Дальнейшее развитие школьного информационного пространства в условиях профильного компьютерного центра малоэффективно без проработки методики создания и работы крупной организационной единицы - медиацентра.
Если выделить медиацентр как базовую структуру школьного информационного пространства, состоящую из специализированных единиц - лабораторий, то обеспечивается более высокий уровень подготовки в области медиа-образования и информационных технологий за счет:
* концентрации оборудования, ПО, методических и дидактических материалов;
* улучшения качества подготовки преподавателей путем специализации;
* повышения ответственности преподавателей за свой модуль;
* обеспечения более четкой структуры знаний и умений.
Медиацентр состоит из специализированных учебных лабораторий по важным направлениям медиаобразования. Для каждой лаборатории характерно свое особое назначение, система специализированных рабочих мест, специализированные учебные практикумы и специализация ученических проектов по направлению деятельности лаборатории. Эти лаборатории следующие:
1. Медиазал. Предназначен для изучения и создания тематических видео и аудио проектов; перевода аудио и видеоинформации в ЭВМ, использования видео- и аудио-материалов в учебной работе. Одной из форм работы медиазала являются различные виды лекториев (комплексы лекций): видеолекторий (по видео-касетам), СД-лекторий (по компакт-дискам), аудиолектоий (по аудиокасетам). Другая форма - создание наборов слайдов на видеокасетах, а также фрагментов аудиолеций. Еще одна форма - создание фильмов учебного назначения.
2. Медиатека. Предназначена для изучения методов накопления, хранения, систематизации, преобразования информации; переноса ее с одних носителей на другие; изменения формы представления информации. В этих целях используются как стандартные офисные, так и специализированные средства. Важная часть работы медиатеки создание больших разветвленных гипертекстовых структур по тематическим наборам текстовой, графической и звуковой информации, хранящейся на различных носителях (компакт-диски, ZIP-диски, флоппи-диски, винчестеры).
3. Интернет-студия. Предназначена, как для изучения способов коммуникаций в компьютерных сетях, так и для создания средств этих коммуникаций (например, интернет-страницы). Важнейшие направления работы интернет-студии - во-первых, изучение методов и технологии создания сайтов и средств подготовки материалов для них и во- вторых, создание системы больших сайтов различной, полезной направленности (информационные системы МУК-21, района Коньково, ЮЗАО, ЮЗОУ МКО, экологические, учебные и т.п.).
4. Медиапроекты. Предназначена для изучения методов и технологии создания мультимедийных проектов и их разработки с помощью редакторов, языков программирования и др.
5. Легомоделирование. Предназначена для предметного и аудиовизуального моделирования с использованием ЭВМ, комплекта Лего и измерительной лаборатории. Важная составная часть работы этой лаборатории создание и совершенствование Легограда - модели города, сделанной из элементов лего-конструктора. Легоград представляет собой упорядочный и сгруппированный набор моделей основных видов городских объектов и их комплексов.Виды работ с легоградом: создание новых видов моделей, совершенствования и динаминизации моделей, подготовка программ управления моделями.Еще оно направления работы этой лаборатории - компьютерные измерения с помощью датчиков и приборов.
6. СпектрИС. Предназначена для изучения и создания основных типов информационных систем на основе баз данных. В ней представлены основные виды наиболее массовых информационных систем (ИС). Имеет рабочие места, каждое из которых представляет один из видов массовых информационных систем (АСУП, издательские системы, справочные системы, геоинформационные системы, правовые, адресные, управленческие, изобразительные, моделирующие, экспертные, лингвистические, архивирования, обучающиеСАПР, офисные, тестирующие и др.)..
Важная функция медиацентра - обеспечение должных условий для организации работы с одаренными учащимися. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Организация обучения одаренных детей по авторским экспериментальным программам в наиболее оснащенных учебных кабинетах.
2. Ускоренная подготовка одаренных детей, ориентированная на овладение первичным ограниченным базовым набором знаний и практических умений в области информационных технологий, которые необходимы для реализации различных проектов, где проявляются творческие способности учащихся.
3. Использование системы проектов различной продолжительности и направленности в целях выявления способностей одаренных детей и реализации их потенциала в полезных для учебных целей проявлениях.
4. Организация внутренних олимпиад и конкурсов с целью выявления одаренных школьников. Организация подготовки и участия учащихся в различных олимпиадах и конкурсах окружного и городского масштаба, связанных с информационными технологиями.
5. Организация индивидуального темпа обучения. В этих целях одаренные учащиеся по мере готовности переводятся в другие группы и классы, в том числе и старшие. Например, девятикласник может обучаться в группе одиннадцатиклассников.
6. Организация бригад одаренных учащихся, проявляющих склонность к определенным направлениям информационных технологий с в целях наиболее эффективной работы над соответствующими проектами. Например, бригада учащихся, работающая над созданием интернетовских сайтов.
|