Средняя школа 136 г.Перми

Изучение компьютерных телекоммуникаций в школе

Начало ссылок на образовательное пространство мира.

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции РЕГИНФОРМ-99. г. Пермь.
Самосушев В.Л. Средняя школа № 136, г. Пермь.


Обсуждаются вопросы изучения компьютерных телекоммуникаций в школе. Приводится опыт работы школы при изучении данного вопроса и при взаимодеиствии школы и ВУЗа, школы и учреждений дополнительного обоазования, школы и управляющих органов.

Изучение компьютерных телекоммуникаций входит в пермский региональный план базового курса информатики в школе отдельной темой. Если в плане 1994 -1995 учебного года на эту тему отводилось 2 часа, то в 1998 -1999 учебном году - 5 часов. Увеличение количества часов на изучение темы не случайно. Телекоммуникации - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей техники.
При обучении школьников основам функционирования компьютерных сетей кроме теоретических основ необходимо привить учащимся умения при работе с электронной почтой, телеконференциями и Internet.
Большинство школ города и области не готовы к практическому освоению Интернет из-за плохого финансового положения школ, оснащения их компьютерной техникой, теоретической, методической и моральной готовностью педагогов к освоению компьютерных телекоммуникаций. Наша школа также не готова к полноценной работе в сети Интернет. В школе имеется два компьютерных класса: класс IBM PC 286 (без сети) и класс УКНЦ с сетью Net-Rt11&DOS-Line Class фирмы ЛИнТех.
Первоначальные умения работы с электронной почтой и телеконференциями учащиеся получают при работе с имитатором электронной почты. Программу - имитатор E-mail для сети УКНЦ разработал Еремин Евгений Александрович, доцент кафедры теоретической физики и математического моделирования Пермского государственного педагогического университета, кандидат физико-математических наук.
Еремин Е. А. автор многих программ для машин класса УКНЦ. В материалах конференции напечатаны тезисы доклада Евгения Александровича, где указан адрес Web- страницы, на которой можно познакомиться с некоторыми программными продуктами автора.
Имитатор электронной почты позволяет отработать первоначальные умения и навыки при подготовке, отправке и получения электронных писем абоненту сети и в телеконференции. Обязательное наличие в программе компьютера-сервера позволяет учащимся проследить работу сервера по автоматической пересылке электронных сообщений. Но все же имитатор не реализует все возможности профессионального пакета электронной почты. Для знакомства с реальной почтовой программой (MAIL2, протокол UUCP) мы используем возможности локальной сети. Это режим "Лектор", позволяющий учащимся на машинах УКНЦ видеть все то, что происходит при работе учителя на экране головной машины. Для изучения некоторых других возможностей Internet мы используем утилиту сети uh, позволяющую посылать сообщения между пользователями сети, вести беседу в окне, разделенном на две части, и помещать сообщения на доску обмена.
Для массового обучения получение практических умений на этом заканчиваются. В этом году, в связи с открытием класса с высокоскоростным доступом в Интернет в ГДТЮ, есть предварительная договоренность с начальником отдела информатизации ЦРО Пигилевым Олегом Алексеевичем о проведении занятий с использованием сети Интернет для учащихся нашей школы.
Более глубокие знания, умения и навыки по работе в сети Internet получают учащиеся, занимающиеся на факультативных занятиях.
Авторы многих статей по телекоммуникациям придерживаются мнения, что наиболее продуктивной формой использования глобальных сетей являются учебные проекты. И, сейчас, большую работу в этом направлении проводят Центр дистанционного образования "Эйдос", ассоциация "РЕЛАРН" и ряд других образовательных организаций. Большое распространение получили международные образовательные проекты. Одним из них является проект "Rivers of Life" ("Реки Жизни"), в котором, с марта 1998 года, принимают учащиеся нашей школы.
При работе с проектом "Реки Жизни" мы столкнулись с рядом проблем:

Не все проблемы мы смогли решить. Организацию работы учащихся в проекте взял на себя медиацентр школы. Выход в мировую глобальную сеть нам помог обеспечить Интернет - центр ПГУ. Один раз в неделю, в течение двух часов, учащиеся под руководством учителя имеют доступ к ресурсам Internet в классе открытого доступа Интернет - центра. Для методической поддержки работы в проекте городской центр развития образования (ГЦРО) организовал еженедельные семинары для учителей, занимающихся в проекте "Реки Жизни". На этих семинарах участники проекта делятся своим опытом и, таким образом, нарабатывается методика проведения занятий с учащимися в работе с проектом. В ГЦРО открыт класс с высокоскоростным доступом к Internet, где учителя и учащиеся могут работать с проектом, получая методическую поддержку от сотрудников центра.
Нерешенной проблемой в нашей школе осталось вовлечение учителей - предметников в работу с проектом. Здесь нужно не только постоянное разъяснение важности данной работы, но и моральная и материальная мотивация педагогов. А это уже управленческая проблема. В школах №26 и №100 нашего района, работающих в проекте "ГАРМОНИЯ", данная проблема частично снята. Там смогли заинтересовать учителей - предметников. Мы же смогли частично привлечь к работе учителя английского языка Менькову Лилию Сергеевну. Лилия Сергеевна очень помогла нам при создании творческой работы школьной группы Интернет. Творческая работа посвящена артефактам Пермского региона. Эта работа получила положительный отзыв от руководства проекта и размещена на сервере Центра Глобального Образования Окружающей среды (штат Минессота, США), наряду с другими материалами проекта.
Новым, быстро развивающимся, видом работы с учащимися по новым технологиям является создание школьных Web - страниц. В г. Москве уже более 40 школ имеют домашние страницы, в г. Перми - можно пересчитать по пальцам одной руки. Почему такая разница? Одной из проблем является отсутствие необходимой техники и программного обеспечения. Но недостаточно поставить в каждую школу по одному современному компьютеру с мощным модемом и необходимым программным обеспечением. Нужна хорошая устойчивая связь. По данным ПГУ и ПГТУ, уже около 40 школ имеет выход в Интернет по коммутируемым каналам. Многие из них жалуются на неустойчивую связь.
Домашняя страница нашей школы с сентября 1998 года располагалась на московском сервере www.chat.ru. Сначала на ней размещалась информация, предназначенная для помощи участникам проекта "Rivers of Life". Потом возникло желание размещать на этой странице творческие работы учащихся - участников проекта. И это явилось дополнительной мотивацией ученикам для активизации своей работы. Сейчас страница переросла в небольшой сайт, на котором размещается разнообразная информация о школе и ее педагогах. Сайт постоянно расширяется за счет добавления свежей информации.
31 марта страница переехала по новому адресу на сервер ЦРО, который организовал конкурс Web - страниц пермских школ и предоставил большое дисковое пространство для размещения информации о школе. О конкурсе Web - страниц и школьных электронных газет уже упоминала в своем докладе на пленарном заседании Марголина Татьяна Ивановна, председатель комитета по образованию и науке.
Многообразие форм работы в телекоммуникациях является дополнительным стимулом для развития обучения основам телекоммуникаций в школах.
Школьный медиацентр выпустил пробный номер газеты, используя текстовый процессор Microsoft Word. При создании газеты выяснилось, что эта работа отнимает много времени, и сотрудникам медиацентра не успеть работать во всех направлениях. Но был сделан и еще один вывод: для создания печатных газет можно использовать Microsoft Word, а для создания электронных версий лучше использовать язык HTML, но здесь требуется дополнительное программное обеспечение (Internet Explorer, Photoshop, CorelDraw и др.)
В январе этого года прошла открытая городская олимпиада по телекоммуникациям, организованная Интернет-центром ПГУ и университетским центром Информатика, в которой приняли участие учащиеся нашей школы. Хотелось бы, чтобы и в будущем проводились олимпиады по данному направлению.
Школьный медиацентр будет дальше развивать свою работу с использованием телекоммуникационных возможностей. Нами пока не исследованы такие области, как дистанционные олимпиады, дистанционное образование, разовые проекты-конкурсы. Для продуктивной работы в глобальных сетях рациональным решением было бы создание в каждом районе города сетевых компьютерных классов с высокоскоростным доступом к Internet. Кроме доступа к глобальным сетям, в эти классы надо поставить принтер, сканер и цифровой фотоаппарат, установить современное программное обеспечение для обработки текстовых и графических файлов. Принцип работы класса можно организовать по типу работы УПК (учебно-производственного комбината). Это позволит большему количеству учащихся приобщиться к "волшебному миру Internet", а учителя школ могут получить методическую поддержку использования всемирных глобальных сетей в образовательном процессе.
В докладах на пленарном заседании прозвучала информация о создании пермской единой образовательной сети. Хотелось бы, чтобы в ней были отражены возможности проведения проектной работы, и эту работу должна взять на себя высшая школа или городской комитет по образованию и науке.

© school136@pstu.ac.ru