СЕМИНАР
ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
"ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ № 136"



Доклад: "Система воспитательной работы. Пути формирования
воспитательного пространства школы № 136".


Зам. директора по воспитательной работе Макаренко Т.С. 2 марта 1999 года.



I. Информационная справка:

1. Численность учащихся - 1615 на 5.09.98 г.

2. Число классов
- начальная школа - 19
- среднее звено - 23
- старшее звено - 21
Всего: - 63
классы коррекции:
- начальная школа - 2а, е, 3а, 4а.
- среднее звено - 5з, 6з, 7ж, 8б, 8в.
Всего: 9 классов
, (направленность - трудовая - 3 урока труда в неделю)
профильные классы:
- спортивные - 5а, 7б (3 урока физкультуры в неделю, 2 урока - ОФП - факультатив общей физической подготовки, секция - спортивное ориентирование на базе 26 школы)
- художественно-эстетические: 5ж, 7г.
1б - 2 урока музыки, этика, "Введение в народоведение".
В 10-11 классах - факультатив "Этика и психология семейной жизни" по программе "Валеология". В 1-2 классах - "Я и моё здоровье" - О.В. Виноградова.
Уроки ритмики - в начальной школе и спортивных классах - учитель - Беляева Н.А.

3. Количество учителей - 89
I категория - 18
II категория - 51
высшая - 3 - Слищенко Г.М., Солдатенков А.Н., Менькова Л.С.
Классных руководителей - 61. Два классных руководства: Кадочникова Ю.Ю. - 3в, 7в, Ассылова Л.А. - 9а, 9ж.
Работает М.О. классных руководителей в составе 10 классных руководителей от каждой параллели, а также организаторы детского движения - Кобзева Е.Н., Гомзякова М.Г.

4. Сведения об учащихся
- дети-инвалиды - 11
- на дому - 4
- на учете в школе - 66
- ОППН - 10
- опекаемые - 27
- в школе - 18
- многодетные семьи - 180 учащихся
- малообеспеченные - 172 учащихся
- беженцы - 2 (Глущенко, Фирсов)

5. Режим работы: 6-дневка в 2 смены.

6. Состояние материально-технической базы школы:
- спортзал - на ремонте весь учебный год, уроки физкультуры при низких температурах вынуждены проводить в рекреациях школы, что мешает учебному процессу в других классах, является нарушением санитарно-гигиенических норм и угрозой безопасности учащихся, не способствует укреплению здоровья детей, ставит преподавателей физкультуры в экстремальные условия;
- малый спортивный зал - создан на месте бывшей школьной раздевалки, отсутствие которой создало проблемы в проведении внеклассных и общешкольных мероприятий;
- актовый зал на 160 мест - нуждается в капитальном ремонте - внешний вид, эстетика крайне неудовлетворительны. Почти нет музыкальный инструментов и техники: два старых пианино и 1 аккардеон;
- кабинет ритмики - создан в прошлом учебном году, отсутствует необходимое оборудование;
- библиотека и небольшой читальный зал;
- есть радиосеть, но нет необходимого оборудования, в массовой школе при большом потоке информации это создает большие трудности;
- работают 2 компьютерных класса;
- имеется большой пришкольный участок (2 спортивных поля, теплица - совершенно разрушенная, как памятник нашей бесхозяйственности), не имея ограждения, превратился в проходной двор, свалку мусора для жителей соседних домов, место для выгула собак. С июня по август на нём отрабатывают трудовую практику учащиеся под руководством учителей.

7. Кружки - 13. Из них:
- театральная студия - 1, 5 классы.
- военно-патриотический клуб "Русь" - 7 классы.
- изостудия "Исток" - 2, 5, 6, 7 кл.
- ансамбль "Росинка" - 6-7 кл.
- ансамбль "Лира" - 5-6 кл.. -вокально-инструментальный ансамбль "ВИА" - руководитель ученик 11а кл. - Колесов Михаил.
Спортивные секции:
- акробатика - 1-10 кл.
- легкая атлетика - 3 кл.
- баскетбол - 5-6 кл.
Всего посещают: 275 учащихся.

8. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:
- клуб "Восход" - 2 раза в неделю посещают всем классом кружки мягкой игрушки, работы с природным материалом, бумажной пластики учащиеся 1а, 1в, 4а классов. Ведут кружки опытные педагоги дополнительного образования, доброжелательны, демократичны, увлеченно занимаются с детьми. И что очень важно, особенно для учащихся этих классов, в которых большинство детей из асоциальных и малообеспеченных семей, им предоставляется материал для работы;
- ЦЮТ "Рифей" - 2а класс;
- СЮТ - 4а - кружки - ракетный, самолетный;
- д/к Гознак, где проходят праздники: Нового учебного года, прощание с Букварем, Новогодние елки, дискотеки, выпускные вечера 9-х классов, районные конкурсы, викторины.

9. Микрорайон школы и ее ближайшее окружение:
- поселок Нагорный, удаленный от центров культуры. Значительная часть жителей из окружающих домов переселены из бараков. Дети из самых разных семей, родители военнослужащие, работники ПНОСа, Газоперерабатывающего завода, автопредприятий, врачи, педагоги, работники частных предприятий, торговли.
- Экологически неблагоприятный - роза ветров с ПНОСа, автомагистраль.

10. В школе в 1998-99 г. - начала формироваться психологическая служба:
начальная школа - Идогова М.В.
среднее звено - Невзоров О.В.
старшее звено - Трушина Н.Р.
В ее обязанности входит:
1 - отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
2 - изучение классных коллективов, межличностных в них отношений;
3 - наблюдение и составление карты здорового образа жизни, наведения отдельных учащихся;
4 - изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Участие практических психологов в решении воспитательных задач школы, несомненно, будет способствовать повышению эффективности воспитательной работы и открывает перспективные возможности на будущее, благодаря использованию достижений психологической науки и усилению ее связей с педагогической практикой.
Четвертый год в школе работает социальный педагог М.М. Закарая. Без преувеличения можно сказать, что она широко образованный гуманист - интеллигент, сориентированная на ребенка, как высшую ценность, уникальную человеческую личность, убежденный и искренний друг молодежи, настоящий профессионал. Свою основную задачу она видит в защите прав учащихся и их родителей. Большую работу проводит по выявлению и учету неблагополучных учащихся и их семей, по предупреждению и профилактике правонарушений в сотрудничестве с ОППН и инспектором по делам несовершеннолетних - Викторовой Н.П.. Закарая М.М. участвовала в создании волонтерского движения в школе и сегодня участницы этого движения познакомят с опытом работы с дезадаптированными учащимися первых классов.

11. Для того чтобы воспитывать учащихся в духе свободы, личного достоинства, демократии в школе работают органы самоуправления:
- совет старшеклассников - решает организационные проблемы жизнедеятельности. Входят представители 8-11 классов. Обсуждают и рассматривают вопросы учебы, творческие дела, санитарно-гигиеническое состояние школы, организуют шефскую работу в начальной школе и 5-х классах (готовят и проводят для малышей праздники, конкурсы, соревнования и т.п.). В это время интенсивно идет процесс межличностного и меж ролевого общения;
- совет среднего звена;
- самоуправление класса, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, из выделения ответственных за наиболее важные разделы работы.
Среди форм классного самоуправления особо важную роль играет дежурство учащихся по школе и классу. Такая деятельность развивает у детей самостоятельность, воспитывает ответственность за общее дело, развивает индивидуальные качества личности в коллектив.
Два раза в год проходят "Дни самоуправления": в "День учителя" и накануне 8 Марта.
Создаются так же не постоянные, разновозрастные объединения.
- совет дела (СД) в период подготовки какого-либо праздника. Хотим, чтобы через эту школу подготовки и проведения, организации творческого дела, накопления опыта общения, передачи своих знаний младших и самореализации в конкретных делах прошло как можно больше ребят. Дети здесь учатся, как определять цели, наметить праздники, пути их реализации, вместе составляют сценарий торжества, пробуют свои силы в качестве актера, режиссера, директора, организатора и ведущего праздника. А самое главное, здесь ребята ощущают свою ответственность и нужность. При такой организации дети не чувствуют себя простыми исполнителями, а в классном руководителе видят опытного наставника, который вместе с ними занят подготовкой и тоже переживает за успех работы.

12. Система воспитательной работы школы не может дать необходимых результатов в воспитании, обучении, развитии детей. если в ней не будет обеспечена активная позиция семьи, сформирован коллектив родителей, организованно его взаимодействие с педагогическим и ученическим коллективами.
Из всего многообразия форм взаимодействия школы и семьи совместная деятельность (познавательная, трудовая, творческая, досуговая, оздоровительная и т.д.) является наиболее эффективным путем формирования гуманных отношений учителей, учащихся, родителей. Педагогический коллектив школы понимает необходимость обогащения содержания этой деятельности, поиск таких форм, в которых взрослые и дети выступают как партнеры, союзники, единомышленники. Школа в союзе с семьей должна дать каждому ребенку шанс на успех, окружить его работой и вниманием, постоянно создавать ситуации его защищенности от отрицательных воздействий, несправедливости и жестокости.
Педагогический коллектив школы с помощью психологов изучает семьи учащихся, интеллектуальный потенциал родителей, возможности их участия в системе воспитательной работы, включения в разнообразную деятельность с детьми (с учетом образования родителей, их возраста, пола, профессии, склонностей, интересов). Школа оказывает методическую помощь родителям, организующим работу с детьми, создает наиболее благоприятные условия для повышения педагогической культуры родителей.
В этой работе еще много неиспользованных возможностей и трудностей, непреодоленных противоречий и ошибок. Задача школы: разработать программу и создать условия педагогически рационального включения родителей в систему воспитательной работы школы.
Необходимо привлечь к разработке программы "Семья" попечительский совет школы, созданный в этом учебном году. В нем действует 5 комиссий, в его состав входят не только родители, но и представители педагогического и ученического коллективов.

II. Основные педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы школы

Важнейшая задача современной педагогики - формирование гуманного человека. Это наша сверх цель.
Важнейшим условием целенаправленного формирования личности ребенка - человека гуманного - является создание в ней гуманистической воспитательной системы, целью, объектом, субъектом и результатом функционирования которой является личность ребенка, развивающегося не только как человек разумный, созидающий, играющий, общественный, но и человек гуманный.
Таким образом, наша цель, как и общества в целом - создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям - Человек, Семья, Отечество, Культура.

Какие основные идеи лежат в основе построения воспитательной системы шшколы ? -
1 - личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.
2 - единство воспитания, общения и развития - важнейшее условие формирования целостной личности;
3 - организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;
4 - гуманизация межличностных отношений: "ученик - ученик", "ученик - педагог", "педагог - родители", в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
5 - эстетическая организация среды - важнейшее условие повышения эффективности воспитания;
6 - средовый подход в воспитании. Создание таких альтернативных среде условий жизни молодых, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду, выработать у них правильное отношение к ней.

Конкретные цели:
- создание школы как содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами. деятельностью гуманными отношениями к окружающему миру;
- формирование культуры общения;
- выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
- приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей русского народа;
- воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черты личности;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином;
- организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников и родителей.

Эти цели и задачи, реализующаяся через годовой цикл общешкольных ключевых дел, традиционных праздников, главной структурной единицей о.к.д. является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями всей школы. Ключевые дела коллективно планируются, коллективно проводятся и коллективно анализируются.

Полагаем, ключевым делам принадлежит системообразующая роль, они концентрируют в себе совокупность воспитательных воздействий по различным направления воспитания, развития, объединяют воздействия всех компонентов системы.
Учитывая высокий уровень общешкольных ключевых дел, в коллективе возникает положительная тенденция следовать такому эталону и на классном уровне.
Стали большее внимание уделять формированию воспитывающего коллектива классные руководителя, считая его фактором коррекции культурного поведения через педагогическую ситуацию выбора, творчества, игры, успеха и т.д.

Содержание коллективных творческих дел:
Сентябрь:
1. Праздник первого звонка - 1, 11 классы.
2. День знаний. День рождения нового учебного года - 2-10 кл.
3. Туристический слет - 5-11 классы.
4. День здоровья - 1-4 классы.
Октябрь:
1. Месячник пожилого человека.
2. День учителя. День самоуправления
3. Праздник посвящения в первоклассники 1,11 классы.
4. День рождения класса - 5-10 кл.
Ноябрь:
1. Декада в защиту отцовства, материнства и детства 1-11 кл.
Декабрь:
1. Общешкольное ключевое дело "России светлое лицо"
2. Дискуссионный клуб старшеклассников "Она не погибнет Россия!"
3. Рождественские елки.
Февраль:
1. День защитника Отечества.
2. День памяти А.С. Пушкина - открытие общешкольного ключевого дела "Но жив поэт, бессмертен гений" - 5-11 кл.
Март:
1. Конкурс красоты и грации - 5-11 кл.
2. Праздник матери - 1-11 кл.
3. День здоровья - 1-11 кл.
Апрель:
1. И помнит мир спасенный
2. Интеллектуальный марафон
Май:
1. День Памяти.
2. Итоговые праздники, посвященные завершению общешкольного ключевого дела "но жив поэт, бессмертен гений!".
3. Праздник последнего звонка 3, 9, 11 классы.

Наши проблемы:
Во-первых, то, что система сотрудничества педагогов и родителей только складывается, еще не во всех классах сложился достаточно комфортный климат взаимопониманий между родителями и педагогами;
Во-вторых, пока психологическая служба в школе находится в начале своей деятельности;
В-третьих, несмотря на большое количество проводимых мероприятий, не всегда вовремя отслеживается результативность их воспитательного воздействий.
В настоящее время имеется ряд серьезных факторов, которые препятствуют процессу становления воспитательной системы школы:
1 - невозможность осуществления внеклассной работы в полном объеме из-за 2-х-сменной занятости и нехватки помещений;
2 - равнодушие отдельных учителей и их нежелание серьезно заниматься воспитательной работой (перегруженность учебными часами, низкий уровень зарплаты и ее невыплата...)
3 - низкий уровень активности некоторых учащихся, их равнодушное отношение к школе, неразвитость лидерских качеств;
4 - занятость большинства родителей работой, отсутствие свободного времени, низкий уровень педагогической культуры;
5 - повышение тревожности выпускников, рост чувства неуверенности и неопределенности в отношении своего будущего;
6 - низкий материально-технический уровень школы, отсутствие необходимых музыкальных инструментов, а так же денег на воспитательную работу.

В перспективе мы предполагаем усилить внимание:
1 - на укрепление системы сотрудничества педагогов и родителей во всех звеньях учебной и воспитательной работы (разнообразить ее формы, проводить фестивали семейного творчества, восстановить педагогическое просвещение родителей, обмен опытом воспитания в семье и т.д.).
2 - более четко вычленить приоритет направления работы социально-психологической службы, чтобы классные руководители имели постоянную информацию о качествах личности ученика, об эмоционально-волевой сфере, состоянии детей, экспансии, их загруженности, способностях, склонностях, интересах и др.
3 - организовать мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность воздействия проводимых мероприятий, что в свою очередь, позволяет осознанно подойти к организации сети кружков, секций, студий, клубов, которые будут удовлетворять интересы учащихся, реализовать их индивидуальные способности и потребности;
4 - совершенствовать систему школьного самоуправления воспитывающей в детях одну из важнейших качеств современного человека - ощущение самодостаточности, уверенности в себе и в своих силах.

Перспективы воспитательной работы в школе.
На протяжении 3-х лет педагогический и ученический коллектив школы решает двуединую задачу - воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека и воспитание патриотизма в подлинном смысле этого понятия, воспитания любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.
Однако в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем:
- низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности
учащихся, отсутствия у некоторых заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе, особенно у учащихся старших классов.
Особым стимулом в деятельности педагогов стала организация общешкольных ключевых дел - посвященных 850-летию Москвы, 200-летию Пермской губернии, России светлое лицо. Что потребовало пересмотра системы воспитательной работы, которая бы обеспечивала интеграцию всех сторон учебной, внеурочной и внеклассной работы, их целевые установки.
Склонность поставленной задачи исключает ее навязывание, давление администрации "сверху".
В то же время ее актуальность и значимость не позволяла классным руководителям, педагогам устраниться от решения этих проблем.
Сегодня понятно единственная возможность и основное условие - надо, прежде всего, пробудить интерес у самих ребят, а значит - обогатить их опыт, опереться на их знания, стимулировать творческую активность.
Суть была ясна: максимально использовать накопленные учениками знания, затем через мотивацию, сознательный интерес - к творческой активности, а через творческую активность - к новым знаниям, далее - к новому интересу.
Пока эта формула не стала еще доминирующей для большинства педагогов и для учащихся.
Идет процесс формирования концепции гражданско-патриотического воспитания, которая предполагает и основывается на развитии познавательной активности, деятельности самих учащихся.
Эта концепция требует использования особых активных, разнообразных форм и методов воспитательной работы.
Деятельность ученика является источником его интересов, мотивации, критерием оценки воспитательного процесса, его результативности.

Суть концепции гражданско-патриотического воспитания заключается в следующем:
1 - в актуализации приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе - прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;
2 - в пробуждении и учете интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, (воспитание чувства патриотизма, любви к Родине начинается с воспитания любви и уважения к человеку, его делам, к месту, где живет), истории и культуре других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной, внеурочной работе;
3 - в использовании оригинальных новейших наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, ярмарок, поездок, походов);
4 - в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы (лучших из коллективистских традиций школы - воспитание в детях доброты, умения прийти на помощь, самоотверженность, жить среди людей, проявлять деятельностную инициативу) и инновационных.

В настоящее время перед школой стоит задача разработать программу "Отечество". Она должна быть ориентирована:
1 - пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
2 - воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, народного поэтического и музыкального творчества (фольклора);
3 - развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных, традициях русского народа;
4 - совершенствование организации досуга, приобщения к художественному самодеятельному творчеству, выявление талантов и дарований.

При каком условии можно говорить о наличии воспитательного пространства:
1 - когда в систему воспитания активно включены школа, семья, учреждения дополнительного образования и т.п.
2 - когда осуществляется интеграция и координация внутренних и внешних сил, участвующих в процессе обучения и воспитания, отвечающих за нравственное и физическое здоровье будущих поколений нашего отечества;
3 - если формы этого взаимодействия складываются на различных уровнях:
- функционально-информационном;
- содержательном;
- управленческом;
- межличностном.
Успешность процесса социализации подрастающего поколения, в конечном счете, зависит от взаимодействия школы и всех учреждений дополнительного образования, в системе организации единого образовательного и воспитательного пространства, основанного на интеграции, преемственности, деятельности детей, их родителей, педагогов, а также соответствующих структур управления.

С этих позиций можно считать, что воспитательное пространство школы № 136 находится в процессе своего становления.

© МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми
© Самосушев В.Л.