Всероссийский @августовский педсовет / Секция "Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы" |
Школьные медиатеки - опора и база инноваций
в сфере информатизации образования Нытвенского района Пермской области. Плешкова Л.А., директор районного центра педагогической информации. |
В 1995 году была принята программа информатизации образования Нытвенского района на 1995-98 гг., согласно которой организован районный центр педагогической информации (РЦПИ) районного управления образования и медиатеки в девяти школах района. Основными направлениями деятельности РЦПИ и школьных медиатек являлись: Наумов А.А., руководитель медиатеки Чайковской средней школы. Основные задачи медиатеки на отчетный период и их реализация: 1. Создание банка данных по различным вопросам образования в отечественных и зарубежных школах, о работающих в школе учителях и их деятельности (в том числе по экологическому образованию). За истекший период проходило пополнение школьного банка данных по следующим основным разделам: 1) Библиотечный 2) Дополнительное образование 3) Дошкольное воспитание 4) Краеведение 5) Начальное звено 6) Реабилитация 7) Сельские школы 8) Среднее звено 9) Управление 10) Воспитание Банк данных постоянно пополняется методическим материалом. Банк располагает всем экзаменационным материалом, содержит все учебно-исследовательские работы учащихся школы с 1993 г. В одном из разделов банка созданы подробные характеристики всех нетрадиционных отечественных методик. Создан банк данных о профессиональной деятельности учителей естественных наук. Отдельные разделы посвящены деятельности учителей школы. Проведена каталогизация банка данных. 2. Поддержка и распространение передового педагогического опыта учителей школы. При медиатеке выходят авторские брошюры учителей школы, вот некоторые из них: * Митрофанов М.И. Реализация компонента экологического образования в курсе "История Отечества 19-20 вв". Из опыта работы. * Митрофанов М.И. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории. Из опыта работы. * Словарь основных правовых терминов и понятий. В помощь изучающим основы правоведения. Составитель М.И. Митрофанов. * Наумов А.А., Наумова Т.В. В помощь юному исследователю природы. Пособие для учащихся. * Шавшукова Л.И. Экология на уроках географии. Из опыта работы. 3. Создание каталога школьного видео- и аудиоматериала. За отчетный период составлен каталог, включающий все имеющиеся в школе видеоматериалы. Работниками медиатеки проводились показы учебных видеофильмов. Созданы фонограммы для новогоднего праздника, музыкально-публицистического спектакля "Колыбель человечества". 4. Выявление информационных потребностей учителей и удовлетворение их запросов. 89 обращений учителей, учащихся и работников детского сада "Колосок". Основные услуги: - набор текста и печать, отпечатано учителям и школьникам около 1800 страниц информации. - поиск и предоставление информации, - подготовлен экзаменационный материал по всем предметам. 5. Установка и апробирование программного обеспечения учебно-воспитательного процесса. Для эффективной работы по составлению школьного расписания была установлена программа "Расписание 2.1". Из учебных программ установлены для использования школьниками мультимедийные: Эрмитаж, Красная Книга России. GEOFIX. Для индивидуального компьютерного обучения учащихся 9-х классов установлена программа "Анатомия 2.0" 6. Выпуск школьного периодического издания " Методический вестник ". При поддержке медиатеки в школе выходит школьный журнал "Методический вестник". Данное издание выходит как в печатном, так и в электронном виде. В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности, в школе издается экспресс-бюллетень "Экология. Безопасность. Жизнь". 7. Оказание услуг по подготовке дидактического и наглядного материала. При участии медиатеки в течение года оформлялись стенды, объявления. Для библиотеки школы созданы образцы грамот для лучших читателей. Для классных руководителей созданы кроссворды, отпечатывался материал для проведения внеурочных занятий. 8. Тестирование учащихся по различным сферам деятельности. По желанию учащихся старших классов в течение года проходили комплексный супертест общей профориентации. 9. Организация самообучения учащихся. При подготовке учащихся к районным и областным олимпиадам по экологии, использовались генераторы тестов и "Красная Книга России". В течение года для учащихся было отведено время (с14 до 18 ч) для самоподготовки по адаптированным программам (см. выше) 10. Помощь в осуществлении глобального мониторинга окружающей среды в рамках международной программы "ГЛОУБ". В течение года проводился сбор и отсылка данных изучения окружающей среды по следующим направлениям: 1. Облачность. 2. Температура (текущая, минимальная, максимальная). 3. Осадки. 4. Температура, Рн, электропроводность, 5. Содержание растворенного кислорода в воде 6. Щелочность воды назад Наумов А.А., руководитель медиатеки Чайковской средней школы. Информационная поддержка учебно-методической работы в школе. Медиатека Чайковской средней школы выполняет большую работу по изданию брошюр, содержащих методические наработки педагогов школы. Накоплен определенный опыт в данном направлении деятельности. В связи с этим некоторые замечания. Задачи повышения компетенции учителя и качества образования невозможно решить в условиях, когда деятельность учителя не имеет достаточной информационной поддержки. Попытаемся рассмотреть влияние данной поддержки на различные аспекты учебно-методической работы в школе. Отправным моментом будет являться утверждение о том, что постоянное освещение работы учителя равносильно признанию важности его труда. Такое признание является мощным мобилизующим фактором в педагогической деятельности учителя, оно побуждает к самоанализу тех, кто особо не задумывался о своем стиле работы, а, следовательно, и не имел потребности в совершенствовании. Давняя традиция учителей брать аморфные методические темы, бесконечность на их реализацию нередко проявляется в нежелании рассказать о каких-то результатах своего труда. Отсутствие потребности у учителя информировать коллег о своем педагогическом поиске делает эту работу в сознании самого педагога необязательной и бесперспективной. Все сказанное имеет значение для характеристики сторон информационной поддержки. Нельзя не согласиться с мнением, что информатизация системы образования должна повысить профессиональную квалификацию учителя. В моем понимании, данная программа должна повысить значимость информации для учителя, т. е. их информационную культуру. Важным условием здесь является доступность разнообразной информации. Важными элементами, характеризующими информационную культуру учителя можно считать следующие: - Умение использовать все существующие носители информации в своей работе, - Умение создать качественный информационно-методический продукт Сама по себе существующая сейчас возможность использования, например, ресурсов глобальной сети, никак не влияет на развитие учителя. Массовое обучение учителей работе с компьютером значительным образом не усиливает их потребность в информации. Следовательно, основные методы повышения компетентности учителя лежат не в технологической сфере. Большая роль в данной работе отводится методической службе школы, которая сосредотачивает работу с учителем в следующих направлениях: - Анализ деятельности и выбор актуальной темы, - Формулирование задач и последовательности действий, - Описание собственных наблюдений, - Анализ результатов, - Соотнесение личного опыта с опытом других педагогов, работавших по данной теме, - Подготовка статьи. Роль методиста состоит в помощи учителю, информировании коллектива о начале, ходе и завершении данной работы. Сегодня существует ряд способов информирования: - стендовый; - через страницы школьного методического вестника; - отдельный сборник; - создание информационных страничек в сети. В процессе работы учитель обязательно испытает потребность в поиске информации. И его обучение работе с компьютером уже не будет таким сложным. Информированность о работе не только придает ей значимость, но и ставит условия по качеству. Недостаток знаний вполне могут восполнить дистанционные курсы или общение с коллегами по сети. Данная работа учителя позволит ему стать более свободным и быть более внимательным к информации. Успех учителя непременно скажется на успешности его учеников. назад Освоение компьютерной грамотности педагогами и использование элементов информационных технологий в образовательном процессе. Авторы: Сенников Л.А., Сенникова В.Н. Участники: Винокурова Н.В., Королева О.В., Мальцев С.И., Ощепкова О.А. 1. Анализ ситуации В нашей школе обучение информатике ведется с 7 по 11 класс. С 7 по 9 класс занятия ведутся по региональной программе базового курса. В 10 -11 классах обучение строится на основе федеральной программы, введен пропедевтический курс "Роботландия" в 3 классе начальной школы. В старших классах 75% учащихся 10-11 классов посещают предмет "Технология", где проходят допрофессиональную подготовку по профилям, которые связаны с компьютерной техникой. На базе школы работает филиал "Компьютерной школы" при ПГУ, где обучается 75 человек. Однако, полученные знания, умения и навыки слабо помогают учащимся в овладении другими науками. Компьютер не стал средством обучения в первую очередь для учителей. Возможности компьютерной техники не используются системно в образовательном процессе. Большая часть учителей просто не знакома с новейшими информационными технологиями, хотя они высоко совместимы с природой процесса образования, так как позволяют реализовывать индивидуальные формы обучения, совмещать их с групповыми; оптимизировать процесс обучения за счет быстроты "диалога" человека с компьютером и использования современных электронных учебных материалов; расширять информационное поле и интеллектуальный фон обучения; развивать творческие способности, т.е. решать проблемы школы. Результаты опросов учащихся школы показывают, что 85 % считают компьютерную грамотность важнейшим условием успешной деятельности после окончания школы. 2. Проблема Несоответствие уровня компьютерной грамотности и интереса к компьютеру как средства обучения учащегося , педагога. Цель проекта: Освоить компьютерную грамотность и методику интеграции компьютерных информационных технологий с традиционными педагогическими технологиями. Задачи 1. Создание базы современных электронных учебных материалов. 2. Обучение педагогов компьютерной грамотности и повышение их профессионального уровня. 3. Внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными материалами. 4. Обеспечение доступа педагогам и учащимся к информационным ресурсам. 5. Развитие творческих, исследовательских умений учащихся; индивидуализация процесса обучения. 3. Средства решения проблемы Определены четыре направления работы в проекте: Создание базы для освоения НИТ. 1. Создание базы современных программных средств: копирование имеющихся программ в РЦПИ, приобретение обучающихся программ, электронных учебников, справочников и энциклопедий, развивающих игр; создание собственных обучающих и контролирующих программ. 2. Техническое оснащение и пополнение информационной базы медиатеки. 3. Приобретение презентационного оборудования для проведения уроков в компьютерном классе. 4. Организация класса доступа в Интернет. Работа с педагогами. Масштаб: 10 -15 человек. 1. Обучение компьютерной грамотности членов проектной группы и участников проекта. 2. Обеспечение доступа к информационным ресурсам через Интернет. 3. Знакомство с обучающими программами и новыми информационными технологиями и подготовка к работе с ними. 4. Изучение опыта пользования информационных технологий в учебных заведениях области. 5. Обучение участников проблемной группы на курсах повышения квалификации различного уровня. 6. Проведение интегрированных уроков с использованием НИТ, дней Интернет. Работа с учащимися Масштаб: Научное общество учащихся (НОУ) 30 человек. Обучение исследовательской работе с использованием компьютерной базы членов НОУ: - Поиск информации через Интернет и ее обработка - Использование компьютерной техники для создания иллюстраций, наглядного материала, таблиц и графиков в исследовательской работе; - Обработка статистических данных исследователем с помощью компьютера; - Презентация своей работы с использованием презентационного оборудования и специального программного обеспечения. - Совместная проектная деятельность с учащимися других школ, с использованием компьютерных телекоммуникаций. 4. Критерии оценки реализации проекта: 1. Количество уроков, проведенных с использованием элементов информационных технологий. 2. Расширение поля учителей, использующих в своей педагогической деятельности информационные технологии. 3. Повышение успеваемости учащихся по предметам, в преподавании которых используются информационные технологии. 4. Использование компьютерных технологий при подготовке научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ учащихся. 5. Создание базы современных программных средств, оборудование школьной медиатеки, класса-доступа в Интернет. Развитие проектного направления НИТ: 2002-2003 учебный год 1. Привлечение к исследовательской работе новых учащихся и их обучение. 2. Семинар "Интегрированный урок". 3. Создание и корректировка обучающих программ учителями и учащимися. 4. Освоение новых предметных полей для интегрирования процесса обучения. 5. Повышение квалификации учителей. 6. Открытие школы компьютерного дизайна и виртуальных путешествий 7. Создание электронной базы психолого-педагогической диагностики 8. Выстраивание индивидуальных программ по использованию компьютеров в предметном поле физики, истории, русского языка, математики, ИЗО, экологии. Перспективы работы над проектом 1. Продолжение обучения учащихся и работа с НОУ. 2. Расширение поля учителей и учащихся, знакомых с НИТ и использующих их в обучении. 3. Апробация индивидуальных программ. 4. Введение должности "компьютерный координатор". Медиатека - организатор телекоммуникационной проектной деятельности. В 1998/99 учебном году школа № 2 принимала участие в работе Программы межшкольных связей по Интернет, проводимой организацией "Проект Гармония" при содействии института "Открытое общество" Д. Сороса. Большой педагогический опыт, научно-методическая работа учителей, стремление к новому стали благодатной почвой для включения школы в работу Программы межшкольных связей. Свои работы учителя и учащиеся оформляли на компьютерной технике, полученной в виде гранта от организации "Проект Гармония". Организатором телекоммуникационной проектной работы в школе по Программе межшкольных связей была руководитель медиацентра Сенникова Вита Николаевна, она же являлась региональным координатором Программы в Пермской области. Координатором проектной работы по данной Программе был Сенников Лев Александрович (специалист медиацентра). 16 учителей, свыше 100 учащихся принимали активное участие в Программе межшкольных связей по Интернет. Учителя нашей школы являются авторами пяти телекоммуникационных проектов. Проект учителя истории и права Игоря Николаевича Ломова "Права учащихся в школе" признан активнейшим проектом сезона в Программе. За него школа получила приз - цифровую фотокамеру. Учителя и учащиеся школы приняли участие в 19 телекоммуникационных проектах, была также создана школьная Web-страница. В процессе работы сотрудничали с 16 школами нашей страны и ближнего зарубежья. По итогам работы трое учителей: В.Н. Сенникова, Л.А. Сенников, И.Н. Ломов были приглашены на международную конференцию "От открытой школы к открытому обществу", которая проходила в Москве 25-27 марта 1999 г. Конференция собрала участников проекта "Гармония" поделиться уникальным опытом своей работы по Программе межшкольных связей по Интернет. назад Использование новых информационных технологий в образовательном процессе (гимназия) Руководитель проекта: Катаева Л.Н., руководитель медиацентра, учитель информатики. Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент ПРИПИТ Конюхов М.И. Цель проекта: обеспечить учащимся и учителям условия и возможности для свободного выбора методов, форм и средств творческого развития личности использованием новых информационных технологий. Значимость проблемы. В условиях работы в гимназии педагог выступает прежде всего организатором познавательной деятельности школьников. Его задача - научить учиться самостоятельно. Меняется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать в работе все доступные ему средства информации. Для успешности процесса самореализации гимназист должен быть включен в такой учебный процесс, в котором максимально учитывались бы его способности, интересы, присущий ему стиль учебы. Основная идея проекта, общий смысл. Изменение роли учителя и ученика в учебном процессе; ориентация на творческое познание, "самодвижение" каждой личности предполагает выполнение различного рода самостоятельных, творческих работ как на уроке, так и во внеурочной деятельности с широкой опорой на современные технологические средства Предполагается активное участие гимназистов в индивидуальных и групповых творческих проектах как внутри гимназии, так и за ее пределами, . участие в телекоммуникационных проектах. Пути и механизмы реализации. Создание материальной базы (оснащение второго компьютерного класса для проведения занятий по предметам гимназического цикла (кроме информатики) и индивидуальной работы учащихся); выход в Internet; создание банка учебных программ по предметам, как для использования на уроках, так и для индивидуальной работы учащихся; предоставление учащимся и учителям времени для индивидуальной работы в кабинете информатики. * Организация кружковых и факультативных занятий для учащихся, интересующихся информатикой. * Обучение учителей современным информационным технологиям: - освоение текстового редактора и создание необходимых дидактических материалов; - знакомство с возможностями, предоставляемыми компьютером, освоение их и использование в своей работе. - освоение учителями компьютерных программ по своему предмету; - работа в сети Internet; - курсовая подготовка учителей на базе ПРИПИТа. * Выпуск газеты гимназии. * Организация работы учащихся: - работа с учебными программами для углубления знаний по предмету или по ликвидации "пробелов"; - написание докладов, рефератов их оформление с помощью слайд - фильмов. - работа в индивидуальных или групповых школьных или телекоммуникационных проектах; - участие в выпуске школьной газеты; - подготовка материалов для общешкольных внеклассных мероприятий; - участие в олимпиадах и конференциях. * Выход на групповое и индивидуальное дистанционное обучение. * Масштаб: институциональный - отдельное образовательное учреждение -МОУ-гимназия г. Нытва. * Ожидаемые результаты: - практические: умение всех учителей гимназии работать с компьютером; участие совместно с учениками в проектной деятельности; использование новых информационных технологий во внеклассной работе; - методические: использование на уроках и во внеклассной работе новых форм и методов работы; - научные: обобщение опыта работы учителей с использованием новых информационных технологий; издание методических сборников. * Имеющийся опыт работы в избранном направлении деятельности: - участие в проекте "Гармония" (Сенникова В.Н., Сенников Л.А.) - оформление дидактических материалов и программ по предметам. * Обоснование ресурсного обеспечения реализации проекта: - управленческий: администрация гимназии и научный руководитель Шубин С.В.; - финансовый: администрация гимназии, районное управление образования, администрация Нытвенского района; - кадровый: руководитель компьютерного центра, специалист медиаобразования; научный консультант. - материально-технический: в настоящее время имеется два компьютерных класса, выход в Internet. Необходим лазерный и цветной принтеры для выпуска газет и организации внеклассной работы, демонстрационный видеомонитор. - информационно-аналитический: районный центр педагогической информации. - научно-методический: ПРИПИТ (Пермский региональный институт педагогических информационных технологий. Конюхов М.И.). назад |
School banner network |
детская общественная приемная | лидеры в образовании | каталог ссылок | августовский педсовет | |
Страница изменена: | Coryright © 2001 Alledu.ru |