Формы организации деятельности на уроках алгебры 8 класса  с использованием ИКТ

 

При обучении алгебре в 8 классе я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:

1)      формы, ориентированные на ученика:

*        индивидуальная  работа с обучающей системой;

*        создание и использование на уроке презентаций;

*        моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;

*        автоматические системы тестирования;

*        проектный метод работы;

*        сбор информации в Internet;

*        разработка Web-страницы;

*        игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;

 

2)      формы, ориентированные на учителя:

*        создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;

*        учет успеваемости;

*        использование инструментальных учебных программ;

*        использование Web-технологий.

 

1. Индивидуальная работа учащихся с обучающей системой

 

1.1. Типы обучающих программ

 

Классификация программ для поддержки учебного процесса, по-видимому, еще не установилась. Обычно основанием для классификации принимают особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:

*        тренировочные и контролирующие (предназначены для закрепления умений и навыков);

*        наставнические (предлагают ученикам теоретический материал для изучения);

*        имитационные и моделирующие (позволяют осуществить компьютерный эксперимент);

*        развивающие игры (предоставляют в распоряжение ученика некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере, набор каких-то возможностей и средств их реализации).

 

1.2. Программы, используемые на уроках алгебры в 8 классе

 

При проведении уроков алгебры 8 класса я использую диски: «Алгебра 7-11» КУДИЦ, «Математика 5-11», Дрофа ДОС, Открытая математика «Функции и графики» ООО «Физикон». Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы.  Эти диски можно использовать фактически на любом этапе урока.

Использование данных электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Например:

1) На уроке закрепления знаний и совершенствования умений и навыков по  теме «Рациональные и иррациональные числа» я использовала диск «Математика 5-11», установленный на каждый компьютер в компьютерном классе. Учащимся было предложено решить 6 заданий, используя виртуальную лабораторию «Координатная прямая», которая делает доступной и интересной деятельность, направленную на усвоение сложного в идейном отношении материала о действительных числах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении каждого задание рассчитывается время, есть возможность проверить выполнение задания, нажав клавишу «Готово», при выполнении расчетов можно воспользоваться калькулятором.

 

 

Работая в виртуальной лаборатории, ученик может увеличить или уменьшить размер деления, поставить точку на числовую прямую, подвинуть чертеж влево, вправо, вверх, вниз.

 

 

На данном уроке происходит отработка  в интерактивном режиме элементарных базовых умений по теме действительные числа. Выполнение предложенных упражнений способствует развитию умений соотносить числа с координатной прямой, сравнивать и упорядочивать действительные числа. Каждый ученик работает в своем темпе,  при этом сильные ученики выполняют все задания, а слабые -  всего 2-3 задания, но самостоятельно, и не испытывают дискомфорта на уроке («не успел, не услышал»).

На уроке закрепления знаний совершенствования умений и навыков по теме «Обратная пропорциональность» сильным учащимся я предложила провести исследование, используя виртуальную лабораторию «Графики функций».

 

 

2) Комбинированный урок по теме «Решение квадратных уравнений» получается интересным и нетрадиционным при использовании диска «Алгебра 7-11» КУДИЦ.

В начале урока ученикам предлагается ряд уравнений, решение которых методом выделения квадрата двучлена приводит к громоздким преобразованиям. Знакомство с формулой корней квадратного уравнения происходит с помощью обучающей программы. Обучаемые получают карточку с заданиями и рекомендациями по их выполнению, далее они работают под руководством «электронного учителя» - обучающей программы.

1 этап работы – знакомство с формулами:

2 этап – примеры решения задач

3 этап – решение задач

На этом этапе ученики решают задачи из предложенного списка:

 

Каждая задача решается под руководством обучающей программы, которая проверяет выполнение каждого шага:

 

 

 

Очевидно, что каждый «электронный учитель», работая под управлением обучающей программы, осуществляет индивидуально с обучаемым актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применение.

При такой структуре урока у меня появляется возможность индивидуально пообщаться с каждым учеником, скорректировать  его индивидуальную работу при этом достигается уровневая дифференциация обучения, а это, в свою очередь, позволяет каждому обучаемому быть успешным на уроке.