Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)


       Комментарий:
26-28 ноября 2001 года в г. Кемерово прошла Областная научно-практическая конференция "Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения". Предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми материалами этой конференции.
       Н. Гендина, автор курса "Основы информационной культуры личности", в своей статье указывает: "...Этот курс, возникший на эмпирической основе как реакция на острую потребность различных категорий обучаемых в специальной информационной подготовке, нуждается в развитии и совершенствовании. Дальнейшее развитие мы связываем с усилением дидактических основ курса, разработкой его дидактического инструментария, построенного в соответствии с классическими дидактическими принципами: систематичности и последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, прочности".
       Проведение библиотечного занятия требует предварительной скрупулезной подготовки, проектирования, подробного операционного описания технологического процесса этой важной библиотечной деятельности. Статья Г. Стародубовой и Л. Савкиной знакомит с перечнем технологических операций процесса подготовки и проведения библиотечного занятия (урока). "В арсенале средств современного специалиста-практика, осуществляющего формирование информационной культуры учащихся, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском". Предлагаемая доцентом кафедры технологии документальных коммуникаций КемГАКИ Г. Стародубовой Информина проводится как итоговое занятие курса (цикла занятий) по формированию информационной культуры у учащихся 9-11 классов.

Дидактические основы формирования
информационной культуры

Н.. Гендина,
доктор педагогических наук,
академик международной академии информатизации,
проректор по научной работе КемГАКИ


       Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невиданные темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры информационной культуры личности. Информационная культура личности стала объектом пристального внимания специалистов самых различных областей знания: философов, культурологов, психологов, библиотекарей, информационных работников.
       Осознание роли информационной культуры в решении проблемы системного кризиса образования, имеющего информационную природу, произошло в педагогической среде. Появилось немало публикаций, с одной стороны, отражающих попытки учёных-теоретиков разработать модель информационной культуры личности, с другой стороны, раскрывающих опыт практической работы по повышению уровня информационной культуры личности.
       Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, общества в целом зависит от целого ряда факторов:
  • теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной, сложностью самого объекта изучения - феномена информационной культуры. Сложность проблемы породила множество исследовательских подходов, отличающихся понятийным аппаратом, значительной разницей в трактовке данного явления. Многозначность, отсутствие чёткого определения понятия "информационная культура" привели к отождествлению информационной культуры либо с библиотечно-библиографическими знаниями, либо с компьютерной грамотностью;
  • методическая неразработанность, полное отсутствие научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам информационной культуры, дефицит учебной, учебно-методической литературы по данному направлению как для обучающих, так и для обучающихся;
  • отсутствие специально подготовленных педагогических и библиотечных кадров, способных обеспечить квалифицированное обучение основам информационной культуры различных возрастных и социальных категорий.
Ощутимое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального информационного образования, в частности, путём включения в учебный процесс образовательных учреждений в качестве обязательного курса "Основ информационной культуры личности". При этом "Основы информационной культуры личности" понимаются нами как интегративная учебная дисциплина, сочетающая в неразрывном единстве успехи традиционной, преимущественно книжной (библиотечно-библиографической), культуры с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий. Основными принципами построения такого интегративного курса являются деятельностный характер и практическая направленность.
       Главная цель курса "Основы информационной культуры личности" - вооружить обучаемых знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Результатом изучения этого курса будет являться овладение рациональными приёмами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, курсу "Основы информационной культуры личности" отводится общеобразовательное, общеразвивающее место в системе образования.
       В Кемеровской государственной академии культуры и искусств накоплен значительный опыт организации занятий по курсу "Основы информационной культуры личности", методическая основа, включающая, прежде всего, комплекс учебных программ, рассчитанных на учащихся старших классов, учителей, студентов вузов, аспирантов и соискателей.
       Многолетняя апробация этих программ подтвердила оправданность концептуального подхода и результативность занятий, доказала практическую востребованность данного курса. Однако этот курс, возникший на эмпирической основе как реакция на острую потребность различных категорий обучаемых в специальной информационной подготовке, нуждается в развитии и совершенствовании. Дальнейшее развитие мы связываем с усилением дидактических основ курса, разработкой его дидактического инструментария, построенного в соответствии с классическими дидактическими принципами: систематичности и последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, прочности.
       В настоящее время исследования по теории обучения основам информационной культуры ведётся нами по двум основным направлениям:
       1) разработка дидактических принципов создания комплекса учебных программ для учащихся 1-12-х классов общеобразовательной школы, построенных на единой концептуальной основе, дифференцированных в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
       2) разработка методики обучения основам информационной культуры личности.
       В основу разработки комплекса учебных программ для учащихся 1-12-х классов общеобразовательной школы положены следующие принципы: - преемственности, системности и единства курса.
       Предполагается, что независимо от класса обучения содержательная структура курса будет единой. Принцип преемственности предполагает постепенное, от класса к классу, усложнение материала при сохранении целостности курса, призванного не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление об информационной картине мира, информационное мировоззрение;
       – доступности, соответствия изучаемого материала возрастным особенностям учащихся, опоры на ведущий тип деятельности, присущий определённому возрасту.
       Реализация принципа доступности предполагает соблюдение как проблемной, так и когнитивной адекватности. Проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании учебной программы реальных жизненных проблем, актуальных для данной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к освоению курса "Основы информационной культуры". Когнитивная адекватность - обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с учащимися во время занятий -особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе и игровой практике.
       Второе направление в исследованиях Кемеровской государственной академии культуры и искусств - разработка методики обучения основам информационной культуры личности. Как известно, ни одна учебная дисциплина в школе, колледже, вузе немыслима без методики, без чёткого ответа на вопросы: зачем? что? и как?
       Методика учебного предмета, курса, представляя собой раздел педагогической науки, изучающий закономерности обучения определённому предмету, предполагает обязательное определение целей и задач предмета, их места в общей системе образования. Следовательно, поиск ответа на вопрос " Зачем? " неразрывно связан с формированием мотивации учения, формированием арсенала методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания курса "Основы информационной культуры". Для этого курс "Основы информационной культуры" должен предусматривать разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность школьников: необходимость отстаивать своё мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи, решать познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения и др. Формирование устойчивой мотивации необходимости повышения информационной культуры личности невозможно также без увлечённого преподавания, показа практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников, использования новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемного и эвристического обучения. Особое место в курсе "Основы информационной культуры" должно занять обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиасистем, использование интерактивных компьютерных средств. Формируя мотивацию, учитель, параллельно с выполнением главной своей задачи - изложением основ информационной культуры и формированием у учащихся знаний и умений на требуемом учебной программой уровне - должен стремиться помочь школьникам осознать, что овладение ими информационной культурой делает их более уверенными в себе, более подготовленными к любому виду познавательной деятельности, обеспечивает готовность жить в информационном обществе.
       Поиск ответа на вопрос "Что?" предполагает определение содержания учебного предмета, курса, научное обоснование учебных программ. В структуре курса "Основы информационной культуры" выделяются 5 основных разделов: "Информационные ресурсы общества и информационная культура", "Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации", "Аналитико-синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся", "Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-познавательной деятельности учащихся", "Информационная культура и новые информационные технологии". Включение именно этих разделов в состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают учащимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах.
       Ответ на вопрос "Как?" предполагает разработку организационных форм и методов обучения, соответствующих целям и содержанию курса "Основы информационной культуры", дифференцированных в зависимости от возраста обучаемых. Исходя из возрастных особенностей обучаемых следует определить соответствие многообразных методов и форм обучения для решения конкретных учебно-воспитательных задач в конкретном разделе теме курса "Основы информационной культуры". Для этого предполагается разработать научно обоснованные рекомендации, позволяющие учителю выбрать конкретный метод и форму обучения, наиболее адекватный изучаемому содержанию.
       Иными словами, необходимо получить ответы на вопросы:
       При изложении какого материала по основам информационной культуры целесообразно использовать практический, наглядный, словесный метод, работу с книгой, видеометод?
       Какие темы курса можно раскрыть с помощью объяснительно - иллюстративного, репродуктивного методов, а где требуется проблемное изложение, эвристический или исследовательский метод?
       Как изменяется функциональная пригодность различных методов обучения основам информационной культуры от младших к средним и далее к старшим классам?
       Когда, при изучении каких тем рекомендуется пользоваться коллективными, групповыми, микрогрупповыми и индивидуальными формами обучения?
       Какие типы и структуры уроков наиболее рационально использовать при обучении конкретного раздела, темы?
       Какие иные, внеурочные формы занятий следует использовать для повышения информационной культуры личности?
       Ответы на эти и множество других вопросов призван дать специальный курс, без освоения которого немыслима профессиональная подготовка учителя основ информационной культуры, - курс " етодика преподавания основ информационной культуры".
       Этот курс, по нашему мнению, должен включать два раздела:
       1. Научно-методические основы преподавания основ информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.
       2. Структура курса "Основы информационной культуры" и методика изучения его разделов.
       В первом разделе предлагается дать характеристику основ информационной культуры как учебного предмета, его общеобразовательного значения и задач преподавания; рассмотреть понятийно-терминологический аппарат методики бучения основам информационной культуры, средства и методы обучения основам информационной культуры; проанализировать методику построения различных типов уроков и методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся в ходе изучения основ информационной культуры; сформулировать требования к подготовке учителя основ информационной культуры.
       Во втором разделе должны быть обоснованы принципы построения и структура курса "Основы информационной культуры"; изложены особенности методики изучения каждого из пяти разделов этого курса; рассмотрены организационные формы и методы обучения основам информационной культуры; описан состав знаний и умений по курсу "Основы информационной культуры"; охарактеризованы виды диагностики, учёта и оценки знаний и умений учащихся по основам информационной культуры.
       Результаты исследований по теории обучения основам информационной культуры могут найти практическое применение не только в образовательных учреждениях. Не подлежит сомнению тот факт, что библиотеки тоже должны создать условия для роста массовой информационной культуры. Однако решение этой весьма важной социальной задачи невозможно только за счёт энтузиазма отдельных библиотекарей, им также крайне необходима специальная профессиональная подготовка.
       Знание методики обучения основам информационной культуры - неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности современного библиотекаря.

Библиотечное занятие:
операционное описание технологического процесса, его подготовки и проведения

 Г. Стародубова,
кандидат педагогических  наук, доцент кафедры 
технологии документальных
коммуникаций КемГАКИ 

Л. Савкина,
старший  преподаватель кафедры технологии 
документальных коммуникаций КемГАКИ 

В системе форм и методов, используемых в процессе подготовки юных пользователей информации, специальные библиотечные занятия (библиотечные уроки), как свидетельствует практика, являются одной из наиболее активно используемых форм. Они проводятся как в школе, так и в библиотеке. Технологическое проектирование такого занятия - это не просто дань моде, а потребность современного общества, требующего от специалиста (будь то библиотечный работник или педагог) высокого профессионализма и результативности деятельности.
      Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия (урока)
      1. Подготовительный этап
      1.1. Выбор ответственного за проведение занятия.
      1.2. Выбор класса.
      1.3. Тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки.
      1.4. Выбор темы занятия.
      1.5. Выбор места проведения занятия.
      1.6. Выбор формы занятия.
      1.7. Подбор и изучение документальных источников.
      1.7.1. Изучение программ "Основы библиотечно-библиографических знаний -школьникам" (М., 1989), "Основы информационной культуры" (автор Н. И. Гендина) и других авторских программ.
      1.7.2. Просмотр справочно-библиографического аппарата библиотеки.
      1.7.3. Изучение информационных и библиографических изданий методических центров.
      1.7.4. Изучение специальной периодики (библиотековедческой, педагогической).
      1.7.5. Отбор литературы.
      1.7.6. Составление рабочей картотеки (или списка) отобранных документальных источников.
      1.7.7. Изучение отобранных источников.
      1.8. Составление плана занятия.
      1.8.1. Определение основной цели занятия.
      1.8.2. Определение сопутствующей цели.
      1.8.3. Установление путей достижения цели.
      1.8.4. Определение объема знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе занятия.
      1.8.5. Определение хода занятия.
      1.8.6. Определение содержания занятия.
      1.8.7. Разработка текста занятия.
      1.8.8. Разработка практических упражнений.
      1.8.9. Определение функций библиотекаря и педагога.
      1.8.10. Уточнение плана занятия с учителем (зам. директора по учебной работе).
      1.9. Подготовка наглядного материала.
      1.9.1. Организация книжной выставки.
      1.9.1.1. Определение темы выставки (согласование с библиотекарем или с педагогом).
      1.9.1.2. Разработка плана выставки (определение разделов, рубрик и т.д.).
      1.9.1.3. Формулировка заголовков каждого раздела.
      1.9.1.4 Подбор литературы с использованием справочно-библиографического аппарата библиотеки.
      1.9.1.5. Просмотр и отбор изданий.
      1.9.1.6. Систематизация литературы.
      1.9.1.7. Аннотирование и аналитическое описание изданий.
      1.9.1.8. Подбор иллюстраций, цитат.
      1.9.1.9. Размещение изданий на столах, полках, стендах, витринах.
      1.9.2. Оформление стендов, плакатов, альбомов.
      1.9.3. Подготовка соответствующих разделов каталогов и картотек как демонстрационной части занятия.
      1.9.4. Подготовка раздаточного материала
      2. Проведение занятия
      2.1. Опрос учащихся с целью определения существующих знаний, представлений по теме занятия (или опрос предыдущего материала).
      2.2. Изложение теоретической части нового материала (педагогом, библиотекарем).
      2.3. Выполнение практических заданий на закрепление нового материала.
      2.4. Проверка степени усвоения знаний.
      2.5. Домашнее задание.
      3. Подведение итогов
      3.1. Анализ проведенного занятия.
      3.1.1. Достижение поставленной цели.
      3.1.2. Профессиональная компетентность педагога (или библиотекаря), владение материалом.
      3.1.3. Уровень организации изучения нового материала.
      3.1.4. Достигнута ли цель использования демонстрационного материала (каталогов, картотек, книжной выставки, плакатов, альбомов и т.д.).
      3.2. Оценка проведенного занятия.
      3.2.1. Степень внимания аудитории.
      3.2.2. Дисциплина учащихся.
      3.2.3. Глубина знаний, степень их усвоения.
      3.2.4. Качество выполнения практических заданий.
      3.2.5. Активность учащихся.
      3.2.6. Эмоциональная атмосфера в аудитории.

Информина
Сценарий зачетного учебного занятия по курсу
"Основы информационной культуры"


Г. Стародубова, 
канд. пед. наук, доцент кафедры технологии
документальных коммуникаций КемГАКИ

      В арсенале средств современного специалиста-практика, осуществляющего формирование информационной культуры учащихся, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском. Это викторины, конкурсы, КВНы, библиографические и ролевые игры, турниры, олимпиады любителей книги, театрализованные утренники, литературные праздники и путешествия, устные журналы и юморины, библиошоу и т. д.
      Особое место в системе современных методов занимает Информина. Она может быть различной по содержанию. Тематическая, как правило, посвящается одной теме (например, истории отечества, русской классике, экологии, нравственности, политике, экономике и т. д.).
      Предлагаем Информину универсального содержания. Она проводится как итоговое занятие курса (цикла занятий) по формированию информационной культуры у учащихся 9-11 классов. Местом проведения Информины может быть как помещение библиотеки, так и обычная классная комната.
      При подготовке к проведению Информины необходимо:
  • Сформировать 2 команды, состав каждой из них от 5 до 7 человек. Возглавляет работу команды капитан. Каждая команда должна иметь название, девиз, эмблему (нагрудный знак у каждого члена команды);
  • Пронести консультацию не только среди членов команды, но и остальных участников, которые выступают в качестве болельщиков;
  • Подготовить соответствующим образом организованную информационную среду, включающую каталоги и картотеки, справочные и энциклопедические издания, комплекты литературы для выполнения практических заданий;
  • Организовать наглядное оформление Информины (плакаты с эмблемами команд, их девизы, эпиграфы, цитаты из высказываний выдающихся представителей человечества о книге, библиотеке, чтении и т.д.);
  • Подготовить табло (экран), бумагу, карандаши, оценочные листы для каждого члена жюри, призы;
  • Сформировать состав жюри, назначить 2-х помощников ведущему;
  • Подготовить музыкальное оформление. Среди возможных вариантов может быть песня "Хочу все знать" в исполнении ансамбля "Веселые ребята" (муз. В. Добрынина, ел. Л. Дербенева) или песня "Что, где, когда?" в исполнении И. Саруханова (сл. А. Новикова).
      Начало конкурса
      Под музыку в зал входят члены команды, гости, жюри. Ведущий приветствует их. Напоминает, что цель конкурса - проверка знаний и умений, полученных учащимися в течение учебного года, но вместе с тем учитывается не только глубина специальных знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов. Представив жюри, ведущий отмечает, что настало время познакомиться и с самими участниками. Объявляет первый конкурс, который называется "Визитная карточка команды".
      Визитная карточка команды
      (участвуют все члены команды)
      Максимальная оценка: 5 баллов.
      Основные задачи: связь названия команд с общим назначением Информины, отражение в эмблемах команд таких терминов, как "книга", "документ", "информатика", "библиотека", "библиография", "современные информационные технологии", "компьютеры", "Интернет" и т.д.
      Последовательность участия команд: по жребию
      Разминка
      (участвуют все члены команды)
      Максимальная оценка: 2 балла.
      Основная задача: выявление общей эрудиции команды.
      Последовательность участия команд: каждая команда должна дать ответы на 10 вопросов в режиме "вопрос-ответ".
      Вариант 1
      1. Самоходный кактус? (Еж).
      2. Первое музыкальное выступление на сцене? (Дебют).
      3. Оружие, которым пользовались в средние века рыцари (Меч).
      4. Отдел библиотеки, в котором книги выдают на дом? (Абонемент).
      5. Кому из ученых приписывают слова "... А все таки она вертится"? (Г. Галлилей).
      6. Где было положено начало спортивным состязаниям, вошедшим в историю под названием Олимпийских игр? (В Греции).
      7. Имя человека, с которым связано первопечатание на Руси? (Иван Федоров).
      8. Картины, выложенные из цветных камешков или стекла? (Мозаика).
      9. Непериодическое текстовое издание объемом свыше 48 страниц? (Книга).
      10. Кто написал онеру "Хованщина"? (М. Мусоргский)
      Вариант 2
      1. Летающий одноразовый шприц в природе? (Пчела).
      2. Создатель музыкального произведения? (Композитор).
      3. Жилище крупного феодала в средние века? (Замок).
      4. Библиотечный документ установленного образца, назначенный для индивидуального учета читателей и выданной литературы? (Читательский формуляр).
      5. Какой известный русский композитор является автором открытий в области химии? (А. Бородин).
      6. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота? (Алхимия).
      7. Где в 1-м веке н.э. была изобретена бумага? (Китай)
      8. Непериодическое текстовое издание объемом не менее и не более 48 страниц? (Брошюра).
      9. Название главной религии арабов? (Ислаам).
      10. Синонимы слова "угрюмый"? (Хмурый, мрачный, сумрачный, пасмурный, неприветливый, неулыбчивый...).

       Криптограмма
      (участвуют все члены команды)
      Максимальная оценка: 5 баллов.
      Основная задача: Проверка умений использования при поиске информации справочно-библиографического аппарата библиотеки (конкретных каталогов и картотек, справочных и энциклопедических изданий).
      Последовательность участия команд: Обе команды получают задание одновременно.
      Содержание конкурса: Заполнить криптограмму.

       Вариант 1
      По вертикали криптограммы - название одной из элитарных профессий в библиотеке.
      Вопросы:
      1. Библиографическое пособие, литературно-критический жанр, в котором связное, сопоставительное повествование о документах сопровождается их критической оценкой?
      2. Автор романа "Рязанка"?
      3. Язык программирования?
      4. Перечень имеющихся в наличии предметов, в библиотеке - книг, других изданий?
      5. Основной вид справочных изданий, содержащий наиболее существенную, изложенную в виде кратких статей информацию по всем или отдельным областям знания и практической деятельности (в порядке, удобном для быстрого отыскания сведений)?
      6. Денежная единица Швеции?
      7. Автор популярного выражения "С милым рай и в шалаше"?
      8. Наименование журнала, в котором опубликован фантастический роман Н. Шюта "На берегу"?
      9. Синоним слова "сарказм"?
      10. Сокращенное изложение содержания первичного документа с основными фактическими сведениями и выводами?

       Ответ к варианту 1

      
   1.ОБ ЗОР     
  2.ПРИ СТАВКИН 
  3.КОБ ОЛ      
4.КАТАЛОГ       
 5.ЭНЦИКЛО ПЕДИЯ
  6.КРОНА       
7.ИБРАГИМБ ЕКОВ 
   8.УРАЛ       
   9.НАСМЕ ШКА  
  10.РЕФЕРА Т    


       Вариант 2
      По вертикали криптограммы - один из элементов справочно-библиографического аппарата библиотеки.
      Вопросы:
      1. Автор романа "Ход конем"?
      2. Язык программирования?
      3. Часть учебного, научного текста внутри главы, раздела, обозначаемая специальным знаком и порядковым номером?
      4. Библиографическое пособие, содержащее сгрупиирован-ные по разделам библиографические записи и снабженное вспомогательными указателями?
      5. Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов с их краткими характеристиками или пояснениями? .
      6. Краткая характеристика документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей?
      7. Наименование журнала, в котором опубликован неоконченный роман В. Высоцкого "Роман о девочках"?
      8. Синоним слова "каникулы"?
      9. Денежная единица Финляндии?

       Ответ к варианту 2:

   1.ФОЛ КНЕР  
    2.П АСКАЛЬ
   3.ПА РАГРАФ
4.УКАЗА ТЕЛЬ  
   5.СЛ ОВАРЬ 
 6.АННО ТАЦИЯ 
    7.Н ЕВА   
   8.ВА КАЦИИ 
    9.М АРКА  


       При выполнении задания могут быть использованы следующие источники:
      1. Картотека заглавий художественных произведений;
      2. Энциклопедия, справочник по компьютерам;
      3. Энциклопедия "Книговедение";
      4. Словарь антонимов;
      5. Словарь иностранных слов;
      6. Словарь "Крылатые слова";
      7. Большая советская энциклопедия;
      8. Систематическая картотека статей;
      9. Словарь синонимов.

       Знакомый незнакомец(ка) или...
      (участвуют обе группы болельщиков)
      Максимальная оценка: 3 балла.
      Основная задача: выявить уровень знаний художественной литературы.
      Последовательность участия: по жребию.
      Содержание конкурса: ведущий зачитывает описание героя. По данной характеристике нужно назвать имя этого героя и произведение, где он является персонажем.
      Вариант 1
      1. Когда мы были еще маленькими.

      "На меня скорей садись.
      Только знай себе, держись,
      Я хоть росту небольшого,
      Да сменю коня другого..."

      Ответ: Конек-Горбунок, П. Ершов "Конек-Горбунок".
      2. Классика.
      "В соседний бенуар вошла высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем".
      Ответ: Элен Безухова, Л. Н. Толстой "Война и мир".
      3. Возможно, встречались?
      "На голове у меня высилась остроконечная бесформенная шапка из козьего меха, с длинным, ниспадающим на спину назатыльником, который прикрывал мою шею от солнца, а во время дождя не давал воде попадать за ворот... затем на мне был длинный камзол из того же материала, почти до колен. Штаны были из шкуры очень старого козла с такой длинной шерстью, что они закрывали мне ноги до половины икр. Чулок у меня совсем не было, а вместо башмаков я соорудил себе - не знаю, как и назвать - попросту полусапоги с длинными шнурками, завязывающимися сбоку..."
      Ответ: Робинзон Крузо, Д. Дефо.
      Вариант 2
      1. Когда мы были еще маленькими.
      "Я ль на свете всех милее,
      Всех румяней и белее?"

      Ответ: Царица, А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
      2. Классика.
      "В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование - все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черточке ее нежного лица".
      Ответ: княжна Мария Волконская, Л. И. Толстой "Война и мир".
      3. Возможно, встречались?
      "В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета. Носков под штиблетами не было. В руках молодой человек держал астролябию".
      Ответ: Остап Бендср, И. Ильф и Е. Петров "12 стульев".

       Типизация литературы
       (участвуют в конкурсе капитаны команд)
      Максимальная оценка: 2 балла.
      Основная задача: Проверка знаний типологии литературы, а также умений определять вид конкретного издания.
      Последовательность участия команд: Оба капитана одновременно получают по комплекту литературы.
      Содержание конкурса: В комплект входят по одному образцу следующие типы документов: справочная, учебная, массово-политическая, художественная, научная (автореферат), научная статья, научная книга. По виду - непериодическое, периодическое, неопубликованное издание.
      Образец:
      

п/п
Издание Тип Вид
I. Булучевский К.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся- 10-е изд. - Л.: Музыка, 1990. - 342 с. Справочная Непериодическое
2. Попова А.Ф. Обучение болевых приемов в борьбе дзюдо и самбо: Автореф. дис. на соискание учен стен. канд. пед. наук. - Омск, 1989. -28 с. Научная Неопубликованное


       Персона грата
      (участвуют все члены команды)
      Максимальная оценка: 5 баллов.
      Основная задача: Выявить знания русской классики и умения пользоваться алфавитным каталогом библиотеки.
      Последовательность участия команд: Задание в конверте команды получают одновременно.
      Содержание конкурса: По предложенному описанию нужно назвать героя одного из произведений русской классики, а затем найти это произведение в библиотеке. В данном случае возможно использование алфавитного каталога или непосредственно книжной полки.
      Вариант 1
      "В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар. однако же и не так, чтобы слишком молод..."
      Ответ: Павел Иванович Чичиков, Н.В. Гоголь "Мертвые души".
      Вариант 2
      "Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Но вся его рассеянность и неумение войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности".
      Ответ: Пьер Безухов, Л.Н. Толстой "Воина и мир".

      
      Конкурс болельщиков (участвуют болельщики команд)
      Максимальная оценка: 2 балла.
      Основная задача: Выявит общую эрудицию участников, возможность проявления творческого начала.
      Последовательность участия: Обе группы болельщиков получают задание одновременно.
      Содержание конкурса: Нужно закончить фразу. Каждая группа болельщиков получает задание, состоящее из начала пословицы, поговорки, афоризма. В се завершении может быть дан существующий оригинал, возможен и собственный вариант окончания.

      Вариант I

Начало фразы Оригинал окончания
Книга подобна воде дорогу пробьет везде
Книга твой друг, без нее как без рук
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
Прочел хорошую книгу - встретился с другом
Хорошая книга ярче звездочки светит
Книжку читай, разуму набирай
Будешь книги читать - будешь все знать


       Вариант 2

Кто много читает, тот много знает
С книгой поведешься ума наберешься
Книга книгой, но мозгами двигай
Знания - солнце, книга - окно
Ум без книги, как птица без крыл
Нет умного соседа - с книгой побеседуй
Написано пером, не вырубишь топором


       Вечное чудо - книга
      (участвуют все члены команды)
      Максимальная оценка: 3 балла.
      Основная задача: выявить уровень начитанности членов команды и их представлений о литературе.
      Последовательность участия команд: команды отвечают в порядке очередности. Начало - по жребию.
      Содержание конкурса: проводится аукцион книг, в названии которых есть та или иная цифра, имя собственное. Ведущий называет цифру, цвет... Победитель тот, кто дает последнее название. Отвечающий называет произведение и его автора.

      1. Назвать произведения, в названии которых упоминается цифра:
      1. "Один год" (Ю. Герман), "Петр I" (А. Толстой), "Сорок первый" (Б. Лавренев), "Первоклассница" (Е. Шварц) и т.д.
      2. "Два капитана" (В. Каверин), "Два клена" (Е. Шварц) и т.д.
      3. "Три медведя" (Л. Толстой), "Три мушкетера" (А. Дюма), "Сердца трех" (Д. Лондон), "Три поросенка" (С. Михалков), "Три толстяка" (Ю. Олеша), "Три сестры" (А. Чехов).
      4, "Четвертый блиндаж" (А. Гайдар), "Четвертая высота" (Е. Ильина), "Батальон четверых" (Л. Соболев), "Четыре танкиста и собака" (И. Шимановский).
      5. "Пять недель на воздушном шаре" (Ж. Верп), "Пятеро в звездолете" (А. Машковскнй).
      7. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (А. Пушкин), "Семь Симеонов" (сказка), "Волк и семеро козлят" (сказка), "Семь подземных королей" (А. Волков), "Седьмой спутник" (сказка).
      12. "Двенадцать месяцев" (С. Маршак), "Двенадцать стульев" (И. Ильф, Е. Петров).

      
      2. Назвать произведения, в заглавии которых есть цвет:
      Белый: "Белое безмолвие" (Д. Лондон); "Белыи пудель" (А. Куприн); "Белый Бим - Черное ухо" (Г. Троепольский); "Белый пароход" (Ч. Айтматов); "Белые ночи" (Ф. Достоевский); "Белеет парус одинокий" (В. Катаев); "Белый клык" (Д. Лондон); "Не стреляйте в белых лебедей" (В. Васильев); "Белая береза" (М. Бубенов); "Женщина в белом" (У. Коллинз); "Белая гвардия" (М. Булгаков); "Белые флаги" (Н. Думбадзе).
      Черный: "Черный тюльпан" (А. Дюма); "Черный консул" (А. Виноградов); "Черная стрела" (Р.Л. Стивенсон); "Красное и черное" (Стендаль); "Белый Бим - Черное ухо" (Г. Троепольский).
      Красный: "Красное и черное" (Стендаль); "Вождь краснокожих" (О. Генри); "Красные дьяволята" (Бляхин); "Красная шапочка" (Ш. Перро); "Тополек мой в красной косынке" (Ч. Айтматов); "Мороз - Красный нос" (Н. Некрасов).
      Голубой: "Путешествие голубой стрелы" (Д. Родари); "Голубая чашка" (А. Гайдар); "Голубая змейка" (П. Бажов); "Голубой карбункул" (А.К. Дойль).

       3. Назвать произведения, в названии которых упоминается имя собственное:
      "Джейн Эйр" (111. Бронте); "Анна Каренина" (Л. Толстой); "Один день Ивана Денисовича" (А. Солженицын); "Матренин двор" (А. Солженицын); "Мастер и Маргарита" (М. Булгаков); "Я, бабушка, Илико и Илларион" (П. Думбадзе); "Деньги для Марии" (В. Распутин); "Василий Теркин" (А. Твардовский); "Анна Снсгина" (С. Есенин); "Пугачев" (С. Есенин); "Королева Марго" (А. Дюма); "Док-гор Живаго" (Б. Пастернак); "Ионыч" (А. Чехов); "Дубровский" (А. Пушкин); "Робинзон Крузо" (Д. Дефо); "Евгения Гранде" (Опоре дс Бальзак); "Госпожа Бава-рн" (Г. Флобер); "Медея" (Еврипид); "Макбет" (В. Шекспир); "Олеся" (А. Куприн); "Бедная Лиза" (П. Карамзин); "Дядя Федор, нес и кот" (Э. Успенский); "Маугли" (Р. Киплинг); "Ромео и Джульсгга" (В. Шекспир); "Ванина Ванини" (Стендаль) и т.д.

       Конкурс капитанов
      (участвуют только капитаны команд)
      Максимальная оценка: 3 балла.
      Основная задача: Выявить уровень культуры чтения.
      Последовательность участия команд: они получают один и тот же текст одновременно.
      Содержание конкурса: в тексте допущена опечатка. Пропущено одно короткое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу текста. Найдите это предложение и определите ошибку.
      Текст задания:
      "Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил.
      Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян".
      История средних веков.- М., 1995. - С. 247.
      Ответ: Предложение должно выглядеть следующим образом: "Многие знатные вельможи не смирились с потерей своего влияния на государственные дела..."

       От и до, а также... (участвуют все члены команды)
      Максимальная оценка: 4 балла.
      Основная задача: Выявить знания специальной терминологии.
      Последовательность участия команд: задание каждая команда получает одновременно.
      Содержание конкурса: на каждую букву слова "Информина" надо будет назвать максимальное количество специальных терминов. Побеждает тот, кто называет максимальное количество слов.
      Терминологическое ноле слова "Информина" составляют:
-И-
1. Идентификатор (обозначение объектов в языках программирования); 2. Иерархическая классификация; 3. Избирательное распространение информации; 4. Издание;5. Издатель; 6. Издательство; 7. Изучение чтения; 8. Иллюстрация; 9. Иллюстратор; 10. Инвентарная книга; 11. Инвентарный номер; 12. Индекс УДК; 13. Индексирование; 14. Индикатор; 15. Инкунабула; 16. Интерфейс; 17. Информатизация; 18. Информатика; 19. Информационная служба; 20. Информационная техника; 21. Информационное издание; 22. Информационный взрыв.
-Н-
1. Надзаголовочные данные; 2. Название; 3. Научная библиотека; 4. Научная информация; 5. Научная литература; 6. Научное издание; 7. Научно-популярное издание; 8. Научно-техническая литература; 9. Начитанность; 10. Неопубликованный документ; 11. Непериодическое издание; 12. Носитель данных; 13. Нотное издание.
-Ф-
1. Файл, 2. Факсимильная связь; 3. Факсимильное издание; 4. Фактографическая информация; 5. Фактографическая справка; 6. Фасстная структура; 7. Фонд; 8. Фонотека; 9. Формализация; 10. Формат данных; 11. Формуляр читателя; 12. Фотокопия; 13. Фронтиспис.
-О-
1. Обзор; 2. Обзорная информация; 3. Обложка; 4. Объем издания; 5. Оглавление; 6. Однотомное издание; 7. Оперативная память; 8. Операционная система; 9. Операция; 10. Опечатка; 11. Оптический диск; 12. Орфографический словарь; 13. Отказ; 14. Официальное издание.
-Р-
1. Раздел; 2. Распечатка; 3. Редкая книга; 4. Резюме; 5. Рекламное издание; 6. Релевантность; 7. Репринт; 8. Ретроспективная библиография; 9. Реферат; 10. Реферативный журнал; 11. Рецензия; 12. Ротапринт; 13. Рубрика; 14. Рукопись.
-М-
1. Магнитный диск; 2. Магнитотека; 3. Микрокопирование; 4. Микрокопия; 5. Манускрипт; 6. Маркер; 7. Массив документов; 8. Массовое издание; 9. Машиночитаемый каталог; 10. МБА; 11. Мемуары; 12. Микроиздание; 13. Микрокопия; 14. Микропроцессор; 15. Многотомное издание; 16. Модем; 17. Модуль; 18. Монография.
-А-
1. Абзац; 2. Абонемент; 3. Автоматизация; 4. Автоматизированная информационно-поисковая система; 5. Автор; 6. Автореферат; 7. Азбука; 8. Алгоритм; 9. Алфавитный каталог; 10. Аннотация; 11. Анонимное издание; 12. Архив; 13. Аудиовизуальное издание.

       Эстафета каталогизаторов
       (по одному представителю команды)
      Максимальная оценка: 5 баллов.
      Основная задача: Выявить умение безошибочного библиографического описания документа.
      Содержание конкурса: оба участника получают по 4 каталожных карточки (это могут быть и плотные листы большего формата, чем каталожная карточка), на которых приведены отдельные элементы описания. Нужно проставить недостающие знаки, упорядочить последовательность элементов. Возможен и другой вариант, когда предлагаются сами документы, которые участники представляют в виде библиографического списка.
      Образец заданий:
      1. Борис Григорьевич Пашков Русь - Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. 2-e издание Москва издательство ЦентрКом, 1997, 640 страниц.
      2. Шварц Евгений Живу беспокойно... Из дневников. Ленинград Издательство Советский писатель 1990, 752 страницы.
      3. Трофимов А. В память о Владимире Высоцком Комсомолец Кузбасса 1991 9 мая.
      4. Сергей Демкин Шпионские страсти графини Муры: Былое и дамы Крестьянка N 5 1998 С. 56-59.

       Конкурс болельщиков
      (участвуют болельщики)
      Максимальная оценка: 2 балла.
      Основная задача: обе группы болельщиков получают задание одновременно.
      Содержание конкурса: Нужно составить пословицу. Начало пословиц помещено в левой, а конец в правой колонке. Ответ дается в виде последовательности номеров. Например, 1-8. Оценивается точность, полнота и скорость выполнения задания.
      Задание:
      

      1. Худо овцам
      2. За правое дело
      3. Хоть дурен,
      4. Трус и таракан
      5. Ремесло - не коромысло
      6. И в пепле
      7. Лесом шел
      8. В зимний холод
      9. Каков Дема,
      10. Чужому товару
      11. Не торопись отвечать
      12. Не смейся, квас
      13. Птичке ветка
      14. Чужая сторона
      15. Совесть без зубов
      16. Глупого попа
      17. Баснями
      18. Не хвались
      19. Эдакой Демка
      20. Выбирай епанчу

      1. прибавит ума
      2. и в алтаре бьют
      3. по своему плечу
      4. а - из пира
      5. сыт не будешь
      6. а дров не видал
      7. цены не устанавливай
      8. где волк в пастухах
      9. да фигурен
      10. искра бывает
      11. дороже золотой клетки
      12. из потемка!
      13. Торопись слушать
      14. а грызет
      15. не лучше нас
      16. принимает за великана
      17. плеч не оттянет
      18. стой смело
      19. всякий молод
      20. таково у него дома

      Ответ:
      1-8; 11-13; 2-18; 12-15; 3-9; 13-11; 4-16; 14-1;
      5-17; 15-14; 6-10; 16-2; 7-6; 17-5; 8-19; 18-4;
      9-20; 19-12; 10-7; 20-3.

      
      Эрудиция, эрудиты... (участвуют все члены команд)
      Максимальная оценка: 1 балла.
      Последовательность участия команд: обе команды получают задание одновременно.
      Содержание конкурса: к каждому слову из первого списка нужно подобрать имя собственное из второго списка, чтобы получилось выражение типа: "Регулятор Уатта", "Муки Тантала".
      Первый список: 1. Азбука/2. Бочка/3. Спираль/4. Вал/ 5. Гиперболоид/ 6. Тормоз/ 7. Бином/ 8. Конь/ 9. Лампа/ 10. Меч/ 11. Нить/ 12. Осел/ 13. Пята/ 14. Глазки/ 15. Счетчик/ 16. Пир/17. Узел/18. Победа/ 19. Эффект/ 20. Башня/ 21. Свеча/ 22. Решение/ 23. Пустота/ 24. Палочка/ 25. Соль/ 26. Капли/ 27. Бездна/ 28. Голова
      Второй список: 1. Гейгер/ 2. Алладин/ 3. Ньютон/4. Дамокл/ 5. Пирр/ 6. Лукулл/ 7. Гордий/ 8. Морзе/ 9. Троя/ 10. Матросов/ 11. Архимед/ 12. Анюта/ 13. Ариадна/ 14. Буридан/ 15. Кох/ 16. Диоген/ 17. Ахиллес/ 18. Кардан/ 19. Шухов/ 20. Эратосфен/ 21. Инженер Гарин/ 22. Доплер/ 23. Глаубер/ 24. Яблочков/ 25. Торричелли/ 26. Мара-кот/ 27. Профессор Доуэль/ 28. Датский король
      Ответы могут быть в следующем виде:
      1-8: Азбука Морзе;
      2-16: Бочка Диогена;
      5-21: Гиперболоид инженера Гарина;
      10-4: Дамоклов меч;
      24-15: Палочка Коха;
      26-28: Капли Датского короля и т.д.

        Бланк для членов жюри

№ п/п Задание, наименование конкурса Содержание (критерии оценки) Баллы Команда 1 Команда 2 Примечание
1 2 3 4 5 6 7
1. Визитная карточка - название команды, - эмблема, - эстетика оформления, - культура представления 5      
2. Разминка - общая эрудиция команды, - активность команды 2      
3. Криптограмма - точность выполнения, - скорость выполнения 5      
4. Знакомый нсзнакомсц(ка) - узнать литературного героя с абсолютной точностью, - знание произведения, его автора, - скорость выполнения, - активность конкурсантов 3      
5. Типизация литературы (конкурс капитанов) - качество выполнения, - скорость выполнения задания 2      
6. Персона "грата" - точность ответа, - полнота, - скорость выполнения 5      
7. Конкурс болельщиков - полнота, - точность, - скорость выполнения 2      
8. Вечное чудо - книга - максимальное количество названии - активность команды в целом 3      
9. Конкурс капитанов - точность ответа - скорость ответа 3      
10. От и до, а также... - максимальное количество слов но каждой букве 4      
11. Эстафета каталогизаторов - точность ответа, - оригинальность собственных вариантов - скорость выполнения 5      
12. Конкурс болельщиков - точность ответа, - оригинальность собственных вариантов, - скорость выполнения 2      
13. Эрудиция, эрудиты - точность ответов, - скорость выполнения 2      
14. Наглядное оформление - соответствие теме Информины, - оригинальность эмблемы, - эстетичность, - фантазия, творчество 2      
15. Активность болельщиков   1      
16. Дисциплина участников и болельщиков - повеление по отношению к соперникам и членам жюри, - соблюдение правил 1