Средняя школа 136 г.Перми

Опыт использования телекоммуникационных технологий в образовательном процессе школы

Начало ссылок на образовательное пространство мира.

Городская конференция «Проблемы информатизации образования на уровне района», 6-8 апреля 2000 г.
Секция "НИТ в учебном процессе, подготовка и переподготовка кадров.

Конференция проходила на базе Мотовилихинского района г. Перми.

Опыт использования телекоммуникационных технологий в образовательном процессе школы. Самосушев В.Л., учитель информатики, руководитель школьной информационной службы, средняя школа № 136, г. Пермь.
Анализируется ситуация использования телекоммуникаций в школах города и области. Обсуждаются вопросы использования телекоммуникационных технологий в школе.
Развитие компьютерных телекоммуникаций не обошло стороной и школьный образовательный процесс. Десятки школ города и области включились в работу по освоению новых информационных технологий. Каждая школа пошла по своему пути. Одна часть школ (в основном, обладатели грантов "Проекта ГАРМОНИЯ") -- работают по программе "Школьного сектора" ассоциации РЕЛАРН, основным направлением которой является проектная работа. Другая часть школ участвует в дистанционных олимпиадах и конкурсах, проводимых центром дистанционного образования "ЭЙДОС". Третья часть занимается в ежегодном международном весеннем проекте Rivers of Life. Четвертые создают школьные Web-сайты, пятые - электронные газеты. Некоторые школы принимают участие в нескольких направлениях. Результаты работы пермских школ размещены на официальных различных серверах.
Наша школа уже три года использует телекоммуникационные технологии в образовательном процессе. Начинали мы работу в международном образовательном проекте Rivers of Life (РЕКИ ЖИЗНИ), в котором работаем уже третий год. Творческие работы группы учащихся размещены на сервере Центра экологического образования окружающей среды университета Хемлайн, США.
Второй путь, который мы осваиваем в Сети - это пердставление школьной жизни на школьном сайте http://samosvl.chat.ru. Зеркало страницы расположено на сервере городского центра развития образования http://ced.perm.ru/schools/web/school136/index.htm
Школьный Web-сайт принял участие в нескольких конкурсах и был положительно принят "сообществом мира Интернет". Наш сайт - дипломант первого городского конкурса школьных Web-страниц 1999 года, лауреат II открытого московского конкурса "Школьные Web-страницы 99", призер журнала "Компьютер в школе" (смотри № 8(12) 1999), номинант конкурса "Национальная Интел Интернет Премия" в номинации "Сайт для детей и молодежи" 2000 года.
Я не приемлю взгляд учителей, которые хотят создать свою школьную страницу с большим объемом графики и уже полностью наполненную информацией, а лишь затем размещать ее в сети Интернет.
На нашей странице графики практически нет. Создавалавсь страница как практическое руководство для группы учащихся, работающих в проекте "Реки Жизни". Сейчас это большой сайт, содержащий более 100 текстовых страниц.
Причинами успехов своего сайта считаю его динамичность и информационную насыщенность.
Заходите - смотрите.
Третье направление деятельности школьного медиацентра - участие в конкурсе "Дистанционный учитель России года 1999". В рамках дистанционного конкурса я и мои ученики приняли участие в дистанционных уроках, проведенных учителями из Карелии, Владивостока, Санкт-Петербурга и Омска. Я, в свою очередь, дал урок одновременно ученикам г. Костомукша (республика Карелия) и г. Зеленогороска Красноярского края. Тема моего урока "Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными". Урок победителя конкурса Соцкова Андрея Владимировича по истории своего рода и составлении родословного герба с учащимися школы № 136 признан лучшим. Мой резульатат - второе место.
В этом году Центр "Эйдос"(www.eidos.ru) уже объявил опроведении конкурса "Дистанционный учитель России года 2000".
Я знаю, что в нашеи городе есть учителя, которые могут принять участие в этом конкурсе и оказаться достойными конкурентами других участников конкурса.
Большую работу в развитии телекоммуникаций в г. Перми проводит Центр развития образования (ЦРО); организованные им конкурсы школьных Web-страниц и электронных газет дали толчок некоторым школам для освоения телекоммуникаций. Поддержка и координация работы школ Центром над образовательным проектом Rivers of Life на начальном этапе позволили части школ выйти на международный уровень использования телекоммуникаций. Предоставление рабочих мест и компьютерного времени для работы в сети Интернет на базе класса городского Дворца творчества юных позволяет школам, не имеющим соответствующей технической базы, приобщиться к современным телекоммуникационным технологиям. Созданный ЦРО "Компьютерный клуб" также имеет положительный результат в развитии телекоммуникаций.
Но всего этого явно недостаточно. Главным недостатком использования телекоммуникационных технологий в школьном образовательном процессе я считаю недостаточную координацию работы школ со стороны районных, городских и областных образовательных управляющих органов (РУО, ГКОН, Департамент образования). Наступило время для создания официального образовательного сервера Пермской области, отражающего работу школ. Ряд регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.) уже имеют сервера, объединяющие школы в единую компьютерную сеть. Существующая страничка в Интернете, посвященная школьному образованию Пермской области, очень невзрачна и имеет скудную информацию, не отражающую реальную работу школ. Хорошим примером может служить создание образовательного сервера Орджоникидзевским РУО г. Перми.
Опыт работы с телекоммуникационными технологиями показывает, что данная работа может вестись в школе как дополнительное образования на факультативных и кружковых занятиях. Включение телекоммуникационных технологий непосредственно в учебном процессе на предметных уроках возможно, но требует очень серьезной подготовки к уроку, специальной методики и, естественно, соответствующей материальной базы.
Изучение телекоммуникационных технологий на факультативных занятиях возможно в школе с любой материальной базой; здесь, главное, заинтересованность и подготовка педагога. Исходя из существующего экономического положения школ, считаю, что в каждой школе иметь компьютерный класс с выходом в Интернет на данном этапе неэкономично. Я для работы использую материальную базу Интернет-центра при ПГУ и класс ГДТЮ, -- хочется выразить им благодарность за предоставленную возможность общения с миром через сеть Интернет. Сейчас неплохо было бы в каждом районе иметь один компьютерный Интернет-класс с допуском (по определенному расписанию) школ для работы в Сети. В Интернет классе желательно иметь следующие технические средства: 12 компьютеров, соединенных в локальную сеть и имеющую выход в глобальную сеть Интернет; сканер и цифровой фотоаппарат, принтер и ксерокс.
Чтобы добиться результатов работы, надо начать работу, участвовать во всевозможных конкурсах и олимпиадах. В каждой школе очень много умных, творческих учителей и учеников. Надо пробовать. Сейчас мы опять находимся в творческом поиске - на базе 10 "Б" класса создали класс расширенного изучения компьютерных информационных технологий. По окончании учебного года мы проведем анализ нашей работы, выявим "узкие места", отберем на будущее положительные моменты. Только в поиске может родится новое.
© school136@pstu.ac.ru