Секция "Школьная информационная служба" / "Школьный библиотечный медиацентр" (2002 год)

ФУТУРИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ, ИДЕИ, МОДЕЛИ


Автор: Дмитрий В. Захаржевский
Руководитель краевого медиацентра ЦИО КК ИПКРО
zima@cross-edu.ru



       Реальность.

       Последнее десятилетие развития социальной сферы во всем мире характеризуется рядом феноменов, которые становятся своеобразной системой норм нового общества. Основной характер этих феноменов заключен в поиске, фиксации и оформлении разных идей имеющих отношение общественной соорганизации. Другими словами, специфика обсуждаемых идей, особенно последнее время, находится в разрезе вопросов развития разного рода человеческих сообществ и их взаимодействия. Это имеет свое отражение в обязательном порядке на одну из важнейших сфер человеческого производства - образование.

      Протопостиндустриальная эпоха, которую мы все переживаем в настоящее время и которая есть этап смены общественных моделей, и, как следствие, способов взаимодействия людей, групп и сообществ, заставляет философов, методологов, футурологов, психологов, педагогов и прочие группы исследователей, вести непрерывный поиск неких "культурных образцов", стабилизирующих все более разваливающиеся привычные типы социальных взаимодействий и упорядывающие хаос человеческих отношений. Мощные эволюционные процессы общественных изменений толкают одни человеческие и профессиональные сообщества, еще вчера находящиеся в резком противостоянии в отношении друг друга, к поиску общих способов сотрудничества. Другие же, в прошлом стабильные, разрываются и становятся выброшенными на "исторические свалки" казусов и парадоксов.

      На современные взаимоотношения людей и разные человеческие сообщества, в том числе в сфере образования, стали мощно проецироваться различные внешние факторы, являющиеся следствиями более глобальных процессов, происходящих, например, на геополитической или геоэкономической мировой арене. Как раз именно эти факторы и становятся специфическими требованиями к существованию и взаимодействию людей и разных человеческих сообществ. И на сегодня они являются отражением глобальных тенденций изменения мировой социосферы. Особо выраженными такими тенденциями являются следующие [1,2,3]:
      1. Появление и развитие индивидуально-ориентированных практик деятельности и производства.
      2. Развитие видов деятельности, организованных не по отраслевому типу.
      3. Увеличение числа сообществ, организованных не по отраслевому типу деятельности.
      4. Информатизация социосферы.

      Согласно Э. Тоффлеру и ряду других авторов, придерживающихся цивилизационной концепции развития [1], мы переживаем переходный период к постиндустриальному сообществу. Выделим пока только несколько показателей перехода к постиндустриализму.

      1. На наш взгляд, а также согласно представлению рада указанных авторов, сегодня имеет место процесс новой социальной поляризации. В постиндустриальном секторе уровень доходов, даже с учетом инфляции, увеличился в 10 раз, особенно за последние 10 лет. Особым образом это касается непроизводственных эксклюзивных форм деятельности, которые в индустриальную эпоху занимали незначительное место. В индустриальном же секторе резко выросшая инфляция съела и без того упавшие в 10 раз доходы в тех сферах производства, которые занимались производством массовых продуктов потребления в индустриальный период (1*). Содержание, хотя бы только продукции западного кинематографа, ярко показывает в виде основных сюжетов фильмов последних пяти лет профили умирающего индустриального сектора. И механизмы снятия поляризации в развитых и развивающихся странах не возникают и не развиваются. Эта поляризация происходит сегодня внутри любой страны. И для развитых стран конфликт глубже. В этом качестве мы должны рассматривать и систему образования. Новый вызов для сегодняшней системы образования непосилен.

      2. Ряд стран (2*), такие как Россия, Китай, Корея - "маргиналы" в сценариях геополитического развития и движения. Маргиналы в том смысле, что они не вписываются в общий порядок и конструкции геополитического пространства, в котором можно обозначить наличие:
      a. Сети зон имитации инновационного движения
      b. Сети зон сопротивления инновационному движению.
      На сегодня Россия находится где-то посредине этих двух зон.

      Реальное состояние системы образования в России на наш взгляд таково, что скорее происходит сопротивление инновационному движению, и только лишь местами наблюдаются редкие вспышки имитации инновационного движения.

      Трагедия Российского образования в том, что на современном этапе оно не может быть механизмом доступа к процессам развития. Тому много причин. Одна из основных на наш взгляд - фиктивная информатизация образования. Но внутри системы образования, не только в России, но и вообще в любой стране, существует некая инновационная прослойка. Она аккумулировала все новое по содержанию и работает на поддержание инновационного ядра. Отметим, что это инновационное образование по своей природе транспортная система. Она подключает людей к процессам в инновационном ядре экономики. Отсюда вывод, что чем лучше образование в государстве, геополитически растянутого между двумя зонами имитации и сопротивления инновационному движению, тем хуже все работает, так как все выпускники рано или поздно мигрируют в пространство инновационной экономики. В связи с этим, большинство развитых стран снизили сегодня свое внимание к образованию. Их позиция проста - пусть этим занимаются другие страны. Мы же воспользуемся продуктами образования этих стран. В частности весь инновационный базис США выстроен на основании зарубежных специалистов. Пример: такая известная компания в мире программного обеспечения для компьютеров, как Microsoft, в своих штатах содержит около 70% иностранных специалистов, в частности около 10- 15% специалисты из России.

      Для России сложилась очень сложная ситуация: сегодня вкладывать в образование нельзя, ибо есть опасность лишить страну специалистов высочайшего уровня в будущем. Тому есть множество причин. Две из них: это тотальная эмиграция на контрактной основе в страны с развитой инновационной экономикой и "профессиональный декаданс" связанный с отсутствием профессиональных ниш самореализации и профессионально-личностного роста, что еще связано с тем, что у инновационных образовательных площадок внутри старой индустриальной экономики нет потребителей. Но не развивать образование тоже нельзя, потому что это нечто иное, как настоящая социальная контрреволюция.

      Идеи.

      Один из возможных ходов вывода современного образования из кризиса - создание и развитие программ, направленных на формирование и развитие человеческой мобильности, где особое место должны занимать программы формирования и развития профессиональной мобильности педагогов. А более широко - всех участников сферы образования. Но здесь еще необходимо принять и понимать, что непосредственно наш, Российский кризис (не только образования) - несоразмерность системы управления и новых форм деятельностей, направленных в сферу инновационной экономики. В частности, чтобы изменять содержание образования в сторону сферы инновационной экономики, необходимо сегодня принять, что одна из ключевых единиц учения - ситуация, уже - проблемная ситуация, а не понятие, как в "РО" у В.Давыдова. При этом необходимо занять принципиальную ценностную позицию нового, инновационного образования, как производства и воспроизводства идеальной базы, одним из контекстов чего есть производство знаний и инноваций. К примеру, в Красноярске уже накоплен яркий и стабильный опыт - школы, как генераторы инноваций и обладатели патентов на изобретения. В этом случае ситуация должна пониматься в процессе обучения как процесс, как объект и как технология для организации, прежде всего, межличностного взаимодействия. Результатом такого взаимодействия может выступать генерация новых знаний, инноваций, и здесь должна формироваться ценностная база для развития коммуникативной компетенции личности будущего. Именно коммуникативная компетентность есть основа и источник инновационных процессов, которые по своей сути всегда организуют деятельность (в том числе и образовательную) в ситуации полной информационной и ресурсной неопределенности, где проектирование и программирование являются основными процессами решения задач, связанных с развитием систем как антропогенной сферы, так и социальной и в частности коллективов. На то, что проектно-программный подход станет основным образовательным процессом и источником управления в образовании будущего указывает тот факт, что сегодня уже очевидно и важно - происходит отказ, уход от коллаборации и обращение к новым формам коммуникации. Например, происходит переход к сетевым формам взаимодействия людей, технологий, организаций и пр., что необходимым образом требует совместности в программировании и проектировании. Особенно активно это уже происходит в регионах интенсивной инновационной экономики. Процесс перехода от коллаборации к коммуникации требует проектирования коммуникативных форм деятельности, и образовательной в том числе. Что же ожидает нас в ближайшем будущем при активном развитии идей сетевых форм организации в условиях тотальной информатизации общества? Попробуем ответить на это вопрос.

      Одна из важнейших особенностей нового времени - демассификация средств производства. Это касается практически всех типов сферы человеческой деятельности и человеческого труда, в том числе образования. Сегодня уже стало общекультурной нормой говорить об индивидуально ориентированных подходах и способах обучения, индивидуально ориентированных образовательных практиках, индивидуальной зоне ближайшего развития, индивидуально ориентированных образовательных векторах и о многом другом в залоге индивидуального. Демассификация образования активно выражает себя через такие процессы, как децентрализация и дестандартизация. В системе повышения квалификации образовательных кадров, да и во всей системе образования часто обсуждается идея развития разных дистанционных образовательных форм и курсов, которые якобы могут помочь решить проблему жесткой зависимости от места и времени повышения квалификации обучающегося. Дистанционных форм организации на сегодня множество, как и способов проведения дистанционного образования. Здесь хороши все способы: от электронных телекоммуникационных сетей до обыкновенной всем понятной бумажной почты. Преимущество дистанционных форм в том, что определение нагрузки и всего учебного режима выполняет сам обучающийся, и он же сам организует свой учебный процесс независимо от педагога и прямого общения с ним. Часто содержание такого рода дистанционных курсов формируется под удаленный заказ "потребителя или потребителей". Но в случае, когда потребителей образовательного содержания становится слишком много, а в предельном случае каждый человек может быть таким индивидуальным заказчиком и потребителем, то возникает проблема многопрофильности и множества курсов. Так возникает идея интернетовского "Образовательного портала", на котором есть все, или по крайней мере есть шанс найти многое, определив содержание поиска под индивидуальные потребности. Возможность коллективно не зависеть от источника образовательной информации, индивидуально определять ее тип и содержание - вот идея децентрализации (независимость от места , времени) и дестандартизации (независимость от предлагающего образовательное содержание). Но демассификация - это только половина правды. Другая половина кроется в развитии систем социальной памяти [1].

      Обратимся к С. Лему [4]: "...в древние времена каждый человек знал и назначение и устройство своих орудий: молотка, стрелы, лука... Прогрессирующие разделение труда уменьшало это индивидуальное знание, и в современном ... обществе существует отчетливая граница между теми, кто обслуживает устройства или пользуется ими и теми, кто знает их конструкцию. Ни один из ныне живущих не знает всех орудий, которыми располагает цивилизация. Тем не менее некто, знающие все, существует - это общество. Знание, частичное у отдельных людей становится полным, если учесть всех членов общества". Подобное находим у Э. Тоффлера: "...все виды памяти можно разделить на память индивидуальную, или частную, не доступную для других, и память общую, открытую для совместного доступа, то есть социальную... Наша замечательная способность хранить и отыскивать информацию в общей памяти - вот секрет успешного эволюционного развития нашего вида.... Скачок в постиндустриальную инфосферу ... делает социальную память не только обширной, но и активной..." [1] Сеть Internet - это только прообраз социальной памяти. Тем не менее, уже сегодня понятно, что становление эффективных систем социальной памяти разных сообществ, это сложный путь создания прецедентов новых форм взаимодействий людей и разных человеческих групп и сообществ.

      Действительно, что хотя бы означает идея дестандартизации (демассификации) в системе повышения квалификации? По крайне мере это предполагает то, что педагог начинают УМЕТЬ организовывать себя и коммуникацию с самим собой, результатом чего он может оформить содержательный запрос на тот или иной образовательный модуль, связанный с его внутренними профессиональными потребностями и целями. А значит - он умеет делать как минимум рефлексивные ходы в отношении личных профессиональных и шире личных человеческих практик (в этом заключается идея конструктивной самодисквалификации), необходимых ему для дальнейшей самореализации.

      А что же в пределе означает вся та совокупность систем социальной памяти? Это обширные информационные поля с безграничным доступом, организованным средствами медиа-метаинтерактивности. Это как бы является отражением центральной идеи философии "Киберпанков", прогрессивного молодежного движения во всем мире, ставящих основной своей задачей разрушать любые информационные преграды ради открытости информации, Другими словами, в среде социальной памяти с открытым доступом каждый человек должен иметь право и возможность предлагать свое личное содержание для возможности личной реализации других людей - с одной стороны, и с другой стороны - иметь возможность как бы стянуть на себя разные содержания других людей и сообществ для организации возможности личной реализации.

      В залоге системы повышения квалификации вышеуказанные идеи предполагают один из возможных следующих актов развития системы ПК. Видится, что именно разные сети в системе ПК должны культивировать идею и реализовывать ее на практике, когда разные люди и человеческие сообщества выносят в сеть свое содержание, которое становится образовательным, если находится хотя бы один человек, который на основе этого содержания сможет в любом другой, может даже не свойственном изначально этому человеку, типе деятельности реализовать себя.

      Конкретизируем эту идею. К примеру - все устройство цивилизованного Интернета как сети, это интерактивная среда, означающая буквально сетевые реакции на примитивные действия указательного пальца пользователя в виде открывающихся на мониторе текстов. Метаинтерактивность - это когда Internet становится таким, каким его видит пользователь. Иначе, в идеале, например - зависимость содержания сайтов от желания пользователя видеть на них ту или иную информацию. Люди не должны зависеть от дизайнеров и конструкторов сайтов, и должны иметь моментальную возможность, скажем, располагать свои на сайтах свои тексты самостоятельно. Это чистая идея, и проблемы здесь видны сразу. И большинство из них морального и этического порядка. Но необходимо заметить, что современные информационные технологии позволяют это уже реализовать на практике.

      Итак, конструирование сетей, реализующих принцип метаинтерактивности - будущее сферы образования. Тем более, что в Красноярском КК ИПК РО уже приступили к реализации некоторых моделей такого рода сетей. Метаинтерактивность здесь - ключ к организации действительных образовательных (образующих людей) сетей.

      Модели. Метаинтерактивные сетевые модели.

      Сетевое взаимодействие требует концентрации информации, необходимой для быстрого принятия коллективных решений участниками сетевого сообщества. Но концентрация информации вовсе не означает ее сбор и хранение в жестко заданном одном месте. Представим себе библиотеку, где каждый пользователь, чтобы почитать нужную ему книгу, отдает в библиотечный фонд хотя бы одну свою. Эта идея была положена в основу модели "Распределенной краевой сетевой библиотеки на базе районных ресурсных центров". Суть идеи проста: краевое образование представлено вполне конкретными идеями, направлениями, концепциями, группами образовательных сообществ, имеющих отражение в краевых программах развития образования, а так же ряде федеральных документах, регламентирующих направления деятельности в сфере краевого образования. Тот, кому необходимо быть на передовом рубеже краевого образования, должен располагать конкретной содержательной информацией о происходящем. Он и ищет ее в разных источниках, в том числе в Интернете, и накапливает ее у себя в разных форматах. Но вот результаты поиска в виде ссылок на свои ресурсы самостоятельно располагает на метаинтерактивной библиотечной странице Сайта Краевого Образования. Технология реализации такой системы - пока ноу-хау Центра информатизации образования КК ИПК РО и в настоящий момент времени на модель краевой сетевой библиотеки уже оформляется заявка на изобретение.

      Другая идея метаинтерактивной сетевой модели является модель сети дистанционного краевого образования, в которой сеть сама знает необходимую содержательную информацию о всех своих пользователях, и сама сводит пользователей сети друг с другом благодаря особого рода пользовательским ключам. Люди в этой сети представляют только лишь информацию о своих потребностях и возможностях, и сеть самостоятельно сводит их друг с другом в случае совпадения желаний одних с возможностями и предложениями других, и те уже самостоятельно организуют друг относительно друга образовательное взаимодействие. В такой модели каждый отдельный пользователь в отношении других пользователей сети может быть одновременно и учащимся и педагогом. Технология реализации такой системы - также пока ноу-хау Центра информатизации образования КК ИПК РО и в настоящий момент времени на эту модель также оформляется заявка на изобретение.

===========

      1* Газета "Аргументы и Факты", №1 2001.

      2* По материалам ОДИ, проводимой в Новосибирске в 2000 П. Г. Щедровицким по теме "Развитие инновационных сфер производства"

===========
Литература:

	1. Э. Тоффлер. Третья волна. Москва, 1999.
	2. Э. Тоффлер. Кризис власти. Москва, 2001.
	3. Э. Тоффлер. Шок будущего. Москва, 2001.
	4. С. Лем. Сумма технологии. Москва, 2002.