Всероссийский @августовский педсовет / Секция "Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы"
   Роль информационных служб в информатизации городской системы образования
Гусаров Виктор Алексеевич, председатель комитета по образованию и науке администрации г. Перми


Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, что информатизация является очень важным направлением работы органов управления образованием во всех регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Но в каждом регионе, городе или районе такая работа имеет свою специфику и характерные черты. Не исключение в этом и наш город Пермь.

В Перми информатизация образования проводится на текущем этапе в соответствии с Программой развития системы образования до 2005 г., принятой городской Думой (решение № 141 от 2 декабря 2000 г.). В рамках этой Программы на городском уровне образования реализуется Концепция создания системы управления знаниями, основным рабочим звеном которой является информационная служба образовательного учреждения (ОУ).

Создание системы управление знаниями включает в себя следующие направления работ:

  1. построение единого информационного пространства городской системы образования на основе внедрения новых информационных технологий (НИТ);
  2. отработка механизмов информационно-аналитической работы в образовательных учреждениях г. Перми;
  3. информатизация мониторинга качества образовательных услуг;
  4. методическое сопровождение внедрения НИТ в учебный процесс и сопровождение образовательных технологий, ориентированных на развитие у учащихся навыков самообучения (сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционное обучение, развивающее обучение Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова и т.п.).

 

 

Создание системы управления знаниями

 

 

 

Построение единого информационного пространства

 

Отработка механизмов информационно-аналитической работы

 

Информатиза-ция мониторинга качества образователь-ных услуг

 

Внедрение НИТ в учебный процесс и поддержка технологий самообучения

 

Создание информационных служб влечет за собой выделение ставок для выплаты заработной платы специалистам. К сожалению, на федеральном уровне не предусмотрено существование таких подразделений в ОУ. Поэтому учебным заведениям приходится часто самим решать эту проблему в рамках имеющегося финансирования: вводить должность заместителя директора по информационной работе, поручать проведение информатизации другим работникам (например, преподавателю информатики) и т.д. Безусловно, в ряде случаев это создает напряженность в коллективе, т.к. ослабляется внимание к решению других задач ОУ.

В 1998 г. мы попытались смягчить эту проблему, проведя законодательно на городском уровне решение о создании в ОУ г. Перми школьных информационных служб (медиацентров), которые сейчас функционируют не только в школах, но и в учреждениях дополнительного и дошкольного образования. Штат школьной информационной службы в зависимости от степени ее развития делится на две ступени (См. Типовое положение):

1-я ступень содержит три ставки – руководитель службы (11-14 разряд), техник по ЭВМ (8-10 разряд); лаборант (5-7 разряд);

2-я ступень содержит четыре ставки – руководитель службы (11-14 разряд), системный администратор – инженер по ЭВМ (9-12 разряд), техник по ЭВМ (8-10 разряд); лаборант (5-7 разряд). Заработная плата специалистам поступает из средств городского бюджета.

Законодатель (в данном случае городская Дума) установил, что информационная службы создаются не во всех ОУ, а только в тех, кто достиг определенной степени своего функционального развития в информатизации. Процесс роста школьных информационных служб в г. Перми выглядит следующим образом:

 

 

Создание школьных информационных служб (медиацентров):

1997 г. – 5

1998 г – 27

1999 г. – 32

2000 г. - 42

Создание школьных информационных служб (медиацентров)

 

Планируем, что к концу текущего года число школьных информационных служб (медиацентров) возрастет еще на 10.

В данный момент созданные информационные службы представляют собой авангард процесса информатизации городской системы образования, что положительно сказывается на его ходе:

 

Оборудование постов электронной почты в образовательных учреждениях:

1997 г. – 48

1998 г – 54

1999 г. – 68

2000 г. - 70

Оборудование постов электронной почты в образовательных учреждениях:
Участие в телекоммуникацион-ных проектах (в том числе международных) через Интернет (“Реки жизни”, “Гармония”, “Глоуб” и пр.):

1997 г. – 12

1998 г – 31

1999 г. – 43

2000 г. - 66

Участие в телекоммуникацион-ных проектах (в том числе международных)
Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений:

1997 г. – 2

1998 г – 5

1999 г. – 17

2000 г. - 23

Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений

 

На протяжении указанных лет информационные службы ОУ г. Перми, объединив усилия, ведут целенаправленную работу по организации школьного Интернет-сообщества через систему городских конкурсов, научно-практических конференций для учащихся и педагогов, проводимых под руководством Комитета по образованию и науке городской Администрации и Центра развития образования. В результате этой работы создан Пермский Интернет Клуб – объединение образовательных учреждений города Перми, где существуют школьные информационные службы, которые на добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать и работать в Интернет.

Пермский Интернет Клуб – активный и постоянный участник всех конкурсов социально значимых проектов, проводимых в нашем регионе (включая конкурсы Приволжского федерального округа), получил ряд грандов для реализации этих проектов. В данный момент Клуб выполняет два проекта, имеющие важное значение для системы образования г. Перми:

1. Многоуровневый проект “Создание городского школьного Интернет-сообщества” был разработан в 1999 г. и рассчитан на реализацию до конца 2005 г. Этот проект главным образом ориентирован на внедрение НИТ в образовательных учреждениях г. Перми с последующим объединением их в едином информационном пространстве системы образования города и области. Указанный проект предусматривает ежегодное проведение:

- серии конкурсов, ориентированных на использование НИТ в ОУ;

- ежегодной городской научно-практической конференции “Интернет и общество” для учащихся и преподавателей г. Перми и Пермской области;

- сопровождения секции “Интернет и общество” на ежегодном областном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся;

- работы стенда “Информационные технологии в образовании” на ежегодной выставке “Образование и карьера” в областном выставочном комплексе “Пермская ярмарка”.

- городских олимпиад для школьников по информационным технологиям.

2. Проект по созданию мультимедийного компакт-диска “Пермское школьное Интернет-собщество”, который ранее разрабатывался для участия Пермского Интернет Клуба во Всероссийском конкурсе фирмы “Siemens”. Диск содержит материалы (мультимедийные презентации ОУ, Web-страницы и галереи электронных рисунков школьников г. Перми) на русском и немецком языке. Итоги конкурса будут подведены в сентябре 2001 г. Принято решение о продолжении данного проекта с целью включения в компакт-диск материалов на английском языке независимо от результатов конкурса, т.к. уже начальная версия этого диска в нашем городе стала мощным стимулирующим фактором для изучения НИТ.

Разумеется, есть и проблемы. К сожалению, наблюдается увеличение разрыва между уровнем преподавания информатики и информационных технологий между школами, где есть информационные службы, и школами, где их нет. И эти две группы ОУ постепенно “информационно удаляются” друг от друга. Далее, назрела необходимость создания информационных служб в органах управления образованием, в том числе и в городском комитете. Разработаны положения об этих информационных службах, и они ждут своего утверждения. Однако, как Вы понимаете, Законодатель, который выделяет средства на формирование ставок указанных подразделений, “озадачен решением и других кричащих проблем”, имеющихся в городе. Поэтому мы с Вами должны вести работу в этом направлении постоянно и планомерно.

В этом году городским бюджетом выделены средства для слабо укомплектованных вычислительной техникой (ВТ) школ с целью закупки 7 современных компьютерных классов, в каждом районе г. Перми (напомним, что у нас их семь) будет создан пост электронной почты для районного методического кабинета.

Будут подержаны и школы, где активно работают информационные службы. В частности, они централизованно получат для организации районных Интернет-классов коллективного доступа:

 

№ п/п

Учреждение-получатель

Оборудование

 

гимназия № 4 Дзержинского района

компьютерный класс и оборудование для подузла связи с выделенным каналом

 

школа № 9 городского подчинения

компьютерный класс

 

школа № 11 Ленинского района

компьютерный класс

 

лицей № 3 Индустриального района

оборудование для подузла связи

 

ДТЮ Ленинского района

оборудование для подузла связи

 

школа № 87 Кировского района

оборудование для подузла связи

 

школа № 96 Свердловского района

оборудование для подузла связи

 

школа № 45 Орджоникидзевского района

оборудование для подузла связи

 

ЦДТ “Шанс” Мотовилихинского района

оборудование для подузла связи

 

ГДТЮ городского подчинения

оборудование для подузла связи

 

Таким образом, в каждом районе слабо укомплектованные ВТ школы получат возможность посещения районных классов коллективного доступа с высокоскоростным выходом в Интернет в тех местах, где они существуют.

Для активизации работы всех школьных информационных служб (медиацентров), т.к. их становится все больше, в 2001/2 учебном году будет проведен городской конкурс среди медиацентров на лучшую реализацию методики дистанционного обучения и интеграции НИТ со школьными предметами. Причем в этом конкурсе будет выделено две номинации – для только начавших свою работу информационных служб и для информационных служб, существующих уже несколько лет. Каждое ОУ - победитель конкурса традиционно получит ценный приз для пополнения своего парка ВТ.

Конечно, еще находится в самом начале работа по созданию единого образовательного информационного пространства городской системы образования, которая включает в себя 442 ОУ:

    • 157 общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии);
    • 199 дошкольных образовательных учреждений;
    • 43 учреждения дополнительного образования (дома творчества юных, станции юных техников, спортивные школы, оздоровительные центры и пр.);
    • 39 специальные и коррекционные образовательные учреждения (детские дома, школы-интернаты, школы для детей с ограничениями по здоровью и т.д.);
    • 2 профессиональных училища;
    • 2 учреждения дополнительного образования для взрослых.

 

Мы видим, что масштабы нашей работы большие, а ресурсы ограничены. Поэтому большое значение в этой работе имеет “человеческий фактор” - целеноправленная деятельность работников ОУ, отвечающих за его информатизацию (заместители руководителя ОУ по информатизации, руководители информационных служб и т.п.). Эта плеяда работников способна отслеживать самые последние изменения в развитии ВТ и средств связи, повышать культуру их использования и обеспечивать оптимальные расходы при модернизации оргтехники. Сегодня темпы таких изменений возрастают еще больше и риск “неразумного” вложения денег увеличивается. Главным качеством руководителя ОУ становиться умелый расход ограниченных ресурсов (как денежных, материальных, так и людских) и способность оперативно оценивать перспективность новых ВТ-технологий благотворно сказывается на экономии ресурсов. Даже “бедные” ОУ могут быстро повысить уровень своей информатизации, используя “малые” вложения при наличии хорошо работающей информационной службы.

Типовое положение о школьной информационной службе (медиацентре) - архив .exe- 57 Kb

Пермский Интернет Клубhttp://art.perm.ru/  

Концепция создания системы управления знаниями - архив .exe- 39 Kb

 

Пермская секция Всеросийского педагогического совета 2001 года.

School banner network
School banner network
детская общественная приемная | лидеры в образовании | каталог ссылок | августовский педсовет
    Страница изменена: Coryright © 2001 Alledu.ru