Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)

Книга как источник информации
в современном образовательном процессе

(размышления библиотекаря-практика о медиаобразовании и роли книги в развитии личности)

Л. Владимирова,
заведующая библиотекой школы № 44
Приморского района Санкт-Петербурга



       Со вступлением общества в эпоху медленно, но неуклонно развивающегося "мира разносторонних средств массовой информации" происходит изменение нашего отношения к средствам информации.

       Перед каждым человеком встает выбор между традиционными печатными средствами информации, которые уже освоены, и совершенно новыми технологиями, многие из которых находятся только в начале развития.

       Однако только человек (ребенок, взрослый), владеющий традиционными инструментами культуры, которые нельзя, как говорится, перепрыгнуть, возьмет из нового то, что истинно расширяет кругозор.

       Несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура сохраняет свое значение. Только то общество, которое читает, является обществом, которое мыслит.

       Образованность во многом определяется способностью, умением грамотно говорить и с толком читать (осознавая смысл прочитанного). Однако все прошедшие годы господствовало убеждение (заблуждение), что с развитием электронных средств информации все будет даваться легче или получаться само собой. Мы уже получили наглядный пример с вычислительными машинами: даже "незнайка" смог вдруг надежно проводить вычислительные операции.

       Между тем незаметно, как подсказывают многочисленные исследования, подкралась ... вторичная безграмотность, которая распространилась во всех западных индустриально развитых державах. В США насчитывается сегодня 40-50 млн. вторично неграмотных. В Германии их примерно 3-4 MJIH., а недавно Франция, страна литераторов, была напугана новейшими исследованиями рабочей группы одного из министерств, согласно которым около 20 % работоспособного населения с трудом читает и пишет. Ясно прослеживается снижение уровня читательской компетенции и в России.

       60 % классных руководителей восьмых классов жалуются, что преподавание затрудняется недостаточной способностью учеников к чтению и письму: примерно 30 % этих учеников сами признают, что имеют сложности с чтением и письмом, не любят читать; не умеют работать с книгой. Приходится констатировать, что в нашей стране по окончании регулярного обучения примерно треть подрастающего поколения недостаточно владеет такими основополагающими инструментами познания, как чтение и письмо.

       Образование подростков - объективный показатель благополучия общества.

       Обострение социальных и культурных проблем напрямую сказывается на детях.

      
И, прежде всего, это касается отношения к традиционным ценностям, влияет на нравственные ориентиры, духовность, уровень образованности.

       В качестве причин ученые приводят изменившиеся семейные условия, отрицательное влияние окружения, слишком раннюю привычку к телекоммуникативным средствам массовой информации. Очевидно, что у детей слишком мало побудительных причин развивать собственную речь, которая нуждается в диалоге.

       Наконец, необходимо уяснить, что эти проблемы развития личности ни в коем случае не исчезнут сами собой. Для развития способностей говорить и читать существуют свои временные рамки: для развития речи - до 10 лет; для развития способности к чтению - до 13-15 лет.

       Необходимо развернуть педагогическую деятельность по обучению школьников работе с информацией, принятой из различных источников одновременно.

       Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Библиотека служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры, литературного вкуса.

       Библиотечная среда, возможность использования традиционного книжного фонда и современных средств информации (ТВ, ПК и др.) - очень сильный фактор воздействия на ребенка. Иногда библиотекарь больше, чем учитель, может воздействовать на ученика-читателя, а уж психологом и консультантом библиотекарь выступает ежедневно.

       Библиотека -"независимая" территория внутри школы, библиотекарь подчас способен воздействовать на ребенка гораздо сильнее, поскольку отношения библиотекаря и читателя-школьника не носят "оценочн6ый характер" (нет журнала, оценок).

       В библиотеке с каждым ребенком общаются индивидуально.

       Все это говорит о педагогической, воспитательной роли школьной библиотеки.

       Сегодня перед обществом, в первую очередь перед школой, стоят задачи по подготовке человека к жизни в совершенно других, новых, с нашей точки зрения, условиях.

       Следовательно, выпускники должны быть инициативными, творческими, грамотными, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность.

       Необходимо, прежде всего, внедрить в сознание общественности понимание, что книга останется в мире разносторонних средств массовой информации основополагающим инструментом культуры. Поощрение чтения - вот задача общества.

       Школьная библиотека должна работать как информационный и культурный центр.

       Библиотечный центр проектируется как ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы в ее учебное и внеучебное время.

       Принципиально меняется способ учения, меняется система постановки задач и цели всей школьной работы.

       Учебный процесс в школе строится так, чтобы учебник перестал играть роль главного средства обучения. Ученики знакомятся с текстами первоисточников. Авторский учебник не заменит оригинального текста. Он является культурным ориентиром.

       Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать человеку широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир
.

       Поэтому меняется подход к комплектованию фонда школьной библиотеки. Главное содержание библиотечных фондов - литература по науке и искусству, педагогике и управлению, экономике и экологии, медицине и физической культуре. Поток информации слишком велик и стремителен. Нужно научить юных читателей добывать и обрабатывать информацию, оценивать ее.

       В школьной практике появилось новое направление - медиаобразованне. Именно оно поставило проблему развития у школьников навыков осознанного восприятия и критического отношеяия к сообщениям средств массовых коммуникаций Медиаобразование ориентировано на повышение общекультурного уровня, обучение информационному взаимодействию.

       Идея интеграции медиаобразования с традиционными источниками информации позволяет повысить уровень обучения: увеличивается наглядность курса, исчезает "монотонность" в ведении уроков.

       Но если учащиеся не будут читать и вместо раскрытой книги навсегда "вперят" взгляд в монитор компьютера, исчезнут живой диалог, живое общение. Во всем должна быть мера. Использование готовых материалов, предлагаемых компьютерными программами, лишает детей умения фантазировать, способности воображать. Читая в первый раз книгу, каждый из нас включает свое собственное воображение и в нем, в этом волшебном персональном театре, проигрывает все то, что читает. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный запас ученика
.

       Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, поэтому если изначально упустить формирование навыков обучения и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

       Поступая в ВУЗы, большинство вчерашних школьников не умеет пользоваться библиотечными каталогами, не обладает элементарными навыками выступления на семинарских занятиях, не умеет задавать вопросы и рационально использовать время. Необходимо сконцентрировать внимание на главной задаче - учить учиться, готовить своих питомцев к возможности приобретать более высокий уровень образования. Может ли школьная библиотека способствовать этому? Да, безусловно. Приоритетным является использование в обучении первоисточников, сравнение различных информационных материалов и анализ их объективности.

       Специальные занятия, направленные на приобщение к чтению, развитие читательской культуры, навыков и умений пользоваться различными источниками информации, в первую очередь, книгой, позволят вырастить талантливого человека.

       Работа с первоисточником позволяет каждому ученику проявить самостоятельность, инициативу, личностные особенности ученика.

       Оценивать уровень развития познавательной деятельности учащихся можно по следующим критериям:

      
  1. Отношение к учителю - желание учится, стремление выполнять все требования рекомендации учителя.
  2. Культурный кругозор - начитанность школьника, широта его культурных интересов.
  3. Умение выделять главное в учебном материале - стремление ученика выделять и излагать наиболее существенные, основные мысли, не смешивая их с второстепенными фактами, делать обобщения, выводы, резюме.
  4. Умение в темпе класса читать и писать (ученик должен успевать делать записи вместе с классом, читать со скоростью 300-350 слов в минуту).
  5. Умение осуществлять самоконтроль в учении (ученик самостоятельно определяет степень усвоения прочитанного путем воспроизведения главных мыслей, составляет вопросы к тексту).
      
Среди всех форм и методов обучения можно назвать и деятельность но учебной программе ''Библиотечно-библиографическая грамотность", которая способствует организации самостоятельной работы школьника, усвоению обобщенных и рациональных способов работы с источниками информации.

       Главная задача - объяснить учащимся, что книга является основным средством пополнения багажа знаний.