Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)



СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ


Ольшанская Т.В., гимназия 3, г. Пермь.



       Школьная информационная служба Гимназии №3 начала свою деятельность в январе2002 года. В работе службы задействованы: руководитель, учителя информатики, библиотекари, лаборанты, техник, секретарь-делопроизводитель.

       Перед нами встали две важнейшие проблемы. Первая - техническое оснащение, вторая - определение содержания работы Школьной информационной службы.

       На сегодняшний день мы решаем проблемы технического оснащения гимназии. У нас имеются компьютеры, телевизоры, видеотехника, оргтехника. Все это оборудование приобретено за счет внебюджетных средств.

       Переходим ко второй проблеме: "Как организовать работу службы, чтобы ее деятельность была более эффективна?" В результате сложилась следующая структура.

       Считаем, что одним из главных подразделений службы является библиотека, где помимо библиотечного фонда, возможно накопление информации на электронных дисках, аудиоматериалов, видеоматериалов. Планируем, что в дальнейшем библиотека будет местом накопления информационных банков данных, в том числе создаваемых учащимися в результате проектной деятельности.

       Гимназия участвовала в конкурсе социально значимых проектов городского комитета образования. В этом году нам будут перечислены средства на реализацию проекта: "Современная библиотека для школы", мы покупаем для библиотеки хороший компьютер, в будущем подключаем его к Интернет. Неотъемлемой частью Информационной службы является компьютерный класс, где работают пункт подключения к Интернет и электронная почта. В компьютерах установлены программные средства, которые используются на уроках для набора и распечатки различного рода информации (проектов, презентаций, таблиц).

       Пресс-центр - это одно из структурных подразделений службы. Деятельность его просто необходима гимназии. Здесь мы занимаемся перепиской с учителями, вышестоящими организациями, партнерами. Занимаемся составлением и распечаткой наградных материалов (грамот, похвальных листов, благодарностей). Выпуском и распечаткой информационных сообщений (приказы, распоряжения, информация об участниках и победителях конкурсов, олимпиад, конференций).

       Особое слово хочу сказать о нашем WEB-сайте, ставшем дипломантом городского конкурса школьных информационных служб. На нем помещена информация о деятельности гимназии, а также Web-проекты детей. С ними можно ознакомиться на сайте городского центра развития образования. Сейчас идет работа над созданием постоянно обновляемого сайта гимназии. Здесь будет отражена работа информационной службы, особые страницы будут отведены научному обществу учащихся, объединению "Акварель", театральной студии, библиотеке, будет специальная страница для выпускников, календарь событий.

       В этом году мы планируем работу электронной газеты, которая будет выходить и в печатном варианте. Таким образом, информация будет представлена всем участникам образовательного процесса - учителям, учащимся, администрации, родителям.

       Методический центр школьной информационной службы обеспечит освоение учителями работы с информационными ресурсами. Здесь идет накопление материалов (выступлений, справочных, методических материалов), интересных для всех участников учебного процесса. Здесь можно просмотреть свои наработки, распечатать, отредактировать, представить их в пользование другим. Немаловажное значение имеет профориентационная работа, которой уже сейчас занимается школьная информационная служба, используя материалы Центра профориентации МГУ, Пермского областного центра профориентации.

       Думаю, что создание такой структуры вполне реально для первого этапа деятельности. Школьная информационная служба должна обеспечивать деятельность всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, учащихся и родителей.

       Для администрации - помощь в создании нормативной базы (накопление законов, актов, различных нормативных документов), в создании базы данных по учителям и учащимся (в гимназии работает информационная система баз данных "Школа"), оказание помощи в составлении расписания (у нас установлена программа "Школьный диспетчер" - это программа автоматизированного составления расписания с учетом нагрузки на преподавателя и учащегося).

       Мы помогаем администрации в общении с другими субъектами образовательной деятельности через использование поста электронной почты. Школьная информационная служба получает информацию через районный сайт, городские и областные интернет-ресурсы. Гимназия - постоянный участник Всероссийского виртуального августовского педсовета. Мы пользуемся сайтом Единого государственного экзамена. На новости сайта оформлена подписка.

       Для учителей возможно получение информации через создание условий для общения с другими учебными заведениями. В этом году мы планируем открыть электронные ящики для всех учителей, желающих использовать электронную почту. При желании, с нашей помощью каждый из них сможет работать со своим сайтом в целях создания банка данных.

       Школьная информационная служба обеспечивает экспериментальную работу учителей, ведет электронную переписку с Международной Ассоциацией Развивающего Обучения.

       Творчески работают, используя интернет-ресурсы, учителя иностранного языка, истории, права, МХК, русского языка и литературы. Учитель физики Куликова Татьяна Ивановна использует на уроках электронный учебник.

       Учащиеся с удовольствием сотрудничают со школьной информационной службой. Каждую перемену их можно встретить в библиотеке, где они получают информацию из книг и журналов. В компьютерном классе они прослушивают музыкальные диски, выходят в Интернет в поиске информации. У каждого ребенка в компьютере есть своя папка, где идет накопление банка данных (рисунки, фотографии, отсканированный материал из книг и журналов, статьи из Интернет). Служба стала своеобразным клубом для общения детей.

       Здесь создана творческая атмосфера: ученики занимаются самостоятельно и индивидуально с учителем творческими проектами, исследовательской деятельностью, что очень важно в условиях гимназии, особенно для среднего и старшего звена.

       В прошлом учебном году наша гимназия участвовала во Всероссийском интернет-конкурсе: "Праздник русского языка", где исследовательский проект ученицы 11 класса Печенкиной Анастасии занял I место (руководитель Бобыкина Татьяна Ивановна), ученицы 7 класса Боброва Наталья и Жук Евгения принимали участие в городском проекте: "Виртуальный ботанический сад", их работы помещены на сайте ГЦРО (руководитель Белова Вера Михайловна). Детские работы по экологии можно встретить в областной газете "Луч" (руководитель Долгих Анна Евгеньевна).

       Учащиеся гимназии проходят профориентационное тестирование, получают информацию об учебных заведениях как Перми и области, так и России.

       У большинства семей наших гимназистов есть возможность работы с Интернет. Думаю, что родители смогут получать информацию через сайт гимназии, знакомясь с информационными сообщениями. В марте 2003 года в нашей гимназии будет проводиться семинар: "Информационная служба гимназии: становление, проблемы, перспективы" для руководителей школьных информационных служб района. Приглашаю принять участие и поделиться опытом своей работы.

       С праздником - с Днем знаний, дорогие коллеги! С новым учебным годом!