Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)

 

Итоги работы секции «Школьная информационная служба / Школьный библиотечный медиацентр».

Подготовлены:

Самосушев Виктор Леонидович, МОУ «Средняя общеобразовательная школа #136», , г. Пермь.   E-mail: school136@pstu.ac.ru  Телефон: (3422) 23-94-86  
Коршунова Лариса Евгеньевна, Отдел образовательных проектов компании «Кирилла и Мефодия», г. Москва. E-mail:  korshunova@nmg.ru Тел.: (095) 903-80-95

  1. Дата открытия: 24 августа, предполагаемая дата закрытия работы секции: 18 сентября в 12.00 (заканчивается последний чат).
  2. Адрес страницы, с которой велась работа секции: http://pedsovet.alledu.ru/index/46
  3. Просмотров – 10862, с 5 сентября до 18 сентября – всего 5240 (среднее 394 в день). Посетителей – 718, с 5 сентября – всего 558, среднее в день – 42 человека.
  4. Консультанты: Жукова Татьяна Дмитриевна, начальник Отдела библиотек и медиатек Мин-ва образования Российской Федерации; Ястребцева Елена Николаевна, академик РАИ, зав. лабораторией «Школьная медиатека» ИОСО Российской академии образования, кпн.
  5. Интересные люди: Бухаркина М.Ю., Валерий Грошев, Серых Людмила, Галина Голуб, Тевс Д.П., Сапожников А.П., Калина Татьяна, Калеников А.
  6. Чиновники, которые приняли участие в работе и (или) помогли работе АП – Жукова Т.Д. нач. отдела МО РФ; Сапожников А.П., директор пермского ОЦПИ; Пигилев О.А., нач. отдела пермского ЦРО ГКОН; Голуб Г., Департамент образования г. Самары
  7. Общее количество зарегистрировавшихся: 498

Подписалось на новости секции - 443

    1. Количество активных участников, самых активных - 7 (на всем протяжении секции), менее активных – 29. Итого – 36.
    2. Количество уникальных участников (не зарегистрированных в других секциях) – не известно.
  1. География участников: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Пермь, г. Нытва Пермской области, г. Самара, г. Юганск,  г. Сызрань, г. Барнаул, г. Братск, г. Тольятти, Нижегородская обл., г. Кемерово, г. Красноярск, г. Хабаровск, г. Переславль-Залесский, г. Шебекино Белгородской области, Якутия Саха, г. Ачинск Красноярского края, г. Суксун Пермской области.
  1. Количество докладов
    1. Доклады сотрудников организации, которая отвечала за работу секции: 1.
    2. Доклады, присланные сторонними авторами: 14.

1.        Анализ ситуации по информатизации системы образования г. Перми. Болотова Л.Ю., руководитель сектора информационно-аналитической работы Центра развития образования г. Перми им. С.О.Ветлугина

2.        Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы. Ястребцева Е.Н., кандидат педагогических наук, академик РАИ.

3.       Районные фильмотеки. Проблемы и перспектива. Евдокимов В.А. - заведующий фильмотекой отдела образования территориального управления Колпинского административного района Санкт-Петербурга.

4.       Диалог поколений. Сценарий диспутов по нравственному воспитанию старшеклассников. Н. Бобрик, зав. библиотекой школы №1997 г. Москвы.

5.       Формирование информационной грамотности в Образовательной программе "Школа 2100". А. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы в Образовательной системе "Школа 2100".

6.        Книга как источник информации в современном образовательном процессе. Л. Владимирова, заведующая библиотекой школы № 44 Приморского района Санкт-Петербурга.

7.       Проектирование пакета регламентирующих документов для школьных библиотек. О. Старовойтова, кпн, член редколлегии "ШБ".

8.        Дидактические основы формирования информационной культуры. Н.. Гендина,
доктор педагогических наук, академик международной академии информатизации,
проректор по научной работе КемГАКИ.

9.        Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса, его подготовки и проведения.  Г. Стародубова, кандидат педагогических  наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций КемГАКИ, Л. Савкина, старший  преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций КемГАКИ.

10.    Информина. Сценарий зачетного учебного занятия по курсу "Основы информационной культуры". Г. Стародубова, канд. пед. наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций КемГАКИ.

11.     Становлените школьной информационной службы. Первый опыт. Ольшанская Т.В., гимназия 3, г. Пермь.

12.     Футуризм образования: реальность, идеи, модели. Дмитрий В. Захаржевский
Руководитель краевого медиацентра ЦИО КК ИПКРО.

13.    Об учёте основных и учебных фондов школьных библиотек.  Инструктивно-методическое письмо министерства образования Хабаровского края от 19.06.02 № 11-9-1577.  А.М. Король, заместитель министра образования Хабаровского края. И.А. Мельничук, методист-инспектор.

14.  О методических рекомендациях по составлению библиографического описания. Инструктивно-методическое письмо министерства образования Хабаровского края от 10.07.02 № 11-9-1808. А.М. Король, заместитель министра образования Хабаровского края. И.А. Мельничук, методист-инспектор.

    1. Лучший доклад от секции, ФИО автора, город, учреждение, название доклада, URL, обоснование (почему и кем он признан лучшим) – (идёт обсуждение)

 

  1. Тема (темы) форумов: Новая школьная библиотека - какая она? Техническое обслуживание медиацентра. О понятии информации в контексте библиотечного медиацентра.  Виртуальное Методическое Объединение Библиотекарей. Информационное пространство в школе. Статус школьного библиотекаря. И другие.
    1. Количество сообщений в форумах - 81
    2. Наиболее интересные сообщения –

* 3 и 4 сентября в средней школе № 176 г. Минска проходят родительские собрания 0 -11 классов по теме "Домашний компьютер в образовании и развитии" при поддержке Белорусского Центра Федерации Интернет-образования.

* Нет ли у вас желания продолжить работу секции и после педсовета. Я к тому, что пора бы "делать" Виртуальное Методическое Объединение Библиотекарей.

И другие.

 

  1. Основная обсуждаемая тема: «Новая школьная библиотека, - какая она? Новое в работе школьной библиотеки, создание школьных медиацентров.»
    1. Дополнительные темы: структура школьной информационной службы, проблемы сельской библиотеки, электронные образовательные ресурсы.
  2. Чаты: общее количество самих чатов - 5, общее количество участников - 46, темы:

1. Новая школьная библиотека – какая она. 28 августа.

2. Электронные образовательные ресурсы. 6 сентября.

3. Самарский опыт. Сельская библиотека. 11 сентября

4. Формирование итогового документа. 16 сентября

5. Пермский опыт. Создание медиацентров. Подготовка специалистов. Значение ОЦПИ. – 18 сентября.

Наиболее активные участники: Самосушев В.Л., Коршунова Л.Е., Ястребцева Е.Н., Бухаркина М.Ю., Евдокимов Владимир,  Валерий Грошев, Серых Людмила, Голуб Галина, Татьяна Калина.  Сапожников А.П., Ковина Т.П., Юрий Федосеев, Воронина Т.А.  Интересные предложения:

- (смотри в пункте 14 данного отчёта)

  1. Конкурсы, условия конкурсов, ФИО победителей, город, учреждение, обоснование, предполагаемые призы: - не проводились.
  2. Круглые столы, количество, темы, участники, итоги – не проводились.
  3. Итоги работы:

* В ходе работы секции была составлена коллекция ссылок, затрагивающая вопросы медиаобразования, теории и практики создания и функционирования медиатек, медиацентров и школьных информационных служб. Адреса ресурсов можно посмотреть на страницах секции.

* В результате опроса  «что является ядром школьной информационной службы?», 37% ответили «Библиотека» (на 16 сентября в опросе участвовало 52 участника секции)

Ядром школьной информационной службы является:

1. Библиотека.

[37%]

2. В перечисленном списке нет ответа.

[18%]

3. Методический кабинет.

[14%]

4. Кабинеты информатики.

[10%]

5. Лаборатория медиаспециалистов, включающая пост тиражирования печатных материалов.

[8%]

6. Локальная сеть, включающая в себя кабинеты директора, секретаря, врача, психолога, соц.педагога.

[8%]

7. Читальный зал библиотеки.

[6%]

8. Спецкабинеты: видеозал, видеостудия, радиостудия, аудиостудия и др.

[2%]

Всего ответили - 52 человека

  

  

 

* наиболее интересные мероприятия:

чат «Сельская библиотека. Самарский опыт»;

чат «Пермский опыт».

 

самые «провальные дела» - не знаю;

 

 интересные идеи, мысли:

* создание межшкольных районных медиацентров, может быть реорганизация районных фильмотек? МО разработать нормативные документы о создании, статусе и функциях межшкольных районных медиацентров. (В. Евдокимов, В.Грошев) - Передать региональные документы в отдел библиотек и медиатек МО для работы над документом Федерального значения (Коршунова Л.);

* создание виртуального методобъединения библиотекарей (Скродумов В.Е.);

* заслуживает внимание опыт Государственной научной педагогической библиотеки им. Ушинского, на сайте которой открылся новый раздел "Школьным библиотекарям", есть раздел "аннотированный каталог образовательных ресурсов "Педагогика в Интернет";

* интересен опыт Самары по созданию сайта для сельских (и не только) школ «Медиатека – образовательный ресурс школы» - http://www.edc.samara.ru/~mediateka/;

* интересен опыт  Самарской области, где открыли школьное здание со специально спроектированным в нем помещением для медиатеки;

* Сейчас пришло время осмыслить и обобщить богатый опыт, накопленный в кабинетах информатики, школьных телестудиях, пресс-службах и, конечно, библиотеках. Для того, чтобы ИНТЕГРИРОВАТЬ все это, не отринуть, а объединить в медиаслужбе или центре...(Серых Людмила);

* предложение к отделу библиотек МО: на сайте публиковать передовой опыт, хотя бы кратко. Это же дешево - и на всю страну сразу! (Серых Людмила) – а может лучше их просить не у себя на сайте публиковать, а делать "обзор" по уже существующим ресурсам и рассылать в регионы бумажной почтой какие-то рекомендации...(Калеников)

* По медиатеке школьной могут быть предложения следующие: Привести в соответствие с требованиями времени формирование фондов (оснащение с электронными и Интернет-ресурсами), переподготовка школьных библиотекарей(с инф. техн.). По межшкольным медиацентрам: может быть предложено след.: абонемент на совр. носителях, проведение семинаров для школьных библиотекарей и учителей, использующих их в работе, формирование фондов совр. Инфосредствами.   ПО информационной службе: пришла пора говорить о специальной ставке IT-директора - организатора Интранета/Интернета школы, сетевой деятельности учителей и учащихся, инициатора создания всеми участниками пед.процесса инфо модулей Интранета. – Ястребцева Е.Н.

* "Медиацентр и авторское право". Я бы попросил юристов МО подготовить методические рекомендации, в том числе, и на основе вопросов с мест (Евдокимов В.).

* обучение медиаспециалистов медиатек (медиацентров)

 

 

  1.  Основные предложения по итогам работы секции:

- На основании  текстов  Положений о школьных  (межшкольных) медиацентрах/медиатеках, действующих в регионах России, сформировать пакет документов, регламентирующих деятельность школьных медиатек, межшкольных районных медиацентров на федеральном уровне (Предложение для  М-ва образования Российской Федерации).

- Создать Виртуальное методическое объединение библиотекарей (ВМОБ), где библиотекари школ могли бы делиться опытом, получать медиаподдержку, ответы на свои вопросы по новым информационным технологиям.

- Обобщить передовой (лучший) опыт про созданию и деятельности медиацентров/медиатек, опубликовав статьи в СМИ и на образовательных и (или) библиотечных сайтах.

 

  1. Предложения по организации @П-2003: Предложения от Самосушева: начать подготовку к @П-2003 раньше, объявить список секций в мае и организовать конкурс ведущих (соведущих). Тогда не получится, что некоторые секции останутся без ведущих, как получилось на @П-2002. Секции надо обязательно объявлять заранее! И пересекающимся секциям предлагать объединяться, прецедент уже создан Самосушевым В. и Коршуновой Л., но осталась еще одна секция, которая могла бы работать в одном с ними рабочем поле, - это Информационное пространство школы. В августе провести дистанционные курсы ведущих для выработки стратегии предстоящего педсовета. Технологическая часть – необходим счетчик учета посещений секции; участником секции считать не участника, зарегистрировшегося принять участие в секции, а участника, подписавшегося на рассылку секции (если есть программная возможность, то приплюсовать не подписавшихся, позднее принявших участие в форумах и предоставивших доклад, выступление на секцию). Технология этого года не отражает реальное количество участников секции.
  2. Список наиболее активных участников @П2002 для награждения: ФИО, организация, адрес, e-mail, обоснование (за что), желаемые призы – (идёт обсуждение)
  3. Основные проблемы при работе на странице секции – не существенные проблемы были, а так, работать можно.