Использование автоматических систем тестирования на уроках алгебры 8 класс.
автор: Муллина
Н.П., учитель информатики и математики
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает те психологические особенности учащихся, которые мешают их успешной деятельности. [Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике (8 класс) стр.11].
Тестирование с использованием компьютера позволяет учащемуся сразу получить результаты тестирования, увидеть свои ошибки, отследить время выполнения каждого задания и теста в целом. Особенно примечательным является тот факт, что те ученики, которые психологически не справляются на письменных контрольных работах, очень успешны при сдаче и выполнении работ с помощью тестов.
Кроме того, решается проблема получения различных вариантов тестирования по одной теме, экономится время предварительного этапа составления и размножения тестов.
При разработки компьютерных тестов по алгебре для 8 класса я использовала программу Testing, разработанную в Пермском региональном институте педагогических информационных технологий Лабораторией информационных технологий разработчиками: Севруком А.И., Белозеровой Т.С., Папко Т.П.
Эта программа позволяет организовать тестирование учащегося под управлением компьютера. Программа имеет дружественный интерфейс и поддерживает два вида работы: тренировку и экзамен. Тренировка отличается от экзамена тем, что в случае ошибки учащемуся сообщается номер правильного ответа. Вариант теста, предлагаемый учащемуся, генерируется случайным образом. У учащегося есть возможность пропустить сложный для него вопрос в процессе решения теста, перейти к следующему вопросу и в конце вернуться к пропущенному вопросу, если осталось время. Завершение тестирование происходит в одном из следующих случаях:
- по желанию учащегося;
- по истечению времени тестирования;
- в случае слишком большого числа неверных ответов (после того, как учащийся ответит на половину вопросов теста, производится проверка: если число правильных ответов составляет 3/16 от общего числа заданий теста, то тестирование прекращается).
По окончанию тестирования ученику сообщается следующая информация:
- число вопросов теста;
- число полученных ответов;
- число неверных ответов;
- время тестирования.
Кроме того, в состав системы автоматического тестирования входят программы:
- BTest1, BTest2, предназначенные для генерации «бумажных» вариантов тестов;
- CheckBase1, CheckBase1, осуществляющие проверку тестовых заданий;
- CodeTest, предназнченная для кодирования базы заданий.
В основу базы данных тестовых заданий положены задания, разработанные Лабораторией Аттестационных Технологий Московского Института Открытого Образования и задания, разработанные и опубликованные А.П. Ивановым в книге «Тесты по математике для систематизации знаний (8 класс)».
Каждый тематический тест, рассчитан на 10-12 минут, состоит из 6 заданий с выбором одного правильного ответа и позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определенной теме учебного предмета.
Тематические тесты составлены по следующим темам:
1) рациональные дроби и их свойства;
2) действия с алгебраическими дробями;
3) арифметический квадратный корень;
4) действия с радикалами;
5) квадратные уравнения;
6) квадратные уравнения, дискриминант, теорема Виета;
7) дробные рациональные уравнения;
8) числовые неравенства и их свойства;
9) неравенства с одной переменной и их системы;
10) степень с целым показателем.
Так как в тесте всего 6 вопросов, то одно тестирование не является показателем успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому, после тестирования каждый ученик заполняет таблицу 1, в ней фиксируется дата тестирования, тема тестирования, номера неосвоенных разделов темы (задания, которые не удалось выполнить правильно), сумма баллов набранных за все выполненные тесты.
Таблица 1.
Фамилия Имя |
|||||||||||
Класс |
Номер темы |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Номер задания |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата тестирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера неосвоенных разделов тем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий оценивается исходя из следующих критериев:
удовлетворительно – 4 балла;
хорошо – 5 баллов;
отлично – 6 баллов.
Тематические тесты полезны при отработке учебного материала на уроках и при подготовке к итоговой аттестации.