Всероссийский @августовский педсовет / Секция "Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы"
   Ответы на инициирующие вопросы
Дмитриев Игорь Вячеславович, зам. директора ВКИЭМ ТУСУРа.

     Ответы на вопросы, насколько я понимаю, имеет смысл давать исходя из собственного опыта и собственной практики.
     В данном случае ответы на вопросы исходят из опыта работы Высшего колледжа информатики, электроники и менеджмента ТУСУРа (ВКИЭМ) г. Томска. У нас налажена сеть представительств, которые организованы на базе школ. Представительства как раз ориентированы на образовательные услуги в области информационных технологий и другие аспекты внедрения информационных технологий.
Вопрос:
     Кто в школе будет заниматься внедрением новых информационных технологий? Учитель информатики или специально обученный специалист?
Ответ:
     Опыт работы ВКИЭМ ТУСУРа показал, что информационные технологии необходимо внедрять комплексом. И, поставленный вопрос, отчасти сразу содержит ответ. Если внедрять в действие только медиацентр, то действительно трудно выделить для этого штатную единицу. А если ответственный за информационные технологии занимается разработкой сайта, сопровождением медиацентра, проведением семинаров по информационным технологиям, то возникает потребность в отдельном человеке или даже группе.
     Часть вопроса состоит в том, что эти люди должны зарабатывать средства для развития материальной базы. Это также не составляет труда, т.к. многие учебные заведения предлагают развитие своих проектов на базе школ. Для развития нужен только ответственный человек и единица компьютерной техники. ВКИЭМ, например, передает представительству разработанные электронные учебники по компьютерной графике, офисным технологиям, Web-дизайну. Учебники разбиты на задания, расписанные по шагам, которые школьники выполняют дома самостоятельно и передают преподавателю на проверку. Такая форма обучения проводится на платной основе и приносит реальные финансовые вливания для развития материальной базы, не неся существенных временных затрат для преподавателя.

Вопрос:
     Где в школе накапливать технические средства обучения, слайды, диафильмы, видеофильмы, CD-ROM и как организовать их эксплуатацию?
Ответ:
     Возможно два способа организации хранения перечисленной продукции. Первый способ - в библиотеке, второй способ - это разделение между библиотекой и медиацентром.
     По логике, вся данная продукция должна храниться в библиотеке и там же должен быть организован доступ к одному компьютеру для подбора нужных материалов. Если у библиотекаря проблемы в общении с компьютерной техникой, тогда CD имеет смысл хранить в медиатеке или в кабинете информатики. С остальными ресурсами у библиотекаря проблем возникать не должно.

Вопрос:
     Какие структурные единицы должны входить в школьную информационную службу? Обязательно ли включение библиотеки с ее ресурсами в структуру школьного медиацентра?
Ответ:
     По организации структуры информационной службы можно говорить исходя из целей ее создания.
     Цель #1: обеспечить внутренние потребности школы. В этом случае достаточно одного человека, который будет выполнять задачи по разработке электронных средств обучения и электронной учительской, задачи по монтажу и администрированию компьютерной сети, задачи по сопровождению сайта и сопровождению медиатеки.
     Цель #2: обеспечить финансовое развитие информационных ресурсов школы. В этом случае необходимо предоставлять полный комплекс услуг школьникам. Кроме перечисленных функций, которые может выполнять 1-2 человека, необходимо создание отделов: отдел компьютерных продаж, отдел по образованию в области компьютерных технологий, отдел оформления грантов. Такая структура вполне самоокупаема, т.к. в среднем в школе учится 500 человек и родители многих из них готовы оплачивать хорошее компьютерное образование и также готовы приобрести компьютерную технику, если будет реальное обоснование ее использования. Библиотеку включать в структуру информационного центра смысла не имеет. Т.к. имеет смысл делать подборку тематической информации в электронном виде и помещать ее на сайт. В будущем это и будет библиотека, но пока у нас полной интеграции электронной и реальной библиотеки не произошло.

Вопрос:
     Как и где в школе организовать зал для самостоятельной работы учеников с использованием технических средств обучения, с компьютерами и комплектами обучающих CD-ROM?
Ответ:
     Абсолютно не нужно организовывать отдельный зал. Достаточно грамотно составить расписание работы компьютерных классов и сделать доступ с любой машины к информационным ресурсам сайта, а собственный сайт действительно должен быть грамотно разработан и структурирован. Вечернее время для работы с информацией ребят полностью устраивает. Если будет в классе еще работать консультант, это будет просто замечательно.

Вопрос:
     На каком этапе вводить в школе ставку школьного координатора сетевой работы, а на каком - школьной информационной службы (медиацентра)? И, вообще, не забегаем ли мы вперед, поднимая этот вопрос?
Ответ:
     По собственному опыту могу ответить на вопрос следующим образом. Директора (в основной массе) не пойдут на введение данной должности, т.к. понятия не имеют как эти люди должны работать. Они не смогут ими управлять и направлять. Для введения данных должностей должна быть проведена большая работа по подготовке специалистов по информационным технологиям именно для школы. Для директоров также должен быть организован обучающий семинар по внедрению информационных технологий в школу. Тогда будет понимание между специалистами и директорами.

Пермская секция Всеросийского педагогического совета 2001 года.

School banner network
School banner network
детская общественная приемная | лидеры в образовании | каталог ссылок | августовский педсовет
    Страница изменена: Coryright © 2001 Alledu.ru