Каратэ-до - путь к физическому совершенству

реферат, автор Татьяна Гирь, Пермь-2000

Содержание:

I. Введение
II. История развития
III. Спортивная жизнь РЦБИ
IV. Цель жизни - тренер-педагог
V. Литература


I. Введение


Каратэ - это разнообразно-функционирующая система, включающая в себя: и этику, и эстетику, и базовую технику, и множество формальных упражнений (ката), массу разновидностей спарринга, медитативную практику, общефизическую и специальную подготовку, методологию обучения и теоретические основы воинских искусств. Каратэ - искусство необыкновенно сложное, и изучается в течение всей жизни. Каратэ-до не есть застывшая доктрина, оно живет и развивается во времени на основе традиции древности, приспосабливаясь к новым условиям. В своей классической форме каратэ является рациональной и в действительности смертельной боевой системой, но оно ни в коем случае не является секретом. Сегодня оно является увлекательным и красивым спортом, но спорт в каратэ - это игра по правилам, имеющая мало общего с реальной жизнью. Так как раньше в древности практиковать спарринг считалось делом неприличным, поскольку древний принцип гласил: “Поднял кулак - убей!”, а значит, если встал лицом к лицу с противником в поединке, то должен либо победить, либо умереть - другой альтернативы не было.
Истоки каратэ, как системы боевого единоборства, своими корнями уходят в глубокую древность.

II. История развития каратэ.


Боевое искусство, как ни странно, зародилось не в Японии, как мы все думали, а в Индии. Пошло это все от буддо в монастыре Шаолинь (“Храм молодого леса”), где мастером был буддийский патриарх Бодхидхарма. Главная цель его учения состояла в том, чтобы прозреть в себе истинную природу Будды. Приемы комплекса были призваны укреплять силу духа и тела монахов в период длительных религиозных постов, когда чтение сутр и духовно-медитативная практика чередовалась с физическими упражнениями. В пору расцвета монастыря, в XV веке, в лоне Шаолиня появляется 5 основных стилей: Тигр, Леопард, Журавль, Змея и Дракон. Вместе они представляли собой одну последовательность из 170 приемов. Каждый бонн-монах выбирал для себя наиболее подходящую форму и стиль ведения боя. В каждом из них программировалось определенное психофизическое состояние, свойственное тому или иному темпераменту животного. Когда храм сожгли во время крестьянских войн и гражданской смуты, то оставшиеся в живых монахи эмигрировали в соседние страны или на ближайшие острова. Не стал исключением в их ряду и остров Окинава.
После того, как монахи попали на архипелаг Рюкю, а точнее на его главный остров Окинава, то стали преподавать местным крестьянам боевое искусство. Тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялось постоянными вооруженными столкновениями между правителями разобщенных районов при полном запрете ношения оружия и пользования им. Исключение было сделано лишь для высшей знати и чиновников. Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и бегая на корточках, они могли быстро перемещаться и ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом.
В начале XVII в., а точнее в 1609 г. японский князь Симадзу из клана Сатсума захватил архипелаг и издал указ, чтобы все жители Окинавы, в том числе и солдатам из правительства, под страхом мучительной казни запрещающий иметь оружие, даже кухонные ножи, и изучать боевые искусства. Но жители не сдались и по ночам в укромных местах все равно собирались и обучались искусству рукопашного боя, которое прозвали Окинава-ТЭ (“Школа в зарослях).
Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: ТЭ стало называться КАРАТЭ. Это название сохранялось до 30-х годов ХХ в., когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию. В 1899 г. в Шаньдуие было принято решение о том, чтобы ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле.
К началу II мировой войны уже существовали 4 крупнейших стиля японского каратэ-до: годзю-рю, сито-рю, сётокан и вадо-рю. Карате-до - это “путь пустой руки”, который включает в себя трилогию “тело-разум-дух”. Оно появилось и сформировалось лишь в 20-30-х годах ХХ в., и включает в себя несколько основных аспектов: физкультурно-оздоровительный, спортивный и боевой (самозащита, рукопашный бой).
Сётокан - самый массовый стиль каратэ-до не только в Японии, но и во всем мире. Основан окинависким мастером Гитином Фунакоси. Сётокан в дословном переводе с японского означает “Дом Сёто” и под этим названием существует с 1936 года. Стиль Сётокан входит во Всемирный Союз Организация Каратэ-до (ВУКО), в Международную Федерацию Традиционного Каратэ (ИТКОР).
В силу исторических обстоятельств каратэ зачастую служило средством выживания в жесткую эпоху средневековья.

III. Спортивная жизнь РЦБИ.


РЦБИ - “Региональный центр боевых искусств” создан 15 ноября 1994 года, как центр, специализирующийся на развитии детско-юношеского спорта и физической культуры на основе восточных боевых искусств. В центре боевых искусств тайны каратэ-до постигают более 700 детей в возрасте от 6 до 17 лет.
Помимо тренировок в центре проводится внутришкольные соревнования. Есть победители и проигравшие. Но главное, что каждый может попробовать свои силы подчас в очень трудных условиях полного спарринга. С помощью таких соревнований повышается уровень и опыт выступлений. Два раза в год учащиеся проходят аттестацию по технической подготовленности в соответствии с экзаменационной программой Японской Ассоциацией Каратэ. Успешно прошедшим аттестацию, присваивается ученическая степень и вручается сертификат и пояс. Все это создано для серьезного изучения боевых искусств, укрепления здоровья и организации досуга наших детей. Наряду с учебно-тренировочными занятиями в школе большое внимание уделяется воспитательному процессу учащихся, так как наша конечная цель не только воспитание высококвалифицированного спортсмена, но и гармоничной развитой личности.
В рамках обеспечения учащихся знаниями о здоровом образе жизни, в РЦБИ проходят видеоклипы по теме: “Наркомания - выдох смерти, спорт - вдох жизни”. Большое внимание в центре боевых искусств уделяется психологической подготовке учащихся: ребят учат релаксации, медитативной практике и концентрации, ибо здоровое тело может быть только у того, кто может установить в своей душе покой и гармонию. Для поддержания и восстановления спортивной работоспособности учащихся в центре организованы массажный и стоматологически кабинеты, кабинет психологической разгрузки, физиопроцедурный кабинет, сауна. Так же в центре работает кабинет врачебного контроля, в котором высококвалифици-рованный врач наблюдает за состоянием здоровья спортсменов и ведет медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом.
Учащиеся Регионального центра боевых искусств успешно выступают не только на городских и областных соревнованиях, но и побеждают на соревнованиях международного и мирового уровня.
Каратэ-до как спорт, проводится по трем основным видам: кулитэ-снай (поединки), ката (формальные упражнения) и томэси-вари (разбивание твердых предметов).
Наши ребята выступают в основном в двух видах, кулитэ и ката. Стартовали наши спортсмены в городе Чебоксары на II открытом Чемпионате России по каратэ-до среди детей и юношей. И сразу же 7 медалей - наши. Наш центр и ребята понравились судьям из других городов и взяли у нас адрес. После этого успеха наш директор Корчагин Григорий Константинович и главный тренер Ким Анатолий Моисеевич стали готовить нашу команду к более ответственным соревнованиям. И в итоге существование центра, которому исполнилось в 2000 году 5 лет, наша школа побеждала: в Японии на чемпионате мира, 3 раза на кубке мира в Венгрии, на I чемпионате мира в Швеции, на чемпионате Европы в Дании и во многих областных турнирах. После долгих тренировок и ответственных соревнований наш центр, во время летних каникул ездит отдыхать в Крым, на Черное море. В лагере проводят экскурсии, разнообразные развлечения, совмещенные с активным и интересным отдыхом. Из летнего лагеря дети возвращаются домой окрепшими, отдохнувшими, заряженные энергией и бодростью, на новый учебный год и спортивный сезон.

IV. Цель жизни - тренер - педагог.


Каждый год тренера, также как и дети, подтверждают свою квалификацию педагога или степень мастерства. Они проходят платный семинар, а потом сдают экзамен по билетам, где демонстрируют как теоретические знания, так и практику по каратэ. В этом году я так же как и мои тренера сдавала экзамен, чтобы стать тренером и выдержала его. Мне присвоили квалификацию инструктор - методист, и в отсутствии тренеров, я их замещаю и провожу занятия с малышами. С детьми работать интересно, но очень трудно. Шестилеткам сейчас интересно слушать много теории или о правильной технике, поэтому я провожу тренировку в игровой форме, более интересную и не сложную, постепенно увеличивая нагрузку и изменяя тактику тренировки. В своей практике я убедилась, что спорт, особенно в нашей трудной жизни, необходим, как “свежий глоток воздуха”. Чем больше клубов и секций будет открываться, тем больше дети будут интересоваться спортом.
В нашей школе № 136, центр боевых искусств посещает 75 человек. Это учащиеся с 1 по 11 класс, я помогаю в агитации и привлечении учащихся к занятиям в спортивных секциях. В школе в подшефном классе провожу занятия по каратэ. Являюсь председателем спортивно-школьного клуба “Олимп”, вместе с другими членами совета клубы мы проводим Спартакиаду, посвященную 55 годовщине Победы в Великой Отечественной войне по 8 видам спорта. Также помогаю учителям физкультуры в разработке и проведении спортивных праздников: “День защитника Отечества”, “Чудо богатыри”, “Юный патриот”. Занятия в секции каратэ-до помогают мне и в учебе, так как главные качества: сила воли, умение преодолевать себя и воспитание самодисциплины, приобретаются на ежедневных занятиях в центре. Я хочу стать тренером-педагогом, с тем чтобы свои знания и опыт передать молодому поколению чтобы оно было здоровым душой и телом!

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
© МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми
© Самосушев В.Л.