Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕДИАЦЕНТР
В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ


Ястребцева Е.Н.,
к.п.н, акад. РАИ,
elenay@ioso.ru

"Информатизация образования - это взаимодействие
новой философии и новой техники"
(А.Н.Иезуитов)


       Несмотря на весьма плачевное состояние школьных библиотек в стране, имеется много защитников и сторонников именно термина "библиотека" среди ученых, библиотекарей и учителей школьного предмета информатики. Все они, в силу объективных и субъективных причин склонны разделять проблему обучения использованию новых информационных технологий учащимися и услугами, традиционно предоставляемыми школьными библиотекарями тем же учащимся и учителям для поиска ими необходимой информации для учебной деятельности. Кроме того, именно этот термин в течение многих лет был зафиксирован в государственных документах и положениях последнего десятилетия, он широко использовался педагогической аудиторией.

       В настоящее время возникла некоторая "неразбериха" в терминологии в результате введения учебных программ, ориентированных на широкое использование учащимися информационных технологий в учебной работе, а также постоянно нарастающей потребности учебных заведений расширить это использование до организации внеурочной деятельности с использованием педагогических и информационных технологий (проектная методика, творческая деятельность по созданию веб-страниц и презентаций, исследования, др.). Отечественными учеными, исследующим вопросы использования медиа- в учебно-воспитательном процессе школы, был в начале 90-ых гг. предложен термин "медиатека" для того, чтобы подчеркнуть новую концепцию деятельности школьной библиотеки, развивающей новые формы услуг с использованием медиаресурсов. В то же время библиотечные специалисты в течение 90-ых годов старались сохранить традиционный термин "библиотека", полагая, что понятие о библиотеке уже предусматривает различного рода изменения, которые происходят в образовании. Специалисты в области новых информационных технологий выступили со своим пониманием термина "медиатека", рассматривая его как собрание компакт-дисков. Школьные учителя информатики выступили за понятие "медиацентр", как класс информатики или компьютерной лаборатории для самостоятельной работы школьников с компьютерными технологиями, практически исключив из его составляющей собственно библиотеку. Ряд государственных документов и положений последних лет обращает внимание на унифицированную концепцию, использующую термин "медиа", как ключевое слово для новых форм услуг.

       Представляется, что примиряющим определением традиционного слова "библиотека" с новой терминологией, использующей "медиа", может стать термин "школьный библиотечный медиацентр". В основе концепции развития школьного библиотечного центра лежит изменение качества обучения в школе, которое ориентируется на новые педагогические идеи и информационные технологии. Речь идет о признании необходимости дифференциации и индивидуализации обучения как одного из условий полноценного развития и личностной самореализации учащихся; гуманизации образования, при котором человек признается основной и высшей ценностью. Все изменения, которые происходят в школьном образовании, вносят изменения в деятельность и организацию школьной библиотеки, которая начинает действовать как "школьный библиотечный медиацентр", являющийся основой целостной единой информационной cлужбы школы.

"Нужна не компьютеризация библиотек, а комплексная
компьютеризация школы. В первую очередь установка школьного
сервера, создание локальной сети учреждения и т.д."
(С.Кокорин)

       Библиотечный медиацентр - часть единого информационного образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в последние годы в отечественных школах и основанного на триединстве: "не-электронном пространстве", Интранете и Интернете. В то же время, библиотечный медиацентр - целостная информационная медиасистема всеобъемлющих служб. Эта система, основанная на деятельностном подходе, охватывает учащихся и учителей, где бы они не работали - в учебных классах, в школьной или районной детской библиотеке, любых других помещениях школы или дома за компьютером, тем самым значительно смягчая существующую "жесткость" классно-урочной системы.

       Чтобы стать эффективно действующей службой информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, способной внести конструктивные изменения в школьное образование, библиотечному медиацентру необходимо при определении роли и места (миссии) библиотечного медиацентра в отдельной школе учитывать ряд составляющих: "внутренние" и "внешние" факторы, впрямую и опосредованно влияющие на выполнение учебной программы, образовательные и индивидуальные потребности учителей и учащихся, во многом определяющие как формирование фонда медиасредств, так и влияющие на развитие форм учебно-воспитательной деятельности учащихся, учителей и других участников педагогического процесса с использованием медиа- и Интернет-ресурсов.

       Среди важнейших компонентов эффективного функционирования школьного библиотечного медиацентра, как целостной информационной медиасистемы, можно выделить три группы: 1) основные: фонд медиаресурсов и аппаратуры для его использования; достаточные помещения; сотрудники, способные обеспечить работу аппаратуры и деятельность учителей и учащихся - индивидуальную и в группе; адекватное финансирование; 2) поддерживающие: управление, организация образовательного процесса с библиотечными и медиаресурсами, техническая служба; 3) первичные: планирование и осуществление деятельности, обучение и повышение квалификации, модификация и создание новых ресурсов для учебно-познавательных целей, консультационная служба и обслуживание учащихся и учителей.

       Программа школьного библиотечного медиацентра рассматривается также как подсистема в общей системе дистанционного образовательного и информационного обслуживания, которая может включать партнерское взаимодействие с региональными обучающими центрами, учреждениями высшего и средне-специального образования, общественными организациями, органами власти, публичными и детскими библиотеками, музеями, другими школами, фондами и другими грантодающими организациями, др.

"Пока в вопросах должностных обязанностей медиаслужб
- сплошная путаница и неразбериха…
Сплошь и рядом не удается отличить друг от друга
преподавание информатики, медиаслужбу и ТСО"
(Дм.Паутов)

       В основе деятельности различных специалистов школы - библиотекаря, учителя информатики, координатора сетевой работы, руководителя видеостудии, радиоузла и пр. лежит общая коммуникационная природа организационных форм и медиасредств, с которыми они работают. В школах существуют отдельные подразделения - компьютерные лаборатории, библиотеки, видеостудии, телецентры, радиоузлы и пр., практически никак в настоящее время не взаимодействующие друг с другом. Развитие науки и практики, возникновение новых форм микро- и макросоциальной коммуникации привело к выводу о необходимости интегрального подхода к созданию единого информационного образовательного пространства школы, а соответственно, и к поддержанию его соответствующим персоналом, тесно взаимодействующим и дополняющим друг друга, прежде всего, технически и информационно.

       Существующая в современной школе тенденция создания и развития единого информационного образовательного пространства (создание локальной сети школы, наполнение и развитие ИНТРАНЕТа/ИНТЕРНЕТа, появление новых видов педагогической деятельности), предъявляет новые требования к штатному расписанию. Сотрудники школьного библиотечного медиацентра - библиотекарь, технический специалист, медиаспециалисты-руководители видео- или телестудии, радиопередачи или школьной газеты, координатор сетевой проектной работы в школе - являются непосредственными его создателями, теми людьми, которые в тесном взаимодействии развивают и поддерживают это пространство.

       Изменившаяся роль школьного библиотекаря-сотрудника библиотечного медиацентра заключается, прежде всего, в помощи пользователям из числа участников образовательного процесса ориентироваться в мире электронной информации и знать, как ее найти в любом месте, а не только в данной библиотеке. Задача библиотекаря также состоит в опровержении популярной на сегодняшний день точки зрения, что книги больше не нужны, и что любую информацию можно найти в Интернет, и в привлечении пользователей к печатным источникам тоже. Кроме того, библиотекари-сотрудники школьного библиотечного медиацентра в своей деятельности весьма зависимы от работы других сотрудников центра, что порождает некоторые проблемы - от проблем взаимодействия до четкого определения функций.

       Самым слабым звеном, в силу объективных причин, в обозначенной цепочке специалистов, работающих в школьном библиотечном медиацентре, - по мнению педагогов, - является библиотекарь, незначительно или совсем не владеющий на сегодняшний день компьютерными и информационными технологиями. В связи с чем, возникла необходимость как в скорейшей соответствующей профессиональной подготовке библиотекарей современных школ в вузах, так и в переподготовке кадров и в повышении их квалификации. Программы подготовки и переподготовки библиотечных кадров должны включать следующие модули: Основы информационных технологий; Теоретические основы формирования информационной культуры; Информационные ресурсы; Организационная деятельность в условиях медиацентра.

"Необходимо при осуществлении программы компьютеризации
учитывать современные запросы школьников, в том числе,
владение большинством из них компьютерными технологиями!"
(И.Коваленко).

       Поскольку школьный библиотечный медиацентр выполняет широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении педагогического коллектива, в развитии творческих способностей и познавательных интересов учащихся в различных областях знаний, состав его информационных ресурсов разнообразен. Основа библиотеки - фонд документов, включающий печатные издания (книги, периодика), возможно, аудио- и видеоматериалы, нетрадиционные носители информации. Этот фонд рассчитан на учащихся и учителей и содержит учебники, учебные и учебно-методические пособия и материалы, литературу для внеклассного чтения, справочные и иные документы.        Современный уровень развития материальной базы школы позволяет расширить видовой состав традиционных средств информации и в школьных библиотечных медиацентрах новыми электронными CD и DVD-ROM-дисками. Фонд на электронных носителях в школе постепенно начинает комплектоваться энциклопедиями и справочниками - универсальными, частными (тематически-предметными); текстами: художественными, научно-популярными; виртуальными музеями, консерваториями, кинотеатрами и т.п.; учебными практикумами: практикумами-лабораториями; виртуальными конструкторами; имитационным моделированием; тренажерами; тестами и оболочками тестов; программированными учебными пособиями. Интернет - новая возможность для формирования фонда.

       Библиотечный медиацентр в школьном едином информационном образовательном пространстве несёт нагрузку, связанную с общей каталогизацией, контролем за обращениями, созданием тематических списков дополнительной литературы, медиасредств, имеющихся в медиацентре и аннотированных ссылок на образовательные ресурсы Интернет; организацией накопления информационных банков данных по различным темам и направлениям, в том числе, создаваемым учащимися в учебно-воспитательной деятельности (доклады, рефераты, выступления на семинарах и конференциях, результаты самостоятельных исследований); организацией обновления материалов, создаваемых педагогическим коллективом - кафедрами или методическими объединениями, об урочной и внеурочной деятельности школы (поурочное планирование, описание лабораторных и практических работ, презентации, информации для родителей, др.); созданием веб-страниц учителями и школьниками как результатов работы по проектам.

"Вам не нужно быть специалистам в области компьютеров - вам нужно учить детей.
Компьютерами пусть занимается служба технической поддержки их производителя!"
("Формоза")

       Существуют разные мнения по поводу того, каким образом организовать в школьном библиотечном медиацентре условия для хранения информационных медиаресурсов:
  • от традиционного подхода, при котором в библиотеке школы выделяются площади для хранения фондов книг и отдельные площади под хранение каждого отдельного медиасредства и аппаратуры для их использования, или, когда предлагается все хранить в одном помещении той же библиотеки, только на одних и тех же полках и пр.
  • до распределенного подхода к хранению, когда информационные средства и оборудование размещены по всей школе - они хранятся в классах и других помещениях.


       Также существуют разные мнения и по поводу того, каким образом в школе организовать самостоятельную деятельность (индивидуально или в группе) учащихся и учителей с информационными медиаресурсами:
  • от традиционного подхода, при котором ресурсы и оборудование для их демонстрации выступают инструментами учителя, использующего их на уроках в классе, или когда по заданию учителя учащиеся работают самостоятельно с ресурсами в том же учебном кабинете, но при этом жестко ограничены рамками учебной программы, временем, отведенным на урок, и темпом, который задается учителем;
  • до распределенного подхода к организации самостоятельной деятельности, когда создаются отдельные рабочие зоны в самом библиотечном медиацентре и отдельные помещения для кружковой и внеурочной деятельности с систематическим использованием медиаресурсов и аппаратуры (школьный издательский центр, видео- или телестудия, кружок по созданию веб-страниц и пр.), где учащиеся работают в присущем только им ритме, используя те ресурсы, которые есть результат их самостоятельного выбора, …


       Во все подходы к организации условий для хранения информации и деятельности с ней учащихся и учителей существенные коррективы вносит создание внутренней локальной сети, БД школы и развитие ИНТРАНЕТ/ИНТЕРНЕТа в школе. На определенном этапе развития единого информационного образовательного пространства все рабочие станции медиацентра, учебных кабинетов, других помещений школы и сервер объединяются в локальную сеть, что позволяет использовать накопленную в учебных кабинетах, библиотеке, административных и других помещениях, информацию, размещаемую в базе данных школы (БД), в процессе учебных занятий в классах и во внеурочное время, работая за компьютером дома.

       В школах существуют несколько вариантов поддержки локальной сети - информационно-вычислительные центры, кабинеты информатики, библиотеки, медиатеки. Представляется разумным объединить усилия в единой информационной службе - школьном библиотечном медиацентре, тем самым съэкономив значительные силы и средства.

"Будет жаль, если все закончится на уровне фильмотеки…"
(Л.И.Кожемяко)

       Создание школьного библиотечного медиацентра - как ядра школьной информационной службы - дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива школы, возможно, родителей и других заинтересованных лиц, и самое главное - идущее параллельно с развитием единого информационного пространства самой школы, так как медиацентр является его важнейшей составляющей.

       Возможна некоторая последовательность в этапах создания библиотечного медиацентра школы. Первый этап: оснащение библиотеки школы компьютерами, другим оборудованием для использования медиаинформации и доступом к Интернет. Создание и развитие электронного каталога, интегрирующего имеющиеся библиотечные и информационные медиаресурсы, которыми располагают все кабинеты школы. Наращивание фонда нетрадиционных материалов и средств за счет приобретения справочных, энциклопедических, образовательных компакт-дисков, видеоматериалов. Подбор необходимого персонала медиацентра. Повышение квалификации сотрудников центра и учителей школы. Накопление методических материалов, разработанных учителями школы, и исследовательских и творческих работ учащихся в электронном виде. Одновременно в школе осуществляется компьютеризация помещений администрации, учебных кабинетов школы (не только кабинета информатики) и помещений для дополнительной внеурочной работы (например, видео-издательский комплекс), где завучами, учителями и организаторами внеурочной работы (в том числе, координатором проектной работы) также идет накопление информационных материалов в электронном виде (нормативы и др. инструктивные материалы, программы, вопросы билетов выпускных экзаменов, материалы вступительных экзаменов различных ВУЗов, др.).

       Второй этап: включение библиотеки и других школьных подразделений в единую локальную сеть. Разработка модуля школьного библиотечного медиацентра. Перенос накопленной информации и материалов (частично) в Интранет и Интернет на веб-сайт школы. Функциональное объединение штатных единиц - библиотекаря, медиа- и технических специалистов, ранее изолированно работающих друг от друга и подчиняющихся школьной администрации, в единую службу, действующую более экономно и значительно более эффективно, подчиняющихся руководителю - специалисту в области информационных и педагогических технологий, способного разработать программу развития школьной информационной службы и библиотечного медиацентра школы на перспективу. Идет активное наполнение Базы данных школы (БД) всеми службами школы. Учителя могут разрабатывать дистанционные курсы по своим предметам для учащихся, которые в силу разных причин (болезнь, экстернат) могут проходить обучение из дома. Проводится большая работа по поиску возможных "сетевых" партнеров школы - библиотеки, музеи, фонды, дистанционные обучающие центры, др. Особая нагрузка ложится в этом процессе на сотрудников школьного библиотечного медиацентра, которые заполняют материалами модуль "Школьный библиотечный медиацентр" школьной БД.

       Дальнейшее развитие школьного библиотечного медиацентра как школьной информационной службы и части единой информационной образовательной сети школы зависит от развития общества, научно-технического прогресса, распространения новых идей в педагогических и смежных науках и того внимания, которое государство уделяет вопросам образования страны.