КОНСПЕКТ
30 ноября 2001 г. Хромцова
Ирина Олеговна
Класс 6 А
ТЕМА:
Дробные выражения.
Умножение и деление дробей.
ЦЕЛИ: 1. Отработка приемов вычислений с
обыкновенными дробями и
рациональных приемов
действий с дробными выражениями.
2. Выработка умений решения
задач на умножение и деление дробей
с использованием сведений из
истории математики.
3. Развитие элементов творческой
деятельности учащихся и умение
контролировать свои
действия.
ТИП
УРОКА: Урок комплексного применения
знаний, умений и навыков.
ВИД
УРОКА: Урок теоретических, практических
и самостоятельных работ.
ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ: Урок обобщения и
систематизации знаний, умений и
навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Печатные бланки, меловые схемы, карточки,
таблицы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дорофеев Г.В. Математика.Натуральные числа.Дроби:
Дидактические материалы для 5
класса.-М.,Просвещение,1994г.
2. Дорофеев Г.В.
Математика-6кл.Дидактические материалы для
ОУ.-М.,Дрофа,1995г.
3. Петерсон Л.Г.
Математика,3.Часть2.-М.,Инпро-рес,1995.
4. Журналы: Первое
сентября.Математика.2000г.
5. Дидактические материалы для 6 класса.
6. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2.
Проверка
домашнего задания. Устная работа.
3.
Работа
с тестами.
4.
Работа
с таблицей.
5.
Резерв
– занимательный пример.
6.
Задание
на дом.
7.
Подведение
итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим действия с дробями (умножение и деление) через решение
примеров и задач.
Запишем тему урока: Умножение и деление дробей.
2. Проверка домашнего задания.
1) На доске записаны дроби: 5/3 , 1/4 , 8/8 , 3/12 , 7/12.
- Назовите правильные дроби.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Назовите неправильные дроби.
- Выделите целую часть неправильной дроби.
- Найдите произведение первой и третьей дроби.
- Назовите равные дроби.
2) ( К доске вызываются 3 ученика) -остальные работают устно/см.ниже
Задание на доске. На рисунке зашифрованы 3 слова. Расшифруйте их, решив данные примеры
при условии, что каждому ответу соответствует своя буква.
1) 63 1) 8∙9∙10
1) 14*5
62 9∙10∙4∙2 28
2) 3∙8 2) 2/15*40 2) 8,4
12 2,1
3) 7/8*24 3) 5+3
3) 0,5 – 0,3
24 0,5 + 0,3
4) 5∙8∙4 4) 1 ½ : 2/3 4) 0,8 : 4/5 *1/3
2∙5∙6∙8
5) 4+8 * 6 5) 0,8 : 1/5 5) 4/3 : 2
12
6) 8/11*8 ¼ *2
шифр:
С 6
Я 2/3
Ц 1/4
Е 2 - составляют все вместе.
У 2 1/2
М 21
Н 4
И 1/3
Р 5 1/3
Т 1
Получились названия Древнеримских дробей: семис – ½ , триенс – 1/3 , унция – 1/12 (с ними ученики уже знакомы). - показать на доске.
Устная работа.
Задание 1. Во всех выражениях, кроме одного, получаются одинаковые ответы. Определите, в каком примере результат отличный от всех:
1) 0,3∙0,8 =1 4) 1,5 * 2/3 =1 -как называются числа, произведение
0,24 которых равно 1?
2) (1/3 + 1/6) *2 =1 5) 3/16 : 3/4 =1/4 -как по-другому называется это
число?
3) 1/4 : 0,25 =1
Задание 2. При выполнении действий с дробями ученик сделал следующие записи:
2/3 О 4/9 = 8/27
2/3 О 4/9 = 2/3 О 9/4 = …
1 1/2 О 2 1/3 = 3/2 О 7/3 = … = 9/14
Определите, какое математическое действие должно быть записано в кружочке.
Какие правила вы применяли при вычислениях?
- Каждый ряд проверяет решения примеров на доске в соответствии с их расположением.
Ответ: семис, триенс, унция. Что означают эти слова? – древнеримские единицы дробей. Основная единица дробей? - «асс».
3. Работа с тестами.
Задание. Выберите ответ из числа предложенных. По выбранным ответам составьте слово.
Вариант 1 Вариант 2
1.Найдите 2/5 от 25. 1.Найдите 2/7 от 49.
О.24 3/5 К.2/125 П. 10 К.48 5/7 Т. 2/243 П. 14
2.Найдите 1/3 от числа 21 . 2.Найдите 1/5 от числа 30.
Л.1/21 О. 7 Е. 7 1/3 Н.1/30 О. 6 Е. 6 1/5
3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в другой в 3 3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в другой в 5
раза меньше. Сколько яблок в двух коробках? раз меньше. Сколько яблок в двух коробках?
М.2 ½ кг К.12 кг Л. 10 кг Ц.1 ½ кг Л. 9 кг С.11 кг
4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м, 4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м,
отрезали 2/3 его длины. Сколько обоев отрезали 6/7 его длины. Сколько обоев
осталось в рулоне? осталось в рулоне?
АМ.2/3 м ДО.7 м ТИ. 3 ½ м ЧЕ. 1 ½ м ПУ. 9 м ЛО. 5/6 м
5.Найдите число, если оно в ½ раза меньше, 5. Найдите число, если оно в 1/3 раза меньше,
чем 5/8. чем 5/9.
НА. 1 1/4 м ХА.1/8 м ПА. 2 м НЬ.1/16 м ТЬ. 1 2/3 м СЬ. 2 м
Ответ: полтина (1/2) -у кого другое? Ответ: полчеть (1/8) -где слышали?
-что означает?
- с этими единицами ученики уже знакомы. Это древнерусские единицы дробей. Какие знаете еще?
Дополнительное задание для тех, кто раньше других справился с тестами.
Решив примеры,
вы узнаете, какому названию соответствует какая дробь. 1/6 : 1/3 = ардха 1/2 8/9 : 3 5/9 = пада 1/4 12
= шапха
1/8 4∙24 1/12 *3/4 = кала 1/16 Это названия древнеиндийских дробей.
Что получится, если умножить «ардху» на «паду»?… «шапха»; а при делении «калы» на «паду» получается … «пада».
Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали черту. А записывать дробь точно так, как и сейчас, стали арабы. Общеупотребительной она стала лишь в 16 веке. – Показать, как записывались действия с дробями в Индии.
4.Устная работа с таблицей на закрепление.
Перед вами таблица с номерами примеров и вариантами ответов. У каждого ученика карточки с номерами от 1 до 4. После того, как я вам покажу пример, вы его вычисляете, находите верный ответ и показываете карточку с номером ответа, который считаете правильным / их может быть несколько/.
1. 1/4 * 2/3
2. 3/10 : 2 ½
3. 11/12 * 1 1/5
4. 9/10 : 1/30
5. 4/5 : 0,3
6. 3/8 * 1/6
7. 4/5 : 1/3
8. 0,6 : 1/3
9. 6/7 * 2/3
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2/7 |
1/6 |
3/12 |
3/8 |
2 |
0,12 |
6/15 |
2/5 |
3/25 |
3 |
1 1/10 |
1,1 |
5/6 |
13/18 |
4 |
8/20 |
2/5 |
27 |
13,15 |
5 |
0,5 |
2 2/3 |
3/5 |
1,2 |
6 |
3/14 |
4/7 |
2,7 |
1/16 |
7 |
2 2/5 |
3/2 |
2,4 |
3,2 |
8 |
1/3 |
1 4/5 |
7/13 |
1,8 |
9 |
1 |
1/7 |
4/7 |
7/10 |
5. Резерв.
Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на уроке:
1 1/5 : 0,7 *1 1/6
5/6+1 1/3 – 1 23/30 Ответ: 5
6. Задание на дом.
Составить кроссворд в соответствии с темой (сетка размером 6х6 клеток).
7. Подведение итогов урока.
Что мы делали на уроке? Какие действия выполняли?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
С какими номерами примеров вам было тяжело справиться? А с какими легко?
Оцените качество своих знаний на уроке (в %). - Записать в листочке с тестами. - Спросить всех.
Оценки за урок.