Использование автоматических систем тестирования на уроках алгебры 8 класс.

автор: Муллина Н.П., учитель информатики и математики

 

Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает те психологические особенности учащихся, которые мешают их успешной деятельности. [Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике (8 класс) стр.11].

Тестирование с использованием компьютера позволяет учащемуся сразу получить результаты тестирования, увидеть свои ошибки, отследить время выполнения каждого задания и теста в целом. Особенно примечательным является тот факт, что те ученики, которые психологически не справляются на письменных контрольных работах, очень успешны при сдаче и выполнении работ с помощью тестов.

Кроме того, решается проблема получения различных вариантов тестирования по одной теме, экономится время предварительного этапа составления и размножения тестов.

При разработки компьютерных тестов по алгебре для 8 класса я использовала программу Testing, разработанную в Пермском региональном институте педагогических информационных технологий Лабораторией информационных технологий разработчиками: Севруком А.И., Белозеровой Т.С., Папко Т.П.

 

Эта программа позволяет организовать тестирование учащегося под управлением компьютера. Программа имеет дружественный интерфейс и поддерживает два вида работы: тренировку и экзамен. Тренировка отличается от экзамена тем, что в случае ошибки учащемуся сообщается номер правильного ответа. Вариант теста, предлагаемый учащемуся, генерируется случайным образом. У учащегося есть возможность пропустить сложный для него вопрос в процессе решения теста, перейти к следующему вопросу и в конце вернуться к пропущенному вопросу, если осталось время. Завершение тестирование происходит в одном из следующих случаях:

- по желанию учащегося;

- по истечению времени тестирования;

- в случае слишком большого числа неверных ответов (после того, как учащийся ответит на половину вопросов теста, производится проверка: если число правильных ответов составляет 3/16 от общего числа заданий теста, то тестирование прекращается).

По окончанию тестирования ученику сообщается следующая информация:

- число вопросов теста;

- число полученных ответов;

- число неверных ответов;

- время тестирования.

 

Кроме того,  в состав системы автоматического тестирования входят программы:

- BTest1, BTest2, предназначенные для генерации «бумажных» вариантов тестов;

- CheckBase1, CheckBase1, осуществляющие проверку тестовых заданий;

- CodeTest, предназнченная для кодирования базы заданий.

В основу базы данных тестовых заданий положены задания, разработанные Лабораторией Аттестационных Технологий Московского Института Открытого Образования  и задания,   разработанные и опубликованные А.П. Ивановым  в книге «Тесты по математике для систематизации знаний (8 класс)».

Каждый тематический тест, рассчитан на 10-12 минут, состоит из 6 заданий с выбором одного правильного ответа  и позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определенной теме учебного предмета.

Тематические тесты составлены по следующим темам:

1)      рациональные дроби и их свойства;

2)      действия с алгебраическими дробями;

3)      арифметический квадратный корень;

4)      действия с радикалами;

5)      квадратные уравнения;

6)      квадратные уравнения, дискриминант, теорема Виета;

7)      дробные рациональные уравнения;

8)      числовые неравенства и их свойства;

9)      неравенства с одной переменной и их системы;

10)   степень с целым показателем.

Так как в тесте всего 6 вопросов, то одно тестирование не является показателем успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому, после тестирования каждый ученик заполняет таблицу 1, в ней фиксируется дата тестирования, тема тестирования,  номера неосвоенных разделов темы (задания, которые не удалось выполнить правильно), сумма баллов набранных за все выполненные тесты.

Таблица 1.

Фамилия Имя

Класс

Номер темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Номер задания

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата тестирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера неосвоенных разделов тем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий оценивается исходя из следующих критериев:

удовлетворительно – 4 балла;

хорошо – 5 баллов;

отлично – 6 баллов.

Тематические тесты полезны при отработке учебного материала на уроках и при подготовке к итоговой аттестации.