Бурное развитие и внедрение различного рода систем информационных технологий в образовании в связи с его модернизацией, уже воспринимается в массовом педагогическом (и не только) сознании, как прорыв человечества в будущее. Наверняка, это является таковым.
В докладе Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе" среди прочего говорится, что "...К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся: переход к постиндустриальному, информационному обществу...". В связи с этим вопрос тотальной компьютеризации образования занимает особое место при обсуждении вопросов его модернизации. Но действительно ли так лак легко решается проблема модернизации образования при условии глобального его погружения в пространство современных информационных технологий. Автор занимает позицию осторожную позицию в отношении современной информатизации образования.
Во первых - странным образом под информационными технологиями понимается только лишь узкая часть технологий этого класса, сопряженных в первом приближении с современными компьютерными технологиями. Но информационные технологии - это большой спектр технологий синтеза, поиска, обработки и пр. информации, вернее того, что принято считать информацией при определенных условиях "интеллектуальной нужды".
Во вторых - под информатизацией понимается в основном усиление роли предметной школьной информатики, подготовку учителей в этой области, и каким-то (каким - непонятно) образом привлечения компьютеров в учебный процесс. Но необходимо понимать, что информатизация - это не только тотальная компьютеризация и проникновение образования в глобальные информационные резервы и сети, а скорее огромный спектр процессов и методологических механизмов, которые должны занять свое определяющее место в образовании.
В третьих - неумение "модернизаторов" обсуждать смыслы понятий и определять категории в области "информатики" приводит к путанице между понятиями "медиаобразование", "информатика", "информатизация", "информационные технологии" и пр.
Далее, в основе "постиндустриализма" лежат более глубокие процессы, при ближайшем рассмотрении которых информатизация и якобы "информационное общество", в котором мы все начинаем сосуществовать - лишь всего на всего одна из характеристик новой социальной модели - "Постиндустриальное общество". Принципиальным требованием постиндустрии стала сверхвысокая интеллектуализация коллективного труда с ярко выраженной творческой составляющей. В связи с этим компьютеризация образования - почти абсолютно бесполезная вещь, пока само образование не становится интеллектуально и творчески напряженным, при чем одновременно личностно и общественно ориентированным.
В конце двадцатого столетия человечество осознало важное значение информации в жизни общества. Но утверждение, что именно информация в будущем будет определять темпы развития человеческой цивилизации, автору кажется очень спорным. Здесь возникает целый ряд вопросов, которые требуют к себе принципиального отношения, особенно сейчас, когда вкладываются колоссальные средства в информатизацию образования. Прежде всего, важное место занимает вопрос о роли информации в системе сложившегося понятия "информационные технологии". Для этого рассмотрим системную модель, адекватную для представления любой информационной технологии, как отдельно взятой системы. Эта модель представляет собой блок подсистемных элементов: рабочей части (рабочего органа) и непосредственно передающего звена (трансмиссии)(1*). (Автор склонен рассматривать подобного рода вопросы с позиции "Общей теории систем!").
"Рабочий орган" - ведущая подсистема, отвечающая за производство самой информации. Сюда входит непосредственно сам человек с его основной социальной функцией - создавать знания, мысли, идеи, т.е. непосредственно информацию (2*), смысл которой - вывести общество на новый, более совершенный уровень общественной соорганизации и соразвития. В "рабочий орган" входят и внутренние потребности человека, система научных знаний, а также эвристические технологии, которые являются главным инструментом создания новых знаний. "Трансмиссией" же является подсистемы передачи, трансформации, хранения и пр. полученной в "рабочем органе" информации.
Вполне справедливо считать, что в надсистеме информационных технологий должны находиться элементы, объективно предъявляющие требования к элементам самой системы. Сюда следует отнести такие абсолютные факторы, как время и естественные природные комплексы. Не последнюю роль в предъявлении требований к информационным технологиям предъявляют постоянно изменяющиеся во времени потребности самого человека.
Элементный анализ предложенной системной модели для системы информационных технологий показывает, что эти системы на сегодня являются неполными. Подобного рода системы в соответствии с законом "Полнота частей системы" (3*) не обладают минимальной работоспособностью. На практике это повсюду подтверждается наличием кризисных явлений во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и тех, которые максимально погружены в "информационные океаны" и имеют высокоэффективные каналы связи и сети передачи информации. И это в то время, когда человечество, шагнув в космос, получило реальную возможность передавать с предельной скоростью любую информацию в любую точку планеты.
И что же? Как отразилось увеличение динамики развития глобальных информационных технологий на основном их "заказчике" - Человеке, и тем более - всем человеческом сообществе? Произошел ли прирост общечеловеческого благополучия благодаря научно-техническому прогрессу в области информационных технологий? Где реальные результаты внедрения информационных технологий в плане совершенствования всего человечества? Не является ли очередным мифом процесс "всеобщей компьютеризации"? Не является ли это мифом и так называемого "развития сознания"? Нужна ли человечеству такая компьютеризация, если в итоге ничего в плане увеличения благосостояния человечества реально не происходит? Тем более, что уже сегодня специалисты различного уровня "бьют тревогу" о кризисе сознания, несовершенстве самого человека, экологических, гуманитарных катастрофах и, конечно же - "третьей мировой войне". (4*)
Сегодня процесс развития информационных технологий, как это не печально сознавать, работает на увеличение масштабов уничтожения человечества. (5*)
Обсуждение информатизации образования, как ни странно, не затрагивают вопросов, связанных с глобальными проблемами человечества, которые бы определили стратегические направления развития информационных систем в образовательном пространстве. Сегодня только декларируются внешне привлекательные лозунги и оттягиваются материальные ресурсы и время на "заведомо холостой выстрел", который, однако, будет оплачен из кармана честного налогоплательщика, поверившего в мифы информационных систем и технологий.
Сегодня чрезвычайно важно понять, что для того, что бы перейти от мифов к реальности, необходимо, чтобы технические системы из ряда "информационные технологии" стали полными. Для этого необходимо достроить недостающие подсистемы - "управляющую и энергетическую". (6*) "Подсистема управления" предназначена для согласования частей "подсистемы" с "надсистемой", и обеспечивает включение в систему "надсистемных энергоресурсов". В качестве последних можно выделить результаты объективных изменений во времени природных комплексов.
Другой немаловажное правило - чтобы всякая техническая система успешно функционировала и развивалась, должно быть обеспечено упреждающее развитие подсистемы "рабочий орган", то есть сознание самого человека. Да и сама "система" должна быть разомкнутой - т.е. постоянно взаимодействовать с "надсистемой". Сегодня же мы имеем упреждающее развитие отнюдь не интеллекта и творческой составляющей, и тем более не сознания, а в целом головы каждого человека, которому природой предусмотрено производить так нужные всему обществу знания и мысли. Упреждающее развитие получает только лишь "трансмиссионная" составляющей информационных технологий.
Сегодня уже серьезно обсуждаются планы создания суперкомпьютера наделенного функциями "искусственного интеллекта". Не означает ли это, что у человека "хотят" отнять самое главное, что делает его человеком - способность думать и создавать новое. Что же нам предлагают разработчики новых информационных технологий? Прежде всего - поверить, что сверхкомпьютеры способны заменить человека в творческой созидательной деятельности... В научных исследованиях отсутствуют примеры решенных с помощью компьютера проблемных задач. Это в принципе является на наш взгляд наглядным подтверждением тупикового шага в развитии "информационных технологий" в этом направлении.
Попытки сделать акцент на способности компьютеров с огромной скоростью перебирать огромные массивы информации, что является главным показателем современных информационных систем, в действительности не обеспечивает, и не может обеспечить развитие как самого человека, так и антропогенных систем. Поскольку очевидно, что наивысшую ценность представляет информация, которой, по сути дела, еще нет ни в одной базе данных и поиск которой перебором вести бесполезно, то следующий шаг развития "информационных технологий" лежит в плоскости не переработки и транспортировки уже известной информации, а в создании систем эффективного поиска и синтеза нестандартных, нетривиальных, новых решений и знаний. Последнее же, на сегодняшний день, принадлежит только человеку и не может быть пока передано компьютеру.
Следовательно, эффективность "информационных технологий" может быть существенно повышена путем формирования у человека функциональных творческих качеств мышления, которое обладает устойчивыми навыками, например, поисково-изобретательской деятельности, или более широко - методологической деятельности, или любой другой деятельности, имеющей характер индивидуально значимого деятельностного подхода. Это предполагает особый стиль обучения, в котором употребление уже имеющейся информации и знаний, в том числе в компьютерных базах знаний, включая систему Интернет, будет сопряжено с поиском новых знаний под цели, которые обеспечивают развитие различных антропогенных и естественных систем. Постановка же целей не может быть реализована в рамках "информационных технологий", базирующихся на формально-логических подходах.
Всякое развитие - есть акт преодоления противоречий, что само по себе предполагает обращение нас к диалектике. Вывод целей из противоречий всегда имеет характер диалектической логики с постановкой новой нестандартной, часто еретической цели. Эти цели не могут быть формализованы, так как они всегда предполагают использование ресурсных подсистем сознания самого человека. Прежде всего - воображение и фантазию. Понятно, что сам процесс мышления должен опираться на системный и диалектический подход, а сам процесс создания вначале фантастических образов, а потом - обращенных мыслительных моделей в реализуемые на практике представления, должен подчиняться объективным законам развития систем. Законы развития, в свою очередь, объективны, и самое главное - познаваемы. (7*) Поэтому их можно сознательно использовать в "информационных технологиях", но не мифических, а вполне реальных. Такая практика сложилась при использовании эвристической технологии ТРИЗ (8*), которая за сорок лет своего существования на практике доказала свою состоятельность тысячами изобретений в различных областях знаний. Использование в образовании эвристических систем, по существу, переход к методологизации образования в области использования "информационных технологий", позволяет совершенно по-иному подойти к пониманию сущности "информационных технологий", которые наконец-то из области часто бессмысленного перекачивания информации за деньги из одной части пространства в другую, перейдут в область производства информационных систем, развивающих другие системы. Сегодня необходимо реализовать именно эту часть информационно-технологического конвейера. Для этого необходимо "информационную технологию" рассматривать как часть поисково-изобретательской, или любой другой методологической, шире - проектной деятельности человека, смысловая сущность которой заключается в поиске новых идей, направленных на развитие культуры и представлений о бесконечно изменяющемся мире.
1* Ю. Саламатов, Система развития законов техники, "Техника - Молодежь - Творчество", под редакцией А.Б. Селюцкого, Петрозаводск: Карелия. 1991.
2* Здесь сознательно автор не рассматривает философские посылки, лежащие в основе данного утверждения.
3* Ю. Саламатов, Система развития законов техники, "Техника - Молодежь - Творчество", под редакцией А.Б. Селюцкого, Петрозаводск: Карелия. 1991.
4* Балканский кризис в зеркале российской смуты. Югославский рубеж. Газета "Советская Россия", 6 апреля 1999г. № 38.
5* там же.
6* Ю. Саламатов, Система развития законов техники, "Техника - Молодежь - Творчество", под редакцией А.Б. Селюцкого, Петрозаводск: Карелия. 1991.
7* Ю. Саламатов, Система развития законов техники, "Техника - Молодежь - Творчество", под редакцией А.Б. Селюцкого, Петрозаводск: Карелия. 1991.
8* Теория Решения Изобретательских Задач - прим. Автора.
|