процесс перехода (шаманского путешествия) между разными уровнями восприятия сакрального, в пронизывающем движении, где виртуальное (компьютерные работы и электронная музыка) давало свободу, а реальное пространство (работа танцоров и барабанщиков на площадке) давало устойчивость. В ходе действия зрители переключались с одного пространства на другое, следуя по проложенному авторами пути. Ритуал закончился трансляцией в зал реальности высших сфер.
"В конце современности" - Игра с разными уровнями реальности (и "нереальности") виртуального пространства как аллегории пространства мышления, сопереживания и творчества.
Эта акция представляла собой игру в виртуальный семинар о проблемах современного искусства под названием, допустим, "В конце современности". Семинар провёл "виртуальный" искусствовед Максим Машкин, присутствовавший в телепроекции. Зритель мог наблюдать за метаморфозами и эволюциями ведущего, а также получить доступ к другим уровням реальности - художникам и, через них, их компьютерным работам.
"Красота Нечеловеческого" - Создание атмосферы, предполагающей возможность трансового (шаманского) путешествия зрителей в пространство текучих и меняющихся образов за границами слов и представлений.
Здесь посредством видеоарта и авторских видеомиксов происходит настройка канала визуальной коммуникации художников со зрителем (вербальная коммуникация строжайше запрещена). По образовавшемуся каналу виртуальная реальность прорывается в наше пространство и заполняет его настолько, насколько возможно. Некоторым из зрителей посчастливилось проникнуть в это пространство наиболее глубоко.
Акын по Медиа Арту (статья Юлии Балобановой на сайте интернет-газеты "Пермская")
Беги, мой олень,
По заснеженным просторам разума,
Выбивай серебряным копытцем
Драгоценные россыпи смыслов.
Может, жилу найдешь?...
Оленевод-заполярник.
Если прочитать людям неподготовленным такое описание событий: "...действо, смещаясь от дадаистического акта к перфомансу, а затем - к ритуалу, следовало за насыщением информационного пространства... ритуал завершился трансяцией в зал реальности высших сфер..." - то они сначала "подвиснут", а потом скорее подумают про тайное собрание некой оккультной секты, нежели про открытое культурное мероприятие, поддерживаемое областной администрацией и проводимое в помещении Горьковской библиотеки. Действительно, к фестивалю, организованному группой свободных художников, можно подходить совершенно с разных позиций: искать в нем как признаки и функции общественного явления, так и откровения о бытии нашего иррационального "Я" в современном информационном пространстве. А весь секрет заключается в том, что и к самому фестивалю его создатели подходили как к произведению искусства - своего искусства. Т.е. всё действие, в которое погружались присутствующие (просто "зрителями" их даже как-то и не назовешь), было явлением того же порядка и строилось по тем же законам, что и интуитивная музыка группы PLKN PRNL LMNL ("Пеликан Принял Люминал"), абстрактно-провиденциальная графика Олега Кириллова, Натальи Белоусовой и др., или медитационное видео Андрея Михайлова и того же Олега Кириллова (именно им двоим принадлежат идеи всех акций фестиваля). "Оставь свой скепсис, сюда входящий!" - так следовало бы перефразировать известный дантовский слоган применительно к этим акциям. Если вы, погружаясь в ритм и причудливую эстетику предлагаемого пространства, пытались найти во всем этом "хоть какой-то смысл" - вместо того, чтобы искать Знаки и Смыслы в самом себе, по всей видимости, вы были одним из тех, кто раздраженно покидал Библиотеку на 20....40 минуте действа. Я не пыталась. А потому связно и логично передать свои впечатления от увиденного не смогу. Наиболее уместен здесь, пожалуй, чукотский принцип "акына", когда в песенную форму переплавляются все непосредственные ощущения исполнителя.
"Компьютер является весьма интересным инструментом художественного творчества. Во всем мире достаточно большое количество художников используют его, воплощая свои замыслы в новой эстетике электронного искусства. Медиа арт, как соединение возможностей новейших медиа-технологий и творческих стремлений человека, в последние годы становится одним из передовых направлений искусств. Однако проекты и акции в этой сфере искусства для своей реализации нуждаются в определенном количестве аппаратуры для демонстрации работ и для создания специальной среды, необходимой для восприятия творческого замысла, что достигается включением в процесс инсталляций, театральных перформансов и т.д.
Вот, что об этом говорит, координатор пермского медиа - арт клуба, Даниил Лебедев:
"В 2002 году завершился фестиваль электронного искусства и медиа-арта. Для города это, несомненно, был очень интересный и полезный опыт. Хотя снова оговорюсь, что слово "фестиваль" для того, что происходило в конференц-зале библиотеки им. Горького, не самое подходящее. Фестиваль - это массовое празднество, показ лучших достижений искусств в какой-либо области. А здесь - показ работ группы единомышленников.
Радоваться есть несколько причин:
1. во-первых, начнем с наименьшей и одновременно наибольшей величины - что хорошо для авторов: собственно та команда, которая и готовила несколько концептуальных представлений, наконец вышла из ночных клубов и заявила о своих занятиях как об актуальном искусстве, искусстве в чистом виде, которое должно быть воспринимаемо само по себе, а не в качестве дополнения к приятному вечеру. Ребята задались также целью заставить зрителей поработать, включить ассоциативное мышление;
2. во-вторых, что полезно для библиотеки - хотя, по словам зам. директора Ольги Мальцевой, одобрения действий ребят не произошло и Горьковка как площадка для проведения таких акций признана неудачной, да и библиотека в силу своей компьютеризированности считает себя достаточно продвинутой и на ее имидже это не сказалось - тем не менее в глазах сотен тысяч людей библиотеки продолжают оставаться довольной неповоротливой структурой и проведение нетипичного для Горьковки арт-шоу привлекло в нее совсем иную публику;
3. в-третьих, что важно для города - произошло, и это несомненно, расширение культурного пространства Перми, состоялся выход из узконаправленной тусовки на открытую площадку и заявление о себе все-таки молодежного, все-таки электронного и все-таки актуального искусства,
4. в-четвертых, очень здорово, что наконец-то назрела необходимость создания отдельного места для проведения подобных мероприятий.
При удачном раскладе именно так дальше и должно получиться. Мы сейчас пофантазируем, а через год-два вспомним и сравним. Для Европы и теперь уже Москвы тоже видеоарт, перформансы, медиа арт, видеоинсталляции не редкость, а составляющая художественной жизни. Где обычно предоставляется возможность их показать? В художественных галереях. Так, например, в столице существует несколько частных художественных галерей, часть из которых привечает у себя художников, работающих с новыми компьютерными технологиями. Это, прежде всего, "Арт Медиа Центр", или "TV Галерея", а вслед за ней "XL-Gallery" и галерея М.Гельмана. Там проходят (цитата) не только выставки, но и лекции с видеопоказами. Часто видеоинсталляция (цитата) - продукт для специалиста и на любителя: какое-то цветастое мелькание в телевизоре в такт электронной музыке, медидативные кадры медленно движущихся теней и картин живой природы, игры с заунывно-статичным изображением, вдруг могущим взорваться на секунду чем-то очень неожиданным. Но встречаются и отличные от вышеперечисленного вещи. Не для клуба и не для театра. Именно для галереи. Пока будет формироваться публика - не совсем та, что присутствовала на фестивале - клубящаяся молодежь с пивом вернется в "Space Jam" и "Болид". Потом дойдет и до открытия галереи или - как вариант - музея современного искусства".
Пермский медиа-арт фестиваль
МАШИНИСТА 2003
"Машиниста 2003" - открытый международный Интернет-фестиваль современного медиа-искусства, координируемый из Перми. Организаторы: Комитет по молодёжной политике Пермской области и общественная организация "Авторский Дом". При содействии телерадиокомпании "Т7", областного продюсерского центра Дворца молодёжи Пермской области и компании "Дистар Электроникс".
Главная тема фестиваля: "Искусственный интеллект в искусстве: лица машинного гения". В фокусе внимания - новое взаимодействие машинного и человеческого начал в искусстве и культуре.
Принимаются видеоработы всех форматов, музыка и звук, ви-джейские демо, мультимедийные инсталляции, нет-арт и веб-арт, авторский софт, графические и 3D-эксперименты и так далее...
Заявки и работы принимаются через сайт фестиваля www.machinista.ru. За каждой категорией закреплён отдельный онлайн-куратор, контролирующий приём работ и проводящий предварительную оценку. К концу декабря 2002 г. на фестиваль поступило 75 заявок-работ от российских и зарубежных авторов. География участия: Австралия, Германия, США, Белоруссия, Венгрия, Болгария, Италия, Канада, Франция, Югославия, Великобритания. По России: Пермь, Новокузнецк, Пенза, Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород. Главным критерием или "камертоном" оценки поступающих работ является идея нового взаимодействия машинного и человеческого начал в искусстве и культуре. Жюри фестиваля: Хауска Тиетоконе (Хельсинки), Алексей Андреев (Санкт-Петербург), Вадим Эпштейн (Москва). Промоутер событий - Олег Новосёлов (Пермь). Директор и куратор фестиваля - СЕРГЕЙ ТЕТЕРИН (Пермь).
Период проведения фестиваля "Машиниста 2003" - с ноября 2002 г. по апрель 2003 г. Работы принимаются до 31 января 2003 г. В феврале жюри подведёт итоги и обнародует на сайте www.machinista.ru "десятку претендентов" - шорт-лист "Машинисты". В апреле 2003 г. планируется заключительное мультимедийное шоу в Перми, представляющее победителей и участников фестиваля. Также будет подготовлен компакт-диск с материалами и работами "Машинисты 2003".
Заключительная шоу-программа в Перми будет включать в себя небольшую теоретическую конференцию по тематике фестиваля, презентацию работ, вошедших в шорт-лист, объявление победителей и культурную программу, в которую входят:
видеопоказы;
выставка медиа-инсталляций (которая продлится и после закрытия фестиваля);
концерты и перформансы художников и артистов, использующих "новые технологии";
презентации других медиа-арт проектов;
выступления пермских ви-джеев и музыкантов, клубную музыкальную программу и др.
Поддержку фестивалю "Машиниста 2003" оказывают: "Electronica-Optica (США), компании "ArKaos Interactive Visual Technologies" (Бельгия) и "ДАарт-Пермь", "Fакел" (Москва) и "Мир Internet" (Санкт-Петербург), газеты "Patch" и "Компьютерная Пермь", пермский Планетарий, клуб "Сбитый Лётчик" и галереи современного искусства "Додо-Галерея" и "Марис-Арт", "Издательство "Лазурь".
Лучшие ви-джейские работы участников "Машинисты" будут опубликованы в американской телепрограмме"VJTV" www.VJTV.net. Эта телепрограмма состоит из видеомиксов, интервью и коротких фильмов видеохудожников и ви-джеев со всего мира и является прекрасным "трамплином в известность" на Американском Континенте. Эту возможность в качестве дополнительного приза предоставляет сервер "Electronica-Optica".
Категории принимаемых работ:
- "Машина - соавтор художника",
- "Машина вместо художника",
- "Ви-джей против визуалайзеров".
"Машина - соавтор художника"
Принимаются художественные работы, при создании которых человек-автор привлекал машинный разум не как инструмент, а как соавтора.
Машина (искусственный интеллект) должна не символически, а реально участвовать в процессе создания художественного произведения.
При этом желательно понимать, что "соавторство искусственного интеллекта" означает нечто большее, чем использование компьютера в качестве автомата для копирования, создания регулярных паттернов, генерации случайных чисел и других примитивных операций, к которым с трудом применимы слова "творчество" и "интеллект". Хотелось бы видеть качественные, а не количественные проявления соавторства с машиной.
Онлайн-куратор категории - Алексей Андреев (LEXA) lexa@spb.cityline.ru
"Машина вместо художника"
Добро пожаловать, "авторы авторов"!
Принимаются любые сделанные с помощью "новых медиа" художественные работы и проекты, в создании которых человек принимал участие в лучшем случае как куратор, как автор самого автора (или просто наблюдатель), а авторские права "переходят к машине". А также различные медиа-арт-проекты, фокусирующие внимание на тенденции появления "машинного авторства" в различных сферах культуры.
Онлайн-куратор категории - Алексей Шульгин alexei@easylife.org
"Ви-джей против визуалайзеров"
Итак, поединок времени: люди-виджеи против программ-визуалайзеров - КТО ПОБЕДИТ, МАШИНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК?
Они родились и выросли практически синхронно, жили и работали сообща во имя одних целей и результатов и не мыслили существования друг без друга. Но, как это обычно бывает, в один прекрасный день заспорили не на шутку - кто главнее.
Онлайн-куратор категории - Вадим Эпштейн eps@here.ru
Расчищается ринг, готовятся мощные проекторы и большие экраны...
Ограничений по жанрам нет: принимаются видео-работы всех форматов, ви-джейские демо, мультимедийные инсталляции, нет-арт и веб-арт, музыка и звук, авторский софт, графические и 3D-эксперименты и так далее.
Однако имейте в виду: "МАШИНИСТА" - это фестиваль медиа-искусства (см. разъяснение термина http://www.gif.ru/azbuka/media-art.htm).
Принимаются демо-записи от клубных ви-джеев, любой длительности. Если вам алгоритмы милее людей, вы можете выступить на стороне соперника, отправив на фестиваль программу-плагин с инструкцией по ее использованию.
Примечание: под ви-джеями мы понимаем не людей с MTV, а клубных "мастеров образного гипноза": тех, что смешивают на большом экране в "живом времени" визуальные образы и видеофрагменты и импровизируют за клавиатурой и/или микшерским пультом, создавая уникальный сиюминутный видео-бэкграунд.
23 января в Планетарии состоялся видеопоказ семи фильмов Стюарта Паунда (Лондон), жанра ви-джей как мастер философского ремикса.
20 февраля - видеопоказ "Пермский и питерский видео-арт: из программы фестиваля "Машиниста 2003". Зрители увидели фильмы молодых художников Анны Колосовой (СПб), Андрея Михайлова и Олега Кириллова, Павла Игнатьева и Алексея Романова (Пермь), услышали рассказы авторов, как создавалось то или иное произведение, и ответы на вопросы зрителей. Сергей Тетерин прокомментировал показанные работы.
4 марта снова состоится видеопоказ - авангардный видеоарт из программы общероссийского фестиваля в г. Канске.
Афишы видеопоказов можно посмотреть в приложениях.
Сергей Тетерин - организатор фестивалей медиа-арта в Перми
Биография
Время от времени я вижу сон: поздно ночью зимой я стою на остановке рядом со своим бывшим домом на Чердынской и не могу уехать "по-настоящему домой". И я понимаю что пропал... Наверное, какая-то часть моей души осталась там, на Нагорном, придется поехать и забрать ее.
С. ТЕТЕРИН. "ТРИ ДУШИ ПЕРМЯКА, ИЛИ 1949 ЗНАКОВ НА ПЕЙДЖЕР АНИ".
Сергей Тетерин родился в Перми в 1969 году.
1992-95 год - поэт, участник объединения ОДЕКАЛ.
1993-96 год - работал на Radio Maximum и Радио Медиана, копирайтер.
Начиная с 1998, делает арт-проекты в Сети Интернет.
1998-99 год - начальник отдела рекламы компании Рэйд-Квадрат (сетевые технологии, интернет, телефония - Пермь).
Начиная с 1999 занимается веб-журналистикой - обзоры искусства в Сети.
1999 год - лауреат конкурса сетевой литературы Арт-Тенета.
Приз фестиваля Da-Da-Net (Москва).
Выставка Приезжий в галерее Марата Гельмана (Москва).
Персональные проекты на сервере Современное искусство в Сети.
2000 номинант Национальной Интел Интернет премии в Москве (искусство).
Первое место на Фестивале компьютерного искусства и видео-арта в Перми.
Издание книги о пермском шаманизме (Киев-Москва).
Начиная с осени 2000, работает над новыми проектами Guelman.Ru в Москве.
Творческие работы
"ХУДОЖНИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ УТОПИИ"
Сергей Тетерин представил свою новую электронную книгу "Электро Утопия: мистики и художники в киберпространстве" (2001). В этой книге рассказывается о мистических исканиях в киберпространстве и о зарождающемся искусстве новых медиа. И то, и другое - две стороны одной и той же медали: это ответ на духовный вызов человечеству, которым становится мир современных телекоммуникаций. Половина книги посвящена "медиа-арту по-русски" 2000-01 гг., приведены реальные документы общения с самыми яркими и романтичными русскими медиа-художниками. Также здесь собраны и прокомментированы наиболее ценные и поразительные материалы, которые были аккумулированы проектом Кибершаманизм Ру" за год существования.
Книга содержит много цитат из различных источников и фрагментов подлинных электронных сообщений из Сети.
В книге представлена бОльшая часть (если не все) творческих работ Сергея. Среди них "Сказки электронной деревни", "Критическая точка зрения", "Ромео и Джульетта говорят по телефону", "Их тела - всё, что у них есть", "Третья реальность", "Техника как магический инструмент", "Городские туны и Кибершаманизм Ру", "Явление медиа-художников", "Infant Terrible", "Киберпанк-рок-группа "з86DX", "Даня и Коала", "О Телекоммуникационном Рае", "Три души пермяка", "1949 знаков на пейджер Ани", "Пермский Звериный Стильный Мобильный", "Бальтасар Грасианов."Как добиться успеха в интернете".
"Кибер-Пушкин"
В Государственной Третьяковской галерее открылась пятая юбилейная международная конференция "Информация для всех: культура и технологии информационного общества". Участие в ней принимал известный пермский медиа-художник Сергей Тетерин. С 3 по 5 декабря в Инженерном корпусе галереи он представил мультимедийную инсталляцию "Выступление "Кибер-Пушкина" в 3D real-time". На экране посетители увидели сгенерированную в 3D "говорящую голову кибер-поэта", которая прочитала серию стихов, написанных компьютерной программой "Кибер-Пушкин 1.0 бета". Это специальная программа для стихосложения, производящая русскоязычные стихи на основе обширной базы данных (стихи Есенина, Мандельштама, Вертинского и Пригова). Стихи генерируются автоматически, без участия человека.
Увы, по словам Сергея Тетерина, ему так и не удалось научить "Кибер-Пушкина" писать стихи лучше великих русских поэтов. "Получающиеся стихописания смехотворны". Правда, замечает Тетерин, и созданы-то они на основе уже допотопного "программного движка" образца 1996 года. Если учесть тенденцию совершенствования подобных "стихо-программ", то можно ожидать в ближайшие два-три года появление русскоязычной программы, которая будет писать стихи на уровне большинства ныне живущих поэтов-людей. По мнению Тетерина, "люди закономерно проиграют в конкурентной борьбе: машины не только начнут генерировать более талантливые стихи, но и, что важно, будут производить их моментально и в неограниченных количествах. Перемены неизбежны: искусство поэзии станут преподавать в рамках "гуманитарного программирования", а стихи для любимых будут не писать, а выбирать, как цветы в магазине. И тогда нынешним поэтам придется превзойти себя и пойти на революционные творческие инновации, чтобы подтвердить "высоту духа" и сохранить за собой "ауру духовного превосходства".
Добавим, что длительность "машинного чтения" стихопрограммы Тетерина - шесть с половиной минут. Использован эффект "искусственного голоса" - донорский голос (голос Тетерина) обработан специальной программой-вокодером. В результате возникает одновременно забавное и немного пугающее ощущение "оживающего монстра" - компьютерного существа, вступающего в творческую и духовную конкуренцию с человеком. Кстати, для его создания Тетерин также использовал свое фото.
После показа на примере двух более ранних отечественных аналогов -
программ для стихосложения RWC и LLEO_DIP.EXE - были продемонстрированы базовые принципы "машинного стихосложения".
Цель проекта - пробудить интерес к новому творческому диалогу с машиной, а также заставить задуматься о неизбежных переменах в современной культуре (и в частности в литературе), инспирированных развитием новейших компьютерных технологий.
Заключение
"Факт остается фактом: и поныне в Перми ничего не знают ни про российский медиа-арт, ни про фестивали медиа-искусства в Австрии и Германии, да и про московские фестивали сетевого искусства тоже.
(Сергей Тетерин)"
Эти слова были озвучены Сергеем в конце 2001 года.
В 2001 году Сергей Тетерин выпустил CD-ROM - электронную книгу "Электро Утопия: мистики и художники в киберпространстве".
В 2002 году состоялся фестиваль электронного искусства и медиа-арта, о котором подробно изложено на страницах данного реферата. Спустя некоторое время (весной), был выпущен CD-ROM "Фестиваль электронного искусства и медиа-арта".
В 2003 году Сергей Тетерин и его сотоварищи, медиа художники организовали пермский медиа-арт фестиваль "МАШИНИСТА 2003", который носит статус международного.
Постепенно Пермь становится центром современного медиа-искусства на Урале.
Что принесёт нам 2004 год? Об этом напишут старшеклассники нашей школы последующих лет в нашем мега-проекте "Медиа Арт" (http://perm.psu.ru/school136/art/artmedia.htm), начатом в 2001-2002 году учащимися нашей школы Селивановой Ириной, Ивуть Еленой и Семеновым Антоном.
Источники информации
1. Интернет-газета "Пермская" http://www.news.perm.ru
2. www.distar.ru
3. www.machinista.ru
4. http://www.gif.ru/azbuka/media-art.htm
5. MediaCenter http://www.mediacenter.ru/
6. Сергей Тетерин http://www.teterin.raid.ru/heaven.htm
7. Сергей Тетерин http://www.teterin.raid.ru/tela.htm
8. EVA 2002 Москва. Выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве, образовании". http://evarussia.ru/eva2002/catalog/prog_205/html
9. Мультимедийная инсталляция "Кибер-Пушкин 1.0 бета" http://www.teterin.ru/pushkin.htm
10. CD-Диск "Фестиваль электронного искусства и Медиа Арта в Перми, 2002 год".
11. CD-Диск "Школа 136" (E-mail: school136@psu.ru)
12. CD-Диск "Электро утопия. Сергей Тетерин"
13. Проект "Пермский Медиа Арт" http://perm.psu.ru/school136/art/artmedia.htm
14. Рефераты Ирины Селивановой, Елены Ивуть, Антона Семёнова на сайте школы http://perm.psu.ru/school136/art/artmedia.htm