Формы организации деятельности на уроках алгебры 8 класса с использованием ИКТ
При обучении алгебре в 8 классе я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:
1)
формы,
ориентированные на ученика:
* индивидуальная работа с обучающей системой;
* создание и использование на уроке презентаций;
* моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;
* автоматические системы тестирования;
* проектный метод работы;
* сбор информации в Internet;
* разработка Web-страницы;
* игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;
2)
формы,
ориентированные на учителя:
* создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;
* учет успеваемости;
* использование инструментальных учебных программ;
* использование Web-технологий.
1. Индивидуальная работа учащихся с обучающей системой
1.1. Типы обучающих программ
Классификация программ для поддержки учебного процесса, по-видимому, еще не установилась. Обычно основанием для классификации принимают особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:
* тренировочные и контролирующие (предназначены для закрепления умений и навыков);
* наставнические (предлагают ученикам теоретический материал для изучения);
* имитационные и моделирующие (позволяют осуществить компьютерный эксперимент);
* развивающие игры (предоставляют в распоряжение ученика некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере, набор каких-то возможностей и средств их реализации).
1.2. Программы, используемые на
уроках алгебры в 8 классе
При проведении уроков алгебры 8 класса я использую диски: «Алгебра 7-11» КУДИЦ, «Математика 5-11», Дрофа ДОС, Открытая математика «Функции и графики» ООО «Физикон». Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы. Эти диски можно использовать фактически на любом этапе урока.
Использование данных электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Например:
1) На уроке закрепления знаний и совершенствования умений и навыков по теме «Рациональные и иррациональные числа» я использовала диск «Математика 5-11», установленный на каждый компьютер в компьютерном классе. Учащимся было предложено решить 6 заданий, используя виртуальную лабораторию «Координатная прямая», которая делает доступной и интересной деятельность, направленную на усвоение сложного в идейном отношении материала о действительных числах.
При выполнении каждого задание рассчитывается время, есть возможность проверить выполнение задания, нажав клавишу «Готово», при выполнении расчетов можно воспользоваться калькулятором.
Работая в виртуальной лаборатории, ученик может увеличить или уменьшить размер деления, поставить точку на числовую прямую, подвинуть чертеж влево, вправо, вверх, вниз.
На данном уроке происходит отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений по теме действительные числа. Выполнение предложенных упражнений способствует развитию умений соотносить числа с координатной прямой, сравнивать и упорядочивать действительные числа. Каждый ученик работает в своем темпе, при этом сильные ученики выполняют все задания, а слабые - всего 2-3 задания, но самостоятельно, и не испытывают дискомфорта на уроке («не успел, не услышал»).
На уроке закрепления знаний совершенствования умений и навыков по теме «Обратная пропорциональность» сильным учащимся я предложила провести исследование, используя виртуальную лабораторию «Графики функций».
2) Комбинированный урок по теме «Решение квадратных уравнений» получается интересным и нетрадиционным при использовании диска «Алгебра 7-11» КУДИЦ.
В начале урока ученикам предлагается ряд уравнений, решение которых методом выделения квадрата двучлена приводит к громоздким преобразованиям. Знакомство с формулой корней квадратного уравнения происходит с помощью обучающей программы. Обучаемые получают карточку с заданиями и рекомендациями по их выполнению, далее они работают под руководством «электронного учителя» - обучающей программы.
1 этап работы – знакомство с формулами:
2 этап – примеры решения задач
3 этап – решение задач
На этом этапе ученики решают задачи из предложенного списка:
Каждая задача решается под руководством обучающей программы, которая проверяет выполнение каждого шага:
Очевидно, что каждый «электронный учитель», работая под управлением обучающей программы, осуществляет индивидуально с обучаемым актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применение.
При такой структуре урока у меня появляется возможность индивидуально пообщаться с каждым учеником, скорректировать его индивидуальную работу при этом достигается уровневая дифференциация обучения, а это, в свою очередь, позволяет каждому обучаемому быть успешным на уроке.