Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)



Формирование информационной грамотности в Образовательной программе "Школа 2100"


А. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы в Образовательной системе "Школа 2100"


       Под термином "информационная грамотность" будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Иногда вместо термина "информационная грамотность" используют термин "основы информационной деятельности".
       Говоря об "информационно грамотном ученике", можно отметить такие его характеристики:
  • Ученик должен понимать потребность в аккуратной и значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
  • Найдя подходящую информацию, ученик должен разбираться в том, где факты, а где мнения и отбрасывать ненужную информацию. После того, как ученик приобрел информационную грамотность, ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
  • Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию и уметь самому представить ее с помощью различных средств.
  • Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
  • Ученик должен быть ответственным потребителем информации, должен уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, давая верные ссылки на идеи других. Он должен понимать, что демократическое общество основывается на уважении идей и мнений других людей.
  • Ученик должен уметь сотрудничать с другими в поиске и использовании информации, а затем уметь делиться результатами своей деятельности.

       При этом важно, чтобы ученик работал с информацией эффективно, используя доступный ему по возрасту инструментарий информационных технологий.
       Определяя содержание понятия "информационная грамотность", важно понимать, что в формирование информационной грамотности делают вклад все школьные учебные предметы.
       Раскрывая и уточняя формулировки, можно получить следующее определение содержания информационной грамотности.
       Информационная грамотность - это:
  • умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;
  • умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
  • умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
  • умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
  • умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
  • умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
  • умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
  • умение создавать свои источники информации;
  • умение использовать современные технологии при работе с информацией;
  • умение работать с информацией индивидуально и в группе.

       Для того, чтобы систематизировать весь набор умений, входящих в информационную грамотность, выделим три основных раздела:
       1. Человек. (В этом разделе будем рассматривать общие навыки работы с информацией: хранение, поиск, передача и использование, включая такие виды использования как принятие решений и создание информационных продуктов).
       2. Человек и компьютер. (В этом разделе будем рассматривать навыки использования информационных технологий).
       3. Человек и общество. (В этом разделе будем рассматривать навыки обращения человека с информацией в обществе).
       В каждом их приведённых разделов выделим по четыре аспекта:

       А. Концептуально-аналитический.
       Этот аспект связан в первую очередь с осмыслением информационной деятельности, пониманием сути информационных процессов, формированием целостного представления об информационной картине мира. Рассматривая разделы в этом аспекте, ученики будут понимать, что именно они делают, для чего они это делают, будут знакомиться с новыми понятиями, связанными с информационной деятельностью.
       Концептуально-аналитический аспект тесно связан с понятием "модель". Собирая информацию об объекте и явлении, ученики будут формировать новое представление об этом объекте или явлении. Закреплению этих новых представлений служит создание информационных моделей объектов или явлений - описаний в произвольной или заданной форме, с возможным дополнением изображениями, аудио- и видеозаписями. Модель может отражать структуру изучаемого объекта или явления, его поведение, отношения с другими объектами или явлениями.
       Не менее важна роль моделей при создании информационных продуктов. В этих случаях модель выступает как средство фиксации замысла. В зависимости от вида информационного продукта ученики будут иметь дело либо с неформальными моделями-эскизами, либо с процессом формализации - поэтапного перехода от неформальной модели к все более строгим и точным формальным моделям с последующей реализацией получившейся в итоге формальной модели средствами компьютерных технологий и созданием исполняемого на компьютере информационного продукта. При рассмотрении раздела "Человек и общество" ученики будут знакомиться с информационными потоками и ролью информации в обществе на основе социальных моделей, описывающих те или иные аспекты жизни общества.

       Б. Организационный. Этот аспект связан со спецификой организации информации, наблюдаемой в конкретных видах информационной деятельности. Например, с организаций информации в книге, теле- и радиопередаче, библиотеке; со структурой объектов, со структурой описывающих их моделей, и, как следствие, с организацией информации об этих объектах.

       В. Коммуникационный. Этот аспект связан с коллективными видами информационной деятельности, с вопросами взаимодействия в процессе информационной деятельности, а также с вопросами адаптации информационных продуктов под целевую аудиторию.

       Г. Прикладной. Этот аспект связан с практическим применением навыков информационной деятельности. При рассмотрении каждого раздела в этом аспекте основное внимание уделяется конечному результату той или иной информационной деятельности.

       Далее рассмотрим каждый аспект каждого раздела с указанием перечня учебных предметов, на которых формируются перечисляемые навыки информационной деятельности.

       1А. Концептуально-аналитический аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов

       В начальной школе дети будут:


       Различать реальные и вымышленные рассказы, факт и вымысел.
      Различать факт и мнение.
      Выявлять предвзятость, необъективность в информации.
      Пытаться предсказывать содержание книги по обложке.
      Предсказывать события и проверять свои предсказания.
      Составлять простые планы получения информации и последовательно их выполнять.
      Составлять описания разных объектов и мероприятий.
      Описывать структуру предметов через описание составных частей и их назначения.
      Описывать общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
      Называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса.
      Описывать типовые действия и сценарии с помощью алгоритмов.
      Записывать выводы в виде правил "если-то" и для заданной ситуации составлять короткие цепочки правил "если-то".
      Понимать, что такое ключевые слова и находить их.
      Задавать вопросы для выяснения значений слов.
      Исследовать иллюстрированные словари и энциклопедии.
      Получать информацию от изображений и реальных предметов.
      Получать информацию из рекламных объявлений.
      Повторять основные сведения, полученные из коротких научно-популярных текстов,
      цитировать детали, подтверждающие правильность пересказа.
      Составлять карты понятий, изображать сеть объектов, относящихся к поиску информации.
      Изображать графы и выбирать граф, правильно отражающий предложенную ситуацию.
      Составлять краткие обзоры тем или проблем по материалам справочных изданий.
      Понимать разницу между эскизом, проектом и законченным продуктом.
      Создавать схемы, эскизы.

       В средней школе дети будут:

       Формировать базу знаний из различных ресурсов.
      Различать разные виды вопросов и цели, с которыми их задают.
      Формулировать вопросы, в которых объединялись бы разные точки зрения и информация из разных источников.
      Расставлять приоритет вопросов по значимости.
      Выделять в тексте основные идеи и поддерживающие их детали.
      Обсуждать закономерности в данных.
      Решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих некоторым условиям.
      Образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций.
      Производить логические рассуждения, используя схему логического вывода.
      Производить изменения в информационных моделях, связанных с изменением ситуации.
      Анализировать, как были собраны данные, и обсуждать достоверность результатов.
      Искать информацию в периодических изданиях, каталогах, альманахах, атласах, справочниках.
      Делать предварительный отбор периодических изданий для извлечения информации.
      Находить согласование и рассогласование между источниками.
      Различать первичные и вторичные источники информации.
      Выявлять и формулировать точку зрения автора.
      Понимать, что такое плагиат и авторское право.
      Знать и уметь применять критерии, используемые для оценки информации.
      Сравнивать и проверять информацию из разных источников.
      Распознавать предвзятость в методах сбора данных.

      В старшей школе дети будут:

      Направлять вопросы на самое важное в исследовании.
      Оценивать ясность речи при высказывании идей.
      Рассуждать, следует ли заключение за аргументом.
      Обращаться за информацией в исторических, экономических и культурных справочных изданиях,
      в региональных справочных изданиях, в правительственных документах и архивных материалах.
      Анализировать обоснованность гипотезы источника информации, исследуя его первичные и вторичные источники.
      Создавать логические высказывания для проверки истинности аргумента.
      Анализировать аргументы для определения исходных принципов.
      Анализировать индуктивные и дедуктивные аргументы и оценивать логику их рассуждений.

       Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       1Б. Организационный аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов

       В начальной школе дети будут:


       Разбираться в структуре литературных текстов (заглавие, автор, содержание, главы, иллюстрации).
      Разбираться в структуре книги и использовать информацию из разных частей книги (оглавления, предметные указатели, приложения, и т.д.)
      Разбираться в структуре атласов и детских энциклопедий.
      Использовать словари для поиска информации.
      Использовать ссылки в текстах для поиска информации.
      Разбираться с информацией, упорядоченной разными способами (по алфавиту, по номерам, по тематике)
      Описывать устройство библиотеки, режим работы, правила пользования; использовать библиотечную терминологию.

      В средней школе дети будут:

      Использовать словарь для выяснения дополнительных значений слов, их происхождения, идиоматических выражений с этими словами.
      Понимать и объяснять условные обозначения и принятые соглашения в справочных материалах.
      Использовать сноски, библиографии, цитаты для дальнейшего поиска информации.
      Понимать и уметь использовать для дальнейшего поиска информации ссылки на периодические издания.
      Создавать и использовать простые планы-графики, на которых отражается последовательность выполнения этапов работ.
      Понимать важность крайних сроков выполнения чего-либо и соблюдать их.
      Готовить для своих работ предметные указатели, использовать в них заголовки, рубрики, условные обозначения, предисловия и оглавления.
      Понимать назначение разных элементов записей в библиотечных каталогах.

      В старшей школе дети будут:

      Сравнивать структуры похожих справочных изданий.
      Создавать краткое содержание (резюме).
      Конспектировать.
      Использовать редакторские обозначения при просмотре текстов.
      Вставлять в свои работы цитаты и факты из других работ, проверяя точность цитат и фактов при вторичном цитировании.
      Следовать заданному формату при создании информационной продукции.
      Посещать различные библиотеки и описывать их особенности.

       Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       1В. Коммуникационный аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов

       В начальной школе дети будут:


      Работать в группе - поочерёдно высказывать идеи, "держать" тему обсуждения, участвовать в коллективных ответах.
      Участвовать в классных дискуссиях.
      Использовать мозговой штурм для выяснения возможных идей и мнений.
      Выражать чувства и мнения по поводу увиденного и услышанного
      Логично и выразительно рассказывать о найденной информации
      Обсуждать свои стратегии поиска с учителем и сверстниками и при необходимости пересматривать их
      Иллюстрировать свои тексты для лучшего понимания другими.
      Участвовать в инсценировках.

       В средней школе дети будут:

      Работать в команде при подготовке эскиза (проекта) работы.
      Слушать, понимать и обсуждать в группах мнения отличные от их собственного.
      Формулировать гипотезы и проверять их в групповых или классных дискуссиях.
      Выступать от имени группы по итогам обсуждения.
      Использовать разные приёмы при обсуждении и порождении идей в группе (ролевые игры, моделирование, мозговой штурм).
      Проводить серии интервью для оценки идей.
      Оценивать преимущества и недостатки разных способов представления информации, экспериментировать с разными способами представления одних и тех же данных.

      В старшей школе дети будут:

      Использовать конспекты, схемы, планы-графики работ в процессе обсуждения своих идей и хода выполнения работ.
      Использовать неформальные встречи и неформальные обсуждения для оценки своих идей и работ.
      Использовать специально организованные дебаты для обсуждения своих идей и работ.
      Проводить специально организованные семинары для обсуждения своих идей и работ.
      Готовить выступления для представления своих идей и работ перед разными аудиториями и для разных целей.

       Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках риторики, русского языка и литературы, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       1Г. Прикладной аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов

       В начальной школе дети будут:


      Создавать таблицы и графики, отражая, что уже известно, а что надо выяснить.
      Создавать схемы рассказов (планы).
      Обсуждать новый учебный материал.
      Распознавать элементы книги и простых художественных текстов.
      Создавать списки ключевых слов к тексту.
      Прояснять значения слов с помощью словаря.
      Использовать энциклопедии для создания обзора предложенной темы.
      Выражать мысли и чувства относительно прочитанного в художественной, научно-популярной и справочной литературе.
      Делать выводы о прочитанном.
      Связывать прочитанное со своими знаниями и опытом.
      Понимать организацию школьной библиотеки и принятые правила пользования, просматривать библиотечные полки при поиске информации.
      Начинать пользоваться библиотечными каталогами для поиска по автору, названию, теме.
      Начинать формировать своё мнение при рассмотрении сведений из разных источников.
      Находить связанные между собой идеи.
      Находить взаимосвязи и взаимозависимости в повседневной жизни.

      В средней школе дети будут:


      Готовить список потенциальных источников информации до начала поиска.
      Находить периодические издания и книги по указанным ссылкам.
      Делать аналогии для подключения к выполнению работ идей из других областей.
      Анализировать данные, формулировать аргументы, делать выводы.
      Сравнивать предсказанные и экспериментальные результаты.
      Перегруппировывать и менять организацию данных для выявления связей и зависимостей.
      Анализировать противоречивую информацию.
      Самостоятельно производить поиск информации в общественных библиотеках.
      Самостоятельно проводить поиск в каталогах.
      Просматривать подходящие разделы библиотеки для поиска информации по теме.
      Использовать музеи и другие организации для сбора информации.
      Переоформлять свою работу для широкого круга целей и читателей

      В старшей школе дети будут:


      Использовать библиографическую литературу для начала сбора информации.
      Обнаруживать связи и зависимости различных данных, сопоставлять результаты анализа информации с личным опытом.
      Сравнивать свои гипотезы с другими опубликованными гипотезами.
      Переносить заключение, сделанное в одном контексте на другой контекст, например, от искусств к наукам.
      Предлагать области для дальнейшего исследования проблемы.
      Использовать специализированные библиотеки для поиска информации.
      Находить архивные и правительственные документы.

      Перечисленные умения формируются в первую очередь в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.


       2А. Концептуально-аналитический аспект информационной деятельности с применением информационных технологий

      В начальной школе дети будут:


      Выбирать аудио-, видео- , CD-ресурсы для выполнения поставленной задачи.
      Объяснять важность найденной информации.
      Повторно воспроизводить нужную информацию на аудио- и видеомагнитофонах.
      Использовать компакт-диски для сбора информации.
      Знать средства информационных технологий и описывать их назначение: телефон, телевизор, компьютер.
      Анализировать элементы рассказа в звуковом, видео и электронном представлении.
      Знать принципы работы компьютера как исполнителя алгоритмов.
      Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
      Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданным.

      В средней школе дети будут:

      Знать общепринятые технологические средства и типы задач, для которых они могут использоваться.
      Анализировать телепередачи для понимания замысла авторов, целей и путей их достижения, для оценки предвзятость, полноту, наличие стереотипов, правдоподобие.
      Анализировать сайты в Интернет для оценки их структуры и дизайна.
      Изучать предложенную тему с использованием видеозаписей и телепередач.
      Анализировать и оценивать данные с использованием специальные программные средства.
      Различать первичные, вторичные и третичные материалы из электронных источников.
      Оценивать значение и применимость электронных ресурсов.
      Выбирать технологию презентации своих работ и объяснять свой выбор.
      Объединять группу объектов в один класс, составлять описание класса с указанием его признаков и действий.
      Выполнять, составлять и изменять, алгоритмы с ветвлениями циклами, переменными и массивами.

      В старшей школе дети будут:

      Анализировать разнообразные электронные источники информации. Делать утверждения, основанные на анализе данных, взятых из электронных таблиц и баз данных.
      Знать и уметь объяснить правила использования информации из электронных ресурсов и ответственность за это использование.
      Устанавливать критерии для оценки сайтов в Интернет.
      Выполнять сложные вычисления над базами данных и электронных таблицах для реализации своих информационных потребностей.

      Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.


       2Б. Организационный аспект информационной деятельности с применением информационных технологий

      В начальной школе дети будут:


      Отвечать по телефону и принимать сообщения для других.
      Использовать аудио- и видеозапись для сбора информации.
      Использовать меню на компакт-дисках для понимания того, как организована на диске информация.
      Использовать планы работ в виде набора картинок при работе над проектами.
      Понимать назначение составных элементов информационных продуктов.
      Ориентироваться в операционной среде компьютера и запускать приложения на выполнение.

      В средней школе дети будут:

      Вводить текст в текстовом редакторе, пользоваться инструментами: вырезание, копирование и вставка.
      Делать рисунки в графическом редакторе.
      Использовать простые средства рисования и простые базы данных для записи, редактирования и сортирования информации.
      Изображать данные на диаграммах, круговых диаграммах, гистограммах и т.д.
      Использовать при записи и организации информации ленты времени, деревья понятий, гипертекстовые связи и надписи.
      Использовать компьютерную записную книжку для записи найденной информации.
      Использовать графические средства в документах для подчеркивания его структуры.
      Проектировать базы данных и электронные таблицы.
      Составлять и по необходимости вносить изменения в схему наследования классов.
      Составлять диаграмму состояний объектов одного класса.
      Выполнять алгоритмы методов класса для разных экземпляров класса.
      Анализировать организацию информации на компакт-дисках.
      Создавать эскиз компьютерной презентации в виде набора картинок.
      Использовать программное обеспечение для организации отдельных слайдов в презентацию.
      Посещать электронные библиотеки и описывать их организацию.

      В старшей школе дети будут:

      Создавать планы работ с помощью графических инструментальных средств.
      Использовать специальное программное обеспечение для работы с планами и потоковыми диаграммами.
      Создавать документы сложной структуры с применением диаграмм, графов, таблиц.
      Создавать полноценные базы данных и электронные таблицы, выводить информацию разными способами.
      Создавать реляционные многотабличные базы данных.
      Создавать свои сайты для объединения ссылок на разные источники информации.
      Объяснять, как устроены страницы Интернет и поисковые машины.
      Знать, как устроены экспертные системы.

      Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.


       2В. Коммуникационный аспект информационной деятельности с применением информационных технологий

       В начальной школе дети будут:


      Формировать в ролевых играх навыки общения по телефону.
      Выполнять принятые правила работы на компьютере.
      Проводить интервью и опросы с использованием техники: телефона, факса, электронной почты.

      В средней школе дети будут:

      Создавать простые информационные продукты, такие как книжки с картинками, рекламу.
      Создавать материал для презентаций, используя простое программное обеспечение для создания страниц с иллюстрациями.
      Использовать для расширения возможностей текстовых презентаций шрифты с разными атрибутами и стили.
      Создавать электронный информационный продукт для совместного использования найденной информации.
      Участвовать в сетевом общении, узнавать точки зрения сверстников и высказывать свои соображения.
      Использовать сетевые средства поддержки коллективных разработок при работе над проектами.
      Готовить мультимедийные презентации, объединяя тексты, графику, звук , и используя языки программирования, встроенные в приложения для создания презентаций.
      Готовить изображения для презентаций с помощью сканеров, цифровых фотокамер и видеокамер.
      Знать сетевой этикет, объяснять его и следовать его правилам.
      Готовить компьютерные презентации для конкретной аудитории и конкретной цели.
      Готовить макеты информационных бюллетеней и брошюр, используя настольные издательские системы.
      Использовать электронную почту для того, чтобы задавать вопросы экспертам.

      В старшей школе дети будут:

      Использовать различные средства сетевого общения (электронная почта, конференции, видеоконференции) для обмена знаниями.
      Использовать в презентациях данные из баз данных и электронных таблиц.
      Публиковать результаты своих работ в Интернет и в школьной сети обсуждения и для получения отзывов по электронной почте.
      Создавать страницы в Интернет с использованием апплетов (программ) и динамической генерации страниц.

      Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках риторики, информатики, русского языка и литературы, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.


       2Г. Прикладной аспект информационной деятельности с применением информационных технологий

      В начальной школе дети будут:


      Искать информацию в тексте по ключевым словам.
      Использовать кассеты и компакт-диски для прослушивания и сбора информации.
      Использовать видео-кассеты и компакт-диски для просмотра и сбора информации.
      Использовать магнитофон, фотоаппарат и видеокамеру для сбора данных.
      Уметь обращаться с магнитофоном и видеомагнитофоном, чтобы представить собранную информацию.
      Использовать графические редакторы для создания изображений.
      Использовать текстовый процессор для ввода и редактирования текстов.
      Использовать гиперссылки и алфавитные указатели при поиске информации на компакт-дисках.
      Обращаться по предварительно созданным закладкам к страницам Интернет.

      В средней школе дети будут:

      Использовать группу ключевых слов для поиска на компакт-дисках.
      Выполнять поиск в Интернет по ключевым словам, с использованием логических выражений.
      Получать данные по телефону, в письме, в Интернет.
      Использовать графические приложения для иллюстрировании информации.
      Добавлять нарисованные, отсканированные или готовые картинки к документам.
      Использовать разные приложения для отображения данных разными способами, чтобы выбрать наиболее эффективный режим их представления.
      Использовать аппаратные средства информационных технологий: факс, видеомагнитофон, видеокамеру, цифровую фотокамеру, компьютер.
      Использовать сетевые инструменты для получения информации из общественных и университетских библиотек.

      В старшей школе дети будут:

      Искать в сетевых ресурсах произвольный текст.
      Использовать для поиска в сети метапоисковые машины.
      Использовать сетевые инструменты для получения информации из музеев, галерей, муниципальных органов (городских и районных управ, и т.д.).
      Находить и выбирать информацию из разнообразных правительственных и деловых источников.
      Находить и выбирать информацию из ресурсов международных организаций.

      Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       3А. Концептуально-аналитический аспект деятельности человека в информационном обществе

      В начальной школе дети будут:


      Знать опасные и безопасные пути добывания информации.
      Знать знакомые приборы, связанные с информацией, и описывать их использование.
      Знать профессии людей, к чьим функциям в общественном устройстве относится предоставление информации, и описывать их деятельность.
      Знать способы, с помощью которых информация попадает в книги и компьютеры (в печатные и электронные издания).
      Понимать важность школьных и общественных библиотек.
      Разрабатывать критерии отбора книг для чтения.
      Анализировать различия между информацией, передаваемой в устной и письменной речи.
      Следовать определенным правилам для конкретных задач.

      В средней школе дети будут:

      Знать особенности художественной, научно-популярной и справочной литературы и объяснять свои читательские вкусы.
      Понимать и уметь объяснить цели и важность принятых правил поведения.
      Оценивать значение информации в различных культурах (в историческом и географическом аспектах).
      Анализировать информационные особенности нашего общества.
      Описывать проблемы общества, связанные с информацией.
      Анализировать способы, которыми люди учатся читать, записывать, просматривать информацию.
      Оценивать мнения, предвзятости, прогнозы разных писателей и создателей телепередач.
      Анализировать роль информации на рабочем месте.
      Анализировать особенности и примеры этичных и неэтичных применений информации и информационных технологий.

      В старшей школе дети будут:

      Идентифицировать роль информации в обществе, в таких областях как образование, здравоохранение, борьба с преступностью, экономика , политика, как генная инженерия, искусственный интеллект, кибернетика.
      Анализировать воздействие информационных технологий на охрану окружающей среды.
      Понимать и объяснять важность чтения разных художественных произведений, в том числе классических, для понимания различных культур.
      Анализировать воздействие информационных технологий на российскую культуру, на мировую культуру.
      Оценивать эффективность дистанционного обучения.
      Знать элементы теории информации.

      Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, окружающего мира, обществоведения и комплекса естественнонаучных дисциплин, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       3Б. Организационный аспект деятельности человека в информационном обществе

      В начальной школе дети будут:


      Узнавать в повседневной жизни обыденные повторяющиеся действия и события, описывать их.
      Объяснять, как организованы словари и энциклопедии.
      Объяснять, как организованы предметные указатели.
      Классифицировать способы организации информации дома и в школе.
      Знать устройство библиотеки.
      Классифицировать методы организации и хранения информации, такие как в алфавитном порядке, по тематике, по виду информации.
      Сравнивать художественные тексты со справочными и научно-популярными и называть отличия.

      В средней школе дети будут:

      Вести записи в процессе чтения, наблюдения, слушания.
      Читать и рассказывать о жизни и деятельности людей, внесших большой вклад в книгопечатание.
      Читать и рассказывать о жизни и деятельности людей, внесших большой вклад в создание компьютеров.
      Описывать методы генеалогии и создавать генеалогическое дерево.
      Описывать, как организованы справочники, атласы и каталоги.
      Посещать различные библиотеки и составлять описания их устройства.
      Классифицировать художественные произведения по жанрам и знать в каждом жанре знаменитых авторов и их произведения.

      В старшей школе дети будут:

      Объяснять структуру деловых документов, таких как различные руководства и отчеты.
      Описывать, как организована информация в мозгу.
      Описывать, как мозг обрабатывает информацию.
      Описывать историю библиотек, музеев и других учреждений, занимающихся организацией и хранением информацией.

      Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       3В. Коммуникационный аспект деятельности человека в информационном обществе

      В начальной школе дети будут:


      Выступать поочередно при обсуждении чего-либо и объяснять, почему поочередные выступления позволяют обмениваться информацией.
      Понимать особенности иллюстрированных книг, используемые для передачи информации.
      Понимать особенности учебников, используемые для передачи информации.
      Описывать пути передачи информации дома и в школе.
      Уметь читать информацию на упаковках товаров.
      Иметь представление о том, что такое интеллектуальная собственность, авторство и плагиат.

      В средней школе дети будут:

      Описывать историю способов кодирования информации (например, наскальные изображения, алфавиты, иероглифы).
      Описывать историю пересылки сообщений (гонцы, торговые маршруты, почта).
      Описывать историю систем связи (телеграф с азбукой Морзе, радио, телевидение, компьютеры).
      Описывать историю тиражирования информации (переписывание рукописей, печатная машинка, факс, ксерокс)
      Объяснять особенности радио в передаче информации.
      Объяснять особенности телевидение в передаче информации.
      Объяснять особенности газет и журналов в передаче информации.
      Сравнивать между собой разные виды передачи информации.
      Описывать развитие передачи информации в обществе и пытаться предугадывать дальнейшие направления развития.
      Объяснять принципы передачи секретной информации.
      Объяснять особенности реализации авторских прав для печатных изданий и материалов на магнитных или оптических носителях.

      В старшей школе дети будут:

      Описывать такой способ управления передачей информации как цензура.
      Знать особенности пропаганды и приводить исторические примеры.
      Анализировать использование контроля над средствами связи и пропаганды в современном обществе.
      Описывать способы обмена информацией в современном деловом мире.
      Описывать шифрование как один из методов информационной безопасности.
      Уметь определять права собственности на ту или иную информационную продукцию.
      Понимать и объяснять юридические и этические проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью.

      Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках риторики, информатики, обществоведения, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.

       3Г. Прикладной аспект деятельности человека в информационном обществе

      В начальной школе дети будут:


      Знать любимые тексты и пересказывать их своими словами.
      Сопоставлять свой опыт и опыт других людей с жизнью литературных героев.
      Читать художественную и научно-популярную литературу для собственного удовольствия.
      Писать письма, стихи, рассказы для выражения своих мыслей и чувств.
      Делать краткие устные выступления для выражения своих мыслей и чувств.

      В средней школе дети будут:

      Использовать информацию при решении каких-либо спорных вопросов и при составлении прогнозов.
      Самостоятельно составлять план чтения на год: для удовольствия и для учебных целей.
      Сравнивать особенности использования логического и интуитивного, творческого мышления при обработке информации.
      Знать и применять эффективные способы учебы.
      Связывать знания, полученные на уроках по разным дисциплинам .
      Выполнять правила безопасного и ответственного пользования информацией и объяснять их разумность.
      Использовать опыт чтения и другие навыки работы с информацией для решения личных проблем, школьных проблем, домашних проблем.

      В старшей школе дети будут:

      Понимать и применять инновационные способы учебы.
      Использовать знания теорий о разных видах интеллекта, об особенностях восприятия для формирования индивидуального подхода к работе с информацией.
      Использовать опыт чтения и другие навыки работы с информацией для выбора профессии, для решения социальных проблем, для решения глобальных проблем общества.
      Объяснять каким образом проводятся переговоры в группе, направленные на достижение согласия и принятие решений.

      Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, русского языка и литературы, обществоведения а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.