АНАЛИЗ
ситуации по информатизации системы образования г. Перми



Болотова Л.Ю., руководитель сектора информационно-аналитической работы Центра развития образования г. Перми им. С.О.Ветлугина
Интегральным механизмом формулирования и реализации стратегии информатизации образования стало создание по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина ПР-2582 от 29 декабря 2000 г. и по поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова МК-П8-00267 от 06.01.2001 Минобразование России проекта федеральной целевой программы "Создание единой образовательной информационной среды" в 2001 – 2005 гг..
Приоритетом для развития информационных технологий в образовании в настоящее время является развитие материально-технической базы информатизации как основного условия комплексного обеспечения образовательного процесса современными наукоемкими средствами.
В результате определились приоритеты и своего рода очевидные на сегодня “коридоры развития” на 2002 и последующие годы.

Таким образом, можно в первом приближении сформулировать методологию информатизации как единство трех этапов:
  1. Создание “точек роста”.
  2. Организация пилотных проектов.
  3. Проектирование “коридоров развития”.
Создание единой информационной образовательной среды, которая направлена на обеспечение равных возможностей в образовании, подразумевает, в первую очередь, развитие ее образовательно-информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и требует кардинального увеличения расходов на наукоемкое оборудование.

Основными направлениями этого развития являются следующие: В целом, федеральная целевая программа “Создание единой образовательной информационной среды” в 2001 – 2005 гг. ориентирована на долгосрочное развитие отрасли.

Данным целям служит развитие единого информационного пространства города Перми. Раздел «Информатизация» в Программе развития Городской системы образования на 2001-2005 гг., разработанной отделом информатизации Центром развития образования г.Перми им. С.О.Ветлугина (ЦРО), является механизмом реализации этого направления.

В рамках технического оснащения делано следующее:
  1. Поддерживается работа 10 районных подузлов связи городской системы образования и 11 Интернет-классов коллективного доступа при них.
  2. Созданы 61 школьные информационные службы.
  3. Поддерживается работа 93 постов электронной почты.
  4. Разработаны Web-страницы ГКОН и ГЦРО.
  5. Разработаны, размещены и поддерживаются 40 Web- страниц образовательных учреждений.
Согласно Доктрине новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать объекты для Интернет. Эти методы должна прививать современная школа, и наиболее – способ организации крупных городских мероприятий.
В декабря 2001г. проведена II городская научно-практическая конференция учащихся и учителей "Интернет и общество". Учебно-методические задачи конференции были следующие: популяризация концепции Интернет как общедоступной среды накопления и распространения знаний и информации, а также приемов и методов работы в глобальной компьютерной сети.
В работе конференции приняли участие 76 педагогов и более 120 учащихся 3 - 11-х классов. Председатель комитета по образованию и науке В.А.Гусаров открыл пленарное заседание конференции и наградил активных участников работы по созданию образовательных Интернет-ресурсов в 2000-2001 учебном году (предоставивших материалы для городского CD-проекта «Пермское школьное Интернет-сообщество»). Призы получили 8 учащихся и 8 команд образовательных учреждений (гимназия №4, гимназия №11, гимназия №2, лицей №3, лицей при ППКК, школа №68, .школа №132, Компьютерная школа при ПГУ).
С докладами и презентациями проектов на 3 секциях конференции ("Социально -культурные проекты и доклады", "Арт-проекты", "Краеведение") выступали учащиеся 12-ти образовательных учреждений г.Перми.(шк.№№ 45, 67, 68, 87, 100, 136,145, лицеев №№2, 3, гимназий №№2, 4,11, ЦО Индустриального района), а также представители школ области. Преподаватели различных предметов из 22 ОУ участвовали в работе учебно-практических семинаров: "Развивающее обучение и НИТ" - рук. Якимова С.А., начальник научно-методического отдела ЦРО, "Работа в телекоммуникационных проектах со школьниками" - рук. Потапенко Е.С., методист отдела информатизации ЦРО, "Дистанционное обучение в городской системе образования" - рук. Болотова Л.Ю., руководитель сектора информационно-аналитической работы ЦРО.
Оргкомитет и жюри конференции отмечают высокий уровень работ, представленных на секции, что отражает серьезность подготовительной работы учащихся и педагогов, организованной в ОУ для обеспечения участия в конференции.
Впервые очная работа конференции сопровождалась виртуальной деятельностью, таким образом планы секций, доклады участников, галерей и Арт-проекты, итоги работы и многое другое можно посмотреть в Интернет по адресу: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/internet/index.htm.
Особо отмечается оргкомитетом работа руководителей школьных информационных служб, координаторов проектно-сетевой деятельности, преподавателей информатики и других предметов в ОУ, представивших на конференцию значительное количество выступлений (Нефедовой Л.В.,гимн.№4, Димова В.А., гимн.№11, Логиновой Н.С., шк.№145, Воронина Т.А., шк.№68), что позволяет охарактеризовать систему в организации использования возможностей НИТ и телекоммуникаций в образовательном процессе в этих образовательных учреждениях как «пилотную на уровне города».
Успешно закончилось самое крупное мероприятие по направлению информатизации «Городской конкурс школьных информационных служб». Такого уровня конкурсы проводятся в течение трех лет. Несмотря на сложность, многозатратность и трудоемкость работы, интерес к ним остается неизменным и количество участников год от года растет. Интерес к информационному творчеству формирует навыки работы с Internet-технологиями и технологиями компьютерного дизайна.
В данном конкурсе принимали участие 26 ( 59%) школьных информационных служб из 44, которые открыты в образовательных учреждениях города Перми.
По сравнению с прошлым, данный «Городской конкурс школьных информационных служб» – наиболее сложный, так как он предполагал вовлечение администрации образовательных учреждений по подготовке, систематизации, экспертизе материалов, выложенных в Internet. Кроме того, впервые данный конкурс предполагал представление комплексных материалов:
- школьной мультимедийной презентации, работающей автономно, можно увидеть, что многие школы демонстрируют ее на выставке;
- школьный сайт, расположенный в глобальной компьютерной сети Internet.
Подготовка тех и других материалов, кроме сложной и специфичной технологии, требовала серьезной аналитической работы.

Дипломанты конкурса:
Лицей № 4 – высокий уровень освоения мультимедийных технологий в представленной презентации;
Школы №№ 22, 47 – оригинальность дизайна;
Школа № 87 – яркое освещение внеклассной работы образовательного учреждения;
Школа № 145, гимназия №3 – содержательное освещение работы администрации;
Информационный центр Орджоникидзевского района.

Финалисты конкурса:
3 место: школа № 68, лицей № 1 при ПГТУ;
2 место: школа № 27, Центр образования Индустриального района;
1 место: школа № 136, гимназия № 2.

По оценке жюри (работы оценивали представители победителей прошлогодних городских конкурсов гим.№ 4, № 11, лиц.№ 3 ) учебно – методические задачи данного конкурса выполнены:
Работа по освоению телекоммуникационной работы ведется сразу с несколькими категориями: учителя информатики, учащиеся, учителя- предметники, руководителями. По словам заместителя министра образования В.А. Болотова: « Главная линия- это сделать педагогически осмысленным использование компьютера в общеобразовательной школе. »
Для предметников бал организован и проведен дистанционный курс «Телекоммуникационные технологии в образовании», обучение прошли 27 человек, их разработанные итоговые проекты можно использовать в качестве городских в следующем учебном году, тем более что прецедент совместной телекоммуникационной работы предметников и учащихся состоялся. На городском уровне успешно прошли 2 проекта: «200-летие Даля» и «Виртуальный ботанический сад», в которых активно поработали предметники истории, литература, биологии, химии, географии, иностранного языка школ №№ 59, 87, 68, , гимн. 2, 3. Результат – 2 прекрасных сайта, размещенных на Web- странице ЦРО.
Использование телекоммуникаций как средства общения педагогов, как средства развития учащихся, воспитания культуры коммуникационных связей необходимо в разработке новых педагогических технологий.
Один из путей решения существующих проблем – использование компьютерных обучающих систем, эффективных, интеллектуальных, гибких, методически выверенных, вариативных по объему и методике подачи материала.
15-30 октября 2001 года в городе Перми прошла международная телеконференция по проблемам развивающего обучения "Учебники и учебные средства в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова". Конференция проводилась под эгидой Комитета по образованию и науке г. Перми с участием ведущих специалистов Международной Ассоциацией "Развивающее обучение".
Целью телеконференции было создание единого информационного пространства с использованием НИТ в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Создание учебников и учебных средств – это одна из актуальнейших проблем в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на сегодняшний день. Эта проблема как для авторов экспериментальных курсов, так и для педагогов, родителей и самих учащихся.

Школы, энергично внедряющие НИТ, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения. Стоит отметить, что создание Web-публикаций редко вписывается в программу уроков информатики, так как в базисном учебном плане информационным технологиям отведено более чем скромное место. Чтобы городское образовательное сообщество шло в ногу со временем, ЦРО организовал и провел следующие массовые городские мероприятия, чтобы побудить школьных учителей и их учеников ориентироваться в разнообразных (видео, аудио, графических и т.д.) источниках поступления информации, умения искать информацию в сети Интернет, создавать документы в сети:
  1. Областной конкурс «Информашка-2001» (информатика в младшей школе и в 5-7 классах), где организовано проведение учебных семинаров по содержанию конкурса для всех РМО с распространением методической литературы по вопросам преподавания информатики в начальной школе. Представительство команд ОУ города на финале конкурса в ПГУ (29.12.01) было результативным (все призовые места по двум возрастным группам).
  2. Заочно-очная олимпиада ЦИТО (ноябрь-январь) с участием в финальном очном туре 54-х команд старшеклассников школ всех районов города и ОУ городского подчинения; для учителей- руководителей команд был организован учебный семинар «Учимся вместе» по проблемам «взаимообучения» в сфере внедрения НИТ в образовательный процесс.
  3. Городская олимпиада по базовому курсу информатики – совместно с УЦ «Информатика» ПГУ (апрель - май 2002 г.) – в районных отборочных турах приняли участие 70 команд (210 учащихся) 8-х и 67 команд (200 учащихся) 9-х классов школ города. В финальном туре участвовали 18 команд 8-х (54 уч-ся) и 19 команд 9-х (57 уч-ся) классов. Учителя информатики активно работали в оргкомитетах, жюри. Можно отметить существенное повышение уровня сложности олимпиадных заданий, их содержательного обновления, а также средних итоговых результатов участников, что позволяет констатировать несомненный рост значимости предмета, мотивации учеников и стимуляции работы учителей-предметников.
В целях приобретения навыков работы с технологиями прошла успешно городская олимпиада по информатике (совместная работа с ЦИТО и ПГУ), впервые удачно оказались совмещены 2 формы- очная и заочная, в ней приняло участие команд, победителями стали среди 8 классов команды: школа № 133, гим. №№ 4, 2; среди 9 классов команды гим.№ 2, шк.№ 119, лиц.№ 4.
Олимпиады такова рода, с данным содержанием не проводятся ни в одном регионе России, она пользуется спросом и востребована предметниками – информатиками.
В рамках Всероссийских предметных олимпиад в декабре 2001 г. в районах города прошли также олимпиады по программированию и базовому курсу (высокие результаты в программистской олимпиаде традиционно показывают команды специализированных школ, содержание предметного базового курса не позволяет в начале учебного года проводить эффективные соревнования по нему, если при этом требуется «опережающее изучение материала»).

Работа ОШ [ОШ - опорная школа](лицей № 3, гимн. №№ 2, 4) также посвящена осмыслению использования компьютера, в течении года они провели по 8 открытых мероприятий, посвященных повышению компетентности участников образовательного процесса в различных формах (семинары – практикумы, пед. мастерские, проблемные группы, консультации). Круг интерсов ОШ широк: от разработки программно – методических комплексов, подготовки базы тестовых заданий для программ генерации тестов (химия, биология), до совершенствования управления качеством образования на основе использования НИТ. Просматриваются серьезные крупные направления, которые будут курировать ОШ в следующем году: В виду модернизации образования стоит задача овладения ИКТ, очень успешно в экспериментальном режиме она проходит в школе № 30 (ФЭП), где просматривается модульный подход к обучению и «компьютерный ликбез» для учащихся 1- 3 класса, а дальше компьютер используется в учебе, программы-тренажеры позволяют существенно повысить эффективность урока. В целях продвижения данной идеи: плавное приобретение необходимых ключевых компетенций учащимися, апробация специфического ПО, необходимо подключение других ОУ города к данной работе в результате которой появится доработанный комплекс по использованию тренажеров и формированию базовых учебных навыков в начальной школе.
Активная работа «маяков по информатизации» эффективно готовит почву, так очень эффективно в этом году работает Кировский район (рук. Ковина Т.П.). В районе разработана программа информатизации, ведется планомерная работа по всем направлениям: интеграция информационных технологий в учебный процесс, научно- исследовательская, телекоммуникационная работа и дистанционное обучение.
Ясно, что такой «скачек» невозможен без решения организационных и технических вопросов (работают все посты эл почты и налажена связь, решены кадровые вопросы, хорошо «закрыта» предметная область). О потенциале района можно судить по проведению 2 крупных мероприятий: районный конкурс WEB- дизайна и компьютерной графики «Золотая мышь» и городской конференции «Предки. Современники. Потомки», идею которой предложил дистанционный проект, ставший всероссийским «200- летия Даля».

Посмотреть диаграмму 1.

Статистика показывает, что кадры решают все, так школы городского подчинения, Орджоникидзевского, Индустриального, Дзержинского района грамотно работают по всем направлениям, несмотря на минимальное количество функционирующих ШИС [ШИС - школьная информационная служба].

Посмотреть диаграмму 2.

Анализируя работу ШИС (61 шт.) можно увидеть, что несмотря на наибольшее количество открытых ШИС в Мотовилихинском районе, работа пробуксовывает по всем направлениям (см. диаграмму 1): не ведется работа по интеграции информационных технологий в учебный процесс, мало школ демонстрируют свой работы на крупных городских мероприятиях, в виду отсутствия связи (не работают посты эл. почты, не развивается дистанционные формы обучения).
Организованная и системная, на протяжении 3 лет, работа ОШ позволила сформировать сообщество – руководитель школьной информационной службы. Очевидно, что должна меняться роль руководителя ШИС, он «должен превращаться в заместителя директора по информатизации, задача которого – стать организаторам информационного пространства школы» (Филиппов).
Новая инновационная форма работы по созданию единого информационного пространства «попробовала себя» в августе 2001г. В рамках Всероссийского виртуального педагогического совета в качестве отдельной секции отработала «Пермская секция». Единственный регион России в течении 5 дней в сети Internet обсуждал насущные проблемы городской системы образования в различных формах: чатах и форумах.. Адрес сайта: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/
В работе Пермского педагогического совета приняли участие примерно 30 коллективных участников, около 200 человек ознакомились с материалами, думали над вопросами и обсуждали проблемы, поднятые на секциях. Участники координационного совета, считают это начинание удавшимся. Данная «экспериментальная работа» имеет большое практическое значение для ГСО: Наибольшей активностью порадовал Кировский район, Индустриальный не смог поработать в полную силу ввиду отключения телефонных линий, Свердловский, Дзержинский, Орджоникидзевский районы отличала хорошая организация внутри района.
Согласно материалам Московского августовского педагогического совета, такого прецедента, как в Перми, нет. Поэтому, хочется думать, что мы правильно движемся по организации процесса интеграции и построения единого информационного процесса в городе.

Какие же проблемы возникают в целом при реализации основных направлений информатизации, с которыми приходится сталкиваться на любых уровнях?:
  1. Проблема наличия подготовленных кадров, способных осваивать и преподавать информационные технологии, внедрять их в управление образовательными структурами
  2. Проблема мотивации учителей в необходимости интеграции информационных технологий в образование (гуманитарные, естественно-математические предметы).
  3. Проблема научно-методического сопровождения информатизации в целом по всем направлениям.
  4. Проблема оснащения современной техникой ОУ, модернизация имеющейся, техническое обслуживание.
    …и др.
В следующем учебном году необходимо соотнести приоритеты Программы развития образования (Раздел Программа информатизации) с приоритетными линиями Федеральой целевой программы «Создание единой образовательной информационной среды 2001-2005гг.», а они таковы: