Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)

Проектирование пакета регламентирующих документов
для школьных библиотек


О. Старовойтова,
кпн, член редколлегии "ШБ"



       Социальное проектирование - это научно-теоретическая и одновременно практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем и объектов, к которым может быть отнесена и система библиотек общеобразовательных учреждений.

       Как предметно-практическая деятельность, социальное проектирование выражается в разработке конкретных социальных проектов, например, в создании модели современной школьной библиотеки и пакета нормативных документов, регламентирующих их деятельность. Методы социального проектирования, такие как создание матрицы идей мозгового штурма, широко используется в современном библиотековедении для осмысления инноваций в области организации и работы школьных библиотек для обсуждения существующих и потенциально возможных изменений.

       5 марта текущего года в Санкт- Петербурге на базе научно-методического центра РОНО одного из крупнейших районов города было проведено большое комплексное мероприятие под руководством зав. отделом библиотек и медиатек Минобразования России Т.Д.Жуковой. В работе приняли участие главный специалист комитета по образованию Санкт-Петербурга Ю.В.Лисовская, директор информационно-библиотечного центра университета педагогического мастерства Т.И.Полякова, преподаватели кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, студенты, библиотекари школьных библиотек, районные методисты. Основными целями столь представительной встречи являлись: проведение мозгового штурма для выявления представлений и мнений различных групп специалистов системы образования о номенклатуре и содержании пакета документов, который необходимо создать для поднятия школьных библиотек на новую, более высокую ступень в профессиональных педагогическом и библиотечном сообществах. Кроме того, все присутствующие стали участниками организационно-деятельностной игры, имеющей целью коллективными усилиями сформулировать миссию современной школьной библиотеки, то есть библиотеки, участвующей как равноправный партнер в процессах модернизации общего среднего образования.

       Мозговой штурм
как метод имеет значительное число разновидностей. В данном случае штурм проходит в виде, так называемого "интеллектуального водоворота" ради положительных изменений своего статуса и имиджа.

       Перед началом "мозгового штурма" выступила Т.Д.Жукова. В своем выступлении она не только рассказала о функциях и направлениях деятельности нового отдела Минобразования России, но и перечислила факторы, позволяющие считать создание нового пакета регламентирующих документов важным социальным проектом. В числе важнейших были названы следующие факторы:
  • существование противоречия между закрепленными в нормативных документах функциями библиотек и их реально существующими ресурсами;
  • многовекторность развития школьных библиотек страны, то есть разнообразие направлений, которые они выбирают как приоритетные для своего развития;
  • региональные различия в нормативно-правовой базе, влияющие на деятельность библиотек;
  • наличие устоявшихся стереотипов в восприятии школьной библиотеки, как в педагогическом сообществе, так и в библиотечной среде, низведение в рамках этих стереотипов школьной библиотеки до вспомогательной структуры, обеспечивающей учебниками образовательно-воспитательную работу школы.
В заключении Т.Д.Жукова подчеркнула, что возможность конструировать социально-профессиональное будущее школьных библиотек базируется на существующих информационных ресурсах школьного образования, возможность реализации миссии школьных библиотек через их проектную деятельность, координацию работы с муниципальными детскими библиотеками, учреждениями дополнительного образования, с разнообразными фондами и общественными организациями.

       Все участники ''штурма'' были разбиты на 5 равных групп, включающих как библиотекарей, заведующих библиотеками, методистов, так и представителей органов управления образованием районного и городского уровня. Татьяна Дмитриевна Жукова и зам. главного редактора журнала ''Школьная библиотека '' С.И.Савинков вместе с преподавателями института представляли группу экспертов. Студенты ассистировали в проведении '' штурма ''.

       Всем группам по очереди было предложено 11 вопросов для обсуждения и выработки группового решения. Обсуждение вопросов проходило активно, можно даже сказать. азартно, что, на наш взгляд, свидетельствовало о точном выборе, то есть актуальности данных вопросов для аудитории.

       Все предложенные вопросы условно можно разделить на 3 группы:
  1. Вопросы, касающиеся имиджа школьной библиотеки и статуса школьного библиотекаря в педагогическом коллективе и в библиотечном сообществе;
  2. Вопросы, затрагивающие представления участников ''штурма'' о мерах по повышению уровня информационной культуры всех категорий читателей школьной библиотеки;
  3. Вопросы, непосредственно затрагивающие систему регламентирующих документов (как имеющуюся в настоящее время, так и в будущем).
Обработка данных, полученных методом ''штурма'', позволило экспертам сделать ряд выводов.

      Например, на вопрос ''Нужно ли изменять сложившийся имидж школьной библиотеки?'' все 5 временных творческих групп ответили утвердительно. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что подавляющее большинство участников рассматривают имидж только как внешние, декоративные изменения. По их мнению, материально-техническое снабжение библиотеки, ее оснащение современной техникой, оформление интерьера - способны сделать имидж более высоким. Значительно меньшее число специалистов полагает, что имидж тесно связан с такими факторами, как ''новые'' отношения администрации школ и библиотеки, предоставление библиотекарю всех льгот, существующих для учителей, значительное увеличение финансирования. Настораживает тот факт, что лишь несколько человек связали имидж библиотеки с содержанием ее деятельности. Практически не было предложений, связанных с PR и рекламой.

      Хотелось бы получить отклики читателей журнала с комментариями выявленной тенденции в рассмотрении имиджа в школьной библиотеки.

      По нашему мнению, в настоящее время многие специалисты школьных библиотек занимаются внедрением инноваций, проектной деятельностью, аналитической работой, в частности - изучением изменений характера чтения различных читательских групп - уже закладывают фундамент нового, более высокого имиджа библиотеки. А все то, чего ждет большинство, что может появиться и появится от администрации школ и внешних организаций, разместится на том фундаменте, который каждый создал своим трудом в каждой отдельной библиотеке. И если наши взгляды верны, то даже нормативно закрепленный статус и ''предписанный'' имидж окажутся у всех разными, то есть различаться будут мерой труда, вложенной сотрудниками библиотеки.

      Близок к первому вопросу (по содержанию) был вопрос №4 ''Что, на ваш взгляд, может содействовать повышению профессионального статуса школьного библиотекаря?''

      Однако при ответе на этот вопрос все участники ''штурма'' сошлись во мнении. Если ранжировать их ответы, то есть представить их в виде списка, где первые места занимают наиболее часто встречающиеся варианты, то получится следующее:

      1 место - для повышения статуса школьному библиотекарю необходимо повысить уровень своей педагогической подготовки, в частности, овладеть педагогическими технологиями (в рамках курсовой подготовки).

      2 место - необходимо внести ряд дополнений в нормативную базу, регламентирующую штатное расписание школьной библиотеки. В вузах необходимо возродить подготовку специалистов именно для школьных библиотек. Кроме заведующего в штат библиотеки должны быть включены библиограф, библиотекарь-педагог, документалист (сотрудник будущих медиатек).

      3 место - сотрудники школьных библиотек должны иметь высшее специальное образование (или иное, приравненное к нему), должны быть включены в качестве педагогического состава в штатное расписание образовательных учреждений, должны (как все педагогические кадры) систематически проходить аттестацию.

      4 место - необходимо увеличить штат и существенно расширить функции школьной библиотеки, разработать её миссию, т.е. сделать выбор стратегически важных направлений развития библиотеки. В уставе образовательного учреждения зафиксировать миссию библиотеки и её новые (дополнительные функции). На заведующего библиотекой возложить обязанности заместителя директора школы по информационной работе, закрепить данную должность в штатном расписании образовательного учреждения.

      5 место - повысить материальную заинтересованность сотрудников школьных библиотек в результатах их труда.

      Как видите, два очень близких вопроса вызвали очень разную реакцию специалистов. Итак: повышение имиджа библиотеки ждут "со стороны", а за повышение профессионального статуса готовы бороться - повышать библиотековедческую квалификацию, приобретать педагогическую, расширять функции библиотек, сложившиеся за последние десятилетия и т.д.

      Редакционной коллегии журнала было бы очень интересно Ваше, уважаемый читатель, мнение. Мы приглашаем Вас к заочному участию в "мозговом штурме".

      Возвращаясь к ответам на вопросы, рассмотрим взгляды практиков на проблему повышения уровня информационной культуры учителей и учащихся. Cразу хотелось бы отметить, что проблема повышения уровня информационной культуры учителей вызвала у участников "интеллектуального водоворота" значительно большую активность, чем повышение информационной культуры учащихся. На злободневность поднятых вопросов указывало следующее:
  1. Библиотекари считают необходимым разработку критериев уровня информационной культуры учителя и внесения этих критериев в квалификационные характеристики при вузовской подготовке в системе повышения квалификации учителей, при профессиональной аттестации.
  2. Текущую работу по информационной поддержке труда учителя школьные библиотекари считают возможным осуществлять на базе библиотеки образовательного учреждения (с использованием в этих целях координации и кооперации с библиотеками других ведомств, издательствами и информационными центрами)
  3. Значительное место в информационной поддержке учителей библиотекари отдают использованию новых информационных технологий, в частности, Интернет. Основная цель использования Интернет - доступность для учителя максимально широкого спектра информационных ресурсов школьного образования. В целях повышения уровня информационной культуры учителей и активизации их информационного поведения школьные библиотекари предлагают:
    • Организацию ассортиментных кабинетов, в которых учителя могли бы знакомится с новинками педагогической учебной, справочной литературы; заказывать выбранные издания в необходимом количестве экземпляров, ксерокопировать фрагменты изданий, необходимые им для работы.
    • Проведение обзоров, дней информации, организацию группового и индивидуального информирования учителей о новой литературе и литературе прошлых лет издания.
    • Создание для учителей (совместно, на корпоративных началах) баз данных библиографической информации по периодическим изданиям различного характера.
    • Оказание учителям помощи в сборе, анализе и использовании различных документов, необходимых при подготовке к методическим объединениям, педагогическим советам, родительским собраниям и классным часам.
      В качестве проблем, содержащих работу школьных библиотек по повышению информационной культуры учителей, были названы:
  • Недоверие учительского корпуса к профессиональным возможностям школьного библиотекаря (т.е. все те же проблемы имиджа и статуса);
  • Незначительное число курсов повышения квалификации библиотекарей, уделяющих серьезное внимание андрагогике - т.е. обучению взрослых;
  • Нехватку специальных программ, методических и библиографических материалов по данной проблеме, которые школьные библиотекари ожидают от крупнейших библиотек, в частности от Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского;
  • Определенные трудности в формировании мотивации учителей в области повышения уровня информационной культуры.
      Нам хотелось бы отметить, что, кроме активности в дискуссии на тему повышения квалификации учителей, библиотекари проявили глубокое понимание важности данного вопроса и уверенность в необходимости ряда нормативных документов. Последнее обстоятельство позволило бы перенести принципиальное решение вопроса с местного на региональный или даже федеральный уровень.

      На вопрос "что необходимо для повышения уровня информационной культуры учащихся?" наиболее распространенными были следующие ответы:
  • Организация данного направления деятельности школьной библиотеки в системе, т.е. включение уроков по информационной культуре в расписание или придание им статуса обязательного факультатива;
  • Обеспечение школьных библиотекарей типовыми программами и разнообразными методическими материалами;
  • Дополнительное оснащение библиотек необходимой техникой (компьютерами, проекторами, ксероксами);
  • Издание наглядных пособий;
  • Повышение квалификации библиотекарей в области преподавательской деятельности.
      Кроме того, была отмечена необходимость в пополнении фондов библиотек научно-познавательной и справочной литературой, периодическими изданиями для учащихся.

      Отвечая на данные вопросы, участники "штурма" ещё раз подчеркнули, что развернуть полномасштабную деятельность по повышению информационной культуры учителей и учащихся будет возможно лишь при наличии соответствующих нормативных и инструктивно-методических документов.

      Эксперты с радостью отметили, что новые задачи, стоящие перед школьными библиотеками, послужили одной из причин выхода за рамки традиционной корпоративной замкнутости библиотекарей общеобразовательных учреждений. Все пять групп, участвующих в работе, однозначно высказывались за развитие сотрудничества в нескольких направлениях:
  1. Развитие межбиблиотечного абонемента с библиотеками федерального уровня и библиотеками вузов;
  2. Взаимоиспользование информационных ресурсов с муниципальными библиотеками, обслуживающими детей и учителей;
  3. Координация работы в планировании и проведении массовых мероприятий, праздников, оказании дополнительных библиотечно-информационных услуг с филиалами ЦБС, обслуживающими детей и юношество;
  4. Проведение стажировок школьных библиотекарей в муниципальных и вузовских библиотеках, совместные (групповые) стажировки школьных и муниципальных библиотекарей в вузах культуры и библиотеках федерального уровня.
      И, в качестве одного из путей развития профессионального общения - было выдвинуто предложение организации Интернет - конференции по проблемам библиотечного обслуживания детей. В работу телеконференции предлагалось привлечь библиотекарей-практиков, методистов, учителей, родителей, преподавателей вузов.

      В ряду вопросов для обсуждения в телеконференции можно выделить следующие:
  • нормативно-правовая база библиотечно-информационного обслуживания школьников;
  • сходство и различие миссий школьной и муниципальной библиотеки;
  • технологии выявления и заимствования передового опыта
  • другие вопросы.
      По мнению редакционной коллегии нашего журнала, организация такой телеконференции не только возможна, но и необходима.

      Близким по содержанию к вопросу о координации деятельности с библиотеками других ведомств был вопрос о членстве школьных библиотекарей в профессиональных ассоциациях. Обсуждая эту актуальную тему, участники "штурма" в качестве особенно важных выделили три позиции.

      Позиция первая: Библиотекарей приглашают стать членами секции школьных библиотек Российской библиотечной ассоциации. Членство предполагается коллективное, т.е. в ассоциацию входит образовательное учреждение (если на это есть добрая воля его администрации) и библиотекари в числе сотрудников школы. Подобное положение не удовлетворяет большинство библиотекарей, которые хотели бы самостоятельно решать вопросы выбора путей и содержания профессиональных коммуникаций.

      Позиция вторая: В городском библиотечном обществе нет специализированной секции школьных библиотек, т.к. они находятся под юрисдикцией Минобразования России, и обсуждение как предложений, так и рекомендаций, разработанных Министерством культуры, в настоящее время для них не очень актуальны.

      Позиция третья: Школьные библиотекари мало информированы о деятельности (в том числе и об условиях вступления) большинства профессиональных ассоциаций, объединений, общественных организаций. Они испытывают дефицит информации и выражают надежду, что он будет восполнен материалами журнала "Школьная библиотека".

      Важнейшим вопросом, предложенным специалистам для обсуждения, был вопрос о наполнении нового пакета документов, регламентирующих деятельность школьной библиотеки. Все поступившие предложения можно отнести к трем группам:

      Первая группа предложений касается дополнений к Федеральным законам "О библиотечном деле" и "Об образовании". В законе "О библиотечном деле" предлагается расширить статью 4. "Основные виды библиотек", выделив отдельным пунктом библиотеки общеобразовательных учреждений, т.к. по своей миссии и задачам деятельности они существенно отличаются от библиотек учреждений профессионального и дополнительного образования.

      Предлагаются также дополнения и уточнения в статьи: 10. "Учредитель библиотеки", 11. "Статус библиотеки" и 13 "Права библиотеки".

      В закон "Об образовании" специалисты предлагают внести дополнения, в которых указывалось бы на особую миссию библиотеки общеобразовательного учреждения и определялся бы её статус как информационной базы обучения и воспитания.

      Вторая группа предложений адресуется Минобразованию России. К данной группе относятся пожелания разработки регламентирующих документов нового поколения, т.е. учитывающих изменения как в сфере школьного образования, так и в библиотечной отрасли. Специалисты считают необходимым:
  • внесение дополнений в Типовой устав образовательного учреждения с целью нормативного закрепления статуса школьной библиотеки как одного из основных структурных подразделений школы;
  • подробное описание миссии школьной библиотеки в Уставе образовательного учреждения, перечисления её стратегических и тактических задач, полномочий и обязанностей сотрудников библиотеки;
  • разработку штатного расписания библиотеки школы, которая опиралась бы не только на число читателей (класс-комплектов) и объем фонда. Имеется в виду необходимость участия библиотеки в деятельности школы по модернизации содержания образования, т.е. необходимость расширения функций библиотеки, внедрение инноваций, в том числе педагогической работы по повышению уровня информационной культуры учителей и учащихся;
  • согласование с вузами культуры и средними специальными учреждениями вопроса о подготовке специалистов для школьных библиотек со специальностью и/или специализацией "библиотекарь-педагог";
  • создание новых или перепрофилирование имеющихся структур повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров для реализации возможностей библиотечной педагогики, разработка "Положения о повышении квалификации и аттестации библиотечных работников";
  • создание типовых документов, регламентирующих деятельность школьной библиотеки и учитывающих её специфическую миссию, расширение функций и усложнение задач (Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой, Положение о работе с фондом учебной литературы, Положение о дополнительных платных услугах библиотеки общеобразовательного учреждения (образовательных и библиотечно-информационных);
  • подготовка "Типового проекта внедрения новых информационных технологий в практику работы школьных библиотек", учитывающего необходимость кооперации и координации их деятельности и, следовательно, реальное существование предпосылок для выбора и рекомендации какого-либо одного программного продукта для внедрения электронных каталогов и библиографических баз данных;
  • разработка "Регламента" (кодекса) школьной библиотеки, базирующегося на положениях Федеральных законов и конкретизирующего соответствующий раздел Устава общеобразовательного учреждения;
  • разработка и согласование с Министерством финансов "Положения об обязательном минимуме финансирования библиотеки образовательного учреждения", учитывающего необходимость обновления и пополнения фонда библиотеки, фонда периодических изданий для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, учащихся и работников библиотеки;
  • подготовка, издание и распространение (совместно с владельцами авторских прав) нового издания таблиц ББК, адресованных библиотекам общеобразовательных учреждений, т.е. учитывающих труднодоступность для библиотек данного вида авторитетных файлов предметных рубрик и компенсирующих данное обстоятельство расширенным алфавитно-предметным указателям к таблицам.


      Третья группа предложений была адресована региональным органам управления образования и касалась создания и внедрения инструктивно-методических документов временного характера, предназначенных упорядочить работу школьных библиотек в период, предшествующий разработке и внедрению нового пакета регламентирующих документов.

      На последнем "витке интеллектуального водоворота" библиотекарей и представителей органов управления образования попросили ответить на вопрос: "Чем Вам может помочь журнал "Школьная библиотека"? После обсуждения все участники "штурма" пришли к выводу о практической полезности журнала. В качестве пожеланий редакционной коллегии относительно содержания будущих выпусков участники встречи предложили:
  • Увеличение числа публикуемых библиографических списков и рекомендательных указателей (особенно по художественной и справочной литературе);
  • Публикацию комментариев к стандартам системы СИБИД, рекомендации по внедрению ГОСТов в практику работы библиотек;
  • Продолжение творческих поисков редколлегии журнала по разработке вкладок с календарями, наглядными материалами, портретами писателей;
  • Проведение конкурса программ и методических материалов по курсу "информационная культура". Публикация лучших программ, обеспечивающих непрерывный учебный процесс с 1-го по 12-й класс в книжном приложении к журналу "ШБ".
      Главным же предложением, которое мы все поддержали, было:

      "Пригласить читателей журнала к продолжению мозгового штурма "интеллектуальный водоворот".

      Уважаемые читатели! Ждем ваших ответов, размышлений, предложений по проблемам проектирования нового пакета документов.