Ссылка на главную страницу школы № 136 города Перми

Муниципальное общеобразовательное учереждение
"Средняя общеобразовательная школа № 136" города Перми

Начало ссылок на образовательное пространство мира.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР"
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PC1RUS.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

Методические рекомендации разработаны на основании "Региональной программы учебного курса "Основы информатики и вычислительной техники" для 8-9 классов общеобразовательных школ", г.Пермь, 1994 год [1]. Учащиеся школы имеют "Рабочую тетрадь учащегося "Основы информатики и вычислительной техники", г.Пермь, 1995 год [2]. На основании этой программы на тему "Компьютер рисует" отводится 4-5 часов, чего, естественно, недостаточно для открытия всех возможностей графического редактора. Но, за это время, желательно показать как можно больше возможностей программы. В последнее время ряд школ оснащены программно-аппаратным комплексом NET-Rt11 & DOS-Line(головная машина IBM + учебные машины УКНЦ), которая в значительной степени повышает технические возможности при обучении учащихся. Рекомендации разрабатывались при наличии данного комплекса. Для школ, не оснащенных таким комплексом, возможности будут несколько ниже и трудоемкие. Тема "Компьютер рисует" идет сразу же после темы "Компьютер пишет", поэтому учащиеся уже имеют представление о работе программы с ВЗУ, умеют набирать текст на клавиатуре, умеют работать с меню.

УРОК 1.

Тема: Создание графических изображений на ЭВМ.
Цель: Познакомить учащихся с представлением изображения в ЭВМ, кодированием изображения; познакомить с программно - реализованным средством создания графических изображений - графическим редактором PC1, его интерфейсом.
Наглядные пособия: Плакат N 1. Схема графической системы ЭВМ ( рис.7.1 на стр.67 [1] , стр.15 [2] ). Плакат N 2. Методическая схема исполнителя ( рис.6.1 на стр.48 [1], стр.16 [2]). Плакат N 3. Интерфейс PC1 (изображение экрана дисплея после загрузки PC1).
План:
  1. Используя плакат N 1, рассказать о представлении изображения в ЭВМ; ввести понятия видеопамяти, дисплейного процессора, графического адаптера и их назначении. Указать учащимся страницу 15 [2], где представлена схема плаката N 1.
  2. Используя плакат N 2, рассказать о назначении графического редактора, об аппаратных средствах, используемых при работе с изображением. Напомнить учащимся, что по аналогичной схеме начиналось изучение текстового редактора. Указать страницу 16 [2], где представлена схема плаката N 2. Дать название изучаемого графического редактора - PC1.
  3. Включить питание ученических компьютеров (до начала урока на головной машине должна быть запущена программа связи ученических мест с головной машиной net.bat).
  4. Предложить учащимся загрузить операционную систему в оперативную память ЭВМ. Пока происходит загрузка, показать учащимся команду загрузки графического редактора RUN NT3:PC1
  5. Предложить учащимся записать команду в тетрадь и загрузить программу PC1 в ОП ЭВМ.
  6. После загрузки программы в ОП ЭВМ, рассказать кратко об интерфейсе PC1, используя плакат N 3. На данном этапе достаточно ввести три понятия: верхнее меню, левое меню и рабочее поле.
  7. Показать учащимся команду удаления с экрана заставки - клавиша [ПРОБЕЛ]. Предложить учащимся записать команду в тетрадь и убрать заставку.
  8. Показать первоначальное положение курсора-стрелки. Рассказать о начале и направлении координатных осей. Показать клавишу включения/выключения изображения координат - клавиша [R].
  9. Предложить учащимся записать команду в тетрадь и включить изображение координат. Отметить, что часть рабочего поля занята под верхнее и левое меню (по оси OX от 0 до 48; по оси OY от 0 до 8).
  10. Рассказать о перемещении по рабочему полю. Показать клавиши перемещения курсора-стрелки по рабочему полю, включая использование клавиши [ТАБ].
  11. Предложить учащимся записать команды в тетрадь и переместить курсор-стрелку в правый нижний угол экрана, обращая внимание учащихся на изменение значений координат курсора.
  12. Дать понятие о разрешающей способности экрана (288*640). Ввести понятие пиксела.
  13. Предложить учащимся переместить курсор в первоначальное положение.
  14. Показать учащимся клавишу включения минилупы и рассказать о назначении минилупы.
  15. Предложить учащимся записать команду в тетрадь и включить минилупу. При включенной минилупе рассказать о данных ГР, пикселе, изображении, графической сетке, растровом дисплее. (Меню на экране дисплея - тоже изображение, состоящее из точек различного цвета).
  16. Предложить учащимся переместить курсор вниз, вдоль левого меню, обращая на изменение изображения в окне минилупы.
  17. Рассказать о назначении верхнего меню, показать клавиши выбора режимов верхнего меню, перемещение по меню.
  18. Предложить учащимся записать команды в тетрадь и выбрать режим File. Показать клавиши входа в меню команд ([ВК] или [ВНИЗ]), клавишу отказа от входа в меню команд и перехода на рабочее поле ([ПРОБЕЛ]).
  19. Предложить учащимся войти в меню команд режима File, выбрать команду Load Picture и нажать [ВК] для исполнения выбранной команды.
  20. Рассказать о перемещении по окну Load Picture. Дать, под запись, учащимся алгоритм чтения рисунка с ВЗУ.
  21. Предложить учащимся прочитать с ВЗУ заранее подготовленный файл.
Домашнее задание: страницы 14-16, конспект, вопросы 1,2,3,9,10,11,14 на страницах 16-17 [2].

УРОК 2.

Тема: Использование пиктограмм для создания графических изображений.
Цель: Познакомить учащихся с назначением левого меню. Научить учащихся навыкам работы с пиктограммами "КВАДРАТ", "ЛИНЕЙКА", "КАРАНДАШ", "КРУГ" для создания графических изображений.
Наглядные пособия: Плакат N 1. Плакат N 2. Плакат N 3. Плакат N 4 - универсальный алгоритм работы при создании изображения.
План:
  1. Провести фронтальный опрос по пройденному материалу, вопросы 1,2,3,9,10,11,14 на страницах 16-17 [2].
  2. Предложить учащимся загрузить ОС, запустить на исполнение программу PC1.
  3. Рассказать о назначении левого меню: меню пиктограмм, меню палитры цветов. Предложить учащимся записать в тетрадь определение пиктограммы и универсальный алгоритм работы при создании изображения.
  4. Показать клавишу выбора цвета из палитры цветов.
  5. Предложить учащимся записать команду в тетрадь и выбрать цвет N 8 (белый).
  6. Показать клавишу входа меню пиктограмм - <7> и предложить учащимся записать команду в тетрадь. Рассказать о перемещении по меню.
  7. Дать учащимся, под запись, алгоритм работы с пиктограммой "КВАДРАТ". (Алгоритм работы лучше записывать номерами пунктов из плаката N 4).
  8. А в качестве домашнего задания предложить учащимся в тетради записать алгоритм текстом. Обратить внимание учащихся на назначение левой "сигнальной лампочки".
  9. Предложить учащимся изобразить на экране два произвольных прямоугольника на разном уровне по оси OY. При работе использовать предложенный алгоритм.
  10. Указать учащимся на то, что по предложенному алгоритму можно работать с пиктограммами "ЛИНЕЙКА" и "КРУГ", за той лишь разницей, что в пункте выбор пиктограммы выбирается не "КВАДРАТ", а "ЛИНЕЙКА" или "КРУГ".
  11. Предложить учащимся включить минилупу, выбрать пиктограмму "ЛИНЕЙКА".
  12. Предложить учащимся установить курсор на левый верхний угол первого прямоугольника (ориентироваться по окну минилупы); включить начало работы "ЛИНЕЙКОЙ"; переместить курсор на левый верхний угол второго прямоугольника (ориентироваться по окну минилупы); зафиксировать линию.
  13. Предложить учащимся самостоятельно соединить линией оставшиеся три угла первого прямоугольника с соответствующими углами второго прямоугольника.
  14. Предложить учащимся включить координаты и выбрать пиктограмму "КРУГ".
  15. Предложить учащимся на произвольном свободном месте экрана включить начало работы пиктограммой "КРУГ", записать или запомнить координаты начальной точки.
  16. Предложить учащимся нарисовать и зафиксировать круг (или эллипс).
  17. Предложить учащимся переместить курсор на место начальной точки (координаты должны быть запомнены или записаны).
  18. Показать учащимся клавишу включения осей - [H].
  19. Предложить учащимся записать команду в тетрадь и включить оси. По изображению осей сделать вывод, где рисуется окружность относительно начальной точки.
  20. Показать алгоритм работы с пиктограммой "КАРАНДАШ", указав на сходство с алгоритмом работы с пиктограммой "КВАДРАТ". Обратить внимание учащихся на левую "сигнальную лампочку".
  21. Предложить учащимся нарисовать произвольную ломаную линию.
  22. Рассказать учащимся о сохранении рисунка на ВЗУ; указать команду Save Picture из режима File верхнего меню; напомнить алгоритм чтения файла.
  23. Предложить учащимся сохранить созданное изображение (как давать имя файлу было пройдено при изучении текстового редактора).
  24. Обобщить с учащимися проделанную работу на уроке, подробно остановившись на алгоритмах работы. Домашнее задание: Выучить алгоритмы работы с пиктограммами "КВАДРАТ", "ЛИНЕЙКА", "КРУГ", "КАРАНДАШ" и алгоритм работы с ВЗУ. Выписать на отдельный лист команды работы в графическом редакторе.
Домашнее задание: Выучить алгоритмы работы с пиктограммами "КВАДРАТ", "ЛИНЕЙКА", "КРУГ", "КАРАНДАШ" и алгоритм работы с ВЗУ. Выписать на отдельный лист команды работы с графическим редактором.

УРОК 3.

Тема: Использование узоров закраски для оформления рисунка.
Цель: Научить учащихся использовать пиктограммы, связанные с узорами закраски, для создания красочных изображений.
Наглядные пособия: Плакат N 3. Плакат N 4.
План:
  1. Проверить домашнее задание - отдельный лист с выписанными командами работы. Провести небольшой опрос по алгоритмам работы с пиктограммами.
  2. Предложить учащимся загрузить компьютеры ОС; загрузить программу PC1 в ОП ЭВМ; прочитать файл, записанный на предыдущем уроке.
  3. Предложить учащимся выполнить практическое задание: нарисовать окружность (или эллипс), а внутри него прямоугольник.
  4. Используя плакат N 3, рассказать о меню узоров закраски, о перелистывании листов с видами узоров закраски, о выборе узора закраски, об отображении узора закраски в "окне узоров закраски".
  5. Предложить учащимся практически просмотреть все четыре листа с узорами закраски, выбрать любой из них.
  6. Показать учащимся алгоритм работы с пиктограммой "ВАЛИК". Обратить внимание учащихся на клавишу останова закрашивания - [АР2].
  7. Предложить учащимся, используя алгоритм, закрасить область между кругом и прямоугольником. (Здесь может возникнуть ситуация, что не вся область закрасится. Следует обратить внимание учащихся на то, что есть узоры закраски, которые закрашивают толь ко по одной строке. А значит, надо переместить курсор вверх или вниз на несколько пикселей и снова нажать [ВК] - закрасится следующая строка. Таким образом можно закрасить всю выбранную область.)
  8. Дать учащимся алгоритм работы с пиктограммой "ЗАКРАШЕННЫЙ КВАДРАТ", указать сходство и различие с предыдущим алгоритмом.
  9. Предложить учащимся нарисовать закрашенный прямоугольник.
  10. Рассказать учащимся об установке фонового цвета, используя вид N 1 из меню узоров закраски.
  11. Предложить учащимся установить фоновый цвет.
  12. Рассказать учащимся о назначении пиктограмм "ЛАСТИК" и "КИСТЬ". Здесь обратить внимание учащихся на то, что принцип работы и пиктограммой "ЛАСТИК", и пиктограммой "КИСТЬ" одинаков. Показать алгоритмы работы с данными пиктограммами.
  13. Предложить учащимся стереть часть рисунка.
  14. Рассказать учащимся о выборе формы кисти, используя команду Brush Shape режима Tools верхнего меню.
  15. Предложить учащимся выбрать любую форму кисти и продолжить стирание изображения. 16. Рассказать о назначении пиктограммы "ПУЛЬВЕРИЗАТОР" и показать алгоритм работы с данным инструментом.
  16. Предложить учащимся "распылить" точки на экране.
  17. Рассказать учащимся о выборе размера распыления (команда Spray Size режима Tools) и выборе прямоугольного пульверизатора (команда Square Spray режима Modes).
  18. Предложить учащимся выбрать размер распыления и "распылить" точки несколькими нажатиями на клавишу <ВК>.
  19. Предложить учащимся выбрать прямоугольный пульверизатор и "распылить" точки несколькими нажатиями на клавишу <ВК>.
  20. Обобщить приемы работы с изученными пиктограммами.
  21. Сохранить изображение на ВЗУ.
Домашнее задание: Написать в тетради текстом алгоритмы работы с каждым инструментом.

УРОК 4.

Тема: Манипулирование изображением.
Цель: Научить учащихся навыкам работы при редактировании изображения и оформления рисунка текстом.
Наглядные пособия: Плакат N 3. Плакат N 4.
План:
  1. Проверить домашнее задание.
  2. Предложить учащимся загрузить компьютеры ОС, программой PC1; прочитать с ВЗУ файл, записанный на предыдущем уроке.
  3. Рассказать учащимся о назначении пиктограммы "ВЫРЕЗКА" и дать алгоритм работы с данной пиктограммой.
  4. Предложить учащимся вырезать произвольный фрагмент (не очень большой).
  5. Рассказать о назначении режима Edit верхнего меню.
  6. Предложить учащимся включить меню команд режима Edit, перед этим вспомнить как это делается.
  7. Предложить учащимся выполнить последовательно команды Invert, Flip, Mirror, Filter, Clear. В тетради записать вывод о назначении данных команд - все изменения будут отражаться в зафиксированном окне вырезки.
  8. Рассказать о назначении команд Invert, Flip, Mirror, Scale, Filter, Clear. Учащиеся в это время сравнивают свои выводы с правильными ответами. Обратить внимание на то что часть команд работает только с окном вырезки, а некоторые команды работают и с окном вырезки, и со всем экраном.
  9. Показать учащимся алгоритм работы с командой Scale.
  10. Предложить учащимся отключить режим "ВЫРЕЗКА" (нажав клавишу [АР2]).
  11. Рассказать о назначении режимов Copy и Move режима Modes, обратить внимание учащихся на отметку слева специальным знаком включенного режима. По умолчанию включен режим Copy.
  12. Предложить учащимся вырезать произвольный фрагмент и скопировать его несколько раз на новые места.
  13. Предложить учащимся включить режим Move и перенести несколько раз зафиксированный фрагмент.
  14. Предложить учащимся отключить режим "ВЫРЕЗКА".
  15. Рассказать о текстовом режиме графического редактора и дать алгоритм работы для написания текста. Обратить внимание учащихся, что набор текста и перемещение по экрану в текстовом режиме ГР напоминает работу в текстовом редакторе WRITER.
  16. Предложить учащимся, используя текстовой режим (пиктограмма "ТЕКСТ"), написать и зафиксировать на экране свою фамилию и имя.
  17. Рассказать о назначении режима Style и предложить учащимся выбрать формат шрифта Italic.
  18. Предложить учащимся переместить курсор на другое место и написать название школы выбранным форматом шрифта.
  19. Обобщить работу с пиктограммами "ВЫРЕЗКА" и "ТЕКСТ".
Домашнее задание: Нарисовать на бумаге новогоднюю открытку, на которой должны обязательно присутствовать снеговик, избушка на "курьих ножках", падающий снег и поздравление с Новым годом. Нарисованную дома картинку, на следующем уроке будем рисовать на компьютере. Поэтому нужно составить примерный алгоритм создания изображения.

УРОК 5.

Тема: Зачетный урок по практическому применению графического редактора.
Цель: Проверить умение учащихся применять полученные знания и навыки при создании графических изображений.
План:
  1. Предложить учащимся загрузить компьютеры ОС, программой PC1.
  2. Рассказать о назначении пиктограммы "ЛУПА" и показать алгоритм работы с данной пиктограммой.
  3. Предложить учащимся нарисовать небольшую снежинку (лучше под диктовку учителя - будет быстрее).
  4. По составленному дома алгоритму нарисовать новогоднюю открытку и, в конце урока, сохранить ее на ВЗУ.
  5. Подвести итоги, отметить лучшие работы.
Примечание: Практическую часть при изучении редактора лучше оформить лабораторными работами. Это позволит плодотворнее пройти изучаемый материал, и учащиеся будут иметь возможность работать по мере своих накопленных знаний и возможностей.

© school136@pstu.ac.ru