Всероссийский @августовский педсовет / Секция "Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы"
   Ответы на инициирующие вопросы.
Михаил Евгеньевич Крекин, учитель информатики и информационных технологий средней школы 415 г. Москвы. (по совместительству -- техник по оборудованию).

Поскольку я не уверен, что у меня будет достаточно времени в последние дни перед началом и в первые дни после начала учебного года для работы с форумами (а чаты, на мой взгляд, вообще по определению бесполезная трата времени), а тему считаю достаточно серьезной, хочу ответить на приведенные вопросы сейчас. Может, и "для затравки" сгодится ;-).
Вопрос:
     Кто в школе будет заниматься внедрением новых информационных технологий? Учитель информатики или специально обученный специалист?
Ответ:
     Для этого обязательно нужен отдельный человек. Он может вести некоторое количество часов информатики. Но учитель с полной (или, что реально случается чаще, вообще двойной) нагрузкой физически не в состоянии нормально вести эту работу.
     Естественно, очень желательно, чтобы у этого человека кроме достаточной подготовки в области информационных технологий (каждый ли учитель информатики ее имеет?) были и специальные знания - по использованию этих технологий в учебно-воспитательном процессе. Вопрос в том, существуют ли такие специалисты в природе.

Вопрос:
     Где в школе накапливать технические средства обучения, слайды, диафильмы, видеофильмы, CD-ROM и как организовать их эксплуатацию?
Ответ:
     Во-первых, ТСО сильно различаются как по стоимости, так и по особенностям применения. Например, слайдопроекторов в школе должно быть достаточно много (по одному на два-три кабинета), т.к. стоимость их сравнительно низкая, а использование - частое. Видеофильмы (даже фрагменты) используются на большинстве предметов очень редко, поэтому возможна либо выдача "передвижного комплекта", либо оборудование отдельного "видеокласса" (если есть возможность). Компьютер и, особенно, жк-проектор пока является для школы очень дорогим удовольствием, соответственно, пока оптимальный вариант - "передвижной комплект", выдаваемый на проведение конкретного урока.
     Для хранения оборудования и носителей должно существовать специальное помещение (помещения). А вот организация зависит от того, пойдет ли государство на введение дополнительных ставок в школах. Если да, работа такого информационно-технического центра организуется подобно библиотеке. Весь фонд носителей объединяется в одном месте, формируются каталоги, и учитель получает материал, необходимый ему на конкретный урок. Если же нет, ни один человек в здравом рассудке не возьмет на себя такую нагрузку "на общественных началах". Выход (далеко не лучший, но... ) распределить носители по методобъединениям, чтоб они уже внутри себя организовывали хранение и использование этих материалов. Нечто подобное - и с техникой.

Вопрос:
     Какие структурные единицы должны входить в школьную информационную службу? Обязательно ли включение библиотеки с ее ресурсами в структуру школьного медиацентра?
Ответ:
     Если рассматривать идеальный случай - информационная структура должна быть единой. Реально сейчас это далеко не всегда возможно, но стремиться к этому надо.
     Опять же, рассматриваем идеальный случай. Что бы хотелось иметь.
1. Библиотека с читальным залом.
2. Компьютерный зал с коллекцией CD-энциклопедий (и т.п.)
3. Фоно/видеотека (со средствами индивидуального прослушивания/просмотра)
4. Единая система каталогов
5. Служба тех.поддержки
     Естественно, должна существовать локальная сеть с возможностью подключения к ней из любого помещения школы и, на втором этапе, с подключением к Интернет по выделенной линии. Соответственно, доступ к каталогам медиацентра будет возможен с любого компьютера в школе.

Вопрос:
     Как и где в школе организовать зал для самостоятельной работы учеников с использованием технических средств обучения, с компьютерами и комплектами обучающих CD-ROM?
Ответ:
     Если уроки в школе ведутся в одну смену, то на первом этапе таким помещением может быть компьютерный класс. Идеальным вариантом было бы отдельное помещение, смежное (или, возможно, даже объединенное) с читальным залом библиотеки, т.к. печатные и электронные источники должны дополнять друг друга, соответственно, должна быть возможность обращаться одновремено и к тем, и к другим.

Вопрос:
     На каком этапе вводить в школе ставку школьного координатора сетевой работы, а на каком - школьной информационной службы (медиацентра)? И, вообще, не забегаем ли мы вперед, поднимая этот вопрос?
Ответ:
     Вопрос вполне своевременный. Сетевая работа во многих школах ведется уже не один год. Ведется она на голом энтузиазме. Но энтузиазм - вещь хорошая, но проходящая, особенно, когда "кушать хочется". По себе могу сказать: если выпадает возможность за вечер заработать двухнедельный учительский оклад, никакой сетевой работы в этот день не будет. Плюс к этому - во время уроков помочь учителю-предметнику я не могу, поскольку свои уроки; после уроков - к урокам подготовиться, компьютеры обслужить, значит, опять же делается все урывками.
     Так что тут, как раз, все понятно: либо нам нужно, чтобы информационные технологии начали нормально работать - тогда надо понимать, что покупка компьютера - не единственные и не основные расходы. Либо мы считаем, что вопрос несвоевременный, да и денег у государства нет - тогда не дергаемся, доска-мел есть - и вперед к победе двенадцатилетки над здравым смыслом.

Пермская секция Всеросийского педагогического совета 2001 года.

School banner network
School banner network
детская общественная приемная | лидеры в образовании | каталог ссылок | августовский педсовет
    Страница изменена: Coryright © 2001 Alledu.ru