Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Научное общество учителей и
учащихся
Информатика
Селиванова
Ирина,
11
б класс
Самосушев
Виктор Леонидович,
учитель
информатики
Пермь – 2002
2.
Дэвид Дуглас 5
3.
Ель Зеленая 5
4.
Алексей Шульгин 6
5.
Кибер-панк-рок-группа 386 DX 10
6.
KustoKusto
11
7.
Даня Всильев 12
8.
Дмитрий Шубин 13
9.
Infant Terrible 14
10.
Сергей Тетерин 15
11.
“Ромео и Джульетта говорят по телефону” 17
12.
“Главные желания 21 века” 18
13.
“Электро Утопия: мистики и художники в
киберпространстве”
19
14.
Использованные ссылки 20
25 и 26
октября в пермском региональном институте педагогических информационных
технологий состоялись лекции по современному медиа-искусству и медиа-теории,
которые прочитали приглашенные сотрудники медиа-арт центра
"MACROS-CENTER", московские медиа-художники Сергей Тетерин и Ольга
Горюнова.
Вот как
отзывается об этом Сергей Тетерин:
"У российского медиа-арта есть такая проблема: все наши
медиа-художники и критики медиа-искусства сосредоточены в Москве, и еще немного
- в Санкт-Петербурге. В крупных же нестоличных городах, и в Перми тоже,
художественная интеллигенция совершенно не информирована об этом направлении
современного искусства. Медиа-художников нет, и никто не знает, что это такое.
И что печально, у части публики удивление от собственной неосведомленности
принимает агрессивные формы, вплоть до обвинений типа: "Да вы сами этот
медиа-арт придумали!"
С подобными выпадами я сталкивался еще в начале 2000 года, когда
представлял пермякам свой первый медиа-арт проект "Главные желания 21
века". Ощущение не из приятных: ведь невежество демонстрируют далеко не
самые отсталые люди в городе - журналисты, культурологи, работники культурных
организаций. Факт остается фактом: и поныне в Перми ничего не знают ни про
российский медиа-арт, ни про фестивали медиа-искусства в Австрии и Германии, да
и про московские фестивали сетевого искусства тоже.
Но интерес есть, у молодой части аудитории мы его зафиксировали, и
нешуточный. Наша программа работы с регионами "Медиа-арт клубы" на
это и рассчитана: что молодежь это поддержит. Ведь молодые пермяки ничуть не
хуже молодых берлинцев, рижан или москвичей. Пермские компьютеры не слабее московских или питерских. У
пермяков есть все необходимое, чтобы в Перми был свой медиа-арт, как явление в
культурной жизни города. Это и выступления медиа-художников, и видео-фестивали,
и разного рода высокотехнологические шоу... Возможностей - миллион.
Одним словом, мои впечатления от "пермских встреч" -
вдохновляющие. Пермь стала "пилотным городом" в нашей региональной
программе, неудача пермской поездки поставила бы под вопрос всю нашу работу с
регионами. Но у нас все получилось, в Перми создается отделение нашего
медиа-арт центра, у нас есть пермские планы - онлайн-семинар по сетевому
искусству, участие в "Арт-Перми" в январе 2002 года. Возможно, мы
устроим пермский концерт киберпанк-рок-группы "386DX". Будем
работать.
Мы намерены и дальше привозить из Москвы, Петербурга, Риги и других
столиц лучших медиа-художников и теоретиков с лекциями и семинарами по
медиа-арту. В Пермь дорожка уже накатана, но должен заметить - каждый такой
приезд возможен только при активном участии пермяков. Люди поедут в Пермь, только
если их действительно будут ждать".
Даниил Лебедев, координатор пермского медиа-арт клуба, продолжает:
"Проведение лекций — это только первый этап. Следующими шагами
будет обучение заинтересованных людей с привлечением ведущих Российских
медиахудожников. На начальном этапе предполагается набрать группу студентов (от
5 до 20 человек), которые потом в течение двух месяцев будут заочно
(посредством Интернет-конференции, 2 раза в неделю по 2 часа) проходить
мастер-класс по медиа-арту. В ближайшее время состоится бесплатный online-семинар Дани Васильева (Югославия) "Основы сетевого
искусства" только для пермяков. Для участников потребуется изыскать
возможности организованного выхода в Интернет на несколько часов в неделю.
Сегодня
большинство Пермских СМИ еще не осознало, что этот приезд был первым шагом в
работе с пермской молодежью и что все связанное с Интернет и технологиями -
интересует наше молодое поколение. Все чаще и чаще человек уже не просто
создает или верстает сайты, он превращает его в нечто большее. Но если смотреть
шире - на Интернет тоже все не замыкается. По этому, очень странно, что наша
пресса не проявляет к этому свой интерес".
Итак,
медиахудожники (медиа художники, медиа-художники) – кто они, чем занимаются?
Приведу лишь небольшой список мастеров Медиа Арта.
Дэвис
Дуглас
Дэвис Дуглас - знаменитый американский
художник. Он является пионером во многих областях медиа-арта. В 1977 году
совместно с Йозефом Бойсом и Нам Джун Пайком им был организован первый
спутниковый видеоперформанс.
Творчество
Дугласа Дэвиса простирается достаточно в широком диапазоне, наиболее широкую
известность получили его эксперименты в области видео и медиа арта, его
произведения выставлялись в крупнейших музеях мира, трижды его работы были
представлены на Венецианской биенале.
Знающие
его люди говорят: "Он действительно очень знаменитый художник и просто
невероятно интересный и обаятельный человек".
В
ноябре этого года (2001) Дэвис Дуглас выступал с лекциями в нескольких местах
Санкт-Петербурга (Институт ПРО АРТЕ, Смольный институт и др.).
Ель Зеленая
Ель Зеленая - сетевая
художница, единственный и неповторимый представитель нового направления в
сетевом искусстве - "Ель-art". Она родилась в
1980 в Москве. Студентка факультета журналистики МГУ. Дизайнер ряда
коммерческих и некоммерческих проектов в студии @Division. В 1997-2000 -
соавтор сервера "Сидор
Синебрюхофф" (гран-при конкурса "Золотой Урал" и приз в
номинации "Лучший дизайн"). С 1998 - проект проектов "Ельское" (приз фестиваля Да-Да-Net
в номинации "Современное искусство в Сети", 1999). Цитируя
Артемия Лебедева,
у Ели "...роскошный, самостоятельный стиль. Работы сочетают примитивизм,
инфантилизм и юмор с сильным литературным подтекстом".
Алексей
Шульгин
"Алексей Шульгин -
российская гордость, один из первых и известнейших интернационально-сетевых
художников, музыкант, куратор, активист и преподаватель. Родился в г.
Москве в 1963 г. С 1982 начал заниматься творческой фотографией. В 1987 году
возглавил фотосекцию л/о "Эрмитаж".
В 1987
году основал группу "Непосредственная фотография".
1994 год - преподавательская работа в Лаборатории современного фотоискусства в
проекте "Объединенные Художественные Мастерские”. С 1994 г. вплотную
занялся Интернетом, снискав славу самого известного "нет-артиста"
России - он создал электронную фотогалерею "Hot Pictures" в сети. С 1998 г.
постоянно гастролирует по всему миру с 386 DX, симулируя киберпанк-рок. В сводной табличке на сайте вывешены все его проекты -
от web узлов художественных объединений до музыкальных записей поющего
рок-н-ролл компьютера (386 DMX). Его проект "Form Art" (97) - чистое
экспериментирование с формой, попытка проверить способности maximum
компьютерного пространства, художественные возможности технологии. Каждый шаг
пользователя здесь - обманутое ожидание, разрушение стереотипа. Художник
пытается изменить направление взгляда компьютерного пользователя на экран,
программы, художественно осмысливает новые медии и пытается дать толчок к
формированию такого видения у рядового зрителя". (Сергей Тетерин.).
Персональные
выставки:
1984 квартирная выставка, Москва
1988 "Чужие фотографии". Фотоклуб г. Ухта, Коми АССР
1989 "Жизнь фотографа" (совместно с С. Леонтьевым).
"Каширка", Москва
"Алексей Шульгин". Галерея "Finnfoto". Хельсинки, Финляндия
1992 "10 лет в искусстве". Галерея в Трехпрудном пер., Москва
"Скрытая энергия". L Галерея, Москва
1993 "Кто я? - Искусство выбора". Галерея "Школа". Галерея
"Юнион", Москва
1994 "Телевизоры. 1989-1993". XL Галерея, Москва
"Чужие фотографии". ЦДХ, Москва
Групповые выставки:
1987 Фотофестиваль. Красногорск
"Репрезентация". Л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Фотоэкспозиция". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100,
Москва
XVII молодежная выставка. Манеж, Москва
1988 "Die zeitgenossische Photographie in der Sowjetunion". Музей фотографии, Лозанна, Швейцария
"Contemporary Soviet Photography". Музей фотографии, Оденсе, Дания
1989 "Contemporary Soviet Photography". Kunsthuset,
Стокгольм, Швеция
"Фотомост". Пересветов пер., Москва
"Выставка неоконченных работ". Мастерская К. Звездочетова, Фурманный
переулок, Москва
"Moskau-Wien-New York/Kunst zur Zeit". Messepalast, Wiener
Festwochen, Вена, Австрия
"150 лет фотографии". Манеж, Москва
1990 "Логика парадокса". Дворец молодежи, Москва
"Mosca - Moscow - Москва". Sala
Umberto Boccioni, Милан, Италия
"Da Mosca". Unione Culturale/ Mostre, Турин, Италия
"Art Summer`90". Дворец Диоклетиана, Сплит, Югославия
"Artedomani` 90. Punto di
Vista". "Ex-Ostedale San Matteo degli Infermi", Сполетто, Италия
"Oppositions/Fotografie Biennale Rotterdam - II". Holland American
Lijn. Роттердам, Нидерланды
"Mosca - Moscow - Москва`90/II".
Provincial Museum of Modern Art. Остенд. Бельгия
"Eroosio. Soviet Conceptual Art &
Photography of the 1980`s". Amos Anderson Art Museum, Хельсинки. Финляндия
1990-91 "The Missing Picture: Кupreyanov, Мikhailov, Piganov,
Serebryakova, Shulgin". MIT, Бостон, США
1991 "Photo Manifesto. Photography of Perestrojka". Балтимор; Саутхемптон, США
IV L.A. International Contemporary Art Fair `90. Галерея "Юнион". Лос-Анджелес, США
1992 Albrecht Gallery, Мюнхен, Германия
"Tokyo Art Expo `92". Галерея "Юнион". Токио, Япония
"Art Frankfurt `92". Галерея "Юнион". Германия
"Die andere Malerei". Sammlung Talotschkin. Kunststation, Кляйнзассен, Германия
"Herbarium/ Die photographische Reflexion in der zeitgenossischen
Kunst". Kunsthalle "Exnergasse & Fotogalerie Wien", WUK, Вена, Австрия
"Отходы". Государственный
Центр современного искусства. Музей Пластова, Москва
II Internationale Foto Triennale`92. Erfundene Wirklichkeiten, Эсслинген, Германия
1993 "Магазин". Магазин
"Константин". Олимпийский комплекс, Москва
"Новые территории искусства". Государственный Художественный музей,
Красноярск
"Exchange/Обмен", Москва
1994 "Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Белоруссия".
ЦДХ, Москва
"Гамбургский проект". ЦСИ, Москва
"Депозитарий". Приобретения Фонда Российского Министерства культуры.
Выставочный зал на Солянке, Москва
Весенняя выставка Московского Союза художников. Дом художника на Кузнецком
мосту, Москва
"Escape". ЦСИ, Москва
"Ночь искусств". Ночной клуб "Пилот", Москва
"PHOTO-reclamation. New Art
from Moscow & Saint Petersburg". John Hansard Gallery, University of
Southampton, Street Level Gallery, Глазго, Великобритания
"Поверхность смысла. Наложение покровов". ЦДХ, Москва
"Пограничные зоны искусства". Фестиваль современного искусства.
Художественный музей, Сочи
"Minima Media". II
MedienBiennale Leipzig. Лейпциг, Германия
"NewMediaTopia". ЦДХ, Москва
"Exchange II/Datsja" (Обмен II/Дача). Almere,
Флевопольдер, Нидерланды
1994-95 "Neue Fotokunst aus Russland". Badischer Kunstverein, Карлсруэ; Galerie im Karmelitenkloster, Франкфурт-на-Майне; Kunsthalle Faust, Ганновер; Museum Volk und Wirtschaft, Дюссельдорф; Neuer Berliner Kunstverein, Берлин; Hertener Fototage, Хертен, Германия
1995 "PHOTO-reclamation. New Art from Moscow & Saint Petersburg".
The Photographers Gallery, Лондон, Великобритания
"Neue Fotokunst aus Russland". Kulturhaus Osterfeld, Пфорцхайм, Германия
"No Man’s Land". Copenhagen Contemporary Art Center
"Nikolaj". Копенгаген, Дания
"Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция
современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack
Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau
Museum, Альтенбург, Германия
"КукАрт". Царское Село
"Апокалипсис". Российский Государственный гуманитарный университет,
Москва
"Искусство принадлежит народу". ЦСИ, витрины магазинов, Москва
"Copyright-96". Айдан Галерея, Москва
Кураторские проекты:
1993 "Кто я? - Искусство выбора". Галерея "Школа", Галерея
"Юнион". Москва
1994 "Репродукция - mon amour". ЦСИ, Москва
1995 "Репродукция - mon amour". Copenhagen Contemporary Art Center "Nikolaj". Копенгаген,
Дания
Автор
о себе говорит: “После развала СССР и открытия всевозможных границ
огромный поток информации обрушился на наших соотечественников. Очень многие из
них не справились с морем новых знаний, впечатлений, ощущений, эмоций,
полученных за очень короткий промежуток времени. Теперь это - глубоко
несчастные, сломанные внутри люди, так и не понявшие, что же с ними произошло.
Мир, раньше довольно четко делившийся на добро и зло, теперь предлагает бесчисленное количество вариантов такого разделения. Людям же в основном не свойственно даосское мировосприятие и потребность в добре и зле наталкивается на проблематичность их идентификации. Такое двусмысленное состояние побуждает людей все глубже и глубже погружаться в информационные потоки, тщетно выискивая в них ответы на неосознанные вопросы. Другое дело иностранцы - жители Западной Европы и Северной Америки. Они с самого детства плавали в океане информации и, чтобы не утонуть, вынуждены были приспосабливаться. Результат известен - унификация мышления, стандартизация жизни, кризис индивидуальности. Другими словами, 99 процентов населения развитых стран - законченные зомби, живущие абсолютно механически и являющиеся придатками огромной информационной машины. В массе они, видимо, счастливее жителей России, несмотря на более высокий уровень самоубийств. Тем немногим, кто еще жив и вменяем, адресуется моя работа”.
Кибер-панк-рок-группа
386 DX
386 DX - это сольный проект Алексея Шульгина. Однако представлен
он как виртуальная "группа", что можно воспринимать как иронию по
отношению к устаревшей (?) идее коллективного творчества или как рефлексию по
поводу роли "одинокой" личности в искусстве. 386 DX - это просто морально устаревший компьютер со
звуковой картой и набором программного обеспечения для синтеза речи из текста
(вокал) и MIDI
(аккомпанемент). В интервью с Еленой Шарофиевой Алексей Шульгин рассказал о
том, как создавалась эта группа:
“Время, проведенное в Интернете, и
дало толчок проекту, а именно - я обнаружил ряд музыкальных медиафайлов,
которые сами по себе являются такой музыкальной транскрипцией, нотной
транскрипцией хитов рок классики, эта музыка синтезируется компьютером в
реальном времени. И это натолкнуло меня… И просто я еще познакомился с разными
другими программами. Изначально идея на самом деле была немного другая, не
концертная. Я хотел сделать компьютер, очень старый, ну вот как этот, который
сейчас выступал, это 386-й компьютер, компьютер как бы с помойки, он практически
ничего сейчас не стоит и нигде не используется. Идея была сделать такого
уличного музыканта на базе этого устаревшего компьютера, который бы играл на
улице, стоял, развлекая публику, собирая деньги и как бы тем самым, вытесняя с
рынка настоящих уличных музыкантов. Но идея эта возникла именно в связи с некой
утопической идеей о том, что в будущем компьютеры должны заменить людей в
разных профессиях и вытеснить их, чего на самом деле пока не происходит. Моя
идея была критической в адрес этой утопии. Ну вот, я стал это делать и
действительно сделал. Но поначалу у меня компьютер либо пел, либо играл музыку.
И вдруг меня осенило, что все это можно совместить - он может петь и
одновременно играть, и в принципе вот этот 386-й помоечный компьютер может из
себя представить, в общем-то, полноценную рок-группу. Я сделал пару первых
песен, эффект мне понравился, и я дальше стал над этим работать”.
Премьера этого проекта состоялась
на частной вечеринке в Москве, где, в общем-то, люди были все знакомые и более-менее
посвящены в контекст, медиа-арта и вообще современного искусства. Реакция
публики была довольно неоднозначной.
Дело в том, что когда человек слышит все эти песни в исполнении компьютера,
возникает очень двойственное у большинства людей чувство. Первое - это…
поскольку мелодии песен все очень знакомые и очень такие эмоциональные и
хорошие (классика), то душа человеческая откликается на них. Но, поскольку их
исполняет робот-компьютер, абсолютно неэмоционально, возникает отторжение. И
практически на каждом концерте можно видеть людей, которые колеблются и не
понимают, как им к этому относиться, - либо им поддаться на ритм и мелодию и
начать, например, танцевать, либо оттолкнуть.
KustoKusto
KustoKusto - московский
“дигитальный художник", получил Гран-при японского фестиваля современного
медиа-искусства “ArtOnTheNet-2000” – за оригинальный римейк Пикассо: geocities.com/dostup.geo/picasso/.
Также он "реальный" профессиональный художник-живописец. Родился в
1959 г. в семье циркового акробата. KustoKusto - лишь
псевдоним в Интернете, а настоящие же имя
и фамилия этого художника – Лев Степанов.
В интервью с Сергеем Тетериным он
сказал, что 50% его творчества реализуется в цифровой форме и 50% “висит в
реальных галереях”.
“У меня "блатхата" – как
у нас теперь говорят – в крупной копенгагенской галерее, уже скоро 10 лет.
ARTHOUSE – это в центре – Danas Plads 10”.
“В Москве я как был "не
видим" – так и остался. Моя страна живет пока в прошлом – манимани и т.д.,
так что я парашютист из будущего”.
На вопрос Сергея Тетерина:
"Расскажи, что заставило тебя, вполне успешного офлайнового художника 40
лет, взяться за компьютер и освоить все эти мудреные макромедиа-флэш
технологии..." - был получен ответ: "Заставило любопытство. Я
начинал-то как модернист – даже не пост. Любая новизна – для меня – хлеб
насущный. Так как в ХХ веке комп – главная забабаха – значит это моя
проблематика. А трудно вообще смириться с отшельничеством – но это и есть
горький хлеб художника".
По мнению Левы Степанова для
русских медиахудожников правильная тактика - это углубиться в глюки молодого
поколения и как вирус гриппа овладеть им изнутри. “Искусство не цель - а
средство - только вот для чего - мало кто знает. А я знаю: искусство - это
кайло цивилизации - чтобы болото культуры не засосало. И вот цивилизация
рубится, рубится, рубится, рубится, рубится - с одной только целью - а вот
цель-то, никто и не знает. Достало все - жить в стране - как в жопе - которая
думает что смысл в пищеварении - а вокруг так много умных людей - многое
понимают. Самое оптимистическое - это массовый вывод - что смысла в жизни нет -
и это говорят люди пожившие - но главное - это тональность - как сказано -
многое проясняет”.
Даня Васильев
Даня Васильев - сетевой художник,
тонко и изящно мыслящий net-artist, родился в Санкт-Петербурге. С 2000 года
живет и работает в Москве. Его главные медийные работы: Koala.Ru, Робот "Марат Гельман II" и его сетевая версия. Учился он в Петербургской
Академии Культуры, факультет "Медиа Дизайна". Студент-экспонат
института "Proarte".
"Сегодняшнему
российскому медиа-арту очень не достает понимающего зрителя, а сетевому
искусству требуется грамотный абонент. Как изменить ситуацию, как приблизить Рай?"
"Я
быть сетевым художником не хотел. Так вышло. Кто-то, не помню кто, пару лет
меня назвал тогдашнюю Koala.mu.ru
"сетевым искусством", ну а меня соответственно "сетевым
художником". Я тогда об этом почти ничего не слыхал". Из интервью с
Сергеем Тетериным.
Вот что
говорит Даня о проекте Коала.Ру. "Это очень старая и очень непонятная
история. У меня есть в Питере очень старый друг Денис. Еще году в 96-м нас с
ним очень рассмешила "тема Коалы", такого сверхгедонистического
зверька, который нихера не делает, а только сосет себе лист эвкалипта и прется.
Постоянно применяли этот образ в общении (типа да он как коала, я коала, я
коала и переминаться с ноги на ногу), на такой театральный манер. Потом я начал
делать графику в сети, и недолго думая, назвал это все "Коала
графикс", такое что-то ненапряжное, ленивое, смешное, чуть-чуть альтред.
Сейчас на
Коале более ста "страниц", и завязаны они друг с другом только лишь
скриптом случайного перехода. Структуры нет. Естественно такое месиво сложно
закончить, да и зачем? Это моя мастерская. Как у художника в мастерской, все
завалено хостами и разными там подмалевками, так у меня мастерская - Коала. Я
часто заимствую образы для каких то других своих работ оттуда.
Я художник
(тьфу, артист) более 100 работ, если уже считать.
Для меня каждый раздел на Коале - отдельная тема, отдельное ощущение,
воспоминание, чувство. Есть дерьмовые, есть бриллианты.
Многие
спрашивают про основную идею Коалы. Она долго была неоформленной даже для меня,
но сейчас это случайность. Случайность как способ достижения сетевого счастья,
подчинение автоматике, броуновскому движению в транзисторах компьютера.
На Коалу
очень много ссылок с домашних страничек людей. И все пишут, что зайти на Коалу
- это отличный способ отвлечься. Какой-то человек на своем сайте с разделе
"ссылки" написал - "можно съесть наркоты, можно зайди на Коалу.
Результат - удивителен". (Из интервью с Сергеем Тетериным).
Дмитрий Шубин
Дмитрий
Шубин - медиа-художник. Родился в 1963 году в Ленинграде. Он
закончил Ленинградский Государственный университет (1985) и Московский Заочный
университет искусств (1991). Начинал с живописи. 1993-1995 - работа над
проектом "Культура Кеме": разработка концепции "продления
истории". Для осуществления проекта основал Институт материально-художественной
культуры, в котором над воплощением "погибшей цивилизации" трудились
также художники: С. Свешников, В. Фильев, Н. Першина, М. Эмк, Р. Овакимян.
Выставки в
рамках проекта:
1994 - "Культура Кеме".
Государственный музей этнографии, СПб;
1995 - "Культура Кеме". AFRICUS:
Johannesburg Biennale. Johannesburg, South Africa.
1995 - "Культура Кеме". Галерея "Манеж", Москва.
С 1997 года - постепенный переход к использованию компьютерных технологий.
1998 - участие в Фестивале российского сетевого искусства "Да-Да-Нет"
(www.da-da-net.ru) с интернет-проектом "IDENTIFIED". 2-я премия в
номинации "Художественные проекты".
В настоящее время занимается компьютерной графикой,
сетевыми проектами, фотографиями, инсталляциями с использованием различных
элементов новых медиа.
Infant Terrible
"Infant Terrible - русский
медиа-художник. Живет Infant в Берлине, там же и показывает свое искусство.
Раньше Infant жил в Челябинске, покинул наш любимый Урал четыре года назад и
теперь учится в берлинском Институте Интерактивной Коммуникации. Зарабатывает
на жизнь совсем не художественным способом. В этом месяце ему исполнилось 20
лет. Сегодня этот очень молодой new media artist работает ярче и продуктивнее
остальных".
В интервью с Сергеем Тетериным он
рассказал: " Я, когда писали первое сочинение в школе, написал что для
меня мир технического прогресса - как Лас-Вегас - город с горящими огнями,
светомузыкой, полной свободой, кучей впечатлений. Учительница это почитала, и
сказала что я настоящий медиа-художник. И за одно объяснила мне, что это такое…
Я вижу мир электронной коммуникации так, что у меня сердце захватывает от
полноты впечатлений, и я хочу, чтобы люди, которые уже привыкли к этому миру,
посмотрели на него как я. Я хочу
передать людям то чувство, которое у меня вызывает мир современных
коммуникаций. Я хочу сделать так, чтобы люди увидели моими глазами часть своего
мира, потому что я его вижу немного более красиво, чем они :-) Если кто-то
увидит радиоволны как я, я буду рад... Я хочу поделиться своим радостным
чувством :-) И своим видением некоторых
простых и повседневных вещей".
Сергей Тетерин
Сергей Тетерин – пермский
телекоммуникационный художник, литератор, автор и координатор художественных и
культурных проектов в Сети. Живет в Москве.
Родился
в Перми в 1969 году. Он учился в школе 136. Об этом Сергей Тетерин
вспоминает кратко: "Я учился в школе #136 в течение пяти лет, потом
перешел в другую школу. Но "в первый раз в первый класс" я пошел
именно в школу #136. Моей первой классной руководительницей была Нина Ивановна
Цивилева. Путь до школы занимал у меня 40 минут, и это каждый раз было
удивительное и немного страшное путешествие. Эту школу я запомнил как ОГРОМНОЕ,
ВЫСОКОЕ ЗДАНИЕ, где на все надо смотреть снизу вверх, где ходят люди-гиганты.
Ведь я тогда был совсем маленьким".
В
1992-95 Сергей Тетерин - поэт, участник объединения ОДЕКАЛ. В 1993-96 он
работает на Radio Maximum и Радио Медиана, начиная с 1998, делает арт-проекты в Сети Интернет. В
1998-99 он является начальником отдела рекламы компании Рэйд-Квадрат (сетевые
технологии, интернет, телефония - Пермь). Начиная с 1999, Сергей Тетерин
занимается веб-журналистикой – обзоры искусства в Сети. В 1999 он становится
лауреатом конкурса сетевой литературы Арт-Тенета и получает приз фестиваля
Da-Da-Net (Москва). Затем проходит его
выставка “Приезжий в галерее Марата Гельмана”. В 2000 году становится
номинантом Национальной Интел Интернет премии в Москве (искусство). Сергей
Тетерин занимает первое место на Фестивале компьютерного искусства и видеоарта
в Перми. В этом же году он издает книги
о пермском шаманизме (Киев-Москва), начиная с осени 2000, работает над новыми
проектами Guelman.Ru в Москве.
О Сергее
Тетерине можно говорить много. Но лучше посетить его страницу www.teterin.ru
Главные текущие проекты:
"Интервью с Энди Уорхолом" - ритуальный медиа-арт проект, 2001 г.
"Все медиахудожники попадают в рай" - романтический манифест
современного медиаискусства, 2001 г. "Ромео и Джульетта говорят по телефону"
- конфликт между телесным и виртуальным, телекоммуникационный арт-проект, 2001
г. "Кибершаманизм Ру" - "городские маги" и мистические
феномены в киберпространстве, исследовательский проект, 2001 г. Проект
"Марат Гельман-2" - план подмены человека искусственным интеллектом,
2001 г. "Двойняшки" - пермский оракул" - реконструкция мифа,
1997-2001 гг. "Сергей Тетерин Ньюс" - еженедельные новости на e-mail
о современном искусстве в Сети и сетевом искусстве в частности (2000-2001 гг.).
Сергей Тетерин последние годы
занимается медиа-искусством, собственными интернет-проектами. У него есть свои
виртуальные персонажи: философ Бальтасар Грасианов (http://www.tri.raid.ru/copper/grasian/)
и электронный маньяк Эмиль Желевич (http://jelevich.newmail.ru/home/). И только последнее его
детище - серия выставок Art-online - выходит за пределы виртуального
пространства.
А еще Сергей - победитель последнего фестиваля компьютерного творчества,
который проводит фонд "Университетский". На визитке его значится:
"Человек с идеями". Сам же он себя характеризует так: "Медийно
активная личность. Занимается реализацией собственных идей на пересечениях
городских мифов, современного искусства и новых медиа-технологий".
По мнению Сергея Тетерина
литератору специальное классическое образование типа, академии, училища - не
нужно. “Месяца два назад я сказал бы так же и про медиа-художника, но сейчас
очень рекомендую образование, которое по этой теме питерский институт
современного искусства ProArte”.
В интервью Сергей Тетерин говорит:
“Искусство - в медиа-среде, зрители - там же, а художник может распоряжаться
собой сам. Медиа (интернет, в частности) - это просто новая интересная среда
для существования актуальных произведений искусства. Художник приходит в эту
среду, что-то делает, потом приглашает публику, критиков и кураторов, а потом
может "отконнектиться" и выпить пива с друзьями”.
“Ромео и
Джульетта говорят по телефону”
Пьеса “Ромео и Джульетта говорят
по телефону” написана по мотивам известной трагедии Вильяма Шекспира. Диалог
Ромео и Джульетты был вложен в уста искусственных, виртуальных персонажей,
которые не могут существовать и встречаться нигде, кроме киберпространства. И
это разделяет их и заставляет страдать сильнее, чем принадлежность к семьям
Монтекки и Капулетти. Встреча и диалог программно сгенерированных любовников
происходит в пространстве телефонной связи, и услышать их можно только набрав
соответствующий телефонный номер. Это трагедия новой виртуальности, когда есть
любовь и влечение, но нет тела.
Как я уже написал выше, премьера "Ромео и Джульетта говорят по
телефону" состоялась в апреле 2001 года в московской городской телефонной
сети. Ничего сложного в этом не было. Мой товарищ и в данной ситуации ассистент
Андрей Иванов совершил звонок на мой городской номер, во время которого в
телефонной линии была воспроизведена изготовленная на компьютере запись диалога
"виртуальных Ромео и Джульетты". Таким образом, эта пьеса
продолжительностью в семь с половиной минут впервые попала в киберпространство.
Кибер-Ромео повстречался с кибер-Джульеттой. Голоса бесплотных кибер-любовников
были сгенерированы простейшей программой искусственной речи "Speaking Mouse"
образца 1996-го года, этого требовала концепция проекта. Мои Ромео и Джульетта
страдают оттого, что они оцифрованы, отсутствие тел приводит их в отчаяние.
Одной возможности общаться виртуально недостаточно для их любви.
А что, кстати, можно сказать об авторстве
и авторских правах на "телефонную пьесу"? Не такой простой вопрос!
Хотя можно и не морочить себе голову: первоначальный автор текста - Вильям
Шекспир, перевод с английского - Борис Пастернак, пересказ или переработка
"для постановки в киберпространстве" - Сергей Тетерин.
“Главные
желания 21 века”
"Главные
желания 21 века" – первый медиа - арт проект Сергея Тетерина и компании
"Рэйд-Интернет" (г. Пермь) на стыке современного искусства и новых
технологий. Проект посвящен тайным и явным желаниям наших современников. В
качестве арт-инструментов задействованы современные масс-медиа – такие, как
Интернет, радио, пейджинг. Начало проекта - ноябрь 1999 года.
Этот
сайт предназначен для сбора сообщений по теме "Главные желания для XXI
века", начиная с 4 ноября 1999 г.
В
декабре 1999 г. по материалам сайта начали работать приглашенные художники,
задача которых - визуализация собранных здесь эмоций, человеческих ожиданий,
предчувствий и надежд на будущее. В результате было подготовлено около 20
художественных работ (включая видео
арт фильм), которые были представлены в виде единой
медиа-художественной экспозиции на масштабной выставке
"Арт-Пермь-2000" в январе 2000 г. Выставка прошла в крупнейшем
выставочном центре Перми "Пермская Ярмарка". Были представлены все
заметные художники Прикамья всех направлений и школ. Подробнее см. http://fair.perm.ru/
Для
решения общей художественной задачи задействован комплекс современных
технологий коммуникации: телефон, пейджинг, e-mail, интернет, webcam. Создается
высокотехнологичная цепочка передачи и трансформации сообщения, цель которой -
трансляция человеческих желаний в интернет.
На
первом этапе (ноябрь-март 1999) проводился сбор сообщений через пейджер
(абонент "XXI ВЕК") - какие свои главные желания люди мечтают
реализовать в наступающем веке. Принятые сообщения преобразовались в email и
автоматически публиковались на специальном сайте в Сети Интернет. Таким образом,
в интерактивном режиме велась и ведется до сих пор виртуальная летопись
человеческих желаний, связанных с XXI веком.
На
втором этапе (14-23 января 2000) была организована совместная экспозиция в
рамках выставки "Арт-Пермь-2000".
Третий
этап развития проекта предполагает выход за пределы пермской художественной
ситуации и адаптацию к "новому месту".
На выставке главными
художественными объектами оказались телефонный аппарат и компьютер,
подключенный к интернет. Каждый посетитель мог посмотреть на сайте уже
опубликованные записи человеческих желаний и тут же через телефон (или
клавиатуру) сделать собственную запись. Таким образом, посетитель выставки
становился соучастником художественного процесса, включаясь в современную схему
межчеловеческих коммуникаций "телефон-пейджер-электронная
почта-интернет".
Также
на экспозиции были представлены работы (рисунки, фотоработы, арт фильмы
и др.) приглашенных художников, визуализирующие основные мотивы проекта:
человек как точка пересечения современных коммуникаций, безграничная трансляция
главных желаний, тайные и явные предчувствия, связанные с наступлением нового
века. В качестве исходного материала были использованы записи и эмоции,
накопленные на сайте проекта на первом этапе.
Настоящим
открытием оказался 6-минутный арт-фильм "Калейдоскоп
желаний", сделанный пермской группой видеоартистов
"Сломанная Луна".
“Электро
Утопия: мистики и художники в киберпространстве”
Сергей Тетерин является автором
книги "Электро Утопия: мистики и художники в киберпространстве"
(2001). В ней рассказывается о мистических исканиях в киберпространстве и о
зарождающемся искусстве новых медиа. И то, и другое - две стороны одной и той
же медали: это ответ на духовный вызов человечеству, которым становится мир
современных телекоммуникаций. Половина книги посвящена "медиа-арту
по-русски" 2000-01 гг., приведены реальные документы общения с самыми
яркими и романтичными русскими медиа-художниками. Также здесь собраны и
прокомментированы наиболее ценные и поразительные материалы, которые были
аккумулированы проектом Кибершаманизм Ру" за год существования.
"Книга содержит много цитат из различных источников и фрагментов подлинных
электронных сообщений из Сети.
Вы заметили, основная часть
реферата написана Сергеем Тетериным? Мне лишь пришлось различные его
выступления, публикации, интервью объединить в единое целое. Может такой способ
изложения реферата тоже относится к Медиа Арту?
Использованные
ссылки.
1.
http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/
- Арт-Питер. Главная страница.
2.
http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/autors/teterin.shtml
- Арт-Питер. Сергей Тетерин
3.
http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/exh/
- Арт-Питер. Выставки.
4.
http://www.artpiter.spb.ru/projects/media-art/autors/
- Арт-Питер. Участники выставок.
5.
http://www.teterin.raid.ru/
- Сайт Сергея Тетерина.
6.
http://www.teterin.raid.ru/utopia/8.htm
- Книга Сергея Тетерина “Электро Утопия: мистики и художники в
киберпространсве”. Художники Электронной Утопии.
7.
http://www.teterin.raid.ru/utopia/3.htm
- - Книга Сергея Тетерина “Электро Утопия: мистики и художники в
киберпространсве”. Пьеса “Ромео и Джульетта говорят по телефону”.
8.
http://www.teterin.raid.ru/utopia/index.htm
- Книга Сергея Тетерина “Электро Утопия: мистики и художники в киберпространсве”.
Вступление.
9.
http://www.teterin.raid.ru/heaven.htm
- Статья Сергея Тетерина “Все медиахудожники попадают в рай”.
10.
http://www.artinfo.ru/ru/news/main/STeterin-main.htm
- СЕРГЕЙ ТЕТЕРИН НЬЮС - новости сети.
11.
http://www.easylife.org/386dx/txt/izhevsk.htm
- Интервью Елены Шарофиевой с Алексеем Шульгиным.
12.
http://www.easylife.org/386dx/txt/keiko.htm
- Кейко Судзуки о группе 386 DX.
13.
http://teterin.raid.ru/inter_r.htm
- Интервью Татьяны Курбатовой с Сергеем Тетериным.
14.
http://www.artinfo.ru/ru/news/main/STeterin-26.htm
- Интервью с медиахудожником Infant
Terrible.
15.
http://www.macros-center.ru/what_is_media_art.html - Статья
Дани Лебедева “Медиа- Арт?! А что это?”
16.
http://www.artinfo.ru/russbank.asp?src=/artbank/scripts/russian/author_base.idc?author_id=0
- Данные об Алексее Шульгине.
17.
http://www.teterin.raid.ru/wishes/index.html - Главные желания XXI века. Медиа-арт проект
Сергея Тетерина.
18.
http://www.teterin.raid.ru/wishes/f3_r.html
- Сергей Тетерин (р.1969) – пермский new media
("телекоммуникационный") художник, литератор, обозреватель.