Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)

РАЙОННЫЕ ФИЛЬМОТЕКИ. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВА.

Евдокимов Владимир Анатольевич - заведующий фильмотекой отдела образования территориального управления Колпинского административного района Санкт-Петербурга.

      Уважаемые коллеги!
      В своем докладе я хочу предложить вам тему для обсуждения, близкую к основной тематике нашей секции, и, надеюсь, представляющую интерес для ее участников. Речь идет о проблемах и перспективах развития сети районных фильмотек.
      Проблема, существующая в настоящее время, заключается в том, что развитие технических средств обучения и носителей учебно-методической информации открывает (потенциально) новые возможности в работе ресурсных центров системы образования, коими являются и районные фильмотеки; однако, самый "свежий" из известных мне документов, регламентирующих на федеральном уровне деятельность районных фильмотек, датирован 11.01.88 (Приказ Министерства Просвещения СССР "Об утверждении Типовых штатов областных (краевых), городских и районных фильмотек"). Положение же о районной фильмотеке было издано МП СССР еще в 1975 году! Естественно, эти документы уже не соответствуют существующим реалиям, что приводит к неопределенности юридического и общественного статуса районных фильмотек в системе образования, оттеснению их на "обочину" образовательного и бюджетного процессов и, в конечном итоге - вымиранию.
      Важным шагом в позитивном решении данной проблемы, на мой взгляд, может стать разработка и утверждение на федеральном уровне Положения о районном межшкольном медиацентре и соответствующего Типового штатного расписания, внесение районного медиацентра в перечень видов учреждений системы образования с предоставлением ему статуса юридического лица. Далее - трансформация районных фильмотек в медиацентры с учетом местных условий (потребности ОУ, доступная МТБ и кадры, реально достижимый уровень финансирования).
      Создание районных медиацентров, с одной стороны, поможет развитию школьных информационных служб, включающих в себя школьные медиацентры (медиатеки); с другой стороны, позволит решать образовательные и информационные задачи общерайонного уровня; наконец, даст возможность сохранить и развить фонды медиаресурсов районных фильмотек.
      Далее, в качестве приложений к докладу, следуют:
  • Примерная структура, функционал и материально-техническая база межшкольного районного медиацентра;
  • Проект Типового штата межшкольного районного медиацентра;
  • Проект Положения о межшкольном районном медиацентре.

      Приложение 1. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНАЛ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА МЕЖШКОЛЬНОГО РАЙОННОГО МЕДИАЦЕНТРА


      1. Отдел хранения медиафонда

      Функции:
  • разработка и представление плана работы отдела на год, квартал, месяц;
  • сбор, систематизация и хранение централизованного районного фонда учебных, методических и информационных материалов, существующих в разных формах на различных физических носителях информации, а также - информации об этих материалах;
  • ведение каталога фонда на бумажном и электронном носителе;
  • мониторинг состояния и тенденций рынка учебных материалов, разработка и представление предложений по пополнению медиафонда;
  • подготовка отчетов о состоянии медиафонда, разработка и представление предложений по оптимизации условий хранения медиафонда.
      Материально-техническая база:
  • отдельное помещение (желательно - с возможностью кондиционирования воздуха)
  • учебные, методические и информационные материалы на различных физических носителях;
  • стеллажи для хранения материалов;
  • компьютер и принтер в составе ЛВС (общие с абонентским отделом);
  • программная оболочка для ведения каталога на электронном носителе.

      2. Абонентский отдел

      Функции:
  • разработка и представление плана работы отдела на год, квартал, месяц;
  • бесплатное (на основе договора о сотрудничестве) обслуживание учреждений района, относящихся к системе образования Российской Федерации:
    • предоставление материалов медиафонда абонентам во временное безвозмездное пользование;
    • создание условий для работы пользователей для работы с фондом и другими информационными ресурсами на базе медиацентра (просмотр, прослушивание, поиск в интернете);
    • запись фрагментов из медиафонда по индивидуальным заявкам пользователей;
  • ведение на бумажном и электронном носителе абонементов пользователей, статистический учет и анализ использования ими медиафонда, подготовка соответствующих отчетов;
  • разработка и представление предложений о совершенствовании форм работы абонентского отдела;
  • информирование пользователей о содержании медиафонда и его текущих обновлениях;
  • привлечение к сотрудничеству новых пользователей.

      Материально-техническая база:
  • отдельное помещение для просмотров, чтения и прослушивания материалов медиафонда;
  • ЛВС с выходом в интернет (количество ПК определяется площадью помещения и потребностями пользователей);
  • сетевое программное обеспечение;
  • программная оболочка для ведения абонемента на электронном носителе;
  • мультимедийный ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • графопроектор;
  • диапроектор;
  • проекционный экран;
  • телевизор с подключением к системам приема кабельного и эфирного (в т.ч. спутникового) телевидения;
  • видеомагнитофон;
  • пишущий видеоплеер;
  • аудиомагнитофон;
  • проигрыватель музыкальных компакт-дисков;
  • электрофон;
  • чистые носители аудиовизуальной информации;
  • комплект компьютерной мебели.

      3. Редакционно-издательский отдел

      Функции:
  • разработка и представление плана работы отдела на год, квартал, месяц;
  • сбор, создание, редактирование и передача в СМИ информационных материалов (тексты, видеозаписи, фотографии), освещающих события в районной образовательной системе;
  • создание и размещение в сети Интернет информационных и образовательных ресурсов; поддержка и обновление закрепленных за медиацентром интернет-страниц;
  • создание, тиражирование постпечатная подготовка и распространение собственных методических изданий;
  • тиражирование и постпечатная подготовка изданий по договорам со структурами районной системы образования;
  • разработка или участие в разработке сценариев аудиовизуальных программ, создаваемых медиацентром или с его участием;
  • подготовка отчетов о работе отдела, разработка и представление предложений о совершенствовании ее форм;

      Материально-техническая база:
  • отдельное помещение для минитипографии;
  • ризограф (с планшетным сканером и компьютерным интерфейсом);
  • постпечатное оборудование (резак, степлер, брошюровщик);
  • компьютер для выполнения верстки и дизайнерских работ (с возможностью подключения к интернету);
  • графический планшет;
  • сканер;
  • программное обеспечение для выполнения верстки и дизайнерских работ;
  • стеллажи для расходных материалов и готовой продукции.

      4. Технический отдел.

      Функции:
  • разработка и представление плана работы отдела на год, квартал, месяц;
  • запись аудио-, видео-, фотоматериалов учебного, методического, информационного характера;
  • монтаж сделанных видеозаписей и материалов медиафонда при создании оригинальных аудиовизуальных произведений, других наглядных учебных пособий на различных физических носителях с использованием компьютерных технологий;
  • сохранение на современных носителях аудиовизуальной информации, обеспечивающих ее длительное хранение, физически ветхих материалов медиафонда;
  • поддержание в рабочем состоянии материально-технической базы медиацентра и используемого программного обеспечения;
  • освоение новых технических средств обучения и программных продуктов, используемых медиацентром, консультирование других сотрудников медиацентра о правилах их применения;
  • консультирование пользователей медиацентра о правилах применения технических средств обучения, в том числе - при создании школьных медиатек;
  • мониторинг состояния и тенденций рынка технических средств обучения, разработка и представление предложений по обновлению парка ТСО медиацентра и образовательных учреждений;
  • контроль состояния, количественного и качественного состава парка ТСО образовательных учреждений;
  • подготовка (на основании освидетельствования) технических заключений при списании ТСО;
  • ремонт ТСО силами специалистов технического отдела медиацентра, либо предоставление информации об организациях, выполняющих необходимое обслуживание;
  • подготовка отчетов о работе отдела, разработка и представление предложений о совершенствовании ее форм.

      Материально-техническая база:
  • отдельные помещения для видеомонтажа и ремонта ТСО;
  • легковой автомобиль или микроавтобус
  • видеокамера (в комплекте с необходимыми аксессуарами);
  • компьютерная система видеомонтажа (с возможностью подключения к ЛВС и записи CD или DVD);
  • программное обеспечение для видеомонтажа;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • пишущий видеоплеер;
  • чистые носители аудиовизуальной информации;
  • приборы и инструменты для проверки и монтажа электрических и электронных схем (осциллографы, генераторы, мультиметры, паяльники и т. д.);
  • электронные и механические компоненты ТСО;
  • альбомы электрических и монтажных схем на бумажном и (или) электронном носителе.

       Приложение 2. ТИПОВОЙ ШТАТ МЕЖШКОЛЬНОГО РАЙОННОГО МЕДИАЦЕНТРА (ПРОЕКТ)

№ п/п	Наименование должностей					Количество штатных единиц
1.	Директор							1
2.	Заместитель директора по АХЧ				1
3.	Бухгалтер*						1
4.	Методист медиафонда					1
5.	Методист по информационным технологиям			1
6.	Методист-редактор публикуемых изданий			1
7.	Инженер по техническому и программному обеспечению		1
8.	Инженер видеомонтажа					1
9.	Художник-дизайнер						1
10.	Видеооператор						1
11.	Верстальщик						1
12.	Техник по обслуживанию ТСО и ПО				1
13.	Техник печатного и постпечатного оборудования			1
14.	Водитель 							1
15.	Лаборант							1
16.	Уборщик							1

*Примечание: должность бухгалтера вводится при ведении медиацентром самостоятельной 
финансово-хозяйственной деятельности вне централизованной бухгалтерии районной системы образования.

       Приложение 3. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖШКОЛЬНОМ РАЙОННОМ МЕДИАЦЕНТРЕ (ПРОЕКТ)

      I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность межшкольных районных медиацентров, действующих в составе системы образования Российской Федерации. Для негосударственных организаций, выполняющих задачи межшкольных районных медиацентров, данное Типовое положение выполняет функции примерного.
  2. Межшкольный районный медиацентр (далее именуется - медиацентр) - государственное учреждение, подведомственное районному органу управления образованием, основное предназначение которого - создание условий для эффективного использования образовательными учреждениями района (далее именуются - ОУ) учебных, методических и информационных материалов, существующих в разных формах на различных физических носителях информации, - в интересах личности, общества, государства.
          Основные задачи медиацентра:
    • формирование на уровне района централизованного фонда учебных, методических и информационных материалов, существующих в разных формах на различных физических носителях информации (далее именуется - фонд медиацентра), путем их приобретения или создания;
    • организация библиотечно-информационного обслуживания ОУ путем предоставления им возможности просмотра и (или) прослушивания материалов фонда медиацентра (или информации о них) как на территории и с использованием материально-технической базы медиацентра, так и на территории ОУ с использованием их собственной материально-технической базы;
    • анализ состояния и тенденций рынка технических средств обучения (далее именуются - ТСО) в Российской Федерации, а также - парка ТСО в ОУ, разработка и представление предложений по его модернизации;
    • консультирование ОУ о правилах использования ТСО в образовательном процессе, ремонт и обслуживание ТСО медиацентра и ОУ в пределах компетенции специалистов медиацентра и объемах, установленных годовым планом;
    • участие в формировании межшкольного информационного пространства путем: взаимодействия со средствами массовой информации (создание и передача им информационных материалов о событиях в образовательной системе района); самостоятельного опубликования таких материалов; размещения обучающих ресурсов и ссылок на них в компьютерных сетях;
    • освоение информационных технологий, используемых в образовательной сфере, и помощь ОУ в целях их практического применения в учебном процессе. Содействие созданию школьных медиатек.
  3. В медиацентре не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
  4. Медиацентр имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и иностранными.
  5. Медиацентр осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.
  6. Медиацентр несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
    • невыполнение функций, определенных его уставом;
    • реализацию не в полном объеме программ формирования и использования фонда медиацентра в соответствии с утвержденными планами;
    • качество учебных, методических и информационных материалов, включенных в фонд медиацентра;
    • соответствие форм, методов и средств организации своей деятельности интересам и потребностям образовательной системы района;
    • жизнь и здоровье работников медиацентра в рабочее время;
    • нарушение прав и свобод работников медиацентра;
    • иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

    II. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИАЦЕНТРА

  7. Медиацентр создается учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органам в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
  8. Организационно-правовая форма медиацентра определяется статусом учредителя (учредителей).
  9. Отношения между учредителем (учредителями) и медиацентром определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  10. Права юридического лица у медиацентра в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
          Медиацентр как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
  11. Медиацентр может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по его доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Филиалы и отделения медиацентра, осуществляющие правомочия юридического лица, проходят регистрацию по фактическому адресу.
          Состав и функции структурных подразделений медиацентра, штат их сотрудников определяются учредителем (в соответствии с Типовыми штатами районных медиацентров), исходя из задач, стоящих перед образовательной системой района; сложившегося между ее учреждениями разделения функций; имеющимися в наличии квалифицированными кадрами и материально-технической базой; объемом бюджетного финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации.
  12. Медиацентр в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществлять творческие связи с научными и образовательными учреждениями, предприятиями, общественными и другими организациями, заключать соглашения о разработке совместных проектов, вступать в ассоциации, фонды и другие объединения.
  13. Медиацентр может быть реорганизован в иное учреждение по решению учредителя (учредителей), если это не влечет за собой нарушение обязательств медиацентра или если учредитель (учредители) принимает эти обязательства на себя.
          При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) медиацентра его устав утрачивает силу.
  14. Ликвидация медиацентра может быть осуществлена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    III. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  15. Медиацентр самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей), педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием в сфере формирования и использования на уровне района централизованного фонда учебных, методических и информационных материалов, а также - информационной и технической поддержки районной образовательной системы.
  16. Медиацентр организует работу с пользователями централизованного фонда учебных, методических и информационных материалов в течение всего календарного года.
  17. В медиацентре ведется методическая работа, направленная на совершенствование форм и методов работы образовательных учреждений района с материалами из фонда медиацентра и техническими средствами обучения, состоящими на балансе этих учреждений.
          В форме индивидуальных консультаций и семинаров медиацентр оказывает помощь педагогическим коллективам и администрации образовательных учреждений в освоении приемов работы с техническими средствами обучения; демонстрации учебных пособий; применении в образовательном процессе информационных технологий, используемых медиацентром.
  18. Медиацентр, имеющий квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, при наличии соответствующих лицензий может оказывать предусмотренные его уставом услуги (в том числе - платные) организациям и физическим лицам.

    IV. УЧАСТНИКИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

  19. Участниками трудового процесса в рамках основных уставных задач медиацентра являются его сотрудники, а также - ответственные за работу с медиацентром представители образовательных учреждений и отдельные педагогические работники - пользователи фонда учебных, методических и информационных материалов.
  20. Порядок взаимодействия медиацентра с образовательными учреждениями района в лице их представителей и отдельных педагогических работников определяется учредителем медиацентра и закрепляется в его уставе.
  21. При установлении отношений сотрудничества с другими организациями медиацентр обязан ознакомить их с необходимыми документами, регламентирующими организацию трудового процесса в медиацентре.
  22. Права и обязанности участников трудового процесса определяются законодательством Российской Федерации, уставом медиацентра и иными предусмотренными уставом актами.
  23. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников медиацентра работодателем является медиацентр.
  24. К трудовой деятельности в медиацентре допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей работников.
  25. Отношения работника медиацентра и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
  26. Работники медиацентра имеют право на:
    • участие в управлении медиацентром
    • защиту своей профессиональной чести и достоинства;
    • социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
  27. Медиацентр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационных комиссий соответствующего уровня, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.

    V. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО

  28. Управление медиацентром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом медиацентра и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
          Формами самоуправления медиацентра могут являться совет медиацентра, общее собрание и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом медиацентра.
  29. Непосредственное управление медиацентром осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
          Прием на работу директора медиацентра как государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом медиацентра, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
          Директор медиацентра как муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
  30. Директор медиацентра:
    • планирует, организует и контролирует трудовой процесс, отвечает за качество и эффективность работы медиацентра;
    • несет ответственность за жизнь и здоровье работников во время трудового процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
    • осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;
    • утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;
    • распоряжается имуществом медиацентра и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
    • представляет медиацентр в государственных, муниципальных и общественных органах;
    • несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.


    VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА МЕДИАЦЕНТРА

  31. За медиацентром в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномоченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.
          Земельные участки закрепляются за медиацентром как государственным или муниципальным учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
          Объекты собственности, закрепленные за медиацентром, находятся в его оперативном управлении.
          Медиацентр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.
          Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за медиацентром, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  32. Медиацентр вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  33. Деятельность медиацентра финансируется его учредителем. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов медиацентра являются:
    • собственные средства учредителя;
    • бюджетные и внебюджетные средства;
    • имущество, переданное медиацентру собственником (уполномоченным им органом);
    • добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;
    • доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
    • кредиты банков и других кредиторов;
    • другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Медиацентр самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
  34. Медиацентр отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам медиацентра отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  35. Финансирование медиацентра осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
  36. Медиацентр вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности. При осуществлении медиацентром предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности, медиацентр приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
  37. Медиацентру принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности; а также на доходы от собственной деятельности медиацентра и приобретенные на эти доходы объекты собственности.