Использование ИКТ на уроках алгебры в 8 классе

Муллина Наталья Петровна, учитель математики и информатики,
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 136" Индустриального района г. Перми

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Качество образования - это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетенции выпускников.

Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей?

По моему мнению, одним из вариантов решения данных вопросов является использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

На протяжении 5 лет я работаю над методической темой «Использование ИКТ на уроках математики». Руковожу работой школьной проблемной группы «Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, участвую в работе семинаров и конференций по данной тематике. Все это позволило мне сформировать свой взгляд на необходимость использования ИКТ на уроках алгебры в 8 классе.

Педагогические наблюдения, анализ промежуточных результатов использования ИКТ в урочной деятельности и анкетирование учащихся 8 класса, показали, что целенаправленно используемые информационные коммуникационные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по алгебре, существенно повышают уровень индивидуализации обучения.

При обучении алгебре в 8 классе я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:

  • индивидуальная работа с обучающей системой;
  • создание и использование на уроке презентаций;
  • моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;
  • автоматические системы тестирования;
  • проектный метод работы;
  • игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;
  • создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;
  • учет успеваемости; использование инструментальных учебных программ; использование Web-технологий.

С учетом этих форм я разработала примерное тематическое планирование уроков и рекомендации по использованию на уроках дисков: «Алгебра 7-11» КУДИЦ, «Математика 5-11», Дрофа ДОС, Открытая математика «Функции и графики» ООО «Физикон». Использование данных электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы, их можно использовать фактически на любом этапе урока.

Для достижения максимальной эффективности контроля знаний я разработала базу тестовых заданий для компьютерного тестирования, используя программу Testing, предложенную Пермским региональным институтом педагогических информационных технологий (лаборатория информационных технологий, авторы: Севрук А.И., Белозерова Т.С., Папко Т.П.)

В базе тестовых заданий были использованы задания закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных. По материалам базы тестовых заданий формируются тесты: входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля. Входные, промежуточные и итоговые тесты, включают в себя 20 заданий, продолжительность выполнения теста – 40 минут. Каждый тест текущего контроля, рассчитан на 10-12 минут, состоит из 6 заданий, позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определенной теме одного или двух уроков. Так как в тесте всего 6 вопросов, то одно тестирование не является показателем успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому, после тестирования каждый ученик заполняет таблицу, в ней фиксируется дата, время и тема тестирования, номера не усвоенных разделов темы (задания, которые не удалось выполнить правильно), сумма баллов набранных за все выполненные тесты.

Успешность выполнения одного теста текущего контроля из 6 заданий я оценивала исходя из следующих критериев: удовлетворительно – 4 балла; хорошо – 5 баллов; отлично – 6 баллов.

Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов. Кроме того, при создании базы тестовых заданий я специально подбираю варианты ответов на тестовые задания таким образом, что каждый ответ отражает одну из типичных ошибок, поэтому, проанализировав выбор неправильных ответов, можно выявить ошибки, которые совершает каждый ученик в процессе решения тестового задания.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной методической теме и разработать дистанционный курс по алгебре 8 класса.


© МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми
© Самосушев В.Л.